От $5 млрд до $6,5 млрд – в такую сумму, по оценкам разных экспертов, обошлись экономике Калифорнии забастовки Гильдии сценаристов (WGA) и Гильдии актеров США (SAG-AFTRA), которые продолжались более полугода.
Сценаристы начали бастовать 2 мая 2023-го, а закончили 27 сентября. Актеры присоединились к стачке 14 июля, а завершили ее только в прошлый четверг, 9 ноября. Это была первая забастовка актеров за последние 43 года и первая совместная забастовка актеров и сценаристов за последние 63 года.
То, насколько за это время все соскучились по работе, наглядно иллюстрирует случай, о котором журналу People рассказал актер Дэвид Харбор: по его словам, звонок относительно старта съемок последнего сезона «Очень странных дел» – одного из суперхитов Netflix – он получил уже через 10 минут после твита SAG-AFTRA об окончании забастовки.
А актер Тимоти Шаламе через два дня после прекращения забастовки стал хостом Saturday Night Live. «Мы возвращаемся в удивительный мир, где актеры снова могут рассказывать о своих проектах», – сказал он в начале шоу. И дальше не просто рассказал, а спел. Накопленные за время забастовки эмоции актер выплеснул в музыкальном номере на мотив Pure Imagination из фильма 1971 года «Чарли и шоколадная фабрика». Приквелом именно к этой ленте станет «Вонка» (в украинском прокате с 14 декабря) – новый фильм с Шаламе, который актер песней пропиарил на SNL, а заодно спел и о второй «Дюне», выход которой из-за забастовки был перенесен с декабря 2023 года на март-2024.
Но если для актеров-звезд уровня Харбора и Шаламе или для известных сценаристов забастовка в целом оказалась просто неприятным перерывом в работе, то для их рядовых коллег – а заодно и огромного количества людей, задействованных в съемочных командах, – она стала настоящей финансовой катастрофой. Ведь, как говорится, пока толстый похудеет, худой умрет.
Еще в июле представитель Альянса продюсеров кино и телевидения (AMPTP) – второй стороны большого голливудского противостояния – анонимно признался изданию Deadline, что «игра состоит в том, чтобы все затянулось, пока члены профсоюза не начнут терять свои квартиры и дома». По оценкам студий и AMPTP, этот момент должен был наступить в октябре. Но вероятно, получилось не так, как думалось. По крайней мере не совсем так.
Едва ли не единственным среди известных людей, кто публично признался в финансовых сложностях, был актер, лауреат премии «Эмми» Билли Портер, который рассказал Evening Standard, что из-за забастовки вынужден был продать собственный дом. «Жизнь актера, пока ты не заработаешь чертовых денег (которых я еще не заработал!) – это жизнь от чека к чеку, – объяснил Билли. – Поэтому человеку, который сказал: «Мы будем морить их голодом, пока они не продадут свои квартиры», я говорю – вы уже уморили голодом меня».
Гендерно нейтральная фея-крестная из «Золушки» (2021) могла наколдовать буквально из воздуха и платье, и карету, а при необходимости, вероятно, и дом. К сожалению, исполнитель этой роли Билли Портер вовсе не имеет таких способностей в реальной жизни
45 тыс. рабочих мест – столько, по данным Бюро статистики труда США (The US Bureau of Labor Statistics), потеряла американская киноиндустрия с мая по август этого года включительно. И о подавляющем большинстве из тысяч и тысяч людей, стоящих за этими рабочими местами, в прессе никто не напишет, потому что их, обычных членов съемочных команд, никто не знает.
Одни из немногих, кто осветил этот печальный аспект стачек, – агентство Reuters. «Ассистент продюсера из Торонто из-за забастовок в Голливуде потерял доход, остался без жилья и в конце концов жил в собственном авто. Нью-йоркский декоратор на фоне стресса спился. Помощник режиссера из Нью-Мексико впал в глубокую депрессию и покончил с собой. Они были среди сотен тысяч работников американских и канадских кино- и телекомпаний, оставшихся без работы на срок до 10 месяцев из-за стачек, которые были объявлены актерами и сценаристами и привели в конечном итоге к выселениям и распаду семей», – пишет обозреватель агентства. В комментарии Reuters Дженнифер Хорхе, глава социальных служб Фонда кино и телевидения (MPTF) рассказала, что каждую неделю ее команда принимала сотни звонков от работников киноиндустрии с просьбами о помощи, и многие из этих людей говорили о самоубийстве. «Когда кто-то изо всех сил пытается внести ежемесячный платеж, когда его машину конфискуют, когда ему грозит выселение, когда у него нет пищи для себя или своих детей, – это вызывает сильный психологический стресс», – отметила Хорхе, и с этим не поспоришь. MPTF предоставил работникам киноиндустрии помощь на сумму около $3,75 млн. Аналогичная по функционалу канадская благотворительная организация AFC в какой-то момент просто прекратила прием новых заявок на помощь после того, как ее завалили просьбами. Фонд Entertainment Community Fund распределил между киношниками гранты на сумму более $11,2 млн – преимущественно среди жителей Калифорнии, Нью-Йорка и Атланты.
«Актеры и сценаристы получили большую огласку, а члены съемочных групп – это сопутствующие потери забастовок», – резюмирует Лори Рубинштейн, исполнительный директор благотворительного центра по вопросам ментального здоровья Behind the Scenes.
Но в конце концов чего со всеми этими сопутствующими потерями добились Гильдии сценаристов и актеров и какие последствия это будет иметь для индустрии в целом? Разберемся в вопросах и ответах.
Что получили сценаристы?
В первую очередь новые условия сотрудничества повышают минимальную ставку гонорара за написание сценария: в течение ближайших трех лет в целом на 12,5% (этот пункт, конечно, не касается сценаристов-звезд, которые за «минималку» не работают, но очень важен для их незвездных коллег). Также изменился график платежей: теперь половину гонорара будут выплачивать сразу после начала работы над сценарием, четверть – через девять недель, и остальное – после окончания.
Еще из нововведений – право на написание второго драфта: его получат сценаристы, работающие не более чем за 200% минимальной ставки. Это условие должно дать сценаристам больше контроля и прекратить практику бесконечных неоплачиваемых правок.
Также произошли изменения в сторону увеличения отчислений студий за сценаристов в пенсионные фонды и фонды страхования – в том числе медицинского.
Самые интересные изменения касаются телепроизводства и производства для стримеров. В частности, повышены еженедельные ставки для телевизионных сценаристов и редакторов сериалов, а еще утвержден минимальный состав сценарных комнат, чтобы их участники не перерабатывали. Теперь минимальный состав группы разработки – трое сценаристов. Если студия одобряет дальнейшее производство проекта, она обязана нанять минимум трех сценаристов для сериала не дольше шести эпизодов, минимум пять – для проекта от семи до 12 эпизодов, и шесть – для проекта, в котором более 13 эпизодов. Также авторы получили гарантированные десять оплачиваемых недель на проектах, ожидающих зеленый свет от студий, и не менее 20 недель – после подтверждения производства.
Кадр из фильма «Трамбо» – байопика о выдающемся американском сценаристе Далтоне Трамбо, который, как и многие его коллеги, подвергся преследованиям во времена маккартизма и, чтобы выжить, был вынужден тайно писать под псевдонимом
А главное – профсоюз «дожал» стримеров по поводу авторских отчислений. Теперь гонорар за произведения для стриминг-платформ длиннее 96 минут с бюджетом свыше $30 млн повышается на 18%, а авторские отчисления за них – на четверть. Фактически это приравнивает высокобюджетные фильмы, снятые для стримеров, – вроде «Ирландца» Мартина Скорсезе или недавнего «Убийцы» Дэвида Финчера для Netflix – к фильмам для кинотеатрального проката.
Также сценаристы добились повышения авторских отчислений за международный стриминг и заставили стримеров делать то, что те в целом, за редкими исключениями, категорически отказывались делать для кого-либо еще, а именно делиться реальными данными о просмотрах. Теперь, если в первые 90 дней после появления произведения на платформе его просмотрели более 20% подписчиков стримингового сервиса, сценарист получит бонус. И стримеры обязаны предоставлять WGA информацию о количестве просмотренных часов контента, написанного членами гильдии (а представители WGA в свою очередь подписывают соответствующий документ о неразглашении).
Кроме студий и платформ сценаристы взяли верх и над искусственным интеллектом – по крайней мере временно. Теперь ИИ не будет считаться сценаристом, а написанный им текст – литературным материалом или источником для литературного произведения. Кроме того, WGA оставила за собой право настаивать на том, чтобы материал, написанный сценаристами-людьми, не использовался для тренировки писательских навыков нейросетей. Впрочем, на практике этот пункт – все же скорее декларация намерений, а не реальная победа сценаристов, поскольку после выплаты авторского гонорара права на сценарий принадлежат студии, каналу, стриминг-сервису и т. д., и те вполне законно могут делать с этим сценарием все, что захотят. В свою очередь по новому соглашению сценарист при желании может использовать ИИ в своей работе, но обязан предупредить об этом студию, однако заставлять сценаристов прибегать к услугам ИИ запрещено.
Что получили актеры?
Вопрос ИИ также был одним из основных камней преткновения в противостоянии студий и актеров. И тут вроде бы также победа человека над бездушной машиной, впрочем – победа неуверенная и такая, что на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем ответов.
Одним из основных опасений SAG-AFTRA было то, что вскоре экран могут заполонить «чудовища Франкенштейна», слепленные ИИ из тел и лиц реальных актеров. Но теперь этого нельзя будет делать без согласия: «Если вы используете улыбку Брэда Питта и глаза Дженнифер Энистон, то должны получить согласие обоих», – прокомментировал Дункан Кребтри-Айрланд, главный переговорщик от SAG-AFTRA.
Также нельзя «оживлять» умерших актеров без согласия их наследников. По законодательству Калифорнии наследники могут контролировать использование имен и образов актеров в течение 70 лет после их смерти. Впрочем, эта норма касается рекламных проявлений, но не затрагивает художественные произведения – такие как фильмы или телешоу. То есть можно, например, снимать байопик, где актер играет известного человека без согласия наследников этого человека. Но с появлением искусственного интеллекта теоретически можно было бы снять совершенно новый фильм с цифровой копией умершей знаменитости без согласия наследников, однако новая норма соглашения со студиями исключает такую возможность.
SAG-AFTRA также стремилась ограничить согласие на использование искусственного интеллекта для работы с образом актера одним проектом. То есть Харрисон Форд мог бы согласиться на «самовоспроизведение» средствами ИИ в конкретном фильме серии «Индиана Джонс», но при этом его образ нельзя было бы воспроизводить бесконечно в новых лентах франшизы: каждый случай потребовал бы отдельного утверждения. По окончательному соглашению согласие на такое использование ИИ может охватывать более одного проекта, но это должно быть прописано в контракте.
Также гильдия и студии долго спорили по поводу «тиражирования» актеров массовки средствами ИИ – например, для массовых батальных сцен. И здесь победа скорее осталась за студиями, ведь согласно «Исключениям из соглашения» не нужно получать согласие исполнителей, если использование искусственного интеллекта предназначено для «постпродакшен-изменений, редактирования, аранжировки, смены аранжировки, просмотра или манипулирования фотографиями и/или звуком с косметическими целями, с целью изменения гардероба, уменьшения шума, изменений времени или скорости, обеспечения непрерывности, высоты или тона, четкости, добавления визуальных/звуковых эффектов или фильтров, корректировки диалога, рассказа или других подобных целей». А также «при любых обстоятельствах, когда тиражирование или использование дубликата разрешено в соответствии с Кодифицированным базовым соглашением или Телевизионным соглашением». Такая размытая формулировка, оставляющая больше вопросов, чем ответов, очевидно дает большое поле для маневров на постпродакшене.
Но конечно, только вопросами ИИ соглашение SAG-AFTRA по AMPTP на 128 страниц не ограничивается (при желании с опубликованными в ночь на 13 ноября 18 страницами резюме соглашения в оригинале можно ознакомиться здесь). Среди прочего еще возросли выплаты в пенсионный фонд, выплаты за повторные показы и т. д. Так же как и сценаристы, актеры добились повышения минимального гонорара. Уже с 9 ноября он вырос на 7%, еще на 4% вырастет 1 июля 2024-го, а через год будут добавлены еще 3,5% (для актеров массовки 11%, 4% и 3,5% соответственно).
Как и сценаристы, актеры хотели выплат за показы на стриминг-сервисах. И в общем-то, их получили, но по другой схеме, чем WAG. Здесь также речь идет только об успешных проектах: те, которые за первые 90 дней каждого года показа посмотрело более 20% пользователей платформы. За такие проекты актеры будут получать бонус, но в схеме его начисления и выплаты без американских бухгалтеров и юристов не разобраться: однозначно понятно лишь то, что 75% полученного от стримера бонуса будет идти напрямую актерам, задействованным в проекте, а остальные будут направлены в специально созданный фонд.
Как возвращение Голливуда к работе повлияет на европейскую индустрию?
Этим вопросом задалось издание Variety – и дало на него ответ, сделав обзор возобновления американских съемок в Европе. В первую очередь издание обратило внимание на Францию, где уже 15 января будут возобновлены съемки четвертого сезона популярного сериала Netflix «Эмили в Париже», а затем для сериала также задействуют Италию.
Кстати, именно в Париже в июле-августе состоятся летние Олимпийские игры – 2024, и до них все те, кому нужны локации французской столицы, постараются успеть все снять. «Перед Олимпиадой будет большой наплыв производства, нас ждут очень насыщенные восемь месяцев до июня, – комментирует Variety Рафаэль Бенольель из Firstep, линейный продюсер, в частности работающий над «Эмили в Париже». – Это похоже на ситуацию, которая была после окончания пандемии, и эта активность – признак здоровой индустрии». С продюсером согласен представитель парижской фильм-комиссии Mission Cinéma Мишель Гомез: «Перед Олимпийскими играми в Париже будут сниматься 40 крупных проектов», – рассказал он, добавив, что такие достопримечательности, как Версаль и Лувр, уже забронированы под завязку, «поскольку снимается все больше и больше исторических фильмов и сериалов».
Кадр из сериала «Эмили в Париже»
Рядом с Францией – на Мальте – Ридли Скотт возобновит съемки «Гладиатора-2». А настоящий продакшен-бум ждет Италию, привлекающую съемочные команды не только своими видами, но и кэш-рибейтами до 40%, и также Венгрию, давно уже ставшую одним из главных европейских производственных хабов для Голливуда.
Однако, хотя забастовки закончены, это не означает, что все производства смогут сразу возобновиться: особенно происходящие при участии независимых продюсеров и компаний, а не крупных студий. «Во время забастовки было невозможно вести переговоры с талантами, и сейчас мы предполагаем, что актеры, которые так долго не могли работать, предпочтут наиболее прибыльные проекты или вернутся к работе в отложенных сериалах, – объяснил Variety французский продюсер Шарль Жилибер. – Так что 2024 год будет напряженным».
Кроме того, есть еще аспект сезона наград, который в комментарии изданию акцентировал анонимный специалист индустрии, отметив, что «актерам в ближайшие месяцы придется выбирать – вести кампанию за награды или возвращаться к работе».
Когда ждать отложенных проектов?
Конечно, список далеко не полный, но уже известны новые даты по некоторым заметным блокбастерам и сериалам. Так, например, третий «Дэдпул» выйдет 26 июля 2024-го вместо ранее анонсированного 3 мая. «Капитан Америка: Новый мировой порядок» сдвинулся более существенно: с июля-2024 на 14 февраля 2025-го. А «Веном-3» выйдет 8 ноября 2024-го – вместо ранее анонсированного 12 июля.
Перезапуск «Блэйда» с Махерешалой Али, а также новый «антисупергеройский» фильм Marvel «Громовержцы» также сдвинулись на 2025 год вместо 2024-го: съемки обоих проектов должны были начаться еще этим летом, но из-за забастовки не были готовы сценарии.
Что касается сериалов, то здесь тоже придется подождать. Например, второй сезон суперхита HBO «Последние из нас» выйдет не раньше 2025 года. Но зато второй сезон «Дома драконов» можно будет увидеть уже летом 2024-го: это стало возможным потому, что здесь успели дописать сценарии еще до начала забастовок, а задействованные в проекте актеры – британцы, а не американцы.
Первый твит Райана Рейнольдса – исполнителя роли Дэдпула – после завершения забастовки