Удивительный парад украинских кинотеатральных премьер продолжается: на прошлой неделе в национальном прокате стартовал мистический триллер «Еґреґор», созданный компанией Solar Media Entertainment в копродукции со США и Польшей. События ленты Станислава Капралова происходят в Нью-Йорке, Варшаве, Львове и Киеве (собственно в этих городах фильм и снимали), а сюжет сконцентрирован на загадочном убийстве, связанном с деятельностью тайного ордена. Создатели обещают насыщенный сюжет, динамичные сцены и напряжение до последней минуты. Впрочем, история создания «Еґреґора» еще более интересная и захватывающая, чем его сюжет.
В далеком 2014 году работать над идеей фильма начал другой режиссер – Любомир Левицкий. В 2016-м вышел первый тизер, а в 2017-м проект, позиционировавшийся как украинский ответ «Коду да Винчи», победил на Девятом конкурсе Госкино и получил 22 млн грн господдержки.
Съемки стартовали в том же 2017-м, и была снята уже 1/3 будущего фильма, как вдруг все остановилось. Тогда разобраться в причинах не представлялось возможным: сначала говорили о недостатке средств, потом – о проблемах с графиком Левицкого, который чуть ли не параллельно должен был работать над другой лентой. И лишь сейчас выяснилось, что в 2017 году умер один из израильских копродюсеров, обеспечивавший 30% финансирования. А Любомир Левицкий покинул режиссерское кресло по семейным обстоятельствам.
Опытного и ориентированного на Голливуд Левицкого в проекте заменил менее опытный, но не менее амбициозный Станислав Капралов. Почему режиссеру с одним полнометражным фильмом в портфолио доверили ленту, на которую очевидно делались большие ставки, продюсер Сергей Лавренюк объясняет просто: «Когда-то я был членом жюри короткого метра кинофестиваля «Молодість» и увидел ленту Станислава Sui Caedere («Місто самовбивць»). Это был нуарный триллер, и мне понравился его стиль. Потом мы сделали фильм Let it snow («Пік страху») и продали его одному из крупнейших дистрибуторов, компании Lionsgate. Мне понравилось работать со Станиславом».
По словам продюсера, ничего из того, что снял Любомир Левицкий, не вошло в финальный монтаж ленты. Сценарий Левицкого лег в основу новой версии «Еґреґора», но претерпел глубокие изменения. Поэтому режиссер значится в проекте как автор идеи и сосценарист. Кроме него над сценарием работал Сергей Касторных, бывший в проекте с самого начала, а также американский актер Омри Роуз – исполнитель главной роли.
На этапе Левицкого в фильме должна была быть задействована немецкая актриса Франциска Петри, да и копродукционная конфигурация в какой-то момент изменилась: если автор идеи был настроен искать голливудских партнеров, то продюсер считал историю европейской (копродюсерами на тот момент заявлялись Великобритания и Германия)
Финальный бюджет картины, которую снимал Станислав Капралов, составил $1,6 млн: 11% покрыла польская компания Bow And Axe, 25% – американская FishCorb Films. Кроме того, фильм поддержал Польский институт кинематографии. Все же потраченные деньги (вместе со съемками Любомира Левицкого) лучше не считать: как шутит Лавренюк, чтобы не разочаровываться.
В целом у производства фильма были две глобальные остановки: уже упомянутая, в 2017 году, из-за замены режиссера и потери копродюсера, а впоследствии возникли задержки, связанные с ковидом. Впрочем, в 2021-м ленту все же закончили и показали на кинофестивале «Молодість».
Станислав Капралов, для которого «Еґреґор» стал второй полнометражной картиной и при этом вторым международным проектом, вспоминает, что работа над фильмом сильно отличалась от работы над его полнометражным дебютом. «Пік страху» – как первый ребенок, – вспоминает режиссер. – Поскольку это был первый полнометражный фильм, многое было сделано вслепую, интуитивно. «Пік страху» можно назвать семейным фильмом, так как он снимался очень специфически: это были стопроцентно частные деньги, и мы экономили».
Исходя из этого, съемочная команда дебютной ленты была очень маленькой – менее 20 человек, и большинство составляли знакомые режиссера, с которыми он работал на других проектах.
В этом плане «Еґреґор» – полная противоположность «Піку страху»: большой проект с локациями и командами в разных странах. Учитывая масштаб проекта, нельзя назвать бюджет слишком большим, оттого сценарий, по словам Капралова, был хорошо адаптирован под бюджет, новых актеров и текущие реалии. Благодаря этому моментов, когда приходилось отказываться от замысла за неимением средств, не возникало.
А вот с Любомиром Левицким Капралов не общался и не консультировался во время съемок «Еґреґора». «Я вообще не очень понимаю, как два разных режиссера, с разным видением могут сотрудничать, – признается Станислав. – Уверен, что у Любомира Левицкого был свой подход, свое видение, своя стилистика. Так же и у меня. Это нужно быть братьями Коэнами, чтобы вместе что-нибудь снимать».
Если по замыслу Левицкого «Еґреґор» должен был стать украинским ответом «Коду да Винчи», то Капралов называет референсами к своей версии проекта классические триллеры начала 2000-х, где есть «нуарность, замкнутость и красивые локации».
На этапе планирования рассматривались многие страны для съемок: это и Франция, и Израиль, и Канада. Но в результате «Еґреґор» снимался в США, Польше и Украине. «В каких странах ты нашел копродюсеров – в таких и происходят события», – констатирует Сергей Лавренюк.
Конечно, в Нью-Йорке работали недолго – два-три дня. Там были сняты общие кадры небольшой группой. «Если собирать такую же команду, как в Украине, можно потратить весь бюджет», – шутит режиссер. В Варшаве съемки были масштабнее, и Капралову очень понравилось работать с польскими киношниками. С некоторыми из них режиссер до сих пор общается и встречался в прошлом году, когда снимал несколько патриотических роликов в Варшаве.
Украинскими локациями картины стали Львов и Киев, причем в столицу Даниэля Ольбрыхского и Анджея Зелинского пришлось буквально заманивать. Лавренюк вспоминает, что польские актеры согласились приехать во Львов, но не очень хотели ехать в Киев в разгар пандемии. Поэтому продюсер прибегнул к хитрости: «Когда отсняли львовский блок, мы сказали, что не удалось договориться с определенными локациями во Львове – и нужно отснять их в Киеве. Так актеры были вынуждены приехать в столицу. Но в конечном итоге они поблагодарили нас за возможность еще раз увидеть город. Мы им Межигорье даже показали».
Кроме польских топ-звезд в украинской ленте могли сыграть и мировые: например, Сергей Лавренюк лично встречался с Мадсом Миккельсеном и его агентом в Каннах, где вел переговоры об участии актера в одной из главных ролей. Даже гонорар уже утвердили – $500 тыс. Другая звезда, которую могли увидеть украинские зрители, – панк-легенда Игги Поп. Его лучший друг какое-то время был одним из копродюсеров фильма. Однако где-то не совпали графики съемок, где-то разошлись с продюсерами, оттого сотрудничество с этими звездами так и осталось планами.
Главную же мужскую роль в «Еґреґорі» получил американский актер Омри Роуз, известный у нас разве что небольшой работой в «Лиге справедливости» Зака Снайдера. Станислав Капралов сотрудничал с ним еще на фильме «Пік страху» (были сосценаристами) и вообще отзывается о коллеге очень тепло: «Омри прекрасен и как человек, и как актер. Он ответственный. У него очень классный подход и очень интересный типаж. По-моему, он сделал все, что мог».
Капралов и Роуз продолжают общение до сих пор. Например, в начале полномасштабной войны, когда режиссер снимал контрпропагандистские ролики, Омри помогал переводить и озвучивать эти видео на английском, чтобы распространить на иностранную аудиторию. «Он начитывал своим голосом сюжеты, ролики, помогал с английским языком, чтобы все звучало правильно. И потом мы эти материалы отправляли в топовые издания вроде The Washington Post, The New York Times, The Times. У нас отличные дружеские отношения, и я бы с радостью с ним сотрудничал, – признается Капралов. – Омри – очень разносторонний человек. Он может не только играть и писать, но имеет и продюсерские качества. Талантливый человек талантлив во всем».
Кстати, о языке. «Еґреґор» снимали сразу на английском (на этапе Левицкого тоже). Одна из причин такого решения – исполнение основных ролей актерами из США и Польши. Еще одна заключается в очевидном: потенциал англоязычной ленты за границей гораздо больше.
Итак, премьера состоялась в 2021 году на КМКФ «Молодість», и с того момента фильм лежал на полке – ждал своего часа. Сначала национальный прокат был запланирован на март 2022-го, что не произошло по очевидным причинам. Затем создатели ждали конца года, а потом решили, что апрель 2023-го – лучшее время для выхода картины, ведь теперь почти еженедельно выходят украинские релизы, отложенные с прошлого года, и зритель готов смотреть свое кино.
Кроме того, и режиссер, и продюсер отмечают, что сейчас лента приобрела новый смысл и стала еще более актуальной (никаких изменений с 2021-го не вносилось, разве что были доработки из постпродакшена). Капралов отмечает, что в фильме были эпизоды, казавшиеся ему маловероятными. Речь идет о том, что именно в Украине происходят события, которые повлияют на будущее всего мира. Сегодня же мы видим это прямо у себя за окнами.
«По сюжету Украина была в центре мира. Условно говоря, именно здесь решались проблемы будущего. И это выглядело интересно, но мне казалось слишком пафосным. А сейчас это смотрится абсолютно логично. Я недавно пересмотрел фильм впервые за два года. И нашел ответы на все моменты, которые тогда были под вопросом», – говорит режиссер.
Что же касается кинопрокатных ожиданий, то Сергей Лавренюк уверен в потенциале: по его словам, мистический триллер является одним из самых популярных жанров прокатного коммерческого кино. А «Еґреґор» сделан еще и в нуарном тоне, с использованием скандинавской стилистики. Такое, по мнению продюсера, должно заинтересовать зрителя. Он не отрицает, что коммерческое кино в Украине недостаточно развито, однако именно оно нужно для развития индустрии. «Коммерческое кино оживляет и вливает новую кровь в кино, в кинопроизводство, – говорит Лавренюк. – Весь артхаус по своей сути убыточный, поэтому он субсидируется разными институтами. Коммерческое кино имело бы целью частично эти средства возвращать в кровеносную систему под названием «украинский кинематограф».
Сейчас ведутся переговоры о премьере «Еґреґора» на одном из украинских каналов, а также со стриминговыми платформами. Но все новости будут позже, уверяет продюсер. Также лента готовится к международному прокату: права на показ проданы в 23 страны, в том числе США, но эта цифра неокончательная (следующий апдейт будет после Каннского кинорынка). В США фильм выйдет в течение мая-июня.
А пока работает дистрибуция, и Сергей Лавренюк, и Станислав Капралов продолжают готовить свои следующие проекты. У продюсера на стадии постпродакшена находится фильм Аркадия Непиталюка «Уроки толерантності»: в контексте премьеры создатели сосредоточены на одном из крупных фестивалей восточноевропейского кино, а в национальный прокат лента, возможно, выйдет к концу года. Также продюсер работает над вторым сезоном сериала «Кава з кардамоном» и делает полный метр по сериалу, который будет базироваться на первом сезоне. Скорее всего, этот фильм выйдет осенью.
Режиссер же пока сосредоточился на рекламных проектах, а также снял документальный фильм о животных, пострадавших от войны. «Я начал снимать в апреле, с первых дней деоккупации Киевщины. Мы въехали туда вместе с военными и снимали все эти ужасы. Документальный фильм очень эмоциональный, как по мне. Надеюсь, его уже в этом году оценят наши зрители. Но в целом я делал это больше для западного мира: чтобы они увидели зверства оккупантов и поняли, кто такие русские. Хочется, чтобы западный зритель уже снял розовые очки и перестал жалеть «хороших русских», – говорит Капралов.
По мнению режиссера, сегодня важно вкладываться в документальное кино. А вот по поводу фильмов о текущей полномасштабной войне режиссер достаточно скептичен: считает, что должно пройти достаточно много времени, чтобы показать эту тему в кино без эмоций. Впрочем, таких фильмов, полагает Капралов, все равно будет немало, поскольку многие захотят высказаться здесь и сразу, пока тема остается горячей.