«Документальные проекты в целом двигаются гораздо быстрее, чем игровые. Но да, наши сроки очень-очень сжатые. И честно говоря, даже сейчас не понимаю, как нам это удалось. Но как-то удалось – видимо, потому, что это было всем нам в Украине крайне необходимо», – говорит копродюсер Екатерина Вишневская про проект Citizens at War: A Year in Ukraine («Громадяни на війні»).
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.
Не считая этапа предпродакшена, непосредственно в производство он был запущен лишь в последние дни ноября 2022 года. А уже сейчас – к годовщине полномасштабного вторжения – первые три из шести эпизодов премиального документального сериала производства Украины (FILM.UA Group), Австралии (Tilt Media) и Великобритании (GTV Docs) готовы к показу. Digital-премьера состоялась 20 февраля, а вскоре – премьера на ТВ. Заказчик – главный вещатель Германии, телеканал ZDF. Рассказываем о кейсе уникального проекта, призванного объяснить миру, что же это за люди такие несгибаемые – украинцы.
Идея, родившаяся на салфетках
Сейчас продюсерская команда Citizens at War насчитывает четырех человек: Екатерина Вишневская, Виктор Мирский (FILM.UA Group), Крис Хилтон (Chris Hilton; Tilt Media) и Тильман Ремме (Tilman Remme; GTV Docs). Но родилась идея проекта в сотворчестве именно Вишневской и Хилтона.
«Крис – мой друг уже много лет. И с первых дней полномасштабного вторжения он, как и все друзья, беспокоился, спрашивал, как у меня дела, и очень переживал из-за всего, что случилось с Украиной, – вспоминает Екатерина. – С начала полномасштабной войны мы постоянно общались о том, насколько важно это событие для мира – и вообще для человечества, для человечности как таковой. И когда говорили о том, почему такая небольшая по сравнению с россией страна не сдалась, стало очевидно, что ответ на этот вопрос – люди. Граждане Украины на всех уровнях. Это и гражданин №1, Зеленский, который остался, хотя имел возможность покинуть страну, что стало мотивирующим фактором для всех остальных: если президент борется, то и мы будем. И обычные граждане: военные, волонтеры, медики, мужчины, женщины, дети, люди, заботящиеся о животных, и т. д. И когда мы с Крисом встретились вживую впервые с начала полномасштабной войны – это было в мае на индустриальном ивенте в Лос-Анджелесе, – то решили, что вот об этих людях, о нас, нужно рассказать миру. Помню, как тогда ранним утром Крис приехал ко мне с бейглами, и мы просто на салфетках начали расписывать, о чем должны рассказывать в этом проекте».
Как вспоминает продюсер, идей тогда родилось очень много. Но с самого начала было четкое понимание, что все это необходимо как-то ограничить. Общение с потенциальными заказчиками позволило сузить круг, поскольку определенные темы уже были в разработке или у других продюсеров, или же у команд телеканалов. В итоге в финальном варианте документальный сериал свелся к шести тематическим эпизодам: «Перші десять днів», «Зеленський», «Жінки на війні», «Армія волонтерів», «Битва за Маріуполь» и «Росіяни». Все эти эпизоды объединяет подход: они о людях, чью жизнь изменила война. В каждом эпизоде – 4–5 героев. Благодаря доступу к архивным фото- и видеоматериалам героев зрители могут проследить их нелегкий и часто драматический путь, трансформацию в течение почти года войны.
С тех пор начался поиск финансирования, ради чего Крис Хилтон путешествовал по миру и ивентам. «Надо сказать, я верила, что с пустыми руками Крис не вернется, ведь он очень опытный продюсер. Так и случилось: в конце лета он вернулся с хорошими новостями, – вспоминает Вишневская. – Во время документального ивента Sunny Side of the Doc в городе Ла-Рошель (Франция) Криса имел разговор со своим знакомым, Тильманом Ремме: предложил ему идею Citizens at War, которая Тильману понравилась. И после этого, собственно, все и закрутилось».
Распределение обязанностей и взносов
Но как «крутить» масштабный трехсторонний проект с четырьмя равнозначными продюсерами, чтобы не было перекосов? «На самом деле обязанности и зоны ответственности разделились очень органично», – рассказывает Екатерина.
Украинская сторона в лице Мирского и Вишневской, естественно, отвечала за организацию съемок в Украине (включая записи интервью с топ-персонами государства – супругами Зеленскими и руководителем Офиса президента Андреем Ермаком), ресерч, поиск архивных материалов и т. д.
Тильман Ремме взял на себя общую организационную часть: в частности, комплектование творческих групп в конфигурации Великобритания – Украина – Австралия, где ему пригодился большой режиссерский опыт. Тильман – немецкий режиссер и продюсер, обладатель множества наград (BAFTA, Emmy и др.), уже давно живущий и работающий в Лондоне. Целых 15 лет он проработал на BBC, где сделал много мощных документальных проектов. В том числе шестисерийный проект «Нацизм: Предостережение истории» (The Nazis: A Warning from History; 1997) и «Колизей. Арена смерти» (Colosseum: Rome's Arena of Death; 2003), номинированный на премии BAFTA и RTS. В последние годы Ремме работает в рамках собственного британского продакшена GTV Docs. Продюсер также взял на себя переговоры с немецкими партнерами, с которыми ему, немцу, было проще найти общий язык. «У Тильмана очень хорошие связи с немецкими бродкастерами. Именно он начал переговоры с ZDF – национальным и самым мощным телеканалом Германии. Когда эти переговоры имели успех и к нам присоединился ZDF как главный вещатель (commissioning broadcaster), это стало определенным решающим фактором: остальные процессы пошли немного легче», – говорит Вишневская.
А копродюсер Крис Хилтон отвечал за поиск всего остального финансирования проекта. Именно он, например, привлек ведущего мирового дистрибутора высококачественного креативного контента, компанию Blue Ant International (Канада), отвечающую теперь за международные продажи Citizens at War.
«Соль проекта в том, что правами на него мы владеем в равных долях на три компании. Но, учитывая тяжелые финансовые условия, в которых сейчас работают украинские продюсеры и вся страна, наш вклад немного меньше о финансах, но больше об историях, экспертизе, нашей работе, – делится Вишневская. – Деньги – преимущественно с международного рынка. Главный инвестор в проект – канал ZDF. Но также в него уже инвестировали несколько других вещателей: например, Histoire (Франция), SVT (Швеция). Также мы имеем рибейты в Австралии как дополнительный источник финансирования».
Производство: быстрота и гибкость
Над шестью эпизодами Citizens at War работают три творческие и съемочные группы во главе с тремя режиссерами (Даниэлой Волкер, Гаем Пью, Анке Людекке). «Возглавляет творческую часть series producer – шотландец Чарльз Колвилл (Charles Colville), небезызвестный человек в своей области. Series producer – это аналог шоураннера в документалистике: отвечает за то, чтобы эти три группы и три режиссера работали в едином ключе – и, соответственно, чтобы все эти эпизоды ощущались частью целостного цикла. А еще Чарльз – виконт и глава клана Колвиллов, так что видите – Украина небезразлична всем!» – рассказывает Вишневская.
Все режиссеры проекта – иностранцы, физически находящиеся в Лондоне, так же как и многие из общей команды проекта. А как насчет украинской части команды? В частности – сколько всего украинцев работает над проектом? «Знаете, а я даже не задавалась вопросом, сколько же нас есть? Но сейчас посчитала – и насчитала 51 человека, так или иначе задействованного в проекте, – признается Екатерина. – Это наши продюсеры Сергей Демидов, Саша Березовская, Макс Литвинов, Сергей Гулейков, Григорий Кузнецов, три съемочные группы, а также журналисты, ресерчеры, ассистенты и т. д.».
Кроме большого количества людей для производства премиального документального сериала необходимо еще и большое количество архивного видеоконтента, найти правообладателей которого в стране в состоянии войны может быть непростой задачей. Как решали эту проблему? «Во-первых, у нас есть договоренность со Starlight Media о доступе к их архиву. Это сотрудничество нам очень помогло! Группа 1+1 media, Студия «Квартал 95», Офис президента и другие правообладатели – все откликнулись на наши запросы, за что мы благодарны. Мы следим за судьбами героев на протяжении почти года войны, так что отсняли много оригинального материала и получили права на использование их фото- и видеоархивов. В случаях, когда мы используем видео из интернета, включается процедура fair use (правовая доктрина, согласно которой использование защищенного авторским правом материала при определенных обстоятельствах разрешается без разрешения владельца. – MBR), существующая на международном рынке. Этим занимаются юристы».
Еще одной сложной задачей для Екатерины Вишневской и Виктора Мирского была организация интервью с президентом Украины Владимиром Зеленским.
По словам продюсера, поскольку Офис президента понимает важность создания контента, коммуницирующего украинские месседжи на международном уровне, получить принципиальное согласие удалось, корректно и привлекательно сделав питч: «Мы презентовали наш кейс; акцентировали, какие важные месседжи хотим донести международному зрителю, что у нас есть подтвержденный вещатель. А поскольку этот вещатель – главный канал Германии, которая нам поставляет танки… То есть стратегический смысл создания этого контента очевиден». Впрочем, организовать сам процесс съемки топ-персон было непросто. «Например, в последних числах декабря у нас должно было быть интервью с Владимиром Зеленским. И утром в день интервью мы узнали, что президент в данный момент прибыл в Вашингтон для встречи с Конгрессом. Понятно, что из соображений безопасности нас не могли предупредить об этом заранее. Следовательно, мы должны были переформатировать свой график таким образом, чтобы подстроиться: когда президент сможет – тогда сможем и мы. Но подобное – это вообще рутина съемок во время войны: просто надо быть очень-очень-очень гибкими и быстрыми», – говорит Вишневская.
Но собрать и отснять материал – только часть дела. Далее – постпродакшен, и с ним у проекта Citizens at War тоже отдельная история. «У нас очень сложный процесс, – признается продюсер. – Мы имеем первичный монтаж в Лондоне, поскольку режиссеры эпизодов и многие творческие люди, задействованные в проекте, физически находятся там. То есть снимаем в Украине – и в плохом качестве сразу все передаем в Великобританию (в плохом из-за того, что передача всего отснятого в хорошем качестве требует гораздо больше времени). Там сразу начинается работа, чтобы сделать первый монтаж. А когда на его основе мы плюс-минус понимаем, какие именно дубли работают, то уже именно эти материалы в хорошем качестве передаются нашей компанией POSTMODERN (FILM.UA Group) в Австралию, где проходит финальный постпродакшен, ведь в этой стране мы получаем рибейты».
Дистрибуция: в приоритете – международный рынок
Из шести эпизодов Citizens at War по состоянию на двадцатые числа февраля 2023 года отсняты первые три, а именно «Перші десять днів», «Зеленський», «Жінки на війні», тогда как следующие три должны сниматься в марте-апреле. «Мы с самого начала понимали, что делим производственный процесс на две части. Первые три эпизода, которые были отсняты в декабре, выходят в эфир в Германии к годовщине полномасштабного вторжения. А уже потом будем снимать следующие», – рассказывает Вишневская.
О дальнейших дистрибуционных планах продюсер пока не готова говорить подробно, впрочем учитывая актуальность и качество проекта, мощность его международного дистрибутора, можно не сомневаться: в мире украинских «Громадян на війні» покажут настолько широко, насколько будет возможно. В частности, кроме ZDF уже подтвержден показ проекта на SVT – национальном вещателе Швеции, а также в эфире французского телеканала Histoire TV. «И конечно, мы планируем показ в Украине, – опережает вопрос Вишневская. – Есть договоренность со Starlight Media, так что эфир состоится на одном из каналов этой группы. Мы обязательно об этом сообщим. Возвращаясь к вопросу очень сжатых сроков: мы физически и технически не успеваем заниматься непосредственно вопросом эфира в Украине, потому что прямо сейчас приоритет – сдать проект немецкому заказчику. Но уже скоро!»
Прочесть этот текст на английском можно по ссылке.