Самый большой приз в истории телешоу – $4,56 млн. Самое большое количество участников – 456 человек со всего мира. Но сразу – один из самых громких съемочных скандалов из-за угрозы здоровью игроков и обвинений организаторов в подтасовках. Таковы промежуточные результаты съемок реалити-шоу Squid Game: The Challenge по мотивам сериального суперхита Netflix «Игра в кальмара».
Шоу по заказу Netflix производится в Великобритании силами двух мощных местных продакшенов Studio Lambert и The Garden. И неудивительно, что сообщения о проблемах на съемках – включая неоднократные вызовы скорой – сначала появились в ряде британских таблоидов. Но впоследствии к теме подключились и международные издания. Недавно сразу два из них – Variety и Rolling Stone, – поговорив с выбывшими игроками, выдали по огромному материалу об этих неоднозначных съемках. Мы отобрали для вас самое интересное из обоих текстов, чтобы можно было составить более-менее полную картину того, что, как и почему пошло не так.
Сразу отметим, что в материале Variety три героя, а Rolling Stone удалось поговорить с четырьмя, и все они анонимы, поскольку подписали NDA. Эти люди выбыли после одного и того же (первого) конкурса и, соответственно, рассказывают о событиях одного и того же дня, 23 января 2023 года, когда в Cardington Studios в Бедфорде снимался первый конкурс «Игры в кальмара». А именно – «Красный свет, зеленый свет» (он же – «Тише едешь – дальше будешь»): та самая игра, когда огромная кукла-робот поет песенку, а игроки должны бежать вперед и замирать на месте в зависимости от пауз в песенке. В некоторых деталях показания участников расходятся, и тогда мы будем приводить обе версии.
Условия на площадке: глубокая заморозка и «квест» для медиков
В первую очередь логично возникает вопрос: если вы сознательно шли играть в «Игру в кальмара», стоило ли надеяться на легкую прогулку, в конце которой вам просто так дадут $4,56 млн? Впрочем, собеседники обоих изданий в один голос твердят, что были готовы к жесткой игре, все предварительно прошли медицинское освидетельствование и предоставили организаторам необходимое разрешение от врача, но они не подписывались на «шоу о выживании Беара Гриллса» или участие в «Последнем герое» (Survivor) или «Голых и напуганных» (Naked and Afraid). «Условия были совершенно бесчеловечными и не имели ничего общего с игрой», – говорит одна из респонденток Variety.
Издание отмечает: участникам (которым, кстати, не платили за съемки в шоу) пообещали, что реальная игра и процесс ее съемки займет примерно два часа, но это превратилось в почти семичасовое испытание – в металлическом ангаре с бетонным полом без отопления, когда температура на улице была 0 °C (в свою очередь Rolling Stone пишет, что было еще холоднее: –10 °C).
Начала съемок, которые Variety прямо называет катастрофой, участники ожидали в палатках рядом с ангаром. Они были одеты в «фирменные» спортивные костюмы из оригинальной «Игры в кальмара», а также им выдали по две пары термобелья и носков, которые они могли надеть на целый день. Кроме того, в палатках участникам раздали грелки для рук и ног, позволили накинуть пальто поверх костюмов, а всего отопления было лишь несколько портативных обогревателей, способных обогреть только тех, кто был рядом. В таких условиях люди ждали начала съемок около восьми часов. И даже пожаловаться кому-то или отвлечься не могли: не только из-за NDA, но и просто потому, что из соображений конфиденциальности телефоны у них конфисковали еще накануне.
Наконец, съемки. Участникам сказали, что все продлится около двух часов, а статические позы нужно будет удерживать по две минуты за раз. В этот момент у них забрали грелки, попросили снять пальто и заставили расстегнуть кофты костюмов, чтобы были видны их номера, а также фальшивую кровь: если участника «убивают», та брызжет из специального устройства, прикрепленного под одеждой к его груди.
И вот кукла начала петь, участники побежали. Когда песенка прервалась, они замерли, но вместо обещанных двух минут стояли в статической позе без движения сначала 10 минут, потом 15… Собеседница Variety с псевдонимом Марлен говорит, что во время одного из раундов она насчитала 26 минут «замирания» (по информации близкого к продакшену источника издания, время ожидания было увеличено, чтобы независимые судьи могли оценить игровой процесс). «Когда песня прозвучала второй раз, я заметила периферическим зрением, что девушка слева от меня покачивается. Потом она просто упала, и можно было услышать, как она ударилась головой, – говорит Марлен. – А потом кто-то подошел к [микрофону] и сказал держать свои позы, поскольку игра не прекращена. После этого люди падали как мухи». По оценкам Марлен, потеряли сознание четыре человека, а в общей сложности медиков вызвали одиннадцать раз. Она вспоминает, что после одиннадцатого раза «нам начали делать перерывы для отдыха. Сказали: «Не двигай ногами, но если ты хочешь согнуть колени и покрутить руками, то это можно».
По информации Rolling Stone, из-за холода во время игры по меньшей мере 10 человек потеряли сознание. Один из источников издания отмечает, что медикам тоже нужно было пройти определенный «квест», чтобы добраться до игроков: напрямую их не пускали, поскольку продюсеры волновались, что это испортит кадр. Следовательно, сначала на площадку выпускали «уборщиков» в розовых комбинезонах, несших черные гробы. С этими гробами они располагались так, чтобы закрыть врачей, оказывавших помощь упавшему игроку, а остальные участники все это время – замершие и замерзшие – оставались на своих местах.
«Я никогда в жизни так долго не мерзла. Мы не чувствовали ни ног, ни пальцев», – говорит «Дженни», еще одна анонимная собеседница Variety. Также она утверждает, что, пока продолжалась игра (а это, по воспоминаниям разных участников, длилось от шести до семи часов), участникам были запрещены перерывы, чтобы попить воды или сходить в туалет.
В свою очередь один из собеседников Rolling Stone говорит, что на съемках получил разрыв коленного сухожилия. А когда пытался после всего попасть в ванную, то упал, поднимаясь по лестнице, потому что просто не чувствовал своих стоп и ног – настолько те замерзли. Еще одна участница сообщила, что после съемок у нее развилась пневмония и ушная инфекция, а два других игрока кашляли во время разговора с журналистами издания, говоря, что простудились после соревнований.
По информации Variety, после съемок участников доставили в лондонскую гостиницу в разное время: между 7 вечера и полуночью. И из-за накладки с продолжительностью игры они остались без ужина. Организаторы заказали пиццу, но еды не хватило, и некоторые люди легли спать голодными.
«Процесс подачи заявки [на участие в игре] был непохожим ни на что, что я когда-либо делала, – вспоминает «Дженни». – Проверки биографии и психологические проверки… Они посылали мне электронные письма, звонили или писали каждый день с октября по январь. Люди, с которыми я общалась в Studio Lambert, были так добры. Я думала: «Это будет отличный опыт; это замечательные люди!» Но когда игра началась, я спросила себя: «Что произошло с этими людьми? Что случилось с их заботой о нас?»
Почему же, несмотря ни на что, участники продолжали играть? Ответ прост – и такой же, как в оригинальной «Игре в кальмара» – деньги. Бывшие участники говорят, что стоящая на кону сумма способна изменить жизнь, поэтому они терпели все и не помогали другим, лишь бы не вылететь из гонки. «Это социальный эксперимент, игравший на нашей морали, и это плохо. Это абсолютно плохо, – цитирует участников Rolling Stone. – Там было много людей, которые собирались [благодаря денежному призу] изменить жизнь своей семьи. Эти люди готовы были умереть. Скорее всего, этого и хотели продюсеры: чтобы люди не думали о своем здоровье, не заботились о своей безопасности».
Условия игры: обвинения в подтасовках и фальсификациях
Увлекшись переживанием за судьбы участников, что таблоиды, что Variety оставили без внимания едва ли не самый важный момент – свидетельства о фальсификации результатов игры. И именно на этом аспекте сконцентрировался Rolling Stone. В беседе с изданием бывшие игроки утверждают, что некоторые участники – TikTok- и Instagram-инфлюэнсеры – были заранее отобраны для перехода в следующий раунд независимо от реальных результатов первой игры. Также сообщается, что эти участники получили включенные рабочие микрофоны, в то время как у большинства выбывших обычных участников были фиктивные. Кроме того, издание записало свидетельство о том, что однажды правила были изменены для усиления сюжетной линии определенного участника, а также о том, что одного из выбывших игроков вернули в игру. «На самом деле это не было игровое шоу. Это было телевизионное шоу, и мы, в сущности, были в нем статистами», – говорит один из собеседников издания.
Сразу трое участников рассказали Rolling Stone о том, что они назвали 38-секундной резней. Когда большая группа участников пересекла финишную прямую, на часах осталось время, и это означало, что они успешно прошли в следующий раунд. Участники отдыхали и ждали, пока продюсеры пересмотрят отснятый материал, но вдруг… сработали их устройства с фальшивой кровью, и участникам сообщили, что, хотя они вовремя пересекли финишную линию, они все равно устранены.
Двое участников свидетельствуют, что видели, как некоторые игроки двигались тогда, когда должны были замереть, но из шоу не выбыли. Еще одна участница рассказала о парне, участвовавшем в игре вместе со своей мамой. Она вспоминает, что когда после выбытия ждала, пока ее выведут со съемочной площадки, то заметила камеры, направленные именно на эту пару: «Этот парень сидит на финише, плачет, на него направлены камеры, и он ждет маму. Они добавили [больше времени], чтобы мама успела, потому что она была одной из тех, кого они хотели оставить в шоу».
Другой участник резюмирует все это следующим образом: «Самое смешное, что именно равенство и справедливость были главной темой оригинальной «Игры в кальмара».
«Откусили больше, чем могли прожевать»
Что же на фоне всех этих обвинений говорят Netflix, Studio Lambert и The Garden? Первое заявление стриминг-гиганта появилось уже 25 января, после первых публикаций. В нем говорилось, что таблоиды преувеличивают: да, на съемочной площадке было очень холодно, признались в Netflix, но «участники были к этому готовы».
Позже вышло совместное заявление Netflix, Studio Lambert и The Garden, в котором отмечалось, что все меры безопасности были соблюдены и все обвинения – включая обвинения в фальсификации – не соответствуют действительности: «Мы глубоко заботимся о здоровье нашего актерского состава и съемочной группы, а также о качестве этого шоу. Любые предположения о том, что соревнования сфальсифицированы, или заявления о серьезном вреде игрокам просто не соответствуют действительности. Мы приняли все надлежащие меры безопасности, в том числе уход за участниками, и независимый судья наблюдает за каждой игрой, чтобы убедиться, что она честна для всех».
Впрочем, в Netflix признали, что на площадке действительно понадобилась медицинская помощь: но только трем участникам. О запрете пить воду и ходить в туалет от Netflix официальных комментариев не было. В свою очередь, близкие к продакшенам источники Variety также отрицают, что медиков вызвали одиннадцать раз, и отмечают, что запрет перерывов во время съемок является стандартным.
Variety пишет: когда в июне 2022 года Бела Баджария (Bela Bajaria), нынешняя руководительница глобального отдела телевидения Netflix, анонсировала Squid Game: The Challenge, двум ведущим английским компаниям – Studio Lambert и The Garden – позавидовали все остальные продакшены Великобритании. Хотя довольно странно, что одно шоу производится двумя фактически равноценными продакшенами, источники Variety отмечают: обе команды придумали эту идею независимо друг от друга, и Netflix решил объединить их сильные стороны в одном проекте.
Но масштаб шоу, похоже, сделал его неподъемным даже для такой «вдвойне сильной» команды. Менеджерирование 456 участников – это трудная задача даже для лучших продюсеров реалити-шоу в мире. Даже если речь идет об одном-единственном съемочном дне, ведь после первого конкурса дальше прошло только 228 игроков (впрочем, называя эти цифры головокружительными, уважаемые западные издания забывают о примере украинского шоу «Майданс», в котором только одна команда насчитывала 500 участников, а команд в сезоне было 12).
В анонимном комментарии Variety один из всемирно известных исполнительных продюсеров unscripted-проектов признался, что забота о благополучии 456 человек «звучит как полный кошмар», в первую очередь из-за логистики питания, размещения и транспортировки, а также из-за «человеческого фактора». Он подчеркнул: то, что съемки затянулись, вполне нормально, и в целом на проекте «похоже, все вышло из-под контроля». Комментатор добавил, что продакшен «просто обязан» отменить съемки в неблагоприятных условиях: «У меня такое было. Кто-то звонит и говорит: «У нас проблема», – и нужно просто смириться, хотя это обойдется тебе от 250 тыс. до 500 тыс. фунтов стерлингов. Но у нас всегда был предел: мы большая компания, мы можем так поступить. И конечно, [Netflix] может».
Другой уважаемый продюсер добавляет: «Это похоже на ошибку со стороны продюсеров. Я прочел об этом и подумал: «Вы действительно такое сделали?» Это анонсировалось как огромный проект Netflix – такой, который «никто другой не сделает». Поэтому можно предположить, что должны найтись деньги на сами основы продакшена. Просто подумать: если мы будем снимать зимой в ангаре, то, вероятно, там будет холодно? И что у нас с провизией?»
Пока неизвестно, приведет ли все это к судам, но некоторые игроки, по информации Rolling Stone, уже обращались за юридической консультацией, чтобы выяснить, есть ли основания для иска против продакшенов за нарушение правил безопасности на рабочем месте, халатность и обман (издание добавляет, что компания Studio Lambert ранее уже сталкивалась с заявлениями, что заставляла сотрудников работать в «бесчеловечных» условиях).
«Все мучения и травмы, которые мы получили, были не из-за игры как таковой или из-за ее строгости, – резюмирует один из собеседников Rolling Stone. – Это просто масштабная некомпетентность – они откусили больше, чем могли прожевать».