Недавно в США завершился крупнейший фестиваль независимого кино Sundance Film Festival, в рамках которого состоялись мировые премьеры сразу двух украинских лент: «20 днів у Маріуполі» Мстислава Чернова и «Залізні метелики» Романа Любого. И если о работе Чернова, получившей приз зрительских симпатий, рассказано много, то подробности создания проекта Любого главным образом знают в кругу коллег-документалистов. В этом месяце картину ожидает показ в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, так что пора рассказать о ней побольше.
Фильм «Залізні метелики» исследует обстоятельства катастрофы MH17 – малайзийского самолета, летом 2014 года следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур и сбитого российскими оккупантами над оккупированным Донбассом. Рефлексировать эту трагедию на языке кино начала Марина Эр Горбач, создав игровую ленту «Клондайк». Работа же Любого произведена в гибридном формате – документальные элементы (архивные фото и видео) здесь работают вместе с художественными: танцем, перформансом, инсталляцией и т. д. Впрочем, понять главное можно уже из короткого синопсиса: «Шрапнель в форме бабочки, найденная в теле пилота рейса MH17, ведет к идентификации государства, виновного в военном преступлении, которое остается безнаказанным».
Как признается режиссер, во время Sundance его поразила реакция простых американцев, пришедших посмотреть фильм. «Хочу отдельно рассказать о показе, проходившем в районе Редстоун: это обычный кинотеатр, преимущественно местная публика, люди в возрасте 40+. Они были в восторге от фильма – к моему удивлению, ведь это достаточно экспериментальное кино. Зрители остались пообщаться с нами, они никуда не торопились, выразили свое восхищение Украиной. Показ был очень вдохновляющим тем, что обычному зрителю фильм зашел больше, чем профессионалам», – рассказывает Роман Любый.
Ленту начали снимать еще в 2019 году, и производство, по словам режиссера, происходило очень планомерно и в правильном ритме. Но после начала полномасштабной войны работа над проектом потеряла для Романа смысл: «Все это время фильм был этаким предостережением для мира, – объясняет Любый. – Но когда произошло уже полномасштабное вторжение, предостережение стало бессмысленным». Впрочем, новые смыслы для продолжения работы нашлись достаточно быстро: «Залізні метелики» напоминают миру, что война в Украине не началась в 2022-м, а длилась до этого восемь лет. Кроме того, Любый считает, что полномасштабного вторжения можно было избежать, если бы россию сразу наказали за теракт с MH17.
Из-за полномасштабной войны фильм претерпел определенные монтажные изменения, став притчей о ненаказанном зле. Например, во время рассмотрения судебного дела в Нидерландах прокурор начинает речь, цитируя Солженицына: «Насилие может быть оправдано только ложью, а ложь всегда должна быть подкреплена насилием. Оттого очень важно разобраться в этом случае, чтобы не допустить нового насилия, большего насилия в будущем». И сразу после этих слов демонстрируется эпизод из Ирпеня 2022 года, где идут обстрелы, плачут дети, взрослые бегают с оружием, происходит абсолютный хаос. Это демонстрация того самого будущего, о котором говорил нидерландский прокурор.
Кроме того, в конце добавлен титр, что суд закончился условным приговором, ведь никто из виновных не отбывает свой срок. «И абсолютно нелепой кажется информация о компенсации – там какая-то сумма в несколько миллионов долларов. Москали над этой европейской юриспруденцией просто смеются! Это криминалитет. Даже слово «мафия» слишком красивое для них. Они воспринимают Европу как задротов, не умеющих драться. Фильм о том, что мы должны осознавать: они не понимают ничего, кроме силы. Сами общаются силой, и с ними, к сожалению, можно общаться только так», – эмоционально подытоживает режиссер.
Роман вспоминает, что до «Залізних метеликів» работал над двумя короткометражными фильмами: о теракте под Волновахой и обстрелах Мариуполя в 2015 году. Этот опыт вдохновил его на большой документальный проект о трагедии MH17. Но когда он вместе с продюсером Андреем Котляром начал работать над этой лентой, стало ясно: такого доступа к материалам, как с Волновахой и Мариуполем, не будет.
Архивный фото- и видеоматериал создатели принимали в Центральном государственном кинофотофоноархиве Украины им. Пшеничного и в Отраслевом государственном архиве Министерства обороны Украины. «Некоторые пленки специально для нашего проекта были рассекречены. Мы даже не все успели посмотреть, – говорит Любый. Еще один источник – фотоархив Getty Images, с представительством которого в нашей стране – компанией Global Images Ukraine – у создателей сложились дружеские отношения. Без использования open source также не обошлось (очисткой прав занималась юридическая компания Axon Partners). Но такое разнообразие материалов нуждалось в форме, и режиссер решил вплести в нарратив художественные элементы, добавить в картину физический театр и хореографию. По мнению Любого, если сравнивать этот фильм с книгой, то игровая часть была бы иллюстрацией между главами текста. «Это кажется очень удобной для меня формой общения со зрителем. Так я могу выразить гораздо больше, чем словами. Но пока не увидишь, это сложно себе представить», – объясняет замысел режиссер.
В эпизодах с художественными элементами снялся бывший военный и музыкант Робби Уллер - родственник одной из погибших в крушении самолета. По словам Романа, он воспринимает всю свою медийную активность вокруг МH17 как некую миссию. «Многие родственники не могут об этом говорить, им очень тяжело. А Робби может, потому делает это при любой возможности. У него было много чувств и мыслей, все это выражено в фильме», – рассказывает режиссер.
Проект «Залізні метелики» создан ООО «Вавилон'13» в копродукции с немецкими TrimaFilm и RBB/ARTE. 54% (2,3 млн грн) бюджета профинансировало Госкино Украины, написание сценария и предпродакшен – Украинский культурный фонд. Соавтором сценария и сорежиссером монтажа была Мила Жлуктенко, живущая в Мюнхене (кстати, ее документалка об украинских детях-беженцах «Прокидаючись у тиші», созданная вместе с немецким режиссером Даниэлем Асади Фаэзи, также отобрана на Берлинале, в программу Generation Kplus). И немецкую часть команды составили ее коллеги и друзья, поэтому никакого давления или недоразумений с немецкой стороной не было. Более того: Любый говорит, что с самого начала украинский проект был поэтическим, хаотичным и слишком концептуальным, а с появлением немцев получилось рассказать историю четко, более понятно, при этом не теряя заложенной режиссером поэзии.
Учитывая, что фильм рассказывает о нидерландской трагедии, отсутствие кого-либо (кроме родственника одной из погибших) из этой страны в процессе производства выглядит странно. Но даже устроить премьеру «Залізних метеликів» в Нидерландах не получилось. «Нам казалось, что премьера должна быть на IDFA в Амстердаме, ведь в этом году фестиваль проходил параллельно с окончанием судебного процесса [по делу сбития рейса MH17]. У нас премьера могла быть именно в день публикации результатов суда – это абсолютно уникальное совпадение, которое нельзя не использовать. Но нам ответили отказом», – констатирует режиссер. Также была попытка представить фильм на Роттердамском кинофестивале: организаторы сначала согласились, однако, когда узнали, что лента будет на Sundance, в показе отказали.
Рационально объяснить поведение голландцев Роман Любый не может, но отмечает, что в целом отношение к трагедии MH17 в стране было очень осторожным. Все изменилось только после оглашения судебного приговора в Гааге, даже в личном общении. Поэтому создатели фильма не оставляют надежд показать «Залізних метеликів» в Нидерландах и сейчас ждут подтверждения от одного небольшого фестиваля.
Что же касается других кинофестивалей, то, как мы уже отметили, вскоре «Залізних метеликів» покажут на Берлинале, а потом на «других крупных фестивалях», от которых уже есть подтверждение, но разглашать подробности нельзя. Назвать страны, в какие уже проданы права на показ фильма, продюсер Андрей Котляр также не может: все переговоры о международной дистрибуции ведет агентство Rise and Shine. Но кое-что уже известно окончательно – фильм рассматривается как потенциальный для оскаровской компании. «Мы будем подаваться на номинацию от Украины, – говорит продюсер. – И конечно, для этого будем искать широкое распространение в Северной Америке, США, Канаде. Это будет комбинация кинотеатрального проката и релиза на VoD-платформе. Сейчас находимся в контакте с несколькими всемирно известными – думаю, через несколько месяцев будут новости по этому поводу».
Точной даты премьеры в Украине еще нет, но фильм хотели бы выпустить на девятую годовщину сбития самолета, то есть в районе 17 июля. Украинский дистрибутор картины – компания Arthouse Traffic.
Продолжать эксперименты с гибридным форматом после «Залізних метеликів» Роман Любый не планирует, поскольку практикует уникальный подход к каждому проекту. Да и вообще работу с военной документалистикой режиссер хочет поставить на паузу, чтобы создать анимацию на основе украинского фольклора. Проект будет называться «Нечиста сила» и базироваться на книгах Василия Королив-Старого, написанных в 20-х годах прошлого столетия.