Из-за полномасштабной войны многие украинские индустриальные ивенты вынуждены путешествовать по миру, организуя свои традиционные мероприятия на профессиональных площадках в других странах. И Одесский международний кинофестиваль, в этом году состоявшийся в тринадцатый раз, не исключение. В конце октября ОМКФ провел Национальный конкурс (напомним, победителями стали «Бачення метелика» Максима Наконечного и «Терикони» Тараса Томенко) в рамках 38-го Варшавского международного кинофестиваля. Там же прошли «Українські дні» – ряд мероприятий с фокусом на состоянии отечественной киноиндустрии, одним из которых стала презентация проектов на разных стадиях разработки и work in progress.
Участников презентации выбирала команда ОМКФ. И собственно о них мы сейчас расскажем.
«Завіса» (сценарий, режиссер – Валерия Сочивец, продюсеры – Инна Ласточкина, Виктор Шевченко, Галина Криворчук, производитель – компания «Віател»).
Представляя проект, продюсеры Инна Ласточкина и Виктор Шевченко отметили, что для режиссера это очень личная история. «Я думаю, для всех украинских кинематографистов не секрет, что бойфренд Валерии Сочивец – режиссер, и они живут вместе уже десять лет, за которые испытали много эмоций. Теперь Валерия решила создать историю об этих отношениях, этом опыте, быть откровенной с собой и со своими зрителями», – рассказала Ласточкина.
По словам продюсера, это история об отношениях. Главные герои переживали лучшие моменты своей жизни, а затем стали ненавидеть друг друга. Но они продолжают быть вместе и работать в оркестре, потому что он дирижер, а она виолончелистка. Герои постараются принять эти отношения и заново научиться жить отдельно.
Лента, находящаяся на стадии разработки, планируется черно-белой, так как создатели хотели бы сосредоточиться только на эмоциональном, на чувствах. Жанр проекта – эротическая драма, поскольку режиссеру важно исследовать сексуальное в истории этих абьюзивных отношений: через тела, чувства и музыку, потому что герои – музыканты и все в их жизни проходит через музыку.
«Небезпечна гра» (сценарий – Денис Замрий, режиссер – Алексей Комаровский, продюсеры – Алексей Комаровский, Сергей Саломатин, производитель – Idea Films).
Вдохновением фильма стала историческая победа украинского футбольного клуба «Динамо Киев» в Кубке обладателей кубков УЕФА 1986 года на фоне отчаянного сопротивления КГБ всем успехам Украины, противодействия как самому клубу, так и политическому руководству Украины. Это политический детектив и спортивная драма, в основу которой положены интриги и попытки КГБ помешать любым формам независимости Украины, в том числе в спорте, а также противодействие КГБ движению Украины в Европу. Действие фильма разворачивается во время знаковых событий, в частности связанных с аварией на Чернобыльской АЭС и приближением распада Советского Союза.
«Очень важно, что мы смогли найти актеров, максимально похожих на исторических персонажей – героев нашего фильма Валерия Лобановского и Владимира Щербицкого», – отметил режиссер Алексей Комаровский.
На создание ленты удалось привлечь небольшую часть частных средств, трейлер сняли при поддержке Украинского культурного фонда. Остальные инвестиции создатели ищут у иностранных партнеров, а также кинокомпания вкладывает в производство собственные средства. Планируемый хронометраж – 120 минут. В настоящее время проект находится на стадии предпродакшена. Премьера в Украине запланирована на апрель 2024 года, в честь 32-й годовщины украинского футбола. Премьера в мире – на июнь 2024-го, в честь 75-летия европейского футбола, УЕФА.
«Утроба» (режиссер – Дмитрий Томашпольский, продюсеры – Александр Максимчук, Дмитрий Снижко).
Синопсис будущего философского триллера довольно короткий: «Женщина просыпается на тихом острове в компании незнакомых людей». Продюсеры называют проект мистической, притчево-реалистической историей с вкраплениями антиутопичности и говорят, что в Украине, пожалуй, нет другого режиссера, кроме Дмитрия Томашпольского, который мог бы так глубоко погрузиться в эту историю. Собственно поэтому постановщиком пригласили именно его (к сожалению, режиссер заболел и не смог присутствовать на презентации).
Александр и Дмитрий лаконично отметили, что процесс съемок продолжается, а они очень гибки в плане кооперации и готовы к сотрудничеству с копродюсерами.
«Ранковий хор» (авторы сценария – Илья Трифонов и Николай Засеев, режиссер – Николай Засеев, продюсер – Наталия Либет, производитель – «Діджітал Реліджн»).
По словам Наталии Либет, представлявшей проект, режиссер ленты Николай Засеев пишет третью версию сценария, которую планируют перевести на английский, чтобы презентовать на международном уровне: показывать копродюсерам, дистрибуторам, фестивалям. Планируется антиутопическая драма (и одновременно драма выживания, роуд-муви) в форме притчи. Герои называют друг друга без имен: Учительница, Птичка, Солнце, Лейтенант и т. д. То же с локациями – просто город и село.
Описание проекта от продюсера звучит так: «Представьте, Третья мировая война почти закончилась. Зима. Вы уже забыли, что такое весна и лето. Но надежда есть. Весна скоро придет. Следовательно, никаких границ, никаких цифровых гаджетов. Это другой мир. Самое дорогое, что у вас есть, – это воспоминания. Вы хотели бы снова пережить эти счастливые мгновения. И единственный человек, который может помочь в этом, которому вы действительно не доверяете, – это бывший солдат, пытавший людей, чтобы выбить из них военную информацию. Это была психологическая пытка. У него есть сверхъестественные способности извлекать информацию из мыслей людей, извлекать воспоминания через прикосновение к их вещам или через физическое прикосновение. Он – ваша единственная надежда, потому что вы хотите снова прожить свои воспоминания».
Главная героиня фильма потеряла на войне своего сына. И хочет воспроизвести воспоминания, которых никогда не существовало – как сын возвращается домой. Солдат, обладающий сверхъестественными способностями, также хочет найти собственные воспоминания о семье, которую он потерял.
Фильм планируется черно-белым, чтобы сохранить форму притчи и настроение воспоминаний, а звук будет отдельным персонажем, поэтому работа саунд-дизайнера и композитора для проекта сверхважна. «Над звуком хотим работать с голландским композитором Воутером ван Велдховеном. Мы уже работали с ним над короткометражным фильмом [«Фаза»], который снял также Николай», – добавила Либет.
Говоря о бюджете, продюсер отметила, что составила финансовый план для четырех стран – и призвала всех заинтересованных в участии присоединяться. Начать съемки фильма планируют в феврале 2024 года.
«Грьобана чутливість» (автор сценария и режиссер – Татьяна Симон, продюсер – Александра Братищенко, производитель – Eleron Pictures).
Представляя фильм, Александра Братищенко отметила, что работала с Татьяной Симон на протяжении последних восьми лет над разными лентами, но «Грьобана чутливість» – это художественный дебют режиссера. Татьяна рассказала о работе с экс-военными, ветеранами и волонтерами, принимавшими участие в российско-украинской войне, во время которой поняла: люди, работающие с темами травмы и насилия, также могут быть травмированы – не меньше, чем реальные участники событий. И этот опыт она решила перенести на большой экран.
«Это история журналистки, освещающей полицейское насилие, разрушение исторических зданий и подобные темы. Ей приходится признаться себе, что жизнь совсем не такая, какой она себе представляла. Она не может продолжать работать, потому что выгорает. У нее открыты отношения с мужчиной, делающим ей больно. Но вместо того, чтобы решить эту проблему, она пытается заглушить боль привычным для себя способом, и, конечно, это не помогает», – рассказала режиссер.
Разработку фильма планируют завершить до конца года, чтобы собрать производственное финансирование в 2023-м и выпустить ленту на экран в 2025-м. По словам продюсера, создатели ищут несколько стран для копродукции и особенно заинтересованы в сотрудничестве с польскими партнерами. Часть бюджета будет профинансирована Eurimages, привлечение других зарубежных фондов также планируется.
«Груда» (режиссер – Роман Барабаш, продюсеры – Ольга Гибелинда, Иванна Хицинская, производитель – Malanka Studios).
«История крутится вокруг этнических украинских мольфаров и начинается с того, что солдат Микола пытается вернуться домой. Он ничего не помнит о том, где был раньше. Он встречает соседа, который сообщает Миколе, что тот умер: гроб с его телом привезли в село пару лет назад. После этого сосед решает не пускать Миколу домой и убить его. С этого момента начинается перемещение во времени и образуется временная петля, во время которой герой пытается все же попасть домой и понять, что произошло», – рассказала Ольга Гибелинда, добавив, что создатели хотят осветить проблемы насилия, общества потребления и сохранения природы.
«Наши персонажи строятся как классические христианские архетипы. Например, Микола – это Адам, сосед – Каин, убивший Авеля, а Мольфар – мертвый бог, принесший себя в жертву. Я люблю жанр хоррора и считаю, что это хороший способ развлечь аудиторию, поговорить о сложных вопросах и найти ответы, поэтому в конце, думаю, будет хеппи-энд. Но не для всех», – заинтриговала продюсер.
По ее словам, длится второй драфт сценария, и говорить о бюджете рано, поскольку неизвестно, будет ли лента сниматься в Украине: съемки могут проходить в любой стране, где есть горы и лес. «Мы ведем переговоры с канадским продакшеном Ice and Snow Media, а в идеале хотим сделать этот фильм вместе с польскими, немецкими, бельгийскими и канадскими копродюсерами. Чтобы покрыть часть разработки истории, мы вложили собственные инвестиции», – призналась Ольга.
«Коробки» (режиссер – Владимир Тихий, продюсеры – Игорь Савиченко, Денис Воронцов)
Действие драмы разворачивается в начале марта 2022 года во время самой активной фазы российской наступательной операции. 36-летняя художница Оля и шестилетний Платик бегут из Ирпеня к родственникам мужа, проживающим в Швеции. Однако, оказавшись на месте, они вынуждены искать новое убежище и с помощью Facebook-сообщества получают приглашение от семьи Фёгель: пожить в их отеле на берегу моря, расположенному в небольшом курортном городке Витемёлла.
Оля и Платик оказываются в почти замечательных условиях, имея в распоряжении двухэтажную гостиницу. Маркус Фёгель организует выставку гравюр Оли к Пасхальным праздникам, которая приносит феноменальный успех. Однако Оля и Платик все еще находятся в стрессовом состоянии – в их родной стране продолжается война, Алексей (муж Оли и отец Платика), ушедший добровольцем в Вооруженные силы Украины, заболел ковидом, попал в госпиталь и перенес осложнения. Тревога за любимого человека съедает Олю и неотвратимо охватывает Платика, почти незнакомого с темной стороной жизни, где есть война и смерть и живущего в собственном выдуманном мире, который действует по принципу порталов из игры Minecraft.
Мальчик категорически отказывается принимать реальность городка Витемёлла. Не воспринимает его и сверстница Марина, также убежавшая с мамой от войны и поселившаяся в отеле. Ни невероятно приветливый шведский детский сад, ни добрый владелец отеля Маркус с творческими играми все равно не помогают. Платик требует от матери вернуться домой к отцу и убегает из городка. Оля вынуждена гораздо серьезнее, чем раньше, относиться к разговорам с сыном о войне и смерти. Это, а также предельно упрощенное представление Марины о победе в войне формируют в воображении Платика мир, где возвращение к отцу возможно только при условии смерти президента россии.
Планируемый хронометраж – 100 минут. По словам режиссера Владимира Тихого, проект находится в сценарном периоде, продолжаются поиски партнеров. Есть интерес от шведов, но создатели пока не готовы называть потенциального копродюсера.
«Війна за закритими дверима» (сценарий – Анна Галицкая, режиссер – Виктор Сухобрус, продюсеры – Карл Хилбрек, Александр Галицкий, производство – Infilmpact та ODA Film).
К сожалению, Анна Галицкая по уважительной причине не смогла приехать на фестиваль, поэтому проект презентовали продюсеры. «Війна за закритими дверима» – это не просто документальная драма. Это новая история нашего народа, – начали они. – В марте, когда Вооруженные силы Украины освободили Киевщину от российских оккупантов, мир был шокирован тем, что увидел: взорванные машины, изуродованные человеческие судьбы. Буча, Ирпень, Гостомель, Ворзель. Пригород Киева остановил оккупантов на пути в столицу. Больше месяца никто в мире не знал, какие ужасы на самом деле там происходили. Это была война за закрытыми дверями».
В основе фильма – реальные события, произошедшие в Киевской области. Например, история украинского режиссера Сергея Сотниченко, проведшего 33 дня на передовой и вышедшего из горящего Ирпеня под снайперским огнем. Он снял несколько уникальных видео на телефон, который смог пронести сквозь линию фронта, спрятав в носке. Здесь есть история семьи из Ворзеля, машину которой при попытке выехать из охваченного войной города расстреляли русские солдаты. Есть история Ирины из Бучи – она погибла, возвращаясь домой на велосипеде. Есть воспоминания настоящего героя – владельца ворзельского кафе, спасшего более 50 человек и одним из первых поднявшего украинский флаг над освобожденным Ворзелем.
«Каждый год 8 мая мы говорили друг другу: «Никогда снова». Но по соседству люди скандировали: «Можем повторить». Можете ли вы представить такое у себя дома в 2022 году? Нет, но это история о самой кровавой войне этого столетия, которая войдет в мировую историю как война без причины», – добавили продюсеры.
Проект находится в стадии разработки, но у него уже есть иностранный партнер – немецкая кинокомпания Impact. По словам продюсеров, «Війна за закритими дверима» была представлена на нескольких международных фестивалях, а также получила грантовую и информационную поддержку Госкино. Нынешняя цель – найти финансирование.
«Дивись на мене» (авторы сценария – Юрий Дунай, Соломия Томащук, режиссер – Юрий Дунай, продюсер – Филипп Ильенко, производство – «Іллєнко Фільм»).
Психологическая драма рассказывает о семи членах семьи Гриценко, которые собираются снова под одной крышей после диагностирования у главы семейства агрессивной формы рассеянного склероза. Им нужно удержать не только свой бизнес, но и хорошую репутацию среди местного населения. Для этого они создают для окружающих иллюзию безупречной семьи, хотя сами плохо знают друг друга. Но с началом войны герои оказываются в ловушке семейного дома: им приходится не только выживать, но и знакомиться друг с другом ближе.
По словам режиссера, проект находится на стадии девелопмента сценария и поиска партнеров для копродукции.
Среди представленных фильмов на стадии work in progress всего два – украинский и польский:
«Киснева станція» (режиссер – Иван Тимченко, продюсеры – Альжбета Янацкова, Светлана Соловьева, производство – «Цифрова Платформа», «Світлофор Фільм», Silk Film).
Светлана Соловьева отметила, что они с командой работают над проектом с 2015 года – с тех пор как Россия аннексировала Крым и оккупировала часть территории Украины на востоке (напомним, проект стал победителем Четырнадцатого конкурса Госкино, а его съемки прошли летом 2021 года). Это история жизни Мустафы Джемилева.
«Главный герой провел в тюрьме 25 лет. Не потому, что совершил какое-то уголовное преступление, а просто потому, что был историком. Когда ему было 18 лет, против него сфабриковали дело, затем освободили, а потом сфабриковали еще одно дело. Советский режим хотел сломить героя, но ему это не удалось. Напротив, он становился более мощным, более известным. Он поддерживал связь со многими советскими диссидентами, общественными активистами», – рассказала продюсер.
В 1980-м, когда Джемилев был в ссылке в якутском поселке Зырянка, его жена Сафинар, находившаяся в Узбекистане, отправилась к нему. Путешествие заняло около двух недель, но ей удалось приехать. А в 1991 году Мустафа и Сафинар смогли вернуться в Крым, где раньше им запрещала жить советская власть. Именно эти витки из жизни главного героя хотят представить в фильме «Киснева станція» создатели.
По данным Светланы, проект находится на стадии постпродакшена: «Мы до сих пор ищем деньги, чтобы финализировать фильм. Это копродукция между Украиной и Чехией, и, возможно, будет еще одна страна. Мы пока ждем ответа».
Kozia Góra (режиссер – Анджей Якимовский, продюсеры – Майкл Дауни, Анджей Якимовский, производство – Studio Filmowe Jakimowski).
Напоследок проект родом из Польши, синопсис которого выглядит так: Андреас, силезиец с Юга Польши, прилетает на Лансароте (остров на Канарах), чтобы завладеть земельным участком, унаследованным от дяди, который некогда эмигрировал в Германию и потерял связь с семьей. Участок оказывается бесплодным полем вулканического гравия с каменным коттеджем. Разочарованный Андреас немедленно выставляет его на продажу, но сначала ему нужно отдать долг дяди местному фермеру Хосе. Живя в фургоне на земельном участке, герой дружит с пасущимися там козами и однажды встречает Лусию – внучку Хосе, которая приносит ему сыр и вино. Андреас влюбляется в девушку...
История основана на мотивах из жизни Яцека Пшибиловского, польского художественного фотографа из Силезии, поселившегося на Лансароте. «Козья гора» – это история о человеческой судьбе, – говорит режиссер о фильме. – Любовь меняет главного героя к лучшему: он наконец-то осознает, где его место. Такая история требует интимной, сосредоточенной атмосферы, отдаленной от повседневности. Ничто не может служить этому лучше, чем пустыня на вулканических склонах Лансароте, где происходит действие. Есть редкая возможность понаблюдать за нашими героями в природе. Суровый лунный пейзаж вдохновляет на мощное кинематографическое видение. В то же время история нуждается в реалистическом наблюдении и юморе, как в моих предыдущих фильмах: «Зажмурь глаза» и «Штучки».
Бюджет фильма – 1 млн 30 тыс. евро. В свое время его поддержали Польский институт кино и Силезский кинофонд, которым руководит Институт кинематографии Силезии.