Несмотря на полномасштабную войну и попытки россии превратить жизнь украинцев в ад, кинопроцесс в стране не останавливается. Более того, понемногу возобновляется производство не связанных с войной проектов, хотя примеры пока единичны. Так, в первые дни октября компания Solar Media Entertainment приступила к съемкам ленты «Уроки толерантності» – трагикомедии Аркадия Непиталюка о взрыве гомофобии в провинциальном украинском городке. Процесс длился две недели, подготовка – полтора месяца, а в целом производство должно завершиться к концу года. О его нюансах и предстоящей дистрибуции нам рассказал продюсер Сергей Лавренюк.
В основе сценария «Уроків толерантності» – пьеса Игоря Белица «Гей-парад». Лента рассказывает об украинской семье из провинциального городка, которая из-за финансовых затруднений подписывается на государственную программу «Уроки толерантности». По ее условиям к семье прикрепляют украинского активиста ЛГБТ-движения. И в городке, как вулкан, просыпается до сих пор скрытая гомофобия.
Съемки фильма должны были начаться в марте этого года, но из-за полномасштабного вторжения россии от всех планов пришлось отказаться. Впрочем, в начале июня команда Solar Media решила, что съемки следует запускать: продюсер хотел заниматься своим делом, а людям требовалась работа.
Съемочный процесс, в частности, пришелся на 10 и 17 октября – дни, когда россия возобновила активные обстрелы Киева. Вспоминая утро 10-го, Лавренюк уточняет, что команда фильма находилась в Дарнице и ракеты буквально летели у них над головами. «Разворот площадки у нас был гораздо раньше, чем объявили воздушную тревогу. Мы уже успели подсоединить приборы, разложиться. Кто-то даже завтрак успел съесть, – говорит продюсер. – Началась тревога. Группа пошла прятаться в метро. Мы еще думали, что в этот день что-нибудь снимем. Но когда раздались взрывы, стало понятно, что нет».
Всего на съемочной площадке работало 45 человек. По словам Лавренюка, из-за обстоятельств (выезд специалистов за границу, уменьшение бюджета и т. п.) команду проекта пришлось сократить вдвое. Поэтому один человек на площадке мог выполнять несколько функций. «Это был, пожалуй, самый легкий подбор команды за все мои 12 лет работы. Люди сразу соглашались на условия, на меньшую оплату, чем всегда», – признается Сергей. Но уточняет: актерский состав остался почти неизменным. Главные роли исполняли те актеры, которые были утверждены с самого начала.
Роли первого плана в фильме исполняют Елена Узлюк, Александр Пискунов, Александр Ярема, Кристина Мруга, Акмаль Гурезов и Борис Георгиевский
Напомним, проект «Уроки толерантності» был одним из победителей Семнадцатого конкурса Госкино: ожидаемая государственная поддержка должна была составить 19 997 833 млн грн (или 80% от общего бюджета почти в 25 млн грн). Из-за войны эти средства пока остаются на бумаге, а производство Сергей Лавренюк запустил за свой счет. «У меня были личные сбережения – на них и начал снимать, – объяснил продюсер. – По сути, это средства нашего продакшена Solar Media Entertainment, у проекта пока нет инвесторов. Возможно, они появятся, потому что крайне необходимо найти средства на постпродакшен – этой суммы у нас пока нет».
Из-за этих обстоятельств финальный бюджет «Уроків толерантності» сейчас неизвестен. Продюсер вспоминает, что подобная практика была популярна в отечественной индустрии лет десять назад, когда бюджет был условной единицей. Единственное, что известно на данный момент, – смета фильма будет в разы меньше, чем планировалось до полномасштабной войны.
Сокращать бюджет планируют несколькими способами. В диалогах и сюжете почти ничего не изменится, но уменьшится масштаб съемок. Создатели отказались от дорогостоящих локаций и экстерьеров, отменили определенные трюки, сократили массовые сцены – там, где планировалось, например, перекрытие улиц с привлечением полиции.
Команда сократила количество съемочных дней таким образом, чтобы качество съемок не пострадало. «Мы решили потратить больше времени на репетиции и отработать все, чтобы во время съемок тратить один, максимум два дубля. У нас длительные сцены, снятые одним кадром. Такой способ очень быстрый. Но когда в кадре одновременно находится до шести человек – это сверхтрудная работа для режиссера, оператора, актеров. И специфический способ съемки. Поэтому было проведено много репетиций. С камерами, с актерами», – рассказывает Сергей Лавренюк. Члены команды отнеслись к ситуации с пониманием, поэтому дни репетиций не считались съемочными. Таким образом также удалось сэкономить немало средств.
Так что, когда увидите в фильме длинный кадр, снятый без монтажа, – это не отсылка к «Бердмэну» Иньярриту, а бюджетные реалии украинского кинематографа
Продюсер признается, что уже не рассчитывает на дофинансирование картины государством, ведь все средства, в том числе и предназначенные культуре, были направлены на военные нужды. В то же время Лавренюк считает, что финансирование кинематографа нельзя прекращать, ведь это имеет отложенный эффект: «Моя позиция, что индустрия должна бы финансироваться. Разумеется, не в довоенном размере, но так, чтобы поддержать отрасль. Чтобы обеспечить непрерывность в киноиндустрии хотя бы на 10, 20, 30 процентов от производимого ранее объема. Тем более сейчас украинское кино набрало инерцию: мы видим, что ни один фестиваль категории А не проходит без украинских лент. Поэтому терять этот темп развития национального кинематографа, мне кажется, не совсем дальновидно».
У многих может возникнуть вопрос, своевременно ли снимать художественное, а не документальное кино – на некоторых платформах уже появились комментарии о неуместности затрагивания темы ЛГБТ, пока продолжается полномасштабная война. Но продюсер подчеркивает, что фильм не об ЛГБТ: «Лента об обычной украинской семье, столкнувшейся, как она считала, с угрозой, страхами, которые еще не искоренились в головах многих. Если посмотреть шире, то сейчас украинцы столкнулись с чем-то подобным: на нас напал враг, не толерирующий у себя в стране права и свободы других, у которого в головах мрак и средневековье».
Лавренюк уверяет, что его кино будет интересно для всех, ведь демонстрирует недостатки, так или иначе касающиеся каждого человека. А обсуждение собственных проблем делает нас сильнее. ЛГБТ-герой в фильме является определенным двигателем, побуждающим героев к рефлексии и выводам. Продюсер надеется, что после просмотра определенное количество зрителей также сделает выводы и переосмыслит свое отношение к окружающим.
«У нас был один из альтернативных финалов, который мы хотели снять, но не сняли, – поделился инсайдом Сергей. – О том, что бояться нужно не ЛГБТ-сообщества или тех, кто думает по-другому, а прежде всего своих демонов. И готовиться к встрече с людьми, у которых эти демоны преобладают над совестью, честью. Я имею в виду наших врагов».
Если же говорить об ЛГБТ в украинском кино в целом, то Лавренюк замечает определенные эволюционные процессы: если раньше эта тема была своего рода табу, то сегодня общество, хотя и медленно, начинает избавляться от устаревших взглядов (а в девелопменте, добавим, находится картина «Мій юний принц», что также была победителем Семнадцатого конкурса). Продюсер считает, что тема ЛГБТ уже не может быть табуирована: «Когда-то темнокожих людей не снимали в кино, потому что это было табу. Когда-то их не пускали в рестораны вместе с белыми людьми. А сегодня кто-то считает, что представители ЛГБТ-сообщества какие-то не такие, хотя они обычные люди. Чем больше мы будем об этом говорить, тем меньше будем обращать внимание: мы же не обращаем внимания, что один человек – брюнет, а другой – блондин», – рассуждает он.
Лавренюк не скрывает, что сталкивался с критикой содержания своего фильма даже от коллег по цеху: «Иногда были такие высказывания, что создавалось впечатление, будто человека нужно проверить на адекватность». Впрочем, продюсер старается не обращать внимания на такие выпады коллег.
До конца года творцы планируют завершить производство «Уроків толерантності», но на это еще нужно найти средства. По предварительному плану первая половина следующего года – это показы на разных фестивалях. А уже потом – полноценный кинопрокат в Украине.
Впрочем, дистрибутора у фильма еще нет. Сергей Лавренюк вместе с режиссером Аркадием Непиталюком провели короткую презентацию проекта на Варшавском кинофестивале, планируют то же самое сделать на Таллиннском фестивале, а затем – на киномаркете в Лос-Анджелесе. За это время дистрибутора надеются найти.
Интересно, что на отечественном рынке «Уроками толерантності», по словам продюсера, уже интересуются телеканалы – и это опять же свидетельствует об эволюции, ведь представить, что национальный вещатель будет показывать фильм, поднимающий тему ЛГБТ, до недавнего времени было очень сложно. А напоследок Лавренюк отмечает, что идею ленты похвалила одна международная стриминговая платформа – однако говорить о каких-то продажах еще слишком рано.