Еще до полномасштабной войны россии против Украины отечественная медиасфера переживала не лучшие времена – сказывались последствия пандемии. А с началом военной эскалации ситуация ухудшилась: многим, потеряв источники финансирования, приходилось выживать. Кто-то смог трансформироваться. Кто-то, особенно среди небольших региональных медиа, был вынужден просто закрыться.
В таких условиях роль некого помощника в медийной сфере взял на себя Львовский медиафорум (LMF) – экосистема людей, организаций и проектов, разрабатывающая комплексные решения для медиа. Именно они в первые дни российского вторжения открыли во Львове шелтер, куда принимали журналистов, эвакуировавшихся из разных уголков Украины. Позже LMF помогал журналистам с обеспечением – от касок и шлемов до профессиональной техники – а также поддерживал редакции финансово. Сейчас во Львове вместо шелтера действует коворкинг, где могут работать медийщики – например, если их редакция эвакуировалась, а собственного офиса пока нет. Здесь журналисты, нуждающиеся в рабочем месте с Wi-Fi, найдут все необходимое.
В начале октября Львовский медиафорум сделал еще один шаг для помощи украинскому медиакомьюнити: запустил приложение Nibly. По словам создателей, это первое украинское приложение для журналистов, в котором можно искать работу, подрядчиков, грантовые программы, образовательные возможности и т. д. Оно может помочь:
- найти всех специалистов, необходимых для проекта, в одном приложении;
- собрать новую команду удаленно или усилить нынешнюю в другой стране;
- мгновенно контактировать с подрядчиками в чате;
- общаться с иностранными коллегами, чтобы обмениваться опытом;
- работать с теми, кто подходит лучше всего, благодаря культуре отзывов.
Поговорив с менеджером продукта Nibly Наталией Болибрух, мы отвечаем на главные вопросы, которые могут возникать у потенциальных пользователей приложения.
Для чего создано Nibly? И почему именно сейчас?
«После 24 февраля мы получали много звонков международных журналистов – все они пытались найти контакты. И мы поняли, что есть необходимость коннектить иностранных медиапредставителей и журналистов из Украины», – объясняет Наталия.
Еще одна цель создателей приложения – помочь журналистам найти новую работу вместо потерянной. Через два месяца после начала полномасштабной войны LMF провел исследование локальных медиа и выяснил, что многие из них были вынуждены закрыться или уехать из своих городов, где велись активные боевые действия. В то же время отечественные и иностранные компании предоставляют медикам стипенции и другие возможности для работы, поэтому в LMF решили объединить всех участников рынка в одном месте.
Существуют ли аналогичные приложения в мире?
По словам Наталии Болибрух, определенным примером для них является Linkedin. Но он работает медленнее. «Сначала ты должен законнектиться с эйчаром, пройти собеседование, потом – еще одно, с топ-менеджментом. Это занимает очень много времени. Мы хотим, чтобы через наше приложение люди коннектились мгновенно. Для этого создан внутренний чат, где можно откликнуться на опубликованную вакансию. Или написать человеку напрямую, не добавляясь в друзья. Наша цель – сделать Nibly приложением, которым будут пользоваться ежедневно и которое мгновенно коннектит и закрывает потребность в работниках», – говорит менеджер.
На англоязычном рынке есть несколько веб-порталов, где можно найти работу или опубликовать вакансию для медиа. Но аналогичных мобильных приложений нет.
Почему решили создать именно приложение, а не, например, телеграм-канал?
Создание приложения обусловлено всемирным трендом – mobile first. По словам Болибрух, мобильные приложения – это быстрее. В отличие от телеграмм-каналов, где все равно сначала нужно подать свое резюме и ждать, пока его проверят и отправят дальше.
Разрабатывалась ли идея Nibly до 24 февраля?
«Раньше мы проводили брейнштормовые сессии. Велись разговоры, что это должно быть приложение, которое коннектит между собой международный рынок и отечественных медиаспециалистов. Но когда это обсуждалось, не было понимания проблемы, возникшей после российской эскалации – когда сюда хлынула масса людей [иностранцев], не знающих языка и не очень понимающих, что происходит», – вспоминает Наталья.
Кто работал над созданием приложения и сколько времени заняла его разработка?
Разработка длилась около пяти с половиной месяцев, подрядчиком выступила компания Element agency, с которой Львовский медиафорум сотрудничал на веб-проектах. Впрочем, это их первый совместный mobile-проект. «Разработчиков в команде до пяти. Вместе с дизайнером. Отдельно у нас есть подрядчики, занимающиеся SEO, таргетингом. А из команды LMF – я (проджект-менеджер) и специалист по коммуникациям», – добавляет Болибрух.
Консультировался ли LMF с медийщиками, создавая Nibly?
Еще до 24 февраля был проведен небольшой опрос украинского медиасообщества, чтобы определить, есть ли потребность в приложении и каким его видят медийщики. Привлекали также представителей иностранных организаций и медиа. Позже, во время тестирования, прототип приложения показывали журналистам, а перед официальным запуском была контрольная неделя, когда приложение тестировало 20 человек из команды Львовского медиафорума.
«Сейчас фидбеки поступают еженедельно – получаем от трех до пяти писем. Люди пишут, какого функционала не хватает, что не работает», – говорит Наталья и добавляет, что приложение постоянно совершенствуется. Сейчас команда разработчиков планирует внедрить внешние уведомления, поскольку системы оповещения пользователя о происходящем в приложении (например, появлении новых вакансий) пока нет.
Как Nibly будет продвигаться на западном рынке?
«Сегодня есть два основных канала выхода на иностранную аудиторию. Первый – это реклама в соцсетях, google-реклама. Второй – доноры и международные организации, являющиеся партнерами Львовского медиафорума. Мы налаживаем с ними коммуникацию, чтобы они рассказывали о нашем приложении», – делится менеджер. Также планируется привлечение микроинфлюэнсеров из медиасферы. Но полноценные алгоритмы развития и продвижения приложения на иностранную аудиторию еще предстоит построить – для этого команда проекта собирается провести стратегическую сессию и привлечь стороннюю экспертную помощь.
Компании могут самостоятельно размещать вакансии в приложении – будут ли модерироваться объявления?
Предложения работы – единственный контент, который пользователи могут постить самостоятельно. И он уже отслеживается модераторами. Контент в других разделах («Возможности» и «Блог») пока публикует только команда приложения. Впрочем, со временем к блогам планируют привлекать другие компании. У Nibly есть возможность пожаловаться на публикацию или компанию, если модератор что-то пропустил. А из ограничений, уже существующих в приложении, – невозможность зарегистрироваться с территории беларуси и рф.
Как в Nibly хранятся и защищаются личные данные?
«Нас консультировала британская security-компания, – уверяет менеджер. – Мы с ними разработали несколько путей защиты личных данных, они провели проверку кода и предоставили свои рекомендации».
Приложение реализовано при поддержке Европейского Союза по программе House of Europe – есть ли в проекте еще какое-то финансирование?
За счет грантовой программы House of Europe была проведена разработка продукта и запуск информационной кампании, а поиск дальнейшего финансирования в процессе. Цель LMF – сделать Nibly самоокупаемым, для чего нужно сделать приложение технически совершенным и построить вокруг него комьюнити. Цели зарабатывать на Nibly у создателей нет.
Скольки зарегистрированных пользователей уже насчитывает приложение?
Около тысячи человек.