Украинское кино сегодня – в мировых трендах, и никакой кинофестиваль с именем не может обойтись без включения в свою программу по крайней мере одной нашей картины. Начавшийся на прошлой неделе международный смотр в Локарно не исключение, ведь именно здесь состоялась мировая премьера фильма «Як там Катя?». Это произошло буквально на днях, 6 августа, а накануне события мы поговорили с создателями ленты, чтобы узнать все подробности не только путешествия фильма в Швейцарию, но и истории его создания – интересной и довольно драматичной.
«Як там Катя?» – проект, ставший одним из победителей Одиннадцатого конкурса Госкино, получив на производство почти 11,6 млн грн (общий бюджет – 11,75 млн грн). Лента стала дебютной полнометражной работой режиссера Кристины Тынькевич, а также первым крупным проектом для продакшена Evos Film. «Я была знакома с Кристиной задолго до начала работы над этим проектом, – вспоминает продюсер картины и руководитель Evos Film Ольга Матат. – Мы достаточно хорошо приятельствовали: встречались на многих ивентах как в Украине, так и за рубежом, время от времени общались. Однажды Кристина пришла ко мне и сказала: «Слушай, есть такой проект, давай вместе над ним работать, потому что ты много ездишь и много учишься». А это действительно так, ведь до того, как начать работу над лентой, я окончила, пожалуй, все возможные курсы в стране, украинскую киношколу UFS, а потом еще училась за границей, например участвовала в трехдневном Industry Workshops Каннского кинорынка. Словом, где могла, там и училась. А еще у меня большой опыт в рекламном бизнесе, я понимаю, с чего проект начинается, как идет процесс и что ждет по завершении. Так что Кристина сказала «давай», я сказала «давай», и так все началось».
Несмотря на то что и для Кристины, и для Ольги лента была дебютной, никакого страха они не ощущали. «Дело в том, что мой партнер и сопродюсер Влад Дудко имеет 20 лет опыта в киноиндустрии и знает, пожалуй, всех. А если и нет, то 95% нужных людей знает точно. Поэтому я понимала, проблем у нас не будет, и за продакшен не волновалась вообще», – объясняет Матат. Впрочем, без сложностей все же не обошлось, ведь по плану производство проекта должно было стартовать в апреле 2020 года. За драматическими событиями сегодняшнего дня это уже могло забыться, но напомним: буквально за месяц до нужной даты Украину и мир накрыло первой волной пандемии. «Мы успели слетать в Берлин и провести там немало встреч по проекту. Но через две недели после возвращения наступило 16 марта, когда все перестало работать. Первый съемочный день у нас должен был быть, кажется, 17 апреля, но, конечно, все сроки пришлось сместить. Сначала никто не понимал, как работать в новых условиях, потому мы просто заморозились на два месяца», – вспоминает Ольга.
Выйти из этой заморозки продакшену удалось только в конце мая, а запустить съемочный процесс – в середине июня 2020-го. По словам Матат, для всей команды это было одновременно и радостью, и ежедневным вызовом. «Каждое утро начиналось с мониторинга ситуации: кто кашляет, у кого положительный тест на ковид – и это, конечно, было нервно. Однако в какой-то момент все волнения трансформируются во что-то такое, с чем ты каждый день живешь: нет проблем, а есть задачи, которые необходимо решать».
А вот с чем проблем не было вообще, так это с кастингом. В целом он длился около полутора месяцев, что для полного метра довольно быстро, а больше всего создателей беспокоил поиск исполнительницы роли Кати, дочери главной героини. Но и здесь справились стремительно: на второй день детского кастинга на нем появилась девочка по имени Катя (да, судьбоносное совпадение), и стало ясно: больше никого искать не нужно. «Вообще что касается кастинга, то у Кристины было очень четкое понимание того, какие именно образы она хочет видеть, поэтому мэтчи проходили быстро», – объясняет продюсер.
Главную роль в ленте исполнила Анастасия Карпенко, и по поводу ее кандидатуры у создателей вообще никаких сомнений не было. «Дело в том, что у Кристины есть короткометражная работа под названием Solatium, из которой, собственно, и вырос полный метр «Як там Катя?». Анастасия сыграла в этой короткометражке, поэтому Кристина, еще работая над сценарием, знала, что в полном метре также сыграет Карпенко. Можно сказать, главная роль в картине писалась именно под нее», – говорит Ольга.
Возвращаясь к созданию сценария, следует отметить, что разрабатывался он в сценарной мастерской Midpoint Feature Launch. По словам продюсера, процесс был достаточно длительным (около полугода) и дал ленте очень много – от разработки персонажей до скрипта в целом. Кстати, проект участвовал в большом количестве разнообразных мастерских и программ, и каждая из них была на пользу. «Выделить конкретную мастерскую или программу нельзя, это все равно будет комплекс: ты везде берешь понемногу, где-то, возможно, больше чем немного, а в результате получается хороший проект», – говорит Матат. Но все же продюсер отдельно вспоминает воркшоп EAVE on Demand, который ей лично помог лучше структурировать проект, и программу New Horizons Studio. Благодаря победе в последней создатели «Як там Катя?» получили скрипт-докторинг от Дэвида Попа из Лондонской киноакадемии и смогли качественно доработать сценарий.
Мировая конъюнктура сегодня на стороне украинского кино, но для того, чтобы попасть в программу Локарно этого было бы мало. «Нужно понимать, что фестивали класса А в первую очередь берут нравящиеся им ленты. Конечно, сегодня есть определенный контекст, им важно слышать Украину, и это также сыграло свою роль. Но «Як там Катя?» – это важный фильм, он о нравственных границах, об ощущении того, что ты можешь сделать: и когда ты только об этом говоришь, и когда оказываешься в определенных обстоятельствах. Картина о том, как человек управляет своим восприятием мира и собственными поступками. Что касается Локарно, то здесь я могу только догадываться, ведь ни один программер никогда вам ничего не расскажет. Думаю, произошла синергия, все срослось так, чтобы премьера «Як там Катя?» состоялась именно здесь», – улыбается Ольга.
Если же вы, почитав синопсис, заволновались, что в проекте слишком много рассказывают об украинской коррупции и это может повредить имиджу нашей страны, то создатели советуют смотреть шире – это поможет успокоиться. По словам Матат, их лента в первую очередь не о коррупции, а о главной героине, о ее изменениях, о том, как она ломается под влиянием обстоятельств: «На сами обстоятельства мы большого акцента не делаем. К тому же картину уже видели многие иностранцы, и все они понимали вложенные месседжи правильно. Тема коррупции как таковая будет понятна зрителям по всему миру, потому что она есть везде, а не только у нас. Я не считаю, что «Як там Катя?» раскрывает Украину с какой-то плохой стороны».
С Ольгой не согласиться сложно, особенно учитывая то, что для культурной дипломатии важно любое украинское проявление на международной арене, а участие национальной ленты в смотре А-класса – и подавно. Однако, если вы внимательно следили за ходом ивента в Локарно, то заметили, что громкого перформанса с политическим подтекстом авторы «Як там Катя?» устраивать не стали. И дело не в отсутствии желания: «Мы общались с организаторами фестиваля на этот счет, предлагали им несколько вариантов того, что можно было бы сделать, – какую-то тематическую акцию или, возможно, включение. Но в ответ нам пришло письмо, где они очень осторожно, отмечая, что сильно нас поддерживают, по сути, отказали. В принципе, чего-то другого мы и не ожидали, заявление фестиваля в марте было таким же: с поддержкой Украины, но достаточно нейтральным – с призывами, например, не бойкотировать российское кино, не имеющее отношения к власти», – объясняет Матат.
По этой же причине украинцы в Локарно никак не могли бы повлиять на то, что в основном конкурсе фестиваля присутствует российская лента – фильм «Сказка» Александра Сокурова. По словам Ольги, о самом факте наличия на смотре российской ленты они знали заранее, но сделать с этим ничего не могли. «О том, что в программе фестиваля будет российский фильм, нас предупредили заблаговременно, но фамилии автора не называли – просто сказали, что государственного финансирования у ленты нет. По сути, вариантов для действий было не так много: как-то повлиять на фестиваль мы, конечно, не могли, но могли бы отказаться от участия в нем. И это, думаю, было бы неправильно: отказываться от собственного голоса, особенно на фоне того, что российский голос будет звучать, не нужно», – подчеркивает продюсер.
В любом случае международная премьера ленты успешно состоялась, и теперь авторы будут работать над тем, чтобы в ближайшее время ее увидели как можно больше зрителей по всему миру. У проекта уже есть международный сейлз-агент – компания Coccinelle film sales. Что же касается украинской премьеры, то ее придется подождать: фестивальный релиз авторы планируют на осень 2022 года, а кинотеатральный – либо к концу 2022-го, либо к началу 2023-го. О конкретных датах и местах говорить пока рано, но вполне возможно, что площадкой для украинской фестивальной премьеры станет «Киевская неделя критики», с которой создатели сейчас ведут переговоры.
Планам по встрече «Як там Катя?» с украинскими зрителями не помешает даже война – по крайней мере создатели картины на это очень надеются. Да и в целом в Evos Film настроены оптимистично: бурно развивавшуюся последние 5–7 лет украинскую индустрию так просто не убить, и будущее у нее точно есть. Конечно, с учетом всех событий (не только войны, но и, например, прекращения работы «Медиа Группы Украина») ландшафт отечественного кинопроизводства изменится, но не исчезнет. Даже сейчас в работе продакшена несколько проектов, в том числе копродукционный, так что нам остается констатировать: жизнь в индустрии есть, и вскоре стоит ждать новых результатов работы.