Николаев – город на Юге Украины с населением в полмиллиона человек, который до 24 февраля жил своей размеренной жизнью. Впрочем, после полномасштабного вторжения Николаев стал прифронтовым населенным пунктом и, по сути, форпостом, не дающим российской армии продвинуться на юг, чтобы захватить Одессу и отрезать Украину от Черного моря. За географическое положение своего города жители платят дорогую цену: каждую ночь россияне обстреливают Николаев с оккупированной Херсонщины. За пять месяцев полномасштабной войны здесь можно насчитать чуть более 20 суток, прошедших без взрывов вражеских снарядов.
Но николаевцы не падают духом. Как бы тяжело ни было, они пытаются жить свою жизнь, насколько это возможно. И даже не забывают о культурном аспекте. С 27 июля по 3 августа в городе прошло первое за пять месяцев массовое культурное мероприятие – кинофестиваль «Тактическая пауза: Украинское кино в Николаеве».
Впрочем, рассказ о фестивале стоит начать немного издалека. Долгое время Николаев был закрытым промышленным городом. Город корабелов – так его называли во времена Советского Союза. После распада СССР слава промышленного города не исчезла: здесь работало большое количество разнообразных заводов, и в таких условиях назвать Николаев культурной столицей было довольно трудно. И все же у николаевцев начала формироваться особенная любовь к кино. Здесь появлялись киноклубы с обсуждением лент и дебатами, организовывались показы кино под открытым небом, проводились конкурсы короткометражного кино. Почти каждый николаевец хотя бы раз посетил ивент «Кино под акацией» или фестиваль «Общественный проектор». А в доковидные времена определенное авторское кино собирало аншлаги: например, на показах Манхэттенского фестиваля короткометражного кино в одном из местных кинотеатров не хватило мест для всех желающих, и зрители из-за этого поссорились.
Так что любовь к кино – одна из характерных черт николаевцев. Поэтому неудивительно, что первым большим мероприятием для жителей города в условиях полномасштабной войны стал именно кинофестиваль.
«Тактическая пауза: Украинское кино в Николаеве» – это организованный волонтерами показ семи современных украинских лент, который проходил в одном из убежищ города (организаторы просят не называть место, где именно проходили показы, потому что там и в дальнейшем планируется проведение различных культурных мероприятий). В список фильмов для показа вошли «Додому», «Стоп-Земля», «Мої думки тихі», «Заповідник Асканія», «Перша сотня», «Безславні кріпаки» и «Зошит війни».
«Николаевцам тяжело, но этот город и его жители сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Нам нужны такие мероприятия. Фактически 30–40% города осталось, не уехало. И многие из этих людей включены в процессы поддержки друг друга и Вооруженных сил Украины. Наша задача – поддержка людей, поддерживающих других», – говорит соорганизатор фестиваля Дмитрий Давыденко, координатор волонтеров Общественной организации ДОФ, выступившей партнером мероприятия.
Кинопоказы проходили каждый день, и для этого была выработана замысловатая система безопасности: зритель должен был регистрироваться на просмотр каждого фильма в отдельности. За сутки ему поступало подтверждение регистрации и данные о точном месте показа и времени. Таким образом организаторы старались сохранить локацию в секрете, чтобы никто лишний о ней не знал.
«Мы назвали фестиваль «Тактическая пауза», поскольку находимся в Николаеве. Тактическая пауза – это перерыв в боевых действиях, который делают с целью накопить силы, чтобы дальше пойти в наступление», – объясняет название фестиваля киножурналист и еще один соорганизатор Алекс Малышенко. По его словам, почти все дистрибуторы без проблем согласились отдать свои картины для показа на фестивале. «Мне кажется, важно, чтобы о Николаеве читали не только как о месте, куда постоянно падают ракеты, а чтобы город начал продуцировать какие-то другие смыслы для медиа», – добавляет он.
Мероприятие с таким месседжем поддержали и городские власти
Фестиваль открыл документальный фильм «Заповідник Асканія», который лично представлял режиссер Андрей Литвиненко
Небольшое уютное помещение. Надпись «Убежище» при входе. Зрителей немного, но состав очень разнообразен: молодежь, люди пожилого возраста, супруги средних лет. Еще одно подтверждение, что любовь к кино свойственна николаевцам всех возрастных категорий. Символично, что со стартом показа в городе начинается воздушная тревога (в этот раз, к счастью, обошлось без жертв и разрушений). Символизм состоит и в том, что на экране – кадры из заповедника Аскания-Нова, находящегося на территории временно оккупированной Херсонской области.
После финальных кадров в импровизированном кинозале начинается настоящая дискуссия. Так, будто на поверхности нет вражеских обстрелов, а в 70 км от убежища не стоят российские танки. Пообщавшись со зрителями, Андрей Литвиненко объяснил, что прямо сейчас снимает в Николаеве документальный фильм о зоозащитниках и жизни города во время военной эскалации.
Режиссер признается, что в городе чувствует себя тревожно: «Несмотря на то что я был во многих горячих точках, вот эти ночные сирены действительно беспокоят. И эта реальность, когда каждый день можно оказаться под обстрелами, заставляет нервничать».
Организаторы кинофестиваля рассказывают, что в среднем на показы приходило от десяти до тридцати зрителей, а общее количество посетителей за все дни составило немногим более 160 человек. Раньше столько человек могло прийти в один день кинофестиваля «Общественный проектор» – сейчас это достижение недели показов. Давыденко признается, что должно было прийти больше людей. Но к сожалению, на период проведения «Тактической паузы» по городу пришлись одни из самых массовых обстрелов от россиян. Если раньше оккупанты били преимущественно ночью, то теперь начали обстреливать также утром и вечером, когда на улицах находится много людей. Это привело к новым смертям и ранениям. Поэтому многие предварительно зарегистрированные зрители отказались приходить.
С технической стороной мероприятия организаторам также помогли волонтеры: например, проектор для показов предоставило некоммерческое Агентство развития Николаева. «Культура всегда актуальна. Это в определенном смысле арт-терапия, – говорит представитель организации Евгений Гомонюк, присутствующий на нескольких показах как зритель. – Из-за того что в городе пять месяцев подряд ничего не происходило, можно сойти с ума. И это классный повод вернуться в состояние нормальности». В то же время он делится, что при просмотре все же возникало странное ощущение двойной реальности, ведь вне импровизированного кинозала есть совсем другой мир – с постоянными «прилетами», жертвами и разрушениями.
Фестиваль завершился не 31 июля, как было запланировано сначала, а 2 августа, ведь прямо во время мероприятия к программе добавились два документальных фильма о Николаеве: короткометражный «Вихідний» и полный метр «Миколаїв. Хроніки протесту». Их, обратившись к организаторам, предложила режиссер Жанна Максименко-Довгич. И они стали идеальным закрытием «Тактической паузы», еще раз напомнив горожанам о выборе, который они уже сделали и сейчас отстаивают столь высокой ценой. Первый – это портрет Николаева и его жителей на фоне 9 мая 2017 года: переход от советского прошлого к европейскому будущему и поиск в нем собственной идентичности. Второй рассказывает, как в 2014 году городу удалось выгнать сепаратистов и не стать «николаевской народной республикой».
Во время показа фильмов закрытия снова раздается воздушная тревога. На этот раз также без жертв. ПВО сбивает над городом четыре российские ракеты. «Миколаїв. Хроніки протесту» рассказывает, в частности, о сепаратистах, в 2014 году махавших на центральной площади российским флагом и до сих пор продолжающих жить в Николаеве. Кто-то из зрителей шутит, что неплохо было бы показать этот фильм СБУ. «Тактическая пауза» заканчивается воспоминаниями о том, какой была жизнь в мирном Николаеве.
Подводя итоги фестиваля, организаторы признаются, что в целом удовлетворены результатом. Вспоминают, как на одном из показов зрительница угощала всех присутствующих шоколадом – один из самых трогательных моментов. Трагедии, которые пережили николаевцы, сделали людей более чувствительными. Так что даже такая простая вещь, как шоколадка, теперь способна растрогать.
«Просмотр кино не сбивает ракету, не может заблокировать врага или уничтожить его. Но, живя в таком напряженном темпе, ты выдыхаешься. Я видел многих волонтеров, которые выгорели. Нужен баланс. И вот тогда культура, в частности кино, себя проявляет», – делает общий вывод Алекс Малышенко.
Кинофестиваль завершился. Война продолжается. Николаевцы пытаются жить дальше: ночью просыпаются от страшных взрывов, а днем планируют следующие культурные мероприятия.