17 декабря в 19:00 в Музее кино Довженко-Центра откроется выставка «Полеты во сне и наяву» - мультимедийный проект, исследующий одноименную киноленту Романа Балаяна и эпоху, в которую она создавалась. Как утверждают создатели выставки, этот фильм разительно отличается от наследия Киностудии им. Довженко в 1970-1980-х годах. Это не просто исключительное художественное произведение, а важный для украинской культуры документ, зафиксировавший жизнь советского интеллигента в эпоху упадка тоталитарной империи. Роману Балаяну удалось снять не только драму личности, но и разработать типаж современного урбанизированного героя - то, чего не дали сделать Параджанову в «Киевских фресках». В «Полете» снялись топовые звезды советского кино Олег Янковский и Людмила Гурченко, а лента создана не менее звездной командой Киностудии им. Довженко: режиссером Романом Балаяном, оператором Виленом Калютой и композитором Вадимом Храпачевым.
Экспонаты для выставки предоставили Национальная киностудия им. Довженко, Музей Параджанова (Ереван), Национальный художественный музей Украины, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского, Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины, Музей современного искусства Украины, Национальный союз художников Украины, а также частные коллекционеры. Тексты, раскрывающие исторический и культурный контекст создания «Полетов», написали Тиберий Сильваши, Людмила Новикова, Иван Козленко, Владимир Войтенко, Надежда Заварова, Сергей Трымбач, Наталья Сильваши и Мария Храпачева. Инсталляции создали художник Антон Логов и гуру литовской джазовой музыки Владимир Тарасов.
Также в экспозиции представлены оригинальные живописные произведения Любови Рапопорт, Тиберия Сильваши, Виктора Павлова и Татьяны Яблонской, произведения классиков украинской документальной фотографии Александра Ранчукова и Бориса Градова, фрагменты документальных и художественных фильмов, снятых в Киеве в 1970-1980-х годах. Современное видение персонажа, созданного Романом Балаяном на экране, отражены в фотографиях Елены Сапоновой и Ольги Степаньян.
«Исследование творчества Романа Балаяна превратилось в исследование городской темы в украинском советском кино, - рассказывает куратор выставки Андрей Алферов. - Темы, которая, как выяснилось, в УССР была негласно запрещена. И этот факт делает Балаяна не просто режиссером, штатным постановщиком на студии Довженко, а летописцем жизни тогдашнего среднего класса. Тогдашних нас с вами. Класса, чужого и властной верхушке, и молчаливому послушному большинству. Собранные в экспозиции фильмы, кадры, фотографии, документы, выводы, мнения искусствоведов и свидетельства очевидцев не претендуют на абсолютную объективность. Однако они дают некоторое представление о времени, которое Тарковский назвал эпохой «глубоководных рыб».
Проект реализован при поддержке Украинского культурного фонда.