В начале февраля текущего года мы писали о том, что Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания рассмотрел резонансный вопрос о возможном лишении ООО «Телеканал «Прямий» лицензии на радиовещание. Тогда голосование провалилось (для вынесения решения не хватило голосов), но само обсуждение проекта решения подняло много острых вопросов. Вчера же состоялось новое голосование, по результатам которого Нацсовет аннулировал лицензию «Прямой FM». Давайте разбираться, что произошло.
Итак, Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (ст. 37, п. «г») гласит, что компания, получившая лицензию на вещание на определенной частоте и определенной территории, должна начать вещание в течение года с момента получения. Если этого не происходит, Нацсовет отзывает и аннулирует лицензию. Ищет, так сказать, другого, кто может освоить частоту не на бумаге.
В некой мере это касается и радио «Прямой FM», поскольку в двух населенных пунктах - Марганце Днепропетровской обл. и Лубнах Полтавской обл. - телерадиокомпания не смогла вовремя начать вещание (срок истек в ноябре 2019 года). Еще в четырех населенных пунктах - Павлограде, Мелитополе, Белой Церкви и Переяславе-Хмельницком - «Прямой FM» продолжила бы вещать. Но имел место один крайне важный момент: 9 ноября 2018 года по результатам шести разных конкурсов на шесть разных частот «Прямой FM» получил не шесть, а один бланк лицензии с прописанными там шестью населенными пунктами. Получилась как бы одна «лицензия» на все шесть частот.
В ноябре 2019-го истек срок на запуск вещания в Марганце и Лубнах, а в декабре Нацсовет провел проверку. В результате на рассмотрение вынесли проект об аннулировании лицензии - того самого бланка, где все шесть частот, ведь законом не предусмотрено изъятие отдельных частот из уже действующей лицензии.
В декабре 2019-го «Прямой FM» обращался в Нацсовет, чтобы изъять оба проблемных населенных пункта из бланка. Заявление не рассмотрели, поскольку оно было подано с опозданием.
Сторона «защиты» приводила и тот аргумент, что на момент проведения конкурса в документах не были указаны характеристики объекта, откуда будет производиться вещание. По шести частотам оператором сети значился Концерн РРТ. Но, как выяснилось, в одном из пунктов КРРТ вообще никогда не имел сетей для вещания, а в другом необходимо было установить вышку и оборудование. Ее так и не установили.
В феврале, тогда еще член Нацсовета Сергей Костинский отмечал, что за годы практики регулятора по аналогичным кейсам многократно выносили решение о продлении срока и ограничивались вынесением лицензиату предупреждения. Но не аннулировали лицензию. Тем более, когда она включает сразу все частоты вещателя. Костинский приводил в пример ООО «ТРК «Слобожанське ФМ»: компания просрочила запуск радио в двух городах и тоже владела лицензиями на другие частоты, где вещание ведется - проект решения предполагал «предупреждение».
Того же мнения придерживался и Александр Ильяшенко, который также призывал ограничиться предупреждением. Свою точку зрения он отстаивал и в этот раз: «Здесь я вижу, что компания не освоила частоту и обратилась с просьбой изъять [ее]. Они сами обратились. Да, они просрочили. Могли и не обращаться, ведь есть мониторинг. Он зафиксировал бы все равно. Зачем рушить уже работающие частоты? Я за объявление предупреждения за то, что компания вовремя не обратилась о невыполнении».
Но под натиском Юрия Зиневича, Олега Черныша и Ольги Герасимьюк Ильяшенко не удалось привести статьи Закона, которые могли бы стать юридической базой для проекта решения о предупреждении. Сам Ильяшенко пытался наказать «Прямой FM» за нарушение условий лицензии, но подходящего пункта с упоминанием о просрочке вещания в законодательстве не было. Поэтому вернулись к тому самому пункту «г» ст. 37 Закона Украины «О телевидении и радиовещании».
За аннулирование лицензии проголосовали пять членов Нацсовета: Черныш, Герасимьюк, Зиневич, Руденко и Ницко. Ильяшенко и Оноприенко были против. Коваль воздержался.
Интересно, что с момента рассмотрения вопроса в феврале «Прямой FM» освоил частоту в Лубнах и начал вещание. То есть без сигнала оставался лишь Марганец, одна из шести частот. Теперь «Прямой FM» теряет все пять населенных пунктов, где уже вещал. По словам гендиректора телеканала «Прямой» Светланы Орловской, компания будет подавать на Нацсовет в суд.