В последние несколько недель среди украинских кинематографистов только и разговоров, что о возможной отмене результатов Одиннадцатого питчинга Госкино. С подобными предложениями выступил глава парламентского комитета по гуманитарным вопросам Александр Ткаченко, а министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский на KYIV MEDIA WEEK заявил, что обратился к Совету по господдержке кинематографии с просьбой оценить обстановку и решить, как быть дальше.
Виной этим обстоятельствам стало то, что в ходе одного только Одиннадцатого питчинга, на котором не были представлены ни анимационные проекты, ни документальные фильмы, ни сериалы, ведомство дало зеленый свет проектам на 1,7 млрд грн. Ткаченко и Бородянскому эта цифра не понравилась, поскольку годовой бюджет Госкино составляет 500 млн грн. В своих высказываниях по этому поводу оба сходились на том, что Ильенко и компания таким образом расписали госфинансирование картин на три года вперед.
Все это время экс-глава ведомства Филипп Ильенко стойко хранил молчание, а когда все обвинительные слова были сказаны, наконец ответил представителям новой власти. Полностью с его мыслями можно ознакомиться здесь, а MBR приводит самые важные посылы его ответа.
«Во-первых, надо отметить, что председатель Госкино не определяет победителей конкурса, это прерогатива Совета по государственной поддержке кинематографии (далее - Совет), принимающего все решения относительно результатов», - начинает Филипп Юрьевич с главного. Этот момент стоит запомнить, поскольку, напомним, именно Совету Владимир Бородянский дал поручение разобраться в том, что делать с результатами конкурса. То есть получается, что решать его судьбу будут именно те люди, которые дали добро на выделение тех самых 1,7 млрд грн.
Далее Ильенко объясняет, что даже после того, как проект побеждает в конкурсе, у Госкино не появляется перед ним финансовых обязательств в автоматическом порядке: «Такие обязательства появляются только после подписания соответствующего контракта. А контракт может быть заключен в течение трех лет, и для этого продюсер должен выполнить целый ряд условий (в том числе подтвердить негосударственную долю финансирования), а также пройти еще одно рассмотрение своего проекта Советом, который подтвердит право на заключение такого договора. В самом же контракте указывается распределение финансирования по годам. При отсутствии средств на финансирование контракта в государственном бюджете текущего года контракт не заключается», - объясняет экс-глава ведомства.
Кроме того, по словам Ильенко, украинские реалии таковы, что производство полнометражных художественных проектов у нас длится 2-3 года, а даты завершения съемок и сдачи уже запущенных в производство проектов могут сдвигаться на следующие финансовые годы. «В результате средства, запланированные на такие проекты в текущем году, высвобождаются и направляются на создание новых фильмов», - отмечает он.
«Итак, на сегодняшний день никаких финансовых обязательств перед продюсерами в результате проведения 11-го конкурсного отбора в Госкино не возникло ни на 2019-й, ни на три года вперед, в то время как финансирование победителей этого конкурса в реальности будет существенно меньше и разделится между бюджетными ассигнованиями, по меньшей мере на 2019-2025 годы, и это никоим образом не связано с бюджетом только 2019-го», - резюмирует Ильенко.
Кроме того, на действия Госкино и Совета повлияло то, что на момент проведения конкурса не было известно об объемах средств по бюджетной программе «Государственная поддержка кинематографии» ни на 2020 год, ни на более дальние сроки.
«Без сомнения, именно неопределенность с финансированием была и остается основательным постоянным вызовом для киноотрасли, с чем уже столкнулась и новая власть. Речь идет не только об отсутствии понимания бюджета на три года вперед, - прежде мы интересовались, сколько денег на кино выделят в следующем году, только в последние дни декабря, а иногда и в начале января. Часто изменения в проект бюджета вносились ночью накануне его принятия, и порой сами нардепы не знали, за что они голосовали в пять утра», - конкретизирует проблему Филипп Юрьевич.
Ну а если добавить сюда то, что каждый год в Украине меняется количество госведомств, через которые производится поддержка кинематографа (например, в 2018-м питчинга Госкино не было, зато был конкурс патриотических проектов от Минкульта, а также добавился Украинский культурный фонд), то действия Госкино и Совета становятся еще более понятны.
Еще один важный момент, по словам Ильенко, заключается в том, что питчинг проводился еще до обнародования проекта госбюджета на следующий год, так что никто не мог спрогнозировать ни объем финансирования, ни возможные пути, по которым оно будет производиться. По мнению экс-главы Госкино, бюджет этого ведомства в 2020-м мог бы быть «существенно увеличен», причем без особых трудностей: «Многие, в том числе и представители новой власти, говорили о том, что финансирование киноотрасли необходимо сосредоточить в одной институции, а следовательно, передать Госкино те ресурсы, которые на эти цели в 2019 году были выделены Министерству культуры и Украинскому культурному фонду. А это, соответственно, 50 млн и 400 млн грн. Кроме того, у ликвидированного Министерства информационной политики были разработаны бюджетные программы более чем на 524 млн грн, из которых оно финансировало, среди прочего, и создание фильмов».
Но, судя по правительственному проекту бюджета, этого не произошло, суммы финансирования институций остались без изменений, а то, что сейчас происходит вокруг результатов Одиннадцатого питчинга, по мнению Ильенко, говорит о том, что «вопрос заключается не в том, что профинансировать победителей 11-го конкурсного отбора невозможно, а именно в нежелании финансировать победителей конкурса, который проводился при предыдущем руководстве Госкино, и для этого необходимо найти соответствующие причины».
«Новая метла, конечно, по-новому метет. Но крайне досадно то, что при этом она наступает на старые грабли», - резюмирует свое видение сложившейся ситуации Филипп Юрьевич.
Действительно, досадно, если все написанное выше соответствует действительности. Вы наверняка помните, что не вполне обоснованные претензии к Ильенко у Александра Ткаченко были задолго до прихода последнего во власть, так что наверняка доля правды в словах о «новой метле» имеется. Немного странно выглядит и то, что новая власть, похоже, и вовсе не общалась с Ильенко по поводу результатов питчинга, иначе многие вопросы о реалиях господдержки кинематографа у нее отпали бы.
Словом, ждем решения Совета, на который уповает Бородянский, а уж затем будем делать выводы. Главное – прислушаться к Ильенко хотя бы по поводу грабель.