На днях состоялась долгожданное кодирование спутникового сигнала каналов украинских телегрупп. По различным данным, около 4 млн спутниковых домохозяйств лишились возможности бесплатно смотреть 23 ведущих украинских телеканала. Такое изменение рынка станет одним из факторов, благодаря которым сегмент ОТТ/IPTV рынка платного телевидения в Украине вырастет более чем десятикратно - с $30 млн до $400 млн в течение 5 лет, считают эксперты сервиса интерактивного телевидения DivanTV.
Также на рост платного телевидения повлияет популярность Smart TV-устройств, большая часть которых используется для подключения к ОТТ-сервисам. Только в 2019 году в Украине было продано приблизительно 1 млн таких устройств.
Общемировым трендом является рост интереса пользователей к OTT-сервисам. В 2019 году среднее проникновение OTT в мире превысило 38%, лидирующие страны - США и Канада. По оценкам разных экспертов, рынок телевидения Украины в 2019 году выглядел таким образом:
Сейчас ОТТ/IPTV сегмент в Украине оценивается примерно в 0,8-1 млн абонентов, включая абонентов украинских и международных сервисов. Объем cегмента в 2019 году составил около $30 млн при среднем доходе с клиента 75 грн (ARPU $3).
По мнению экспертов DivanTV, если к 2023 году проникновение OTT/IPTV в Украине достигнет среднего мирового показателя в 38% от всех телевизионных домохозяйств, то сегмент платного телевидения в Украине составит примерно 6 млн пользователей, а общий объем вырастет до $400 млн при среднем доходе $5,5 с абонента.
Конечно, на этот прогноз будет влиять много факторов, в том числе возможное принятие законов относительно налогообложения в Украине иностранных видеосервисов (например, Netfix и Youtube Prime) и других законодательных инициатив.
В свой прогноз DivanTV также внес 1 млн диаспоры и других потенциальных пользователей, которых могут заинтересовать украинские ОТТ-сервисы, вещающие за пределами Украины. Таким образом, потенциальный рынок за пределами Украины составляет $90 млн в год при среднем доходе $7 с абонента.