Пока одни страны тратят сумасшедшие средства на убийства и террор населения соседних государств, другие безумными темпами приближают технологическую революцию. Чего только стоит проект ChatGPT: чат-бот с искусственным интеллектом появился в ноябре 2022 года, а уже сегодня эксперты всерьез дискутируют, сможет ли он писать сценарии и перевернуть AV-индустрию, заменив голливудских авторов. Собственно об этой дискуссии, изложенной в материале The Hollywood Reporter, мы сегодня и поговорим, но для начала немного предыстории.
Чат-бот ChatGPT – это разработка компании OpenAI, умеющая не просто генерировать продолжение текста (как это делают его «прародители», нейросети GPT, GPT-2 и GPT-3), но пишет песни, исправляет ошибки в коде и отвечает на вопросы, с которыми не поможет первая ссылка в поисковике. Технологические гики уже прозвали разработку убийцей Google, хотя работает она пока не идеально. Сегодня это самый известный и дорогой чат-бот с искусственным интеллектом в мире (благодаря ему компанию OpenAI оценивают в $29 млрд). А еще самый скандальный: как выяснили журналисты Time, для модерации текстов, на которых учился нейробот, создатели ChatGPT нанимали людей из беднейших стран, терявших ментальное здоровье, за копейки работая с материалами о насилии, секс-рабстве, убийствах и других ужасах.
Впрочем, несмотря на критику, ChatGPT уже успел завоевать поклонников во всем мире в разных сферах. И киноиндустрия не исключение, ведь чат-бот умеет создавать истории и писать любые тексты по заданным параметрам. Так какое будущее ожидает ChatGPT с подобными данными: станет ли нейробот настоящим помощником сценаристов и других авторов? Или сможет полностью заменить людей? Ведущие телевизионные и киносценаристы скептически относятся к мнению, что технология угрожает их карьерам, но некоторые считают, что нельзя недооценивать потенциал нейроассистента. Более того: пришло время установить новые правила взаимодействия.
«Вижу ли я, что в ближайшей перспективе это заменит тот вид письма, которым мы занимаемся в авторских комнатах каждый день? Нет, не вижу», – говорит сценарист «Крупной рыбы» и «Аладдина» Джон Огаст. Он протестировал ChatGPT и рассказал о нем в подкасте Scriptnotes, который ведет вместе с Крэйгом Мэйзином. Однако добавляет: «Джина назад в бутылку не вернешь. Он будет здесь. И мы должны думать, как использовать его таким образом, чтобы развивать искусство, а не ограничивать нас».
Другой известный шоураннер, анонимно давший комментарий The Hollywood Reporter, также протестировал ChatGPT и поделился выводом: похоже, чат-бот не способен писать смешные шутки или выдавать результаты, которые можно было бы использовать в сценарии без «существенного творческого вклада с моей стороны». Он добавляет: «Когда люди делают вывод, что это заменит профессиональных сценаристов, думаю, они просто фантазируют о будущем в стиле Илона Маска».
ChatGPT может в считаные секунды создавать отшлифованные питчи, логлайны, синопсисы фильмов и телевизионных шоу, а также конспекты и сценарии. Впрочем, текущая версия, обученная на большом количестве безвредного контента, иногда выдает ложные ответы или генерирует полный бред. Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман предупреждает: «Существующая версия невероятно ограниченна, но достаточно хороша в определенных вещах, чтобы создать обманчивое впечатление величия. Было бы ошибкой полагаться на эту технологию в чем-то важном. Это только превью».
Впрочем, некоторые писатели говорят, что технология, которая только зарождается, многообещающа как вспомогательный творческий инструмент. ChatGPT может помочь писателям в выполнении трудоемкой рутинной работы, такой как генерирование потенциальных мест действия или имен персонажей. Огаст предполагает, что те, для кого английский язык не является родным, могут использовать чат-бот, чтобы писать им свободнее. ChatGPT также может предложить идеи развития сюжета или персонажей. Сценарист «Дикой грации» и бывший президент Гильдии сценаристов США Говард А. Родман сравнивает нейробота с карточками «Обходных стратегий» (один из методов развития креативности – карточки с написанными на них определенными ограничениями, работа с которыми должна помочь творцам преодолеть творческие блоки, поощряя латеральное мышление): он говорит, что мог бы использовать бота, «если бы тот предложил что-то, до чего я бы никогда не додумался сам – возможно, что-то более умное, возможно, что-то глупее или очевиднее».
Будущие усовершенствования технологии вызывают у некоторых беспокойство. Родман называет очевидную способность ChatGPT улучшать свои ответы при большем количестве подсказок немного пугающей, но добавляет: «Писатели не должны закрывать глаза на то, что технология искусственного интеллекта может быть полезна со многих сторон. Они также должны учитывать, что разработка предлагает работодателям то, что они любят больше всего – снижать фиксированные расходы».
Франклин Леонард, основатель и генеральный директор платформы для написания сценариев The Black List, не беспокоится о том, что ChatGPT заменит сценаристов. Но он считает, что этот проект имеет потенциал, чтобы перевернуть рынок труда, оттого необходимо, чтобы сообщества, которые, вероятно, больше всего пострадают от этого, в частности сценаристы, определяли ограничения по использованию таких технологий в индустрии. Франклин надеется, что Гильдия сценаристов уже обсуждает эту технологию, поскольку «долгосрочное финансовое здоровье индустрии невероятно тесно связано с финансовым здоровьем сценаристов» (здесь следует добавить, что в заявлении Гильдии писателей Западной Америки сказано: «Мы следим за развитием ChatGPT и подобных технологий на случай, если они потребуют дополнительной защиты для сценаристов»).
Несмотря на стремительное развитие технологии, киностудии, вероятно, пока не отважатся использовать сценарии, созданные исключительно искусственным интеллектом. И дело здесь не только в качестве сгенерированного продукта: такие произведения не защищены авторским правом, поскольку закон об интеллектуальной собственности не признает право собственности за создателями, не являющимися людьми. Созданные искусственным интеллектом произведения сразу после выпуска станут общественным достоянием, что потенциально ограничит коммерческий интерес к этому формату.
Инициатором защиты произведений, созданных искусственным интеллектом, стал Стивен Талер, генеральный директор компании Imagination Engines, занимающейся разработкой нейронных сетей. В 2018 году он указал систему искусственного интеллекта Creativity Machine автором картины под названием «Недавний вход в рай», а себя – владельцем авторских прав в соответствии с доктриной работы по найму. Бюро авторских прав США отказало ему в регистрации, считая, что в произведении «отсутствует человеческое авторство, необходимое для поддержания претензии на авторское право», а также, что «связь между человеческим разумом и творческим выражением» является решающим элементом защиты авторских прав. Из-за отказа Талер подал на ведомство в суд, но там ему заявили, что не желают «отходить от столетней юриспруденции в области авторского права».
Собственно, та самая картина
«Ведомство по авторским правам США рассматривает эту тему через очень узкую призму», – говорит Джоэл Фельдман, юрист, специализирующийся на судебных процессах по вопросам авторского права и торговых марок. Он подчеркивает, что ведомство по авторским правам охотнее будет предоставлять защиту произведениям, созданным искусственным интеллектом, если у них есть соавтор-человек. «Если вы скормили искусственному интеллекту 25 своих любимых песен, а он выдал новое произведение, которое вы никогда раньше не слышали, то, безусловно, можно утверждать, что ваша подборка из этих 25 песен выступает соавтором», – уверен Фельдман.
Впрочем, Райан Эбботт, юрист Талера и партнер юридической фирмы Brown Neri, специализирующейся на пересечении искусственного интеллекта (ИИ) и авторского права, отмечает: защита произведений, созданных искусственным интеллектом, – это вопрос «когда», а не «если». «Еще один пример того, что законодательство должно догонять развитие технологий, – говорит он. – Когда законодатели разрабатывали закон об авторском праве, они не думали об ИИ».
Все еще остается открытым вопрос о том, нарушают ли авторское право программы искусственного интеллекта, создающие искусство, изучая человеческие произведения. В ноябре 2022 года был подан коллективный иск против Microsoft, Github и OpenAI, в котором утверждалось, что использование миллиардов строк компьютерного кода, анализирующих технологии искусственного интеллекта для генерации собственного кода, по сути, является пиратством. Признание нарушения авторских прав в первом в своем роде иске против программ искусственного интеллекта серьезно ухудшит экономические перспективы использования произведений, созданных ИИ, в Голливуде.
Один из известных шоураннеров (анонимно) предполагает: если студии когда-нибудь попытаются ввести свои сценарии в базу данных и использовать ее для создания генератора текста, пытаясь избавиться от сценариста-человека, «они получат десятки тысяч разъяренных творческих работников». И добавляет: «Я не уверен, что киностудии будут заинтересованы в уничтожении этих отношений одним махом».
© clement proust clementp.fr / CC-BY-SA-4.0
Напоследок – несколько примеров работы ChatGPT. Журналисты THR попросили ChatGPT сгенерировать серию логлайнов полнометражных фильмов, которые сочетали бы в себе известные хиты, а затем спросили Джона Огаста, насколько хорошо технология справилась с задачей.
Задание: совместить «Крепкий орешек» и «Вам письмо»
Логлайн ChatGPT: «Когда в канун Рождества группа террористов захватывает элитный универмаг на Манхэттене, владелец малого бизнеса должен объединиться с крутым копом, чтобы задержать их – и все это во время шуток и флирта в электронной почте».
Вердикт сценариста: «Владелец малого бизнеса» здесь не приносит ничего полезного. Если бы эквивалентом Мэг Райан был борющийся с копами активист, то по крайней мере было бы какое-то напряжение».
Задание: «Форсаж» встречается с «Днем независимости»
Логлайн ChatGPT: «Уличные воины: группа искусных уличных гонщиков завербована сверхсекретным правительственным агентством для борьбы с инопланетным вторжением. Они должны использовать свой водительский опыт, чтобы спасти мир от уничтожения. Соревнуясь со временем, им необходимо выйти за пределы собственных возможностей и обрести в себе внутреннюю силу, чтобы стать настоящими героями».
Вердикт сценариста: «Второе предложение бессмысленное. Нам нужен какой-то смысл, почему они завербованы – как, например, бурильщики в «Армагеддоне» или герой «Последнего звездного бойца».
Задание: «Мальчишник в Вегасе» в сочетании с «Ла-Ла Лендом»
Логлайн ChatGPT: «Потерянные в Лос-Анджелесе. Группа друзей отправляется в Лос-Анджелес на дикий мальчишник, они просыпаются и обнаруживают, что один из них исчез. В поисках пропавшего друга они попадают в яркий мир музыкальной сцены Лос-Анджелеса и должны проложить себе путь через ряд забавных казусов и абсурдных приключений».
Вердикт Огаста: «Это самый слабый из трех. Буквально просто «Мальчишник в Вегасе». Настоящий мэшап мог бы быть о парне и девушке, которые ищут друг друга после бурной ночи».
Общий вердикт именитого сценариста таков, что все сюжеты начинаются с «персонаж X встретил персонажа Y». Это слишком буквально. Сценаристы так не начинают, а сначала ищут объяснение, почему этим персонажам вообще нужно встретиться.
Если вы дочитали до этого места, то очевидно: тема использования искусственного интеллекта в написании сценариев вам интересна. Так что следите за обновлениями – скоро мы опубликуем опыт украинских создателей контента, давно экспериментирующих с нейросетями именно в этом контексте.