Выпустив «Брандашмыг» - интерактивный эпизод сериала «Черное зеркало», зрители которого могут самостоятельно выбирать сценарии развития событий на экране, Netflix обещал нарастить производство подобного контента «в ближайший год или два», но воплощать обещанное в жизнь пока не торопится. Меж тем, прямо у него под носом появился конкурент, которому аналитики прочат большое будущее.
Несколько лет назад эстонский режиссер Яанус Юсс начал разрабатывать технологию, позволяющую зрителям напрямую влиять на сюжет показываемой им театральной постановки. Но когда весь мир заговорил о фильме «Брандашмыг», Юсс понял, что новая форма интерактивного повествования будет куда более востребована среди аудитории видеоконтента. И решил создать приложение, позволяющее пользователям вместе смотреть фильм и решать, как будет развиваться история.
Приложение получило название Whatifi - от «What If?» («А что если?») - вопроса, которым задается зритель, выбирая новый сюжетный поворот истории. Его суть в том, что пользователь никогда не угадает, чем закончится повествование, поскольку в любой момент может его изменить, выбрав один из предложенных вариантов сценария. Как говорят создатели, благодаря интерактивности Whatifi превращает просмотр видео на телефоне в активный опыт, больше напоминающий игру, нежели пассивный просмотр кино. И это главная причина, по которой новинка может преуспеть, обойдя своих менее удачливых конкурнтов среди мобильных видеостартапов.
На прошлой неделе приложение стало доступным на iPhone. Зарегистрировавшись по телефону, в Whatifi можно пригласить до девяти друзей, чтобы смотреть контент вместе. В момент, когда нужно выбрать вариант развития истории, каждому зрителю предоставляется возможность проголосовать - и фильм продолжится лишь тогда, когда будет принято единогласное решение. Чтобы достичь консенсуса, пользователям предлагается обсудить решение в специальном чате, не выходя из приложения.
Пока что в Whatifi доступно всего два интерактивных фильма, но в них, на минуточку, 80 вариантов развития сюжета. По мнению создателей, именно это должно удерживать пользователей в приложении: на ранних этапах тестирования продукта в Новой Зеландии, Швеции и Сингапуре 90% зрителей, завершив просмотр, начинали заново - по новому сценарию. В среднем один пользователь посмотрел четыре разных финала каждого фильма.
Компания также открывает отдел разработки и производства контента - Whatifi Studios, который будет сотрудничать с кинематографистами. Студия планирует проводить питчинги, победителям которых предложат по $35 тыс. за сценарий и по $200 тыс. на покрытие производственных затрат. По словам создателей стартапа, лучшие идеи приходят от независимых режиссеров, поэтому предпочтение будет отдаваться именно им.
На начальном этапе приложение получило $10 млн инвестиций, в том числе от бывшего финансового директора Netflix Дэвида Уэллса, гендиректора Supercell, соучредителя Paypal и других людей, знающих толк в технологиях. Создатели приложения уверяют, что им не нужно много денег, чтобы рассказывать хорошие истории, и это позволяет аналитикам предрекать Whatifi быструю победу над главным конкурентом - Quibi, который пошел по другому пути (привлечения огромных денег и голливудских звезд), но на старте совершенно не оправдал ожиданий.