27 мая одна из крупнейших в Украине IT-компаний - GlobalLogic - провела онлайн-конференцию Made in Ukraine by GlobalLogic: Media 2.0, посвященную тенденциям в сегменте ОТТ-сервисов с точки зрения технологий. Обсуждали не контент, его качество и разнообразие, а то, как украинские ОТТ-платформы отстают и отстают ли от международных конкурентов. И что делать для удержания существующих зрителей и привлечения новых. Об этом мы и расскажем.
Юзабилити не менее важно, чем контент
Сегодня многие украинцы уже понимают, что ОТТ позволяет смотреть телевидение в частности и видеоконтент в целом где и когда угодно. Да еще и практически на любом устройстве. Нужен только хороший интернет, проблем с которым обычно нет.
Однако интернет с хорошей скоростью, устройство для просмотра и интересный контент - далеко не все. Наличие трех факторов приводит к появлению четвертого - юзабилити. Иначе говоря, простота использования сервиса конечным пользователем. От того, как срабатывает именно этот, четвертый фактор, зачастую и зависит будущее видеосервиса.
Существующие украинские сервисы хороши в плане интерфейса и функционала. Однако западные их пока опережают. Чем именно? Давайте разбираться.
Меню с трейлерами
Как справедливо отметил один из слушателей конференции, преобладающее большинство ОТТ-сервисов сначала занижают стоимость и на время набора абонентской базы уходят в минус, чтобы потом, при достижении определенного порога, повысить цены. Притом ни стартапы, ни бывалые ОТТ-игроки не хотят лишаться уже привлеченной аудитории. И влияет здесь не только цена, а и тот самый интерфейс: понятный, простой, логичный.
С проблемой выбора контента, вероятно, сталкивались 99% всех, кто хоть раз решался посмотреть фильм или сериал через ОТТ или в интернете вообще. Очень хочется что-то посмотреть, но что именно? Начинаются поиски, которые по времени иногда превышают хронометраж эпизода сериала. Допустим, определились с жанром - перед вами открывается длиннейший список лент. И хорошо, если каждое название сопровождается хотя бы абзацем описания сюжета. Но к сожалению, обычно это действительно список, и нужно кликать каждый отдельный тайтл, чтобы узнать, о чем он.
На Западе такой подход верстки страницы стараются использовать все реже. Наоборот, к каждому тайтлу «прикручивают» трейлер: когда пользователь наводит курсор, на экране появляется видео. Это намного больше привлекает внимание и повышает вероятность, что зритель найдет подходящий тайтл еще до того, как докрутит до конца первой страницы списка.
Источник (здесь и далее): GlobalLogic
Впрочем, Денис Ткачев, младший вице-президент GlobalLogic по направлению инжиниринга, отмечает, что такое меню предполагает «высокую технологическую нагрузку на стороне поставщика услуги». А значит, и денежные затраты.
Удобный поиск
Здесь кроется нечто большее, чем просто фильтры, настроенные правильно. Приходилось ли вам искать фильм по названию - и не находить? Наверняка. Но главное, что отображалось на экране после неудачного поиска. Скорее всего, предложение изменить запрос, появляющееся на пустой странице с одним лишь хедером.
Продвинутые платформы - даже если не углубляться в персонализацию, о чем ниже, - всегда предлагают список рекомендуемых картин. Это может быть просто топ наиболее популярного контента или последние поступления в самом лучшем качестве.
Персонализированное оформление страниц
Выбирая тайтл в каталоге одного из украинских видеосервисов, зритель зачастую видит страницу с постером, синопсисом, экраном видеоплеера и отзывами. Притом фон страницы копирует главную страницу сервиса. За рубежом же все чаще практикуют вариант оформления страниц в стиле тайтлов, что на них отображаются. Это как бы персонализирует интерфейс, делает его более привлекательным для зрителя, особенно если речь идет о сериале, на который абонент заходит в течение какого-то периода времени. Пример тому - оформление сериала «Нарко» на Netflix:
«И не забывать о группировании по типу жанров и т. д.», - резюмирует Ткачев. Фильтры никто не отменял. В том числе и те, что учитывают топ популярных фильмов/сериалов в городе/стране пользователя (по геопривязке).
Профиль пользователя и сбор аналитики
Вспомните периодические заявления Netflix о популярности его контента - зачастую общие фразы и скупая на цифры статистика. Особенно когда не особо прозрачна и понятна методология расчета контента как «просмотренного». Это, в частности, вменяли в вину и YouTube, который засчитывает просмотр лишь после 30 секунд видео.
Но это вовсе не означает, что видеосервисы не собирают точную статистику. Как раз наоборот, собирают и анализируют абсолютно все. «Западные ОТТ-сервисы понимают: дома живут несколько людей - муж, жена, ребенок, - говорит Ткачев. - И у каждого разные предпочтения. Разные профили на одном и том же сервисе». Соответственно, ОТТ собирает аналитику не просто поиска или просмотра, а данные: например, возраст ребенка, если был присоединен профиль из соцсетей, его предпочтения.
Все это потом можно использовать для собственного маркетплейса, если ОТТ-сервис впоследствии захочет продавать товары - сам или в партнерстве: «Представьте, что вы смотрите футбол и тут идет реклама - прямо сейчас вы можете заказать мяч с автографами игроков любимой команды. Оплачиваете через привязанную к профилю банковскую карту, и мяч через два дня у вас».
Никакой рекламы во время просмотра
Казалось бы, как это - никакой рекламы в видео на ОТТ-платформе, зарабатывающей по модели AVoD? Оказывается, вполне возможно!
Ни для кого не секрет, что реклама раздражает. А та, что появляется прямо во время просмотра, попросту выводит из себя. Но на ней зарабатывают, и отказаться, если ты не SVoD-сервис, никак нельзя. Поэтому некоторые западные ОТТ-сервисы нашли компромисс: ввели дополнительную услугу, когда пользователь может посмотреть все рекламные ролики залпом. Потом же - смотреть видео без единой врезки.
Иногда сервисы предлагают возможность пропустить вступительные титры/интро видеофайла, которое порой может быть достаточно длинным и не нести никакой смысловой нагрузки.
Дополнительные сервисы
Когда сервис хорош, зритель доволен. Однако если сервис предлагает нечто большее, чем изначально предполагалось, - это огромный плюс в удержании и привлечении потребителей. К таким «плюшкам» относятся дополнительные сервисы.
И речь не о локализации, субтитровании контента, а, например, аудиокнигах и подкастах или голосовой интеграции, когда зритель может управлять сервисом с помощью голоса - задавать поиск, включать видео, ставить на паузу и возобновлять просмотр на следующий день. Сюда же можно отнести функцию запрограммированной записи (Cloud DVR): когда зритель находится на работе и не имеет возможности посмотреть сериал или фильм, тот записывается в «облако» и доступен для просмотра в любое время. Отображение местных новостей или прогноза погоды с привязкой к геолокации - тоже плюс.
Впрочем, Ткачев отмечает, что украинские видеоплатформы тоже пробуют свои силы в данном сегменте. «Один из украинских ОТТ-сервисов (речь идет о Megogo. - MBR) уже добавил прослушивание аудиокниг и подкастов в премиум-пакет», - говорит он.
Будет ли в Украине свой Netflix?
Для тех, кто работает в сфере украинского ТВ и ОТТ, не новость, что разговоры на рынке о возможном запуске услуг такого формата медиагруппами ведутся уже минимум года три. Но к общему знаменателю все никак не придут. Причин тому много. В частности, то, что медиагруппы рассматривают друг друга как конкурентов, а не партнеров, по-разному оценивают качество своего и чужого контента, имеют разную аудиторию и т. д.
«Года два назад к нам [в GlobalLogic] приходили, - признается Ткачов. - Однако тогда не видели, что за ОТТ будущее. Сейчас, я думаю, они уже все поняли и будут пробовать. Потому что это как поезд: кто не успеет на него сесть, останется позади».
Но и без этого Ткачев считает: наш ответ Чемберлену Netflix вполне может появиться через года два. Хотя, с другой стороны, что вполне логично, а чем тот же Megogo - не наш Netflix? Сервис успешно работает в нескольких странах, количество подписчиков растет, объем потребляемого контента во время карантина увеличился.
Вариантов, что именно украинским ОТТ-сервисам добавлять по части интерфейса и функционала, - масса. Но вот кто на что решится в ближайшее время, непонятно. Появятся ли новые игроки, тоже неясно. Очевидно одно: у ОТТ огромный потенциал и сегодняшний стартап может оказаться лидером украинского рынка уже через пару лет, сместив нынешних гигантов.