«Гаспар Ноэ написал Climax, кажется, за семь дней – и сам. А в сотрудничестве в этом плане гораздо проще и быстрее. И вообще, когда понимаешь, о чем пишешь, то там уже история сама складывается» – так режиссер и сценарист Мирослав Латык отвечает на вопрос, как ему с соавтором, продюсером и сценаристом Оксаной Иванюк фактически за месяц с начала полномасштабной войны удалось написать сценарий полнометражного игрового фильма «Покоління Z», напрямую связанного с ее событиями.
Скорость написания была оправданной. «Мы целились на лос-анджелесский New Media Film Festival – буквально писали под аппликационный дедлайн», – объясняет Оксана Иванюк. Целились – и попали: проект о молодых ребятах, застрявших в подвале мариупольского ночного клуба во время вторжения оккупантов, не только оказался в программе фестиваля, который состоялся в начале июня, но и стал победителем в номинации «Топ-3 сценариев», что дает ему большие возможности для поиска партнеров и дальнейшей реализации.
Мирослав Латык и Оксана Иванюк (слева) на вручении награды New Media Film Festival
В нашей беседе с Мирославом и Оксаной – о том, что это за фестиваль и проект (фактически первый готовый сценарий украинского игрового фильма о событиях полномасштабной войны), а также о том, что сейчас происходит с другим фильмом режиссера, многострадальным «Максимом Осою».
Работа как «терапия» ковида и войны
«24 февраля я отвез семью на Запад Украины и 25-го поехал обратно в Киев. В процессе заболел ковидом – температура под 40 – и 26-го утром я просто физически застрял в машине под Васильковом, как раз когда его штурмовали. Не мог выбраться из леса: ну вот просто зарылся в болото машиной», – вспоминает Мирослав, как для него началась полномасштабная война.
А буквально вместе с этим – и работа над проектом. «Оксана знала, что я возвращаюсь: писала мне, мониторила, где я, что со мной. Где-то в шесть утра сбросил ей геолокацию: «Вот, я в этом леске». Она приехала и меня вытащила. У меня температура «сорокет», Оксана говорит: «Ну куда ты пойдешь такой, в какую тероборону?» И предложила, пока я болею – еще непонятно было, ковид у меня или что, – переехать к ним. Так что я переехал и лечился там фактически месяц. А пока лечился – начали думать, что делать дальше. Пытаются штурмовать Киев, комендантский час, все больные – я еще мужа Оксаны заразил. Но на этом фоне решаем, что надо просто набросать идей: даже не о том, что происходит, а вообще – универсальных, не привязанных к войне».
Однако над универсальными идеями все-таки возобладала идея актуальная. «Самой триггерной темой тогда был Мариуполь. И это выросло в идею поколения Z – молодых людей, родившихся с середины-конца 1990-х по начало 2010-х, – в параллелях совпавшую с идеями об операции Z, – рассказывает Латык. – Проект о молодых людях, которые сначала не хотят, а потом не могут выбраться: Марик ведь был оккупирован фактически со второго дня, когда у них там свет исчез. И мы выстроили хронологию нашего сюжета в привязке к реальным событиям, но главным образом делали акцент именно на том, как люди воспринимают исчезновение вещей, к которым все привыкли: света, воды. Как привыкают видеть смерть рядом. В Киеве это было в каком-то… более легком формате: город точечно бомбили в этот период. Мы видели пролетающие ракеты, имели собственный эмоциональный опыт. И вместе с тем у нас была знакомая, почти на полтора месяца потерявшая связь с дочерью, уехавшей в Мариуполь... Поэтому мы, используя очень много информации, которая была в интернете, составили арку сюжета. И выстроили такую, скажем, непростую историю».
Синопсис этой истории таков: «Восемь друзей пытаются выжить в Мариуполе в течение первых десяти дней полномасштабной войны между россией и Украиной. Главная героиня Вика не хочет покидать город без Тима, бармена, в которого она влюблена. Девушка застряла в подземном ночном клубе вместе с ним и их новыми спутниками – всем по 18 лет. Позже к ним присоединяется Макс (20 лет), прирожденный «выживатель», разрабатывающий план побега из города. Они видят много смертей и вынуждены будут убивать сами, но во всем этом безумии обретают любовь, помогающую им сохранить человеческие ценности. Молодые люди пытаются осмыслить происходящее, задуматься над реальностью войны и наладить новые отношения. Они стремятся выжить, но не всем это удастся, потому что Мариуполь стирают дотла».
«Задача этой истории – триггернуть»
Авторам сценария зумеры близки и понятны. «У Мирослава двое детей, старшему из которых 19 лет, а моему сыну 22 года, – рассказывает Оксана. – То есть фактически наши дети – это и есть дети поколения Z. Когда писали, мы смотрели их инстаграмы; знакомились – условно, виртуально – с теми персонажами, которые являются их друзьями в реальной жизни. Мы с самого начала знали, что будем писать о детях: что это будет очень много смартфонов, переговоров, как в сериале «Не пытайтесь это повторить». Этакая полувиртуальная история: рассказанная через мессенджеры, соцсети».
Но какие соцсети в мариупольском подвале, где смартфоны превратились в «кирпичи» уже буквально через несколько дней? «Так и есть, – подтверждает Мирослав. – Но это только самое начало истории. Мы поэтапно отнимаем у героев все, чем они жили. Зумеры очень любят играть: если есть три зумера и одна палка, то они придумают игру на целый день. И вот они стараются себя веселить чем-нибудь. Но война все ближе, ближе и ближе… Мы просто отнимаем у них все. Вместе с их жизнями».
Когда читаешь синопсис, сначала может показаться, что это типичный подростковый триллер. И соответственно, может возникнуть вопрос: а уместно ли выбирать такой жанр для такой темы? Однако первое впечатление обманчиво.
«Я бы не назвала это подростковым триллером. На мой взгляд, это драма, – говорит Оксана. – Мы все так или иначе переживаем эту войну. И все получаем совершенно безумный эмоциональный опыт: события, переживания, сохраненные и разрушенные отношения с людьми, смерти вокруг нас – ближайший круг людей (знакомые, родственники). Водопад этого эмоционального опыта нам всем нужно как-то переваривать, дальше с ним как-то жить. И кино – это один из способов такого переваривания: на индивидуальном, коллективном, общественном уровне. Способ переделать этот опыт в некую выжимку, концентрат, из которого мы вырастим что-нибудь после войны».
«В принципе, это такая авторская история, ближе к фестивальному кино, – закрывает вопрос о жанре Мирослав. – События сюжета происходят в течение десяти дней, когда у этих детей, наших героев, очень быстро ломается жизнь. Мы закончили все это составлять и формировать где-то в конце марта: на этот период фактически в Мариуполе оставался уже только «Азов», почти весь город оккупирован россиянами…»
Кроме Мариуполя на сюжет повлияли и события на других временно оккупированных территориях. «Когда освободили Бучу и Ирпень, мы под сильным эмоциональным впечатлением, от шока, вызванного тем, что там все увидели, изменили финал: он стал на порядок более жестким и более близким к реальности», – говорит Оксана.
«Да, после Бучи и Ирпеня мы еще жестче позавинчивали эмоциональные гайки, чтобы даже не давать вариантов для сомнений, – поддерживает Мирослав. – В финале истории остается герой, решающий идти воевать. На старте этакий выживатель, а в финале – человек, фактически с эмоцией мести идущий убивать всю нечисть. Он даже не смог уехать из Мариуполя: просто идет по городу искать «азовцев» или еще кого-то, к кому может присоединиться...»
Что ж, с жанром понятно. Однако есть еще вопросы названия: «Покоління Z». Невольно вспоминается недавняя история с фильмом открытия Каннского кинофестиваля – лентой Мишеля Хазанавичуса Z, которую из-за общественных протестов и просьб украинцев экстренно переименовали в Coupez!.
«Совершенно не чувствуем дискомфорта из-за этого. Потому что действительно задача этой истории – триггернуть, – признается Мирослав. – Триггернуть по крайней мере в этих двух ключевых точках, совпавших в названии, – зумеры и «спецоперация Z». Это название – очень прицельный такой удар. К тому же все, что связано с «зеткой», – оно уже, в принципе, стало культурным мемом, кодом, и в контексте привлечения внимания к проекту глупо от этого отказываться. Не мы первые, и не мы последние, кто будет акцентировать именно на букве Z».
Украинское игровое кино: где искать деньги
Сейчас сценарий «Покоління Z» существует в формате расширенного тритмента. «Есть библия персонажей. Есть все сцены (больше девяноста) – вся событийность, все взаимоотношения, сюжетные ходы, твисты, – составленные в историю, но без диалогов. Дописать – это вопрос пяти-семи дней, – говорит Латык. – Мы завершили работу в конце марта: на тот момент решили не идти в дальнейшую детализацию, а взяться за что-то другое – подождать, что будет с Мариуполем».
Новость о попадании проекта Латыка и Иванюк в программу New Media Film Festival появилась в середине апреля. Этот фестиваль, начатый в 2013 году, в первую очередь нацелен на платформы. В его программе – самые разные по жанру, формату, хронометражу, стадии готовности проекты.
«Прежде всего этот фестиваль отличается контентом: там действительно все разное, – объясняет Мирослав. – Но концентрируется он именно на девелопменте: выступает как площадка для того, чтобы познакомиться с людьми, которых заинтересует твой проект. Это не фестиваль готовых фильмов и регалий-призов, а скорее этакий формат полупитчинга. Там можно представить проект даже на уровне идеи. New Media Film Festival очень акцентирует, что на нем присутствуют люди из HBO, Amazon, Apple TV Plus, Netflix и т. д. Такой коннекшен, наверное, самое важное в этом фестивале: поиск потенциальных копродукционных партнеров или полностью продажа идеи под производство».
Гран-при – денежный приз в размере $45 тыс. – разыгрывается между всеми участниками. «Конечно, мы хотели его получить, но, к сожалению, не получили, – рассказывает Оксана. – Однако стали победителями в номинации «Топ-3 сценариев» – и это, в принципе, очень круто, потому что номинация предусматривает ряд бонусов. В частности, большой пакет, позволяющий бесплатно присоединиться к разным платформам: iPitch, InkTip и т. д. Это внутриголливудские индустриальные платформы с платной подпиской, которую мы получили бесплатно. И в течение года можем подавать туда сценарии – и питчить их разным производственным компаниям, крупным студиям, стримингам и т. п. В течение только первых десяти дней после фестиваля пришли три запроса от американских продакшен-компаний о возможностях сотрудничества, а также от одной дистрибуторской компании. Посмотрим, что из этого вырастет, но по крайней мере мир закрутился вокруг нашей истории».
Оксана и Мирослав акцентируют, насколько важным было личное присутствие на фестивале: «Это совершенно другой уровень общения, привлечения людей, их заинтересованности в проекте». Но попасть в США оказалось очень непростым делом. «У меня не было американской визы, и я мужчина призывного возраста. Визу сейчас ближе всего к нам делают в Германии – во Франкфурте-на-Майне или Мюнхене. И получился целый квест с выездом. У нас была цель, не было никаких оснований думать, что я не вернусь назад. Однако Госкино – а именно на него из Минкульта перенаправляют всех, кто просит помощи относительно выезда по вопросам кино, – отказало: к тому же их ответ пришел, когда мы уже, кажется, в Польше были. А выехать нам в конце концов удалось только благодаря содействию со стороны народного депутата Андрея Шараськина (украинский актер, режиссер и один из «киборгов», участвовавший в обороне ДАПа; народный депутат Украины IX созыва. – MBR)».
Авторы «Покоління Z» признаются, что их приятно удивил уровень осведомленности людей о том, что происходит в Украине. «После презентации проекта пожилой афроамериканец-официант оставил свою работу по кейтерингу и сорок минут нас обо всем расспрашивал. При этом он в деталях знал о Буче, об Ирпене, умел правильно произносить слово «Харьков». А прямо после церемонии награждения к нам подошел оператор, который снимал фильм, получивший приз на фестивале. «Ребята, я хотел ехать в Украину, но я уже стар, воевать толком не могу – да и не умею. Но очень хочу с вами поработать: будете снимать – берите меня оператором-постановщиком. Я крут, я вам сброшу резюме!» Одним словом, уровень поддержки и заинтересованности в теме действительно очень велик», – рассказывает Оксана.
Путь, по которому пошли Латык и Иванюк, – с самого начала искать финансирование игрового фильма не в Украине, а за границей – более чем логичен. «Мы понимаем, что в Украине найти финансирование в ближайшие несколько лет будет фактически невозможно. Поэтому мы с «Поколінням Z» и еще несколькими игровыми проектами, над которыми сейчас работаем с Мирославом, нацелены на поиск грантов, копродакшен-партнеров и т. д.», – говорит Оксана.
«Максим Оса»: закрытые показы в США
«Покоління Z» сейчас существует только в виде сценария. Однако другой проект Мирослава Латыка – «Максим Оса», начатый еще в 2013-м и сменивший нескольких режиссеров (последним из которых, собственно, и стал Латык), – по документам был сдан Госкино еще в 2020 году. Но с тех пор о фильме ничего не было слышно вплоть до недавнего времени, когда он появился в международном и украинском каталоге FILM.UA Distribution.
«Действительно, он сдан Госкино еще в 2020 году, – подтверждает Мирослав, отвечая на вопрос о текущем статусе проекта. – Но потом доделывались определенные моменты с музыкой, нашелся еще один композитор; какие-то вещи переделывались в плане монтажа. Когда показали ленту FILM.UA, они попросили, если не ошибаюсь, сократить ее на пять минут, чтобы была форматная продолжительность. То есть фильм готов с 2020 года, но он все время как-то улучшается, а запланированный до полномасштабной войны релиз должен был быть осенью этого года».
Конечно, сейчас невозможно спрогнозировать, когда состоится украинский прокат. Но кое-кто фильм уже видел – хотя и за границей. «Закрытые показы уже были в Нью-Йорке, Лас-Вегасе и еще в нескольких городах. Уже есть тизер и трейлер проекта. Но как, где он будет продаваться – я не знаю, потому что с какого-то момента отошел от этих процессов», – резюмирует режиссер.