Военное время продолжается, телеканалы продолжают нести информационный караул, однако и в этом направлении жизнь понемногу возвращается в обычное русло. Приблизительно с середины апреля медиагруппы постепенно начали восстанавливать «гражданское вещание» на некоторых каналах, как правило оставляя марафон «Єдині новини» в эфире флагманов. Впрочем, у нынешнего программирования есть немало особенностей, а производство нового контента по понятным причинам почти остановлено. Мы приступаем к исследованию того, как функционируют крупнейшие украинские вещатели на третий месяц военного положения, и сегодня поговорим о каналах группы Starlight Media.
ICTV остается на страже, СТБ прибегает к «гуманитарному программированию»
С первых дней полномасштабного вторжения к информационному марафону, впоследствии получившему статус «Единых новостей», присоединились сразу два канала SLM – ICTV и СТБ. Соответственно, к его подготовке привлекли редакционные команды общественно важных программ группы, которые, как отмечают в холдинге, сосредоточили свою деятельность на правдивых и экспертных новостях. Другие вещатели холдинга, хотя и не подключились к единой всеукраинской трансляции, также претерпели существенные изменения в программировании: «Новый канал» сосредоточился на кинопоказе, M1, отменив развлекательные хит-парады и программы, – на клипах украинских исполнителей, а «ОЦЕ ТБ» наполнили «гуманитарным» содержанием (подробно об этом – ниже).
Сегодня команда «Вікна-новини» от СТБ продолжает работать в рамках марафона (ведущие – Яна Брензей и Орест Дрималовский, главный редактор – Владимир Павлюк), однако его круглосуточная трансляция осталась только на ICTV. СТБ же начиная с 18 апреля прибег к тому, что в группе назвали гуманитарным программированием – наполнение сетки контентом, который будет «помогать украинцам становиться сильнее, работать и побеждать». В частности, в эфире снова появился слот сериалов, а также дайджест «Все буде добре!», о возвращении которого в трансформированном виде вещатель думал еще в прошлом году. «Поддержка мирного населения, где бы оно ни было – в тылу, на волонтерском фронте или в горячих точках, – не менее важна, чем обеспечение передовой. С начала войны на всех площадках мы получаем мощный фидбэк: зрители делятся впечатляющими историями, собственными проблемами и ожиданиями, рассказывают, чем живут ежедневно, что их огорчает, вдохновляет и успокаивает в непростое время. Это свидетельствует о том, что гуманитарное программирование для украинцев сегодня важно и спасительно», - отмечают по этому поводу в SLM.
О том, почему нынешнее программирование СТБ именно гуманитарное, говорят рубрики, входящие сейчас в дайджест «Все буде добре!»: это «Мы из Украины», «Надежные советы» с Надеждой Матвеевой, «Помощь психолога», «Невероятная правда об украинцах». В группе рассчитывают, что каждая из них будет полезной и мотивирующей для зрителей. Кроме того, в эфир канала вернулись повторы проектов собственного производства: «Слепая» и «Супермама» в будни, «Супербабушка» и «Тайны ДНК» в воскресенье и другие. В праймовом эфире (пн. – чт. в 20:15) СТБ возобновил сериальный показ, и первым вышел «Поймать Кайдаша», который так любят украинцы. Ну а возвращение развлекательного контента и больших шоу СТБ запланировано уже после победы.
Кинопоказ на «Новом» сохраняется и сегодня. «Мы тщательно отбираем фильмы, чтобы зрителям было безопасно и комфортно с нами. Это в первую очередь позитивные семейные приключенческие ленты, которые могут эмоционально поддержать зрителей», – говорят о наполнении сетки вещателя в группе, добавляя, что также заботятся о детях: специально для них в эфире ежедневно в 17:00 транслируется линейка мультфильмов.
Значительные изменения происходят и с эфиром канала М1. Кроме отмены развлекательного контента, который в SLM сейчас считают нецелесообразным, вещатель существенно обновил «внешний вид»: цвета его логотипа стали чисто украинскими, появилась графика в поддержку ВСУ от команды M1 Design, вместо строки караоке – строка с главной информацией о событиях в стране, а среди музыкального контента четкую нишу получил гимн Украины. «Когда украинские каналы стали доступными через спутник для всего мира, мы активно привлекли «звездный фронт». Так, в нашем эфире вместо рекламных блоков появились обращения наших артистов к мировому сообществу, русским и белорусским коллегам; видео с поддержкой от зарубежных селебритиз, записи с митингов и концертов в других странах. Мы стали главным музыкальным рупором свободы! Когда такого контента стало очень много, мы запустили ежедневную программу «Прямая речь Байрактара». Она выходит каждый час. Подводки к ней наши ведущие записывают дистанционно, кого куда забросила ситуация... Также мы «переодели» проект webкамера: сейчас он показывает коротко все, что происходит в мире», - отмечают в SLM.
Клипов зарубежных исполнителей в эфире М1 сегодня нет, только украинский музыкальный продукт. «Другой позиции сейчас, думаем, быть не может. В какой-то момент мы переживали, что «музыкальный фронт» остановится, но каждый день нам поступают все новые и новые видео: и авторские треки от начинающих артистов, и каверы... Война – со всеми потерями, болью и жестокостью – проявила в украинцах мощную общность и творческую энергию. Некоторые видео – как, например, крик всему миру от детей-участников «Черноморских игр» с просьбой закрыть небо – невозможно смотреть без слез», – говорят в группе. К тому же благодаря поддержке мировых коллег М1 получил возможность показывать благотворительные концерты, проходящие не в Украине, но ради Украины и украинцев: «Особая гордость – трансляция из Бирмингема с участием Эда Ширана, Камилы Кабельо, Тома Йорка, Джамалы… Вышел невероятно трогательный и душевный концерт».
Еще один вещатель SLM, «ОЦЕ ТБ», с началом полномасштабной войны также изменил сетку. Во-первых, на канале собрали всю необходимую информацию о помощи по всей Украине. «Так была реализована инициатива «ОЦЕ допомога», благодаря которой более 17 тыс. человек получили поддержку в поиске необходимой гуманитарной помощи. Проект готов продолжить свою работу и развиваться благодаря привлечению партнеров», – считают в группе. Во-вторых, из наполнения канала убрали юмористические программы, а еще там стало меньше развлекательного контента и больше контента публицистического характера.
Производство больших шоу на паузе, но работа департаментов SLM кипит
Что касается внутренних процессов в группе, то, по словам операционного директора и члена правления Starlight Media Виталия Гусева, все департаменты с первых дней войны работают и выполняют свои задачи настолько, насколько это вообще возможно в военное время. «С началом войны был вынужден приостановить деятельность только Starlight Production – один из самых больших украинских продакшенов в составе группы, создающей шоу и сериалы для телевидения и интернета. Речь идет о съемочном процессе развлекательного контента», – отмечает он.
Однако недавно и эта компания возобновила работу, сосредоточившись на постпродакшене уже отснятых проектов. «Мы разработали общую технологию работы постпродакшена в новых нелегких условиях и отдельно налаживаем работу каждого проекта. На сегодняшний день все продуты, которые были сняты до начала войны, находятся в монтаже. Starlight Production верит, что после окончания войны сможет вернуться к развлекательному контенту, поэтому считает целесообразным уже сейчас подготовить программы для эфира», – говорит Гусев, добавляя, что таких проектов сейчас 18, и это соответствует практически всему объему нормального весеннего периода.
Централизованную релокацию сотрудников из Киева группа не проводила и не планирует. Но, по словам Виталия, еще до начала войны SLM создала координационный центр, который позволяет эффективно выполнять функции по поддержке сотрудников и помощи им в связи с вопросами, возникающими из-за войны. «Конечно, как и в других компаниях, часть работников ради собственной безопасности были вынуждены покинуть Киев и переехали в другие города или за границу. Каждый из них вовлекается в работу насколько это возможно», – говорит Гусев.
В то же время еще до начала войны группа подготовила на западе Украины дополнительную локацию для вещания новостей – туда из Киева перевезли все нужное для полноценной работы оборудование, обустроили студию. «Потому в случае необходимости мы в любое время можем начать вещание с резервной локации. Однако искренне верим в скорую победу нашей страны и возвращение в мирные условия труда», – отмечает Виталий.
Много внимания в SLM уделили организации удаленной работы и дистанционного производства – на адаптацию этих процессов ушел весь март. Когда же вопрос был решен, уже упомянутый Starlight Production, вынужденный остановить производство больших шоу, сосредоточился на создании актуального контента. В первую очередь это, конечно, дайджест «Все буде добре», но, по словам Гусева, у команды есть идеи переформатирования и других проектов в соответствии с нынешним временем. Среди них – ток-шоу «Один за всех».
Кроме того, режиссеры монтажа Starlight Production активно включились в совместную работу с маркетингом и диджиталом SLM. «Вместе они создают ролики, которые своим духом и энергией восхищают и украинцев, и весь мир! С начала войны сделано более 150 роликов», – подчеркивает Виталий, добавляя, что без определенных потерь все же не обошлось. «В текущем состоянии производство телешоу невозможно. Продакшен снимает малой мобильной техникой и сильно уменьшенной командой – в походных условиях, а не в специальных декорациях и залитых светом студиях. Поэтому без работы остались операторы, стилисты, гримеры, декораторы, осветители и инженеры».
Курс на мультиплатформенность, диджитал и уместность
Несмотря на военное положение и дефицит ресурсов, вопрос производства неновостного контента в SLM называют очень актуальным. «Мы чувствуем, как изменилась жизнь, как меняется страна, появляются новые герои и новые истории. И должны это отобразить – как в понимании актуального запроса зрителя, так и в новой чувствительности и подходах. Уже сейчас мы занимаемся разработкой новых продуктов – сериалов и шоу», – подчеркивают в группе. Кроме того, в Вещании сформировано отдельное направление работы с документальными проектами – Starlight Doc, которое возглавила исполнительный директор ICTV Анастасія Штейнгауз. В работе уже есть и собственные проекты, и те, что создаются по запросу европейских продюсеров и будут реализованы в кодевелопменте и копродакшене.
Очень активной по генерированию идей и работе на всех доступных площадках является команда маркетинга. Она, как говорят в SLM, крайне быстро адаптировалась к новым условиям, и сейчас работает не только удаленно, но и с учетом разных часовых поясов: «Команда координируется в чате, который называется «Мотор!» и функционирует 24/7. В мирное время это была группа по обсуждению новинок индустрии и идей. Сейчас «Мотор!» работает для новостного марафона, проектов Starlight Media, создания контента для всех площадок и широкой географии». Кроме эфирных роликов, о которых мы уже упоминали, эта команда, например, создала более 200 видео только для TikTok, собрав свыше 40 млн просмотров.
Маркетинг Starlight Media также использует свою экспертизу и мощности в адаптации рекламных роликов для коммуникации брендов во время войны. «Восстановление рекламного рынка – стратегическая задача, – отмечают в группе. – Не только для поддержки креативной индустрии и нашей способности создавать важные национальные истории. Это вопрос восстановления украинской экономики, которая должна работать для нашей победы. Вместе с партнерами-рекламодателями, продемонстрировавшими лидерство в этом процессе и вернувшимся в эфир, мы объединяем усилия по этой цели».
За время военного положения силами сотрудников SLM были сделаны несколько специальных мультиплатформенных проектов. Среди них, например, Never Again, разработанный группой международных историков и журналистов Starlight Media с целью демонстрации критического сходства между действиями россии и путина и нацистской Германии и Адольфа Гитлера.
Проект призывает помочь Украине через показ реальных рисков для безопасности всей Европы и мира. Другой пример – мультимедийный проект «Медіа Меморіал», реализуемый в партнерстве и при поддержке Latvijas Radio, Балтийского центра развития СМИ и НСЖУ. Это проект памяти коллег, украинских и иностранных журналистов, которые отдали жизнь, рассказывая миру правду о военных преступлениях россии в Украине. Проект собирает средства для поддержки семей погибших медийщиков. Важно, что география аудитории проектов выходит за пределы Украины, и созданы они на трех языках – украинском, английском и русском.
Еще одно активное направление работы SLM в военных реалиях – развитие YouTube-каналов вещателей группы. Например, команда «Нового» запустила там свежую рубрику «Досье», в рамках которой рассказывает о героях нашего времени. Первые выпуски проекта посвящены Виталию Киму и Алексею Арестовичу. С их помощью подписчики «Нового» могут узнать все о биографии, карьере, личной жизни, психологическом портрете и даже астрологическом прогнозе будущего своих любимчиков. На YouTube-канале начал выходить проект «Украина на связи» с Оксаной Гутцайт: это формат интервью с разными людьми – гостем первого выпуска стал Сергей Притула. В SLM отмечают, что тем дело не ограничится и новые диджитал-проекты, в частности от каналов ICTV и СТБ, уже находятся в производстве.
Кроме всего вышеперечисленного, группа работает над развитием международных партнерств с целью увеличения ресурсов и возможностей для разработки новых проектов, копродакшена, а также использования маркетинговых, технических, продакшен-сервисов SLM и мощностей по производству реквизита.
Отдельно следует отметить, что сегодняшний подход к отбору попадающего в эфир контента значительно отличается от довоенных реалий. Например, сериалы теперь нужно проверять не только на наличие актеров из черного списка, но и на то, никто ли из каста не высказался в поддержку агрессии россии против Украины. Собственно, телеканал СТБ пошел даже дальше. «Кроме актерского состава оценивается целесообразность жанров, риски ретравматизации, факторы безопасности. Для комплексной экспертной оценки канал привлек к консультациям юристов и психологов. В настоящее время создан внутренний документ, которым СТБ руководствуется при отборе контента», – говорят в SLM.
В группе отмечают, что многие ранее созданные проекты сегодня не актуальны. В эту категорию, например, попадает продукция с большой долей юмора: «Вещание канала сейчас полностью направлено на поддержку людей, и есть понимание запроса на контент, который поможет отвлечься. Но комедии в одном программировании с минутой молчания выглядят этически несопоставимыми».
Есть и примеры более глубокой проработки контента – оценка с точки зрения рисков для безопасности страны: нельзя показывать стратегические сооружения, вокзалы, железнодорожные узлы, обзоры сверху, что могут быть использованы врагом. Другой важный блок – психологическая и эмоциональная чувствительность. Многие проекты канала были сняты в Буче и Ирпене, сопровождались кадрами красивых домов и улиц. В SLM понимают: показ такого библиотечного контента может быть травматичным для потерявшего свой дом человека. По этой причине отложены и проекты, снятые в Мариуполе.
Как видите, жизнь хоть и изменилась, а вещатели пытаются удержать руку на пульсе и отвечают духу времени. И это касается не только Starlight Media – в ближайшее время обсудим военную жизнь каналов 1+1 media и «Медиа Группы Украина».