В первом материале спецпроекта «#StandWithUkraine. Как работает аудиовизуальная индустрия Украины во время войны» мы с CEO FILM.UA Group Викторией Ярмощук говорили о том, как с 24 февраля функционирует крупнейшая украинская киностудия. Но что насчет независимых продакшенов, не имеющих запаса прочности крупных медиагрупп и студий?
«Конечно, независимые продакшены с начала войны не могут работать в Украине вообще», – говорит Евгения Яцута, совладелица и исполнительный продюсер украинского продакшена Radioaktive Film, участвовавшего в создании 20 международных фильмов и сериалов – от сатиры Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» и документальной ленты «Нуреев» для Universal Pictures до «Бюро легенд» для Canal+ и «Чернобыля» для HBO. Также продакшен произвел сотни рекламных роликов (в том числе для Apple, Sony, Nike, Audi и других брендов) и множество музыкальных клипов для мировых звезд: в частности, Coldplay, Twenty One Pilots, Hurts. Кстати, премьера снятого Radioaktive клипа King для группы Florence + The Machine состоялась 23 февраля – за день до начала войны.
Вот это пронзительное, тревожное и очень красивое видео
По словам Евгении, сейчас сотрудники Radioaktive Film – мужчины призывного возраста – находятся в Украине: вступили в ВСУ или активно участвуют в ТРО. Кого еще не взяли в ТРО – те работают в различных волонтерских организациях или частным образом собирают средства для помощи государству. Что касается остальных сотрудников, тем, кто хочет и имеет право выехать на безопасные территории, компания помогает это сделать. «У нас есть офис в Варшаве – открыли его несколько лет назад вместе с европейскими партнерами, компанией Twentyfour Seven, работающей в Испании, Португалии, Польше и Чили. Сейчас у нас в Варшаве такая себе опорная база, откуда мы координируем волонтерскую деятельность – помогаем доставлять помощь через украинскую границу с крупнейших складов Польши: как вещи, необходимые армии, так и лекарства, гуманитарную помощь и т. д.», – рассказывает Яцута.
К сожалению, среди коллектива Radioaktive есть физически пострадавшие от ударов российской армии: им компания помогает в лечении на территории Украины, поскольку эти люди сейчас в критическом состоянии и их невозможно вывозить за границу. Также среди сотрудников есть те, кто еще не освобожден со временно оккупированных территорий.
Некоторые сотрудники Radioaktive Film пережили многодневную оккупацию. В частности – кастинг-директор и фотограф Сергей Ристенко
В то же время, несмотря на тяжелую ситуацию, польский офис не прекращает работу как продакшен: там есть независимые от киевского офиса продакшен-команды, к которым по мере возможности приобщают украинских сотрудников. Кроме того, руководство компании активно помогает им найти работу на других проектах. «Соучредитель Radioaktive Дарко Скульский ведет активные переговоры с нашими международными заказчиками о том, чтобы сотрудники продакшена, вынужденные уехать из Украины, могли присоединиться к европейским проектам: работать и поддерживать свои семьи», – делится Евгения.
За тем, как украинские сотрудники Radioaktive приобщаются к работе в Польше, можно следить в Instagram компании (кликните на скрин)
Подакшен почти приостановил работу над собственными крупными проектами – в частности, над полнометражной драмой Mr. Helicopter о выдающемся украинском авиаконструкторе Игоре Сикорском. Другие проекты отошли на второй план, поскольку есть более актуальные векторы приложения усилий.
«С самого начала войны мы развернули масштабные PR-кампании – с привлечением ресурсов Международной федерации ассоциаций продюсеров (FIAPF), различных медиаресурсов, на которых раньше публиковали наши рекламные проекты, – с месседжем о том, что все средства, заработанные сейчас в Польше, тратятся на гуманитарные инициативы, помощь Украине и украинцам», – рассказывает Яцута.
Сотрудники департамента осветителей, чудом выехавшие из оккупированной Бучи, ставшей местом бесчеловечных преступлений российских военных, теперь занимаются доставкой гуманитарной помощи
По словам продюсера, очень многие зарубежные партнеры написали Radioaktive буквально в первый день войны с вопросами о том, как и чем они могут помочь Украине. «Наши партнеры развернули во многих странах масштабные инициативы поддержки – по сбору гуманитарной помощи и средств: армии, детям, беженцам – всем-всем-всем, – говорит Евгения. – Мы координируем эти усилия: помогаем направить энергию партнеров в полезные русла на территории Украины, связываем их с благотворительными фондами или организациями в Украине, которым мы доверяем, – чтобы эта помощь попала именно туда, где она нужна. Откликнулись буквально все – безразличных нет. Владельцы одной нашей компании-партнера из Германии мало того, что собирают гуманитарную помощь – они сами садятся за руль микроавтобусов и везут это все на границу с Польшей. А оттуда забирают беженцев».
Также, по словам Евгении, компания получает много запросов о помощи в получении пресс-карт для работы в горячих точках. «Многие иностранные документалисты едут сейчас снимать в Украину. И кстати, многие украинские кинематографисты, ранее занимавшиеся художественными проектами, сейчас переквалифицировались, – рассказывает Яцута. – И те и другие обращаются к нам: помогите получить пресс-карты, чтобы мы могли попадать в горячие точки – хотим свои творческие ресурсы пустить на то, чтобы правду о войне узнало как можно больше людей по всему миру».