«24 августа во всех кинотеатрах Украины стартует фильм «Довбуш», и мы уверены, что это кино должен увидеть фактически каждый украинец. На то есть множество причин: невероятный труд всей творческой команды, невероятное количество вложенных усилий и поднятых вопросов, невиданный ранее уровень съемок в Украине. Мы идем к зрителю: поедем в промотур по городам – привезем людям и фильм, и его команду, чтобы зрители пообщались с создателями ленты. И я надеюсь, что это кино станет даже не просто кинематографическим, а культурным прорывом», – сказал во время офлайн-презентации официального трейлера приключенческо-исторического экшена «Довбуш» Дмитрий Майстренко, руководитель промоотдела компании FILM.UA Distribution, которая вместе с компанией «Кіноманія» занимается кинотеатральной дистрибуцией ленты.
Собираясь на презентацию в культурно-гастрономическое пространство «Остання Барикада», я была уверена, что увижу и услышу нечто действительно эпическое – так и получилось. Собственно, увидеть можете и сами (если вдруг еще нет), ведь параллельно с офлайн-премьерой трейлер появился в сети.
А вот услышанное – от создателей фильма, режиссера Олеся Санина, оператора Сергея Михальчука, актеров Дмитрия Вивчарюка и Олега Шульги, – я для вас внимательно законспектировала и сейчас перескажу, ведь там действительно много интересного.
Но прежде напомню, о чем, собственно, рассказывает лента, произведенная Pronto Film при поддержке Государственного агентства Украины по кино и Министерства культуры и информационной политики Украины. События разворачиваются в Карпатах в начале XVIII века. Жестокое правление польской шляхты заставляет гуцулов бежать в горы. Два брата, Олекса (Сергей Стрельников) и Иван (Алексей Гнатковский) Довбуши, оказываются вне закона, становятся повстанцами-опришками и стремятся отомстить за убийство своих родителей. Впрочем, впоследствии интересы братьев расходятся: один хочет денег, другой – справедливости…
В наше время противостояние в «Довбуші» невольно вызывает определенный когнитивный диссонанс, ведь лента повествует о борьбе с поляками – теми поляками, чьи потомки являются одними из самых больших друзей Украины и с начала полномасштабного вторжения оказывают нам беспрецедентную поддержку по всем направлениям. Впрочем, если оставить за пределами конкретику определенного исторического периода и сосредоточиться на главной идее фильма, то сказать, что она сейчас актуальна – это, вероятно, не сказать ничего.
«Я снял ленту о том, кто не хотел быть героем; о том, кто не собирался становиться опришком; о том, кто хотел мирной жизни с той, кого любил. Но чтобы осуществить эту мечту, ему пришлось взять в руки оружие. И сейчас это история об очень многих из нас, в какой-то степени чуть ли не о каждом… Как-то неожиданно получилось так, что я снимал кино и о себе самом», – признался Олесь Санин.
«Опришки – это, по сути, современные воины, которые, как и сейчас, отстаивали свою землю, свободу, любовь, братство. В целом проходят века, но ничего не меняется – кино, наверное, об этом. И кстати, об измене, которой сейчас тоже очень много», – добавил Дмитрий Вивчарюк, сыгравший опришка-мольфара из отряда Довбуша.
А еще один опришок – актер Олег Шульга, ныне офицер ВСУ – резюмировал: «Этот фильм как мотиватор, который кому-то поможет что-то осознать, кому-то – сделать определенный шаг, а кого-то заставит переоценить все».
Закончив с важными тематическими акцентами, создатели фильма, отвечая на вопросы собравшихся, перешли к конкретике – рассказу об интересных особенностях съемочного процесса этого действительно эпичного кино.
В частности, Олесь Санин рассказал, что для фильма было изготовлено более 200 единиц оружия. А все огнестрельное оружие было настоящим, поскольку тогдашние пистоли нельзя заставить стрелять холостыми, как современные аналоги: в древних «моделях» непременно используется настоящий пороховой заряд. Следовательно, все, кто в фильме имел к этому отношение, закончили соответствующие курсы пользования оружием. Впрочем, для многих участников массовых сцен в этих курсах, вероятно, не было ничего нового. Ведь они – исторические реконструкторы, которых для съемок пригласили 250 человек, – благодаря своему хобби часто имеют дело с чем-то подобным. Но только реконструкторов, конечно, оказалось мало. В целом в фильме снялось очень много людей с реальным боевым опытом. «А еще мне сказали, что все каскадеры, которые есть в Украине, работали на этой ленте по несколько раз», – со смехом добавил Санин.
Но попотеть пришлось не только массовке: актеры буквально не вылезали из спортзала, совершенствуя навыки фехтования – в частности, Сергей Стрельников, который за фактически два года непрерывных тренировок стал настоящим мастером бартки, традиционного карпатского боевого топорика. А исполнитель роли антагониста – польского гусара – Матеуш Костюкевич в свою очередь в совершенстве овладел очень специфической техникой фехтования. «Этот стиль фехтования назывался «польская крестовая школа», или «козацкая крестовая школа», – рассказал Олесь. – В общем, европейские школы фехтования, на основе которых сформировалось современное спортивное фехтование, предусматривали соблюдение примерно одинакового расстояния между противниками: когда на тебя наступают, ты отступаешь на безопасную дистанцию и только потом переходишь в контратаку. А польские гусары отличались тем, что при атаке резко сокращали расстояние, резко шли вперед, и дальше бой был максимально неудобным для противника».
На вопрос о самом сложном каскадерском трюке Олесь ответил, что это, вероятно, был момент, когда один из опришков должен был зацепиться под каретой, втиснувшись в очень узкий промежуток между колесами, и некоторое время так проехать по разбитой дороге. «Мы сняли несколько дублей, я остановил съемку, и как только это произошло, карета снова двинулась вперед, проехала метров двадцать – и у нее отвалилась полностью задняя ось: страшно представить, если бы в это время там все еще кто-то был… Признаюсь, подобных рискованных моментов было немало, поэтому мы много внимания уделяли вопросам безопасности. И еще молились всем кинематографическим и некинематографическим богам: у нас были приставлены к ленте священники Украинской православной церкви (правильного патриархата!), греко-католические священники, раввины (два!). Поэтому я каждый день начинал с молитвы и счастлив тем, что на момент окончания съемок у нас были царапины, синяки, но все живые и целые», – рассказал режиссер. И добавил: «Я – профессиональный режиссер сложно-постановочных трюковых съемок с иностранными дипломами. Но это была очень сложная работа – и на этапе репетиций, и в съемках. Сцена, длящаяся на экране минуту, могла сниматься неделю».
Техническую сторону съемок – камеры и т. д. – обеспечивала легендарная украинская компания «Фільмотехнік», разработки которой в 2006 году были отмечены инженерно-техническими призами (Scientific and Technical Academy Awards) премии «Оскар».
«Наша съемочная площадка с технологической точки зрения практически не отличалась ни от одной голливудской площадки больших лент. Только там могут себе позволить такое оборудование, такого уровня съемочные технологии, такого уровня специалистов, которые с этой техникой могут работать и создавать такое изображение», – подчеркнул режиссер, добавив, что вся эта технологическая магия прежде всего зависела от оператора Сергея Михальчука.
Сергей, работающий в компании «Фільмотехнік» с 1996 года, вспомнил, как создавал с Саниным еще фильм «Мамай» (2000) и уже тогда использовал самые современные на тот момент решения: «Снимая «Мамая», мы использовали ПГ-10 (ПГ – поворотная голова для камеры, благодаря которой значительно расширяются возможности съемки с разных ракурсов. – МН) – ту самую нашу камеру, работавшую на ленте «Титаник», которая тоже стала историей. Конечно, на фильме «Довбуш» мы также использовали то, что хорошо знаем и умеем, – то есть технику компании «Фільмотехнік». А в качестве съемочных камер также привлекли два «рефлекса» украинской компании «Ілюмінатор», наших давних партнеров».
Кроме того, по словам Михальчука, была привлечена и не такая «навороченная», но качественная и мобильная техника: в частности, дроны, фотоаппараты Sony, которые могут писать 4К-изображение, и экшен-камеры Sony РХ0. «Эти камеры небольшие по размерам, но активно используют в кино по всему миру, поскольку дают в отличие от GoPro профессиональный сигнал. Эти камеры я мог интегрировать и в оружие, и во всевозможные места, куда мы не могли поставить большую камеру-рефлекс», – поделился технологическими нюансами оператор-постановщик.
В результате с помощью всех этих человеческих и технологических чудес было создано эпичное полотно эпичной для украинского прокатного кино продолжительности – два часа. Впрочем, сценарная версия предполагала еще больший хронометраж: два часа сорок минут. Но режиссер решил пойти навстречу пожеланиям кинотеатров и прокатчиков, подкорректировав хронометраж, но сохранив при этом все необходимые драматические линии – включая любовную, которую он считает очень важной для понимания образа Олексы Довбуша. «Когда есть жесткое требование от людей, которые будут прокатывать фильм, – не более двух часов – я это понимаю. Понимаю, что у меня еще нет силы влияния как у тех, кто снимает там «Дюну» или «Звездные войны»: режиссеров с мировыми именами, деньгами и т. д. Хотя после презентации прокатчикам несколько человек говорили мне, что нужно было делать два фильма по полтора часа. Но в целом я как режиссер и продюсер все делаю для того, чтобы у зрителей... не болела задница смотреть на мое творчество. Чтобы им было интересно, увлекательно», – объяснил Санин.
И добавил, что режиссерской версии «Довбуша» не будет: на это нет ресурсов – ни финансовых, ни человеческих, поскольку из-за полномасштабной войны почти нереально снова собрать нужную команду. К тому же некоторых ее членов, к сожалению, уже нет в живых: многие участники съемочной группы «Довбуша» пошли в армию, и некоторые уже погибли, защищая Украину. «Буквально сегодня мы утверждали титры. И я вспомнил, как когда-то говорил со своим учителем Леонидом Осыкой о том, как режиссеры пишут в титрах людей, умерших на момент выхода фильма: кто-то – в рамочках, кто-то без. И я выбрал писать без рамочек. Во-первых, все эти люди были живы, когда мы снимали, и они живы в нашей памяти. А во-вторых – потому что я не знаю и не хочу знать, сколько тех рамочек может потребоваться с каждым следующим днем… Но конечно, мы будем помнить каждого погибшего, помогаем и будем помогать их семьям», – сказал режиссер.
Производство и путь «Довбуша» в кинотеатры очень затянулись: сначала из-за ковида, потом из-за полномасштабной войны. Фильм был снят еще до вторжения. «Война нас застала на этапе финализации звука, – вспоминает Санин. – В итоге одна студия озвучки у нас была в Ивано-Франковске, а музыку позже записали во Львове – понимали, что полный симфонический оркестр уже не соберем, поэтому отдельно писали в студии группами. Там же во Львове, на эвакуированной из Киева студии POSTMODERN заканчивали цветокоррекцию».
Премьера «Довбуша» состоится на Одесском международном кинофестивале: фильм не участвует в конкурсе, а станет фильмом открытия. Дата старта проката, в свою очередь, имеет сразу два символических значения, ведь 24 августа – это и День Независимости Украины, и день, когда погиб Олекса Довбуш. Впрочем, Олесь Санин считает это «не днем его смерти, а днем бессмертия – днем, когда он стал легендой». Также режиссер отметил: «Мы осознаем, что есть много тех, кто хотел бы посмотреть фильм за границей или на передовой. И мы прилагаем большие усилия для того, чтобы это произошло. В частности, вместе с военнослужащими выискиваем возможности доставить ленту максимально близко к «нулю». Я надеюсь, это кино будет вдохновлять тех, кто сейчас своей жизнью и кровью платит за нашу независимость. Даст им почувствовать, что они не сами: что у них есть тыл, что о них знают, думают. И почувствовать: то, что они сейчас делают, уже с нами было».
Отвечая на вопрос, можно ли провести параллели между его работой и украинским поэтическим кино, к которому невольно относят карпатские виды в кадре, Олесь Санин отметил, что это было бы неуместным. «У кинематографистов того времени была цель доказать, что украинская нация существует, что она самодостаточна, что у нее есть свое национальное лицо. Но на сегодняшний день ставить это своей целью просто унизительно, ведь мы – Украина – уже состоялись, мы независимая нация, нам не тридцать лет, а гораздо больше. Следовательно, хоть мы и стоим на плечах этих титанов, но должны делать конкурентоспособный творческий продукт. И для нас конкурент – не национальное кино, а голливудские блокбастеры. Ведь этот прямоугольник экрана – тоже наша земля, и мы за него воюем: чтобы с экрана звучал украинский язык. Потому что эти экраны оккупированы чужеземным продуктом: другой культурой, другими значениями, другими смыслами. Мы боремся для того, чтобы наши украинские фильмы были популярными, интересными и чтобы наши дети хотели подражать их героям. Так мы понимаем культуру, так мы понимаем свою роль в этой профессии», – резюмировал режиссер.
Что ж, добавить, как говорится, ничего. Впрочем, у меня осталось немало вопросов, и я обязательно со временем задам их продюсеру ленты Максиму Асадчему, а ответами поделюсь с вами.