Государственное предприятие «Мультимедійна платформа іномовлення України» (ДП МПІУ) объявило победителей художественного конкурса по отбору проектов для производства художественных телевизионных сериалов и фильмов, документальных фильмов, сериалов и циклов, короткометражных фильмов и анимации. Победу одержали 53 проекта патриотического направления от 32 отечественных продакшенов, и это означает, что в скором времени в украинской индустрии аудиовизуального контента появится много рабочих мест. А пока государство заключает соглашения с производителями, предлагаю немного углубиться в условия конкурса и посмотреть, кто получит финансирование (кстати, никакие суммы в официальных документах не фигурируют, но в профессиональном сообществе говорят о $10 млн). И еще: в конце текста вас ждет увлекательный бонус.
Итак, главная цель конкурса, который был объявлен 3 мая и длился чуть больше месяца, – при поддержке государства «запустить процессы системного производства качественного патриотического телевизионного продукта, ориентированного на широкую аудиторию». Хотя есть и другая, сформулированная интереснее: «увеличение объемов собственного контента и запуск его в эфир, что будет способствовать удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей аудитории [...] и тем самым позволит вернуть культурную и общественную жизнь в повестку дня населения, проживающего как на территории Украины, так и за ее пределами, и поможет сформировать у общественности ощущение и убеждение о единстве граждан с Украиной».
Принять участие могли физические лица-предприниматели и юридические лица любой формы собственности, зарегистрированные на территории Украины, отвечающие следующим условиям: среди участников, руководителей и владельцев компаний нет граждан рф; конкурсанты имеют стаж профильной деятельности не менее двух лет на дату объявления конкурса, соответствующий опыт и совокупный объем производимого контента не менее 25 коммерческих часов или производства по заказу не менее 50 коммерческих часов. Оплата по заключенным с победителем договорам будет производиться за фактически предоставленные услуги после подписания актов приема-передачи материалов и актов предоставленных услуг. Имущественные права интеллектуальной собственности на созданные проекты будут принадлежать государству в лице ДП МПІУ.
На конкурсный отбор от имени одного участника можно было подать не более трех проектов, но это, как видно по результатам, скорее формальность. Для сериальных проектов установлены следующие ограничения: 16 серий до 52 мин каждая или до 24 серий по 24–25 мин. Язык проектов – наконец-то только украинский.
Проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия ДП МПІУ, в состав которой входят работники Предприятия и один представитель Уполномоченного органа управления ДП МПІУ (Минкультуры), но кто конкретно оценивал проекты, не разглашается. Поданные заявки (в общей сложности 123) оценивались по критериям оригинальности идеи, актуальности темы, новизны, драматургического качества сценария, социальной важности и ориентировочной стоимости производства (соотношение «цель – цена – качество»). На втором этапе оценки добавились соответствие указанной тематике, целям и задачам, полнота охвата целевой аудитории, уровень кадрового и материально-технического обеспечения, необходимого для выполнения проекта, опыт выполнения аналогичных проектов в соответствующей сфере, а также несколько непонятных критериев типа «творческий потенциал автора проекта».
Ознакомившись с условиями конкурса (кстати, о налоговых и других долгах перед государством в документах речь не идет, но некоторые из нижеперечисленных компаний, судя по данным реестров, их имеют), переходим к непосредственно победителям. Наибольшее количество побед – шесть – комиссия отдала проектам компаний из структуры Starlight Media: это «Битва за історію» и «Другий фронт» от ООО «СЛМ Новини»; «Лікарі» от ООО «Старлайт Філмс»; «Одна родина» и «Вглиб кролячою норою» от ООО «Прокіно», а также «Моя люба Люба» от ООО «Ваверка Продакшн». Поскольку описаний проектов в опубликованных документах нет, рискну предположить, что первые три – документальные фильмы или циклы, остальные – игровые сериалы.
По четыре проекта победили у компаний из орбиты студии «Квартал 95» («Рік розплати» и «Біженка» от ООО «Квартал 95», «Нижча Ліга» от ООО «Драйв Продакшн» и «Пригоди Кро Кро» от ООО «Анімаційна студія 95») и Artforms production Татьяны Гнедаш («Невістка прокурора», «Відважна дівчина» и «Ген вбивці» от ООО «Артформс Продакшн Київ», проект ОПГ от ООО «Артформс Продакшн Україна»).
Три проекта смогут произвести компании из структуры бывшей Star Media: «Серце знає» и «Потяг до життя» от ООО «Український Продюсерський Хаб» (он же UP HUB, а до мая 2022-го – «Стар Медіа Продюсерський Хаб»), а также проект «Шлях до дому» от ООО «КС Продакшн», который в реестре значится основателем ООО «Український Продюсерський Хаб». Последний накануне полномасштабной войны выиграл художественный конкурс того же ДП МПІУ на разработку и производство социального ток-шоу «Саджати будемо» (52 выпуска по 50 хв) стоимостью 3,3 млн грн, но из-за вторжения россии «жесткое шоу, которое покажет украинцам настоящую силу политиков и их помощников», так и не вышло на экраны.
Также победу одержали по три проекта ООО «Мамас Продакшн» («Кронін», «Пекельна Крашенка» и «Вихід»); ООО «Мейнстрім Пікчерз» действующего главы Совета по господдержке кинематографии Артема Колюбаева («Одна велика родина»; «Мистецтво в тіні війни» и «Мангровий гай») и ООО «Енержіфільм» («Звичайна людина», «Історія сестер» и «Позивний Тамада»). Последняя – это компания Романа Омельчука (экс Run Go), не путать с ООО «Енержи Фільм Продакшен», известной производством сериалов вместе с россией уже после 2014 года. Впрочем, три проекта «Енержи Фільм Продакшен» – «Віті треба вийти», «Сімейний консультант», «Моє кіно» – также победили в конкурсе. В списке победителей есть и проекты ООО «Фільмстрім» («Продовження роду», «Тривожні люди», «Паром»), связанного с «Енержи Фільм Продакшен» через продюсера Наталью Богомолову (в одной компании она работает, а второй владеет).
Последний продакшен из получивших зеленый свет на три проекта («Вміст чутливого характеру», «Півтора відсотка» и Homo amans) – ТОВ «Лайт Коммунікейшн», неоднократно выигрывавший государственные заказы, в частности от ГП «Мультимедійна платформа іномовлення України». В 2021-м, накануне большой войны, СМИ больше всего писали о двух кейсах: 19,01 млн грн за услуги по размещению наружной рекламы и про почти 10 млн грн за создание роликов ко Дню Независимости, которые заказчик – ГП «Центр захисту інформаційного простору» – никому не показал из-за конфиденциальности.
Два проекта-победителя есть у компаний 1+1 media («Друзі» от ООО «ТЕТ-Продакшн» и «Евакуація» ОТ ИП «1+1 Продакшн»); ООО «Ми-Україна» («Тут живуть люди» и «Цілі»), организованного экс-сотрудниками «Медиа Группы Украина»; а также продакшенов, связанных между собой через Оксану Іванюк (первым руководит, вторым владеет): ООО «Ай К'ю» с проектом «Позивний «Санта» и ООО «Рікі-Тікі-Таві» – с «Санаторій «Незабудка».
Остальные компании победили в конкурсе с одним проектом: это ООО «Основа Фільм Продакшн» («Чотири вікна»), ООО «Фільм Ю Ей телевіжн» («Приховані спогади»); ООО «Три-я-да Продакшн» («Операція «Добрий вечір»), ООО «Прототип Продакшн» («СМТ Інгулець»), ООО «Гуд Монінг Дістрібьюшн» («Сімейний альбом»), ООО «Френдс Про» («Курс щасливого життя»), ЧП «Продюсерська Агенція «АССА» («Солдатик»), ОО «Укркінофест», которым руководит Андрей Ногин («Ярослав Мудрий – тесть Європи»), ООО «Прайм Сторі Пікчерс» («Скаут-ромашка»), ФЛП Поставна Тетяна Ігорівна («ДНК міста») и ООО «Файно-компані» («Історія війни за майбутнє»). Последние два производителя, честно говоря, не вызывали у меня никаких ассоциаций, поэтому пришлось погуглить. И если упоминания о проектах ФЛП я не нашла, то «Файно-компані» была активной в конце 2000-х как производитель телефильмов для «Интера», а в последнее время делала программу «Майстри ремонту» на «5 канале». Еще один из победителей – ООО «Кінокіт» с проектом «Театр бойових дій» – является постоянным поставщиком контента для Государственного предприятия «Парламентський телеканал «Рада» и других ГП, в том числе отвечает за производство марафона «Єдині новини» – его части, выходящей под логотипом «Рада», из-за чего за последние полгода попал в два громких скандала: с государственными средствами и показом кадров с МЧС россии в сюжете об эвакуации на Херсонщине.
К сожалению, получить хоть какие-то данные о проектах-победителях мне не удалось – в ответ на запрос в ГП сообщили, что информация остается конфиденциальной, пока с продакшенами не подписаны договоры: «Вся информация о художественном конкурсе, которая на данный момент должна быть публичной, обнародована в пресс-релизе ДП МПІУ и в новстях на сайтах ДП МПІУ. Более подробная информация будет обнародоваться в процессе финализации составляющих проектов и заключения соответствующих договоров на производство с победителями художественного конкурса». В общем, на что конкретно будут выделяться деньги, пока незвестно, но понять общую направленность можно: в открытом доступе я нашла описание двух проектов-победителей.
Первый – документальная драма «Сімейний альбом» режиссера Марины Ткачук (ООО «Гуд Монінг Дістрібьюшн»): главная героиня фильма, английская фотохудожница Самара Пирс, является правнучкой Александра Винербергера, создавшего фотоальбом последствий российского террора, геноцида и Голодомора 1932–33 годов в Харьковской области. Самара намерена создать собственный фотоальбом о современном геноциде украинского народа: «Я хочу вернуться в Харьков, где жил мой прадед, и показать, насколько похожи сегодняшние события с тем, что происходило в те времена», – говорит она. Исторический консультант проекта – Музей Голодомора.
Второй – дебютная короткометражка Елены Короп «Солдатик» (ЧП «Продюсерська Агенція «АССА») прошла технический отбор Восемнадцатого конкурса Госкино. На создание психологической драмы с элементами мистики по сценарию Андрея Бабика (адаптация рассказа Алексия Разумова «93%») создатели просили 1,5 млн грн. Синопсис: «У героя российско-украинской войны классическое проявление посттравматического синдрома: неконтролируемые эмоциональные проявления, нелюдимость, галлюцинации. Он никому не нужен: ни государству, ни близким. Никому, кроме заведующего пансионатом. Дело Солдата особенно интересует государственного чиновника, вдруг приезжающего в пансионат. Ведь видения парня оказываются не просто галлюцинациями, они – вещие и помогают узнавать судьбы других бойцов, пропавших без вести. Оказывается, у этого госслужащего есть своя боль, которую он скрывает».
Стремясь узнать больше о конкурсе ДП МПІУ, я отправилась на сайт Министерства культуры, но там найти дополнительную информацию не удалось. Зато я наткнулась на приказ от 12 июня, которым утверждены победители другого конкурса – «по производству видеоинформационной продукции, посвященной освещению героизма и профессионализма военнослужащих Сил обороны и безопасности Украины в противостоянии с врагом во время российско-украинской войны», который оценивала Конкурсная комиссия Министерства культуры и информационной политики Украины по организации и проведению художественных конкурсов во главе с Геннадием Семенченко. Что ж, держите эту информацию бонусом (цитирую без изменений):
1) Иностранное предприятие «1+1 Продакшн» с документальным фильмом «Володарі неба»;
2) Иностранное предприятие «1+1 Продакшн» с документальным фильмом «30 спартанців з Бородянки»;
3) ФОП Лукʼянець Сергій Олегович с циклом (трилогия) документальных фильмов «Воєнна розвідка України. Фільм перший: «Збиті льотчики росії». Фільм другий: «Війна на Дніпрі». Фільм третій: «Іноземний легіон»;
4) ООО «Український продюсерський хаб» с документальным фильмом «СБУ: спецпризначенці Перемоги»;
5) ООО «Міжнародний продюсерський центр «ФОР-ПОСТ» с проектом «Бойові родини. Продовження» (Серия 1: «Захисники неба». Серия 2: «Спокійно, працює ППО»).