Не успели мы оправиться от новости, что украинская лента о войне не попала в оскаровскую номинацию (хотя все были уверены в обратном), как отечественные кинематографисты презентовали нового уверенного кандидата на премию: документальный фильм «Життя на межі» пытается осмыслить всю историю российско-украинской войны, начиная с событий на Майдане в конце 2013 года и заканчивая происходящим сегодня. Авторы утверждают, что это первая в истории украинской документалистики попытка сделать нечто подобное.
Режиссер «Життя на межі» – Павел Пелешок, продюсеры – Юрко Иванишин, Павел Пелешок и Анастасия Бородиенкова. Их новая работа определенным образом продолжает документалку «Зима у вогні», над которой также работали Иванишин и Пелешок. Формат сторителлинга проекта – нелинейная хронология: кадры 2016 года – из Лос-Анджелеса, где проходила церемония «Оскар», – перемешиваются с кадрами Майдана 2013-го, событий на фронте после 2014-го, аннексии Крыма и кадрами, сделанными в Каннах осенью 2021-го.
Павел Пелешок и Юрий Иванишин являются одними из героев фильма. Они вместе работали на Майдане: именно там родился проект UkrStream.TV, затем трансформировавшийся в продакшен Ukr.stream, который создавал «Життя на межі». В 2014 году они вместе пошли на войну. В 2016-м, когда лента «Зима у вогні» была номинирована как лучший документальный фильм, приезжали в Лос-Анджелес на церемонию «Оскар». А через неделю снова вернулись в окопы. В 2020 году Пелешок и Иванишин уволились из ВСУ и решили сделать новый документальный фильм. «Життя на межі» в основном состоит из кадров, сделанных журналистами и военными во время Майдана и войны на Востоке Украины. Они сопровождаются внутренним монологом и размышлениями Пелешка о причинах войны, фронте и ценности жизни.
Премьера «Життя на межі» состоялась в столичном кинотеатре «Жовтень»
И хотя на событии почти не было медийных гостей (даже Андрей Бабик пришел один-одинешенек),
премьерный показ был довольно массовым
Пришли даже представители религиозных конфессий. Также было много военных, но продюсер из соображений безопасности попросил их не показывать
У картины еще нет дистрибуторов – ни в Украине, ни за границей. Возможно, все сложится с Денисом Ивановым и «Артхаус Трафиком»?
Перед премьерой продюсер Юрко Иванишин рассказал мне, что фильм «Життя на межі» был в производстве почти три года: «В 2020-м, уволившись из армии, сразу приступили к съемкам. Но вынашивалась идея давно, еще когда служил». Ленту собрали из более чем 640 часов материала: это и кадры репортажей журналистов, и личный архив военных. По словам Иванишина, было непросто – в первую очередь морально – пересмотреть все, отобрать нужное и выстроить историю. Возможно, именно поэтому до сих пор не появлялись документальные фильмы, охватывающие всю историю войны Украины с россией, начиная с 2014-го.
Продюсер также признается, что дедлайном завершения фильма было 20 февраля 2022 года. Но из-за полномасштабного вторжения планы пришлось менять. Режмонт некоторое время находился в подвале в Ирпене, звукорежиссер выехала в Австралию, линейный продюсер – в Испанию. Поэтому на переработку ленты ушло полгода. В результате, по мнению Иванишина, именно сейчас, возможно, лучшее время, чтобы показать фильм: «Количество информации о нашей войне идет на убыль, снова появляются российские нарративы, особенно в Европе. Поэтому очень уместно объяснить, когда и как это все начиналось на самом деле».
Над музыкой к фильму работал иностранный композитор Оскар Сенен, в портфолио которого – «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» Майкла Бэя и другие голливудские проекты. Иванишин объясняет, что обратились именно к нему из-за большого опыта работы с картинами о войне.
Пока что у создателей нет конкретно расписанных планов касательно показа фильма в кинотеатрах, поскольку нет дистрибутора. Но Иванишин говорит, что готов отдать «Життя на межі» практически бесплатно – лишь бы дистрибутор был готов вложиться в рекламу ленты, чтобы как можно больше людей могли ее посмотреть. Единственное, что более-менее ясно сейчас – это планы продолжить традицию закрытых показов за границей. Мировая премьера фильма состоялась 15 декабря в Германии, были показы и в других странах, вплоть до Таиланда. Продюсер признается, что на этих закрытых показах интересно наблюдать за зрителями. Например, в Германии пришло много пожилых людей: они смотрели фильм в гробовой тишине, а потом плакали.
«Будем показывать на других территориях. В частности, тех, где сейчас царят наиболее пророссийские настроения, начиная с Венгрии, Италии, стран Африки. Поэтому план таков: ездим с показами, стараемся привлечь decision-мейкеров, и если где-нибудь появится дистрибутор, который скажет, что нужно показывать всем, то будем сотрудничать, – говорит Иванишин. – Я заинтересован в дистрибуторе, который мог бы разместить нас одновременно на нескольких стримингах. Чтобы это получилось не только на Netflix, но и на Amazon Prime, HBO Max, на как можно большем количестве площадок».
Сейчас у создателей «Життя на межі» есть контракт с небольшим французским дистрибутором SHK Distribution, специализирующимся исключительно на телевидении. Благодаря этому сотрудничеству фильм покажут на телеканале Al Jazeera. О показе на украинском ТВ, конечно, тоже думали. Но для этого ждут отечественного дистрибутора или предложений от украинских вещателей. Цель – показать ленту в такое время, когда ее посмотрит как можно большее количество людей.
Бюджет фильма изначально составлял $440 тыс., а затем вырос до $750 тыс.: это стоимость работы всей команды проекта в течение трех лет. Деньги на проект давали друзья, побратимы и спонсоры, помогавшие авторам, когда те еще воевали. К иностранным партнерам и знакомым, появившимся после номинирования «Зими у вогні» на «Оскар» и продажи на Netflix, создатели не обращались: продюсер уверен, что в киноиндустрии прошедшие с тех пор 6–7 лет равны смерти, если нигде не появляться.
Как и «Зиму у вогні», «Життя на межі» продюсеры планируют подавать на премию «Оскар». Но Иванишин признается, что опыты продюсирования этих лент совсем разные. Если в первом проекте они с Павлом Пелешко были одними из продюсеров и помогали в работе над фильмом, когда уже были на фронте, то во втором от начала до конца все делали сами. Иванишин говорит, что за три года работа над «Життя на межі» высосала все соки, поэтому после завершения проката они с режиссером хотели бы взять небольшую паузу. Но это не значит, что у их продакшена нет творческих планов. Например, в разработке находится детский мультфильм Tinters о семи цветах радуги. Точнее, находился: главный аниматор Сергей Гармаш сейчас воюет, поэтому продюсер ждет победы, чтобы завершить работу над анимацией.
«Я очень хочу снимать исторические ленты, – признается Иванишин. – Там столько историй, которые мир еще не видел! Считаю это инвестицией в правду. Очень хочется, чтобы мы сотнями выпускали фильмы, а не единицами». А вот производить игровые проекты о полномасштабной войне, по мнению продюсера, рано. Украине надо создавать больше качественной пропаганды: «Нужно снимать хорошие пропагандистские фильмы. Не бояться этого слова. Надо показывать героев, истории, потому что так живет весь мир».