На этой неделе в столице стартует 51-й Киевский международный кинофестиваль «Молодость» – один из старейших и самых известных украинских кинофорумов, более 50 лет выступающий площадкой, на которой молодые режиссеры могут показать свои дебютные ленты. Фестиваль пережил распад Советского Союза, все экономические кризисы, пандемию коронавируса и продолжает свою работу теперь, во время полномасштабного вторжения россии на территорию Украины: хоть и с отклонением от привычного графика, но в офлайн-формате.
КМКФ «Молодость» пройдет в кинотеатре «Жовтень» с 1 по 7 декабря, а накануне организаторы рассказали, какой будет нынешняя программа и готовы ли они к долговременным блэкаутам, возможным из-за новых обстрелов украинской инфраструктуры россиянами.
Еще один интересный пример в копилку эффективных решений в военных условиях: пресс-конференция состоялась в эфире программы «Сніданок з 1+1»
Итак, все конкурсы «Молодости» в этом году пройдут 1–3 декабря, в субботу международное жюри объявит победителей, а с 4 по 7 декабря запланированы неофициальные «зрительские» дни фестиваля. По словам арт-директора КМКФ Андрея Халпахчи, нынешняя «Молодость» состоится с сокращенном формате: например, пришлось отменить конкурсные программы SunnyBunny, Molodist Teen Screen и основанную в прошлом году Documentary competition. Впрочем, фильмы на тематику ЛГБТ+, входящие в программу «Солнечный зайчик», покажут в отдельной внеконкурсной секции. Внеконкурсные программы также сократились: например, «Скандинавская панорама» раньше состояла из 8–10 фильмов, а сейчас в ней всего четыре ленты.
Все показы пройдут в кинотеатре «Жовтень». Организаторы заверили, что на случай даже длительного блэкаута у них есть генераторы
Проведение «Молодости» в этом году стало возможным благодаря финансированию иностранных партнеров. Основной вклад в бюджет фестиваля сделал Стабилизационный фонд культуры и образования от МИД Германии и Goethe-Institut. Также с финансированием помогли посольства Франции, Швейцарии, Италии, США, Бельгии, Французский институт, Австрийский культурный форум, Украинско-датский молодежный дом, Итальянский институт культуры, Польский институт и Международный институт глубинной психологии посольства Германии. Впрочем, весь минимальный необходимый бюджет, по словам Халпахчи, еще не собран. Поэтому организаторы продолжают общаться с другими посольствами и призывают всех желающих спонсоров к сотрудничеству.
На кинофестивале вручат четыре главные награды: за лучший студенческий фильм, лучший короткометражный фильм, лучший полнометражный фильм и Гран-при. «В этом году мы отказались от денежного фонда для международных фильмов. Денежные вознаграждения будут в национальном конкурсе: 100 тыс. грн за лучший полнометражный фильм и 60 тыс. грн за лучший короткометражный. Но в международном конкурсе будут статуэтки. Они из чистого серебра, позолоченные и с бриллиантовыми глазами, так что в трудную минуту можно их и продать», – шутя, рассказал Андрей Халпахчи о призовом фонде.
Детальнее о программе рассказал программный координатор кинофестиваля Виктор Глонь. В целом зрителей 51-й «Молодости» ожидают такие секции:
– международный конкурс;
– национальный конкурс;
– «Фестиваль фестивалей»;
– внеконкурсная программа «Солнечный зайчик»;
– «Украинские премьеры»;
– «Скандинавская панорама»;
– внеконкурсная программа.
Тот, кто давно следит за кинофестивальной жизнью страны, наверняка помнит, как организаторы «Молодости» много лет подряд жаловались на нехватку конкурентных украинских фильмов для участия в международном конкурсе. Так вот, в этом году национальных лент в программе почти половина, четыре из десяти. И для каждого из режиссеров это полнометражный игровой дебют.
«Фильм «Будинок «Слово». Нескінчений роман» Тараса Томенко – это полнометражный дебют известного документалиста, – коротко напомнил Виктор Глонь. – «Я і Фелікс» Ирины Цилык – экранизация романа ее мужа Артема Чеха, находящегося сейчас в рядах ВСУ. Я считаю, что это очень тонкая, смешная и грустная драма о взрослении, которую обязательно нужно посмотреть. Премьера ленты «Памфір» Дмитрия Сухолыткого-Собчука состоялась на Каннском кинофестивале. Дмитрий, будучи в разъездах на международных фестивалях, никогда не успевал посмотреть свой фильм вместе со зрителями, поэтому очень ждал премьеры в Украине. «Бачення метелика» – дебют Максима Наконечного. Хотелось бы отметить невероятную небольшую роль сценаристки и режиссера Наталки Ворожбит. Когда я впервые смотрел фильм, даже не узнал ее там».
Кстати, во внеконкурсной программе можно увидеть свежую короткометражку Ворожбит «У тебе все гаразд?» о травматическом опыте матери и дочери, вынужденных выехать в Европу после полномасштабного вторжения россии в Украину
География других фильмов, представленных в международной программе, очень широка: от Пакистана до Бразилии. А судить этот конкурс будут гендиректор Украинского института Владимир Шейко, куратор и писательница Дорота Лех, управляющий директор Берлинского международного кинофестиваля Мариэтт Ризенбек и продюсер Алексей Терентьев. На момент пресс-конференции члены жюри еще пересматривали работы участников, проводя совещания в Zoom.
Что касается самого фестиваля, то, во-первых, в этом году не планируется никаких церемоний с красными дорожками. Во-вторых, все еще остается открытым вопрос, кто из западных гостей и звезд физически посетит кинофестиваль. Многие, особенно представители старшего поколения, боятся ехать. И даже если человек не боится обстрелов, логистически добраться до Украины сегодня намного сложнее, и дорога в 10–14 часов для некоторых может быть слишком тяжелой. В целом, по словам Халпахчи, в этом году «Молодость» могут посетить 20–25 международных гостей (против 150, обычно присутствовавших на фестивале). В основном это гости из Польши.
«Большинство гостей, кто все же собирается приехать, – из студенческой короткометражной секции. Поэтому рекомендую ходить именно на эти показы, будет возможность пообщаться с авторами», – порекомендовал Виктор Глонь. И поделился еще одной причиной не игнорировать секции короткометражных фильмов: за один сеанс можно увидеть пять-шесть коротких точных историй и получить в пять раз больше впечатлений, чем после одного полнометражного фильма.
Координатор отметил, что в программе «Украинские премьеры» есть два полнометражных фильма, снятых восемнадцатилетними режиссерами за собственные средства: это «Покуть» Андрея Кокуры и «З любов'ю, Лука» Владислава Марисика
Несмотря на то что «Молодость» в этом году проходит во время полномасштабной войны, лент, которые бы передавали новые реалии украинцев, в программе не так много. Игровые полнометражные фильмы на эту тематику еще не успели выйти – в большинстве своем это рефлексия событий с 2014 года, как, например, «Бачення метелика». Но есть короткометражные ленты, снятые после 24 февраля: две игровые и одна документальная.
Одна из них – «Літургія протитанкових перешкод» Дмитрия Сухолыткого-Собчука
В конце презентации Халпахчи поделился наболевшей проблемой, решение которой пока не найдено: россия до сих пор покупает права на показ фильмов, включая территорию Украины. «Мы хотели внеконкурсно показать один из каннских фильмов, – рассказал Андрей Яковлевич. – Но оказалось, что он принадлежит россиянам: продан россиянам с правами на Украину». Обидно, что правообладатели, несмотря на все усилия украинцев на международном информационном поле, до сих пор считают нормальным вести дела со страной-террористом.
Не обошли на пресс-конференции и ситуацию с Довженко-Центром, который является партнером «Молодости» – как и Министерство культуры с Госкино. Андрей Халпахчи отметил, что позиция кинофестиваля совершенно однозначна: нужно помочь институции продолжить работу именно в той форме, в которой она существует. «Нужно сохранить это как архив, сохранить все, что они делают. И помочь им в том числе с финансированием. Я считаю, что нужно прекратить манифестацию относительно изменения формы, нужно признать это архивом, это должно работать как работало. Это место, куда приходит молодежь. Где звучат именно украинские месседжи, что очень важно. Потому, безусловно, мы на стороне киносообщества», – резюмировал арт-директор.
Виктор Глонь добавил, что в этом году в рамках «Молодости» запланирована отдельная программа от Довженко-Центра, которую готовят сотрудники институции.
На этом можно поставить точку. Но чтобы избежать разговоров про «не ко времени», напоследок процитирую Андрея Халпахчи, отметившего важность проведения не только КМКФ «Молодость», но и других культурных мероприятий: «Для чего наш фестиваль? Для того чтобы донести месседж: культура развивается и живет, мы являемся частью мировой кинокультуры. И это также возможность для зрителей немного переключиться с новостей на кино. Это общение, которое так необходимо людям, это возможность быть вместе».