Несмотря на ежедневные обстрелы со стороны россии и удары по критической инфраструктуре, несмотря на аварийные отключения электроэнергии, культурная жизнь страны продолжается. И немалую роль в ней играют украинские кинематографисты, продолжая снимать фильмы и организовывать кинофестивали даже во время полномасштабной войны. За примерами далеко ходить не надо: в конце прошлой недели в столице стартовала Киевская неделя критики. В этом году – уже в шестой раз.
Открытие должно было состояться в пятницу в кинотеатре «Жовтень». Очевидно, о чем-то масштабном речь не шла – даже церемония награждения премии «Кіноколо», традиционно сопровождающая фестиваль, была перенесена в офлайн (точнее, в телевизор): перед показом фильма открытия, «Треугольника печали» Рубена Эстлунда, к зрителям должен был выйти организатор Недели критики Денис Иванов и сказать несколько вступительных слов. Но россия не дала сделать даже этого: накануне враг ударил по объектам энергетической инфраструктуры, что повлекло за собой аварийные отключения электричества по всей стране. Поэтому в день открытия, когда зрители начали собираться перед «Жовтнем», их встретила табличка, в очередной раз заставившая ненавидеть русню еще сильнее:
В холле кинотеатра сквозь темноту можно увидеть лишь нескольких растерянных гостей и преклонных лет администратора, которая громко информировала, что показ отменен.
Впрочем, несмотря на трудности, кинофестиваль продолжается: теперь в кинотеатре есть генератор, так что внезапного отключения света уже не случится. А как проходила организация Киевской недели критики в военное время, мне рассказал Денис Иванов.
– Денис, о решении проводить кинофестиваль несмотря ни на что вы говорили еще весной. Но с этого времени многое изменилось: планировали ли на каком-то этапе от него отказаться? И какие варианты проведения фестиваля рассматривали вообще?
– С самого начала полномасштабной агрессии мы решили, что будем оказывать сопротивление на нашем фронте. И еще в апреле поняли, что будем проводить фестиваль в те же даты, в том же формате и с теми же изменениями (собирались показать новую программу ретроспективы украинской классики, посвященную комедии) – то есть будем двигаться по нашему плану и так противоборствовать. Кроме того, на Неделе кинокритики мы показываем шесть премьер прекрасных украинских картин.
– Насколько сложным было формирование нынешней программы? Пришлось ли отказаться от каких-то фильмов?
– Программа планировалась немного в муках. Из-за отсутствия ресурсов для поездок наших отборщиков на разные фестивали мы не смогли посмотреть очень многие ленты, которые хотели. В этом году Неделю критики, к сожалению, не поддержало Госкино, поэтому мы делали этот фестиваль «на харизме». Но и были проблемы из-за невозможности договориться с правообладателями фильмов, покупающихся россиянами на территорию Украины: мы отказались от сотрудничества с ними даже из-за разных их кипрских или прибалтийских прокладок, поэтому не смогли получить часть лент. Но все равно у нас сложилась сильная международная программа: мы показываем картины с Берлинале, из разных Каннских программ, а на открытии – обладателя «Золотой пальмовой ветви».
Я очень доволен программой этого года и советую посмотреть каждый фильм.
https://flic.kr/p/2nUBhLN
– А по какому принципу составляли программу? Было ли, например, желание показать больше комедий, чтобы отвлечь зрителя от тяжелых реалий?
– Мы учитывали ситуацию, в которой находимся, стремились переосмыслить времена и события, в каких живем. Поэтому решили сделать программу международной ретроспективы Gamechangers – показать фильмы, в свое время изменившие отношение к румынской, иранской, тайваньской кинематографиям. Ведь Украина для мира сегодня является таким же gamechanger.
Что касается ретроспективы: сейчас, даже несмотря на войну, вышло много хороших украинских комедий. Поэтому мы решили сделать обзор того, что из себя представляла украинская комедия с 1930-х до 1990-х.
– Как удалось профинансировать нынешнюю Неделю критики?
– Госкино не поддержало в этом году по абсолютно субъективным причинам – потому что не очень любит наш фестиваль. Неделя кинокритики всегда получала меньшее финансирование, чем, например, Запорожский кинофестиваль, которым занималась нынешняя руководительница Госкино. Мы всегда коммуницировали позицию, что конкурс на должность главы Госкино был сфальсифицирован и его победительница не имеет легитимности. Поэтому нам не дают господдержку.
Что касается финансирования: еще в середине лета, когда мы готовили фестиваль и коллеги спрашивали, где возьмем деньги, мне нечего было ответить. По факту ни одного подтвержденного финансирования до начала октября еще не было. Но мы коммуницировали с культурными институциями, подавались на гранты: у фестиваля была поддержка Британского совета, мы победили на конкурсе от Goethe-Institut и Министерства иностранных дел Германии, нам также помогли партнеры из Французского института и Австрийского культурного форума.
– Если фестиваль проходит полноформатно, то почему церемония вручения «Кінокола» перенесена в онлайн?
– Обычно у нас все проходило офлайн с трансляцией в социальных сетях. Но сейчас многие наши кинокритики находятся за границей, да и большинства из номинантов нет в стране. Поэтому решили провести церемонию онлайн.
– А как транслятором стал телеканал «Общественное Культура»?
– Поскольку с «Общественным» нас связывают довольно теплые отношения, появилась идея сделать общий проект. Мы подготовили церемонию за две-три недели.
https://flic.kr/p/2nUbofR
К счастью, в ход церемонии награждения Национальной премией кинокритиков «Кіноколо», состоявшейся в бункере, россия вмешаться уже не смогла, так что все триумфаторы получили свои статуэтки. Как вы уже знаете, абсолютным героем вечера стала картина Дмитрия Сухолыткого-Собчука «Памфір», завоевавшая пять наград из десяти, в том числе главную.
В номинации «Лучший полнометражный игровой фильм» лента победила «Бачення метелика» Максима Наконечного, «Відблиск» Валентина Васяновича и «Клондайк» Марины Эр Горбач
Дмитрий Сухолыткий-Собчук одержал победу в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий», где также номинировались Валентин Васянович, Марина Эр Горбач, Максим Наконечный и Ирина Цилык
Лучшим актером стал Александр Яцентюк («Памфір»), обойдя Юрия Издрыка («Я і Фелікс»), Романа Луцкого («Відблиск») и Сергея Шадрина («Клондайк»)
А также «Памфір» признали «Открытием года» (в соперничестве с лентами «Бачення метелика», «Снайпер. Білий Ворон» Марьяна Бушана и «Як там Катя?» Кристины Тынькевич)
В номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» победил «Ти в порядку?» Натальи Ворожбит. Его конкурентами были «Джорданʼ96» Екатерины Лесик, «Згасаюче світло» Ивана Орленко и «Лалібела» Анны Морозовой
Награду в категории «Лучший анимационный фильм» завоевали Марина Степанская и Анна Дутко за мультфильм «Ми, Європа» (также соревновались работы «Гибкий Чаплинъ: Аспект» Оксаны Курмаз, «Дивні – ходять лісом» Романа Дзвонковского и «Про Ігната-Ї*аната: то не казка, а бувальщина» Устины Данчук и Андрея Польшина)
Лучшим документальным фильмом кинокритики назвали «Нескінченність за Флоріаном» Алексея Радинского (против лент «Терикони» Тараса Ткаченко, «Літургія протитанкових перешкод» Дмитрия Сухолыткого-Собчука и «Щоденник нареченої Христа» Марты Смеречинской)
Выдвинутый на «Оскар» от Украины «Клондайк» Марины Эр Горбач получил награду в категории «Лучшая актриса» (Оксана Черкашина). Также в номинации соревновались Рита Бурковская («Бачення метелика»), Анастасия Карпенко («Як там Катя?») и Соломия Кириллова («Памфір»)
В номинации «За достижения» кинопремией отметили коллектив Довженко-Центра (Станислав Битюцкий, Алена Пензий и Александр Телюк) за цикл показов «Дивне, химерне, фантастичне»
Кроме того, у нынешней премии «Кіноколо» были две специальные награды:
Одну посмертно получил режиссер Мантас Кведаравичюс, трагически погибший во временно оккупированном Мариуполе 2 апреля
Другую вручили главе пресс-службы полка «Азов» Дмитрию (Оресту) Козацкому
Напоследок процитирую кинокритика Станислава Битюцкого, с которым я перекинулась парой слов после церемонии награждения: «За последний год у нас появилось несколько сильных фильмов, ранее по разным причинам не появлявшихся. Поэтому нынешний год очень важен – это один из самых высоких скачков в плане качества украинского кино. К тому же это очень интересный срез того, что предшествовало 24 февраля, и сегодня смотреть это больно и актуально». По мнению Станислава, на украинское кино сейчас повышенный спрос у национального зрителя: «В программе кинофестиваля 12 украинских фильмов – такого количества нашего кино никогда не было. У людей есть огромная потребность отвлекаться, собираться, выходить куда-то вместе, получать общий опыт, касающийся не только травм, которые мы все сейчас переживаем. Люди хотят через кино немного больше понять себя, понять свою реальность. Раньше мы не ощущали счастье смотреть кино на большом экране, это было что-то обычное. А сейчас это чувствуется как нечто очень важное».
Комментарии, думаю, лишние. Только напомню, что Шестая киевская неделя критики длится до 26 октября.