На этой неделе в чешском городе Брно проходит Международный фестиваль сериалов Serial Killer. В его рамках, в частности, состоялись первые четыре ивента странствующего медиафорума KYIV MEDIA WEEK 2022, о которых поговорим чуть позже. А сегодня хочу рассказать о встрече с Анной Наглер (Anna Nagler), главой производства Netflix Originals в регионе Центрально-Восточной Европы.
Анна – польский продюсер огромным опытом. Среди ее проектов, в частности, одни из самых известных в мире польских сериалов – «Ватага» (Wataha; HBO, 2014) и «В густом лесу» (The Woods; Netflix, 2020). «Я была продюсером-фрилансером, работала с бродкастерами в Польше, также работала для HBO Poland, поэтому имею экспертизу разного профиля. Но по образованию я… фармацевт», – с такого неожиданного признания начала встречу Анна. И продолжила: «17 лет назад, после смерти папы я решила следовать своей мечте – и пошла в киношколу. Почти год моей работой было просто приносить горячий чай известному польскому режиссеру и следить за его стулом на съемочной площадке. Однажды мы стул потеряли – моя вина! – и поэтому едва не сорвались съемки. Вот так я начинала. А сейчас я в Netflix».
И не просто «в Netflix»: Анна отвечает за весь регион Центральной и Восточной Европы, а это, между прочим, 28 стран. Так что же Netflix ищет в этом (нашем с вами) регионе? Чего ожидает от локальных продюсеров? Об этом и многом другом – слово главе регионального original-производства. Итак, Анна Наглер…
… о детстве при «железном занавесе»
– Я родом из 1970-х. Родилась и выросла в Польше за «железным занавесом». И подростком я росла на чехословацком контенте. Хорошо помню чехословацкие телесериалы того времени. Когда я была маленькой, моим любимым сериалом была «Арабелла» (чехословацкий детский сериал начала 1980-х, события которого происходят между миром Страны Сказок и обычным миром людей. – МН). Простите мне, иностранке, такие слова, но тогда я «подсела» на абсурдность чешского юмора. Этот юмор очень специфичен, абсолютно уникален. Иногда мы в Польше говорим об абсурдной ситуации – «это как в чешском кино».
… о новом офисе Netflix для Центральной и Восточной Европы в Варшаве
– Netflix существует 25 лет. Мы – представительство в Центральной и Восточной Европе – существуем с 2016-го. Открытие офиса в Варшаве 5 сентября этого года – новая важная глава истории нашей компании и всего региона. Потому что локальный контент очень важен Netflix: наша ключевая модель – local-to-global (делать локальное глобальным). Этот хаб будет работать не только с польской индустрией, но и с чешской и румынской. Однако нам нужно время, чтобы познакомиться с местной спецификой, локальными продакшен-командами и талантами. В 2016-м появились первые Netflix-субтитры на польском. А на чешском – в 2019-м. Первый польский Netflix original вышел в 2018 году. Да, мы идем в Европу медленно, но – уверенно.
… о целях и стратегии в регионе
– Наша стратегия – развлекать мир. И быть «рефлективными» в том, что мы представляем: отражать реальность в локальном контенте. По модели local-to-global наши польские тайтлы будут очень отличаться от чешских. Ведь несмотря на то, что Польша и Чехия соседи, мы не одинаковы: например, у нас разный юмор, и чехи, в отличие от поляков, очень прагматичны. Я к тому, что все сильно зависит от специфики страны. Следовательно, моя задача – создавать контент, который будет отражать, что мы за люди, каковы мы. Цель – расширяться, давать все больше и больше места для представления локальной специфики. Всем известно: люди хотят видеть себя на экране. А еще люди любят песни, которые они слышали раньше. Поэтому мы хотим дать им уже знакомое, но одновременно расширять горизонты, добавляя что-то менее знакомое.
… об адаптациях
– С 2016-го мы действовали очень активно как в направлении локального оригинального производства, так и локального лицензирования. С тех пор выпустили более 500 тайтлов. Один из них – чешский сериал World Under Head (Svět pod hlavou), ставший одним из главных хитов Netflix из центрально-европейского региона. И это – адаптация британского формата (речь о сериал ВВС «Жизнь на Марсе». – МН). Но давайте вспомним, что «Карточный домик», ставший в 2013-м первым суперхитом Netflix, – это также адаптация (одноименного мини-сериала ВВС, снятого по роману Майкла Доббса. – МН). Поэтому неважно, оригинальная ли это история или формат, ведь и из адаптации можно сделать бриллиант!
… о (не)важности продюсерского опыта для сотрудничества с Netflix
– Разнообразное портфолио продюсера – очень важно, но не является решающим моментом для работы с нами. Прежде всего, ценятся видение и истории. Мы здесь ради историй. И чем увлекательнее они, тем лучше.
Мы готовы работать с дебютантами – все когда-то начинали. Да и, на самом деле, иногда даже самые опытные нуждаются в помощи. Но если речь идет о дебютанте, то важно, чтобы рядом были опытные коллеги. Нам нужны сильные команды. Мы [Netflix] будем рядом на этапе препродакшена, а когда вы заходите в съемки – нас там не будет. Да, нам можно написать, позвонить, но на площадке вы сами. Так что нужны люди с опытом.
… о том, как заинтересовать Netflix своим проектом
– Кроме офиса в Варшаве, у нас есть офисы в Мадриде, Париже, Стокгольме, Берлине, Риме, Стамбуле – мы открыты для идей. Эти идеи должны быть в виде хорошо проработанного питча (напомню, когда-то я уже рассказывала, как разработать питч для Netflix. – МН). Мы работаем с агентами, литературными агентами, продюсерами, продакшен-компаниями и, к сожалению, не принимаем проекты непосредственно от сценаристов. Кроме того, что идеи должны быть хорошо представлены, все права на них должны быть легальными – мы очень придирчиво относимся к соблюдению авторских прав.
Для начала переговоров не требуется полностью написанный сценарий, не требуется продакшен-драфт – это может быть просто небольшой питч, который представит нам идею проекта и даст полное представление о видении его авторов. Иногда достаточно двух слайдов презентации, чтобы рассказать, о чем эта история.
Netflix существует для того, чтобы развлекать мир. К нам приходят очень разные люди, каждому интересно что-то свое – и мы хотим развлечь каждого. Следовательно, мы работаем со всеми программными категориями и жанрами: комедии, криминальные истории, даже заигрываем с хоррором и потусторонними историями, si-fi. Мы тестируем: пытаемся выяснить, к чему у наших локальных зрителей есть аппетит.
Поэтому думайте local-to-global: думайте об истории, которую хотите рассказать «своим» людям, но в то же время помните, что она должна быть интересна всему остальному миру. Мы не будем говорить вам «приходите с криминальной историей», «приходите с историей, основанной на реальных событиях», «приходите с историей, где ведущей является роль женщины», «приходите с историей на определенное количество эпизодов»: мы так не делаем. Мы хотим, чтобы эта история была органично вашей. Мы даем создателям, работающим с нами, креативную свободу (о том, насколько большой эта свобода может быть, можно прочесть здесь – из личного опыта продюсера Йоханны Шиманской, делавшей польский Netflix original, сериал «Операция «Гиацинт». – МН). Мы партнеры, мы поддерживаем продюсеров, но это ваша история.
… о новых польских тайтлах
– Продолжая тему наличия или отсутствия опыта, хочу упомянуть комедийный польский сериал The Green Glove Gang о трех ворах, скрывающихся в доме престарелых: он выйдет на Netflix в ноябре. Здесь как раз продюсеры и сценаристы – дебютанты. Опыт есть только у режиссера, но небольшой: до этого проекта он сделал один фильм.
Также у нас есть Dark Stories: режиссеры опытные, Гжегож Ярошук и Якуб Пйонтек, но это проект продюсера-студентки второго года обучения в Warsaw Film School. Получив это шоу, она была на первом году. И да, она работает в команде с опытным продюсером.
А если говорить об очень опытных командах, то такая, например, делает сериал «Высокая вода» (High Water), который выйдет 5 октября. Он основан на реальных событиях: большом наводнении 1997 года в Польше и Германии. Его производит ведущий польский продакшен Telemark. Это шестисерийная драма, автор идеи и продюсер – Анна Капминская, бывшая свидетелем тех событий. Анна – опытная продюсер, работавшая со мной на проекте HBO. Также тут опытный сценарист Каспер Байон и два опытных режиссера – Як Холобек и Бартоломей Игнатюк (в целом на этот год Netflix анонсировала 18 польских original фильмов и сериалов. – МН).
… о процессе принятия решений
– У нас репутация очень быстрых. Если проекту дают добро, вы узнаете об этом через две недели. Но сейчас возможны определенные задержки. В этом году в работе было несколько тайтлов в России, с некоторыми мы должны были заходить в постпродакшен. Но сейчас они на паузе, и мы были заняты финализацией этого процесса. Кроме того, офис в Варшаве требует много внимания. Так что, возможно, сейчас вы не получите ответ за две недели, но все равно быстро. Мы стараемся сразу говорить, хотим ли делать проект.
Сам процесс утверждения разный для разных стран: что пройдет, а что нет, зависит от специфики региона. Мы смотрим, что сейчас создают другие производители контента в регионе. Стараемся отличаться от них, вносить разнообразие. Представим, вы – продюсер и пришли ко мне с криминальной историей. Я говорю: «Она замечательная, но у меня есть еще пять криминальных историй в плане. Мы можем ее сделать через два года, но я не хочу вас задерживать. Следовательно, если вы найдете другого партнера – вперед. Если не найдете – возвращайтесь к нам». Мы стараемся всегда объяснять свое решение.