Неофициальным лейтмотивом круглого стола «Моніторинг культурного середовища: аудіовізуальний та аудіальний сектори в реаліях сьогодення», организованного на этой неделе Украинским культурным фондом, смело можно считать слова из старой песни, которую неоднократно цитировали разные спикеры мероприятия: «Цей дощ надовго». И говорили, конечно, совсем не о погоде.
Главной темой обсуждения было текущее состояние аудиовизуальной индустрии и ее перспективы в контексте войны. И хотя что состояние, что перспективы, мягко говоря, оставляют желать лучшего, спикеры – в частности, исполнительный директор УКФ Владислав Берковский, его заместитель по проектной работе и член дирекции фонда Дмитрий Решетченко, режиссеры Ахтем Сеитаблаев и Дмитрий Сухолыткий-Собчук, продюсеры Денис Иванов и Виктория Бурдукова, подполковник ВСУ и эксперт УКФ Тарас Боровок – все равно находили поводы для очень сдержанного, но оптимизма. Дождь надолго? Ну что ж, придется как-то приспосабливаться к условиям нашего вынужденного украинского Макондо. Тем более УКФ, как оказалось, сейчас активно работает над тем, чтобы предоставить индустрии ну хоть какие-то «зонты» и «дождевики».
«Этот год – форс-мажорный, очень сложный. Война нас застала на этапе старта грантового сезона. По состоянию на 24 февраля было подано 2790 заявок по всей Украине. Но это, конечно, не все, потому что многие программы еще были на этапе подачи документов – включая «Развитие кинопроекта игрового кино» и «Препродакшен неигрового кино». К сожалению, этот этап даже не удалось завершить. Но со своей стороны, мы стараемся сделать все возможное, чтобы грантовый сезон 2022 года состоялся», – отметил Дмитрий Решетченко.
По словам Решетченко, сейчас завершена экспертная работа по аудиовизуальному сектору: заявки, которые были распределены между экспертами до 24 февраля, оценены; составлены и доступны для ознакомления рейтинговые реестры (программа «Культура без барьеров» и часть программы «Аудиовизуальное искусство»).
«Понятно, что в сложившейся ситуации большая часть запланированных проектов уже не сможет состояться: где-то потеряна научно-техническая база, где-то люди разъехались, команда распалась и тому подобное, – отметил Дмитрий. – Однако еще раз подчеркиваю: мы делаем все возможное, чтобы хотя бы частично профинансировать проекты, представленные на 2022 год. В частности, работаем для этого с партнерами. Например, компания Netflix заинтересовалась частичным финансированием аудиовизуального сектора, и сейчас ведутся переговоры».
Но одного условного «зонта» – даже от Netflix – будет недостаточно, поэтому в УКФ работают и над другими решениями. Одним из таких стала уже запущенная платформа «Культурний простір».
«Эта платформа будет реализовываться в партнерстве с международными организациями и Министерством культуры, – рассказал Решетченко. – В настоящее время мы принимаем заявки по трем направлениям: поддержка культурных деятелей, поддержка организаций и поддержка культурно-художественных проектов. На сегодня уже поступило около 108 заявок на проекты, 111 заявок от субъектов хозяйствования в сфере культуры и 189 заявок от авторов. Как будет происходить поддержка: во-первых, сама платформа предусматривает возможность для тех, кто имеет возможность поддержать сферу культуры (то есть донатирование). Также на президентской фандрейзинговой платформе UNITED24 предусмотрен сбор средств в том числе и на сферу культуры. И средства, что поступят Министерству культуры с платформы UNITED24, тоже будут распределяться именно среди тех, кто подал заявки на платформе «Культурное пространство». Также источник финансирования – разные международные организации: насколько мне известно, уже как минимум две или три из них заявили, что готовы частично профинансировать находящиеся на платформе запросы».
О работе платформы высказался и Владислав Берковский.
Исполнительный директор УКФ осторожно, но достаточно уверенно отметил: «Надеюсь, в начале июля первые заявки, поступившие на платформу «Культурное пространство», будут профинансированы».
Но кроме вышеупомянутых двух направлений работы у УКФ есть еще и третье: разработка новой программы, в которую планируется привлечь средства Европейского союза и других международных доноров. Рабочее название этой программы – «Культура під час війни і відновлення після війни», а ее старт планируется на вторую половину этого года. В Фонде отмечают, что это будет совершенно новая программа: с упрощенной процедурой подачи заявок и ускоренной процедурой отбора – из-за очень ограниченных сроков. Сейчас активно разрабатывается научно-правовая база программы, и, как только она будет разработана, обещают сообщить о запуске.
Далее слово получил Тарас Боровок, выступивший одновременно от имени УКФ, индустрии, гражданских и военных. Ведь он – сценарист, продюсер, эксперт УКФ, а еще подполковник ВСУ: военный пенсионер, с 24 февраля возобновивший службу в рядах вооруженных сил.
Сейчас Боровок служит в отделе информирования или, как сказал он сам, «отделе пропаганды, давайте называть вещи своими именами; и не будем бояться этого слова, поскольку ничего плохого в нем вообще нет, если речь идет не о русской пропаганде».
Боровок вспомнил, что раньше, когда в УКФ подавались проекты милитарной тематики, часто возникали диспуты: некоторые эксперты говорили «Почему мы должны финансировать проекты Минобороны?», другие отмечали, что это также культурный аудиовизуальный продукт. Но сейчас стало понятно – мы воюем одновременно на двух фронтах, поэтому нужно объединиться.
«Сейчас в армии мы начали работать над фильмом «Оборона Києва» и столкнулись с тем, что у нас нет достойного количества профессионалов-военных, которые могли бы воплотить наш замысел. Военным не хватает опыта в области кино. И не хватает финансирования, чтобы этот опыт купить. Режиссеры, операторы работают на волонтерских началах. А гражданские в свою очередь не имеют такого доступа, как военные: к информации, как принимались решения об обороне, к секретным объектам, которые сейчас нельзя снимать, но можно будет впоследствии», – рассказал Боровок, продвигая идею взаимовыгодного партнерства военных и киношников в разработке милитарного документального контента (и контента вообще). А также выдвинул предложение о создании в будущем отдельного лота УКФ на военную тематику.
На стыке между гражданскими и военными сегодня находится и Ахтем Сеитаблаев. Режиссер, вступивший в войска, присоединился к дискуссии просто из машины, на которой ехал на совещание к своему комбригу.
«Имея честь быть в армии, я имею возможность узнать, какой именно контент – какой коннотации, эмоции, хронометража – нужен людям, – отметил Ахтем. – Мы живем в то время, когда любые события происходят быстро, и любой контент (конечно, речь не о полнометражных лентах) наверняка должен быть помещен в формулу Акиры Куросавы «минимум времени – максимум информации».
Режиссер подчеркнул, что сейчас большое значение имеют как сжатый хронометраж, так и четкое таргетирование. Он очертил важность создания качественного военного контента для соцсетей, для YouTube и отдельно отметил контент для TikTok: «С детьми тоже нужно говорить, ведь война задела всех. Говорить ради разрушения русских нарративов». По мнению Сеитаблаева, формирование общего национального нарратива с помощью таргетированного инструментария – залог того, что люди будут понимать, за что они воюют: ради чего им брать в руки оружие. «Нам нужно противопоставить тезис создания тезису разрушения», - резюмировал режиссер.
Тему хронометража и соцсетей продолжила продюсер Виктория Бурдукова: но уже не столько в идеологическом, сколько в практическом ключе.
В первую очередь Виктория выразила то, что все знают, но о чем пытаются не говорить: «Рекламный рынок в Украине, если сказать интеллигентно, находится в состоянии стагнации, а если честно – он умер. И сейчас, к сожалению, нет перспектив думать, что это как-то быстро улучшится. Это касается не только телевидения, но и YouTube: люди, которые тем или иным образом монетизировали контент через соцсети, почувствовали то же на себе».
При этом, как отметила Виктория в контексте общественной востребованности «лаконичного» контента, телевидение к этому не готово: «Каналы не готовы к короткому метру – он ломает им сетку даже при отсутствии рекламных блоков».
Говоря о будущем индустрии, Бурдукова подчеркнула, что при всех обстоятельствах не стоит сводить весь потенциальный украинский контент только к документальному и милитарному, исключая развлекательную и просто «житейскую» составляющую. «Контент, за производство которого мы беремся сейчас, особенно игровой, дойдет до аудитории впоследствии, и он должен помочь нашей изнасилованной стране стать на ноги, давать желание жить», – подчеркнула продюсер.
О долгосрочном подходе к производству контента сказал и режиссер Дмитрий Сухолыткий-Собчук.
Он отметил, что лучший шанс не потерять в перспективе нескольких лет украинское игровое кино как вид (и к тому же присутствовать с ним на международных фестивалях, в мировом культурном контексте) – это ориентироваться на очень малозатратное, малобюджетное производство авторских фильмов: идти путем румынской новой волны или триеровской «Догмы». «И основа для того, чтобы это произошло, – уже сейчас запускать в работу хотя бы сценарии, девелопмент», – отметил режиссер. По словам Дмитрия, основанная им сценарная мастерская Terrarium сегодня разрабатывает пути помощи украинским сценаристам в создании новых сценариев с привлечением международного докторинга.
Сухолыткий-Собчук, «Памфір» которого в этом году попал в каннский «Двухнедельник режиссеров», не обошел вниманием и вопросы фестивалей, отметив в частности: как бы ни было неприятно, украинским фильмам не стоит сниматься с конкурсов, если там присутствуют российские ленты, ведь тогда их голос будет услышан, а наш – нет. «Канны – это как возвращение с другой планеты, – признался режиссер. – Там стало понятно, насколько мировое киносообщество далеко от наших реалий. И тот диалог, который мы сейчас ведем, должен продолжаться годами, чтобы объяснить миру опасность большого присутствия россии».
О важности создания украинского кино не только для украинского, но и для международного зрителя говорил и руководитель компании «Артхаус Трафік», продюсер Денис Иванов.
Однако взял другой ракурс этого вопроса, акцентировав ориентир на копродукцию: как шанс найти ресурсы для съемок и как возможности для включенности в мировой контекст. «Война – это ситуация, о которой нельзя не высказаться. Но нужно не попасть в такую ловушку, как балканский кинематограф, до сих пор снимающий фильмы о войне, потому что им это болит», – отметил он.
Говоря о необходимости во что бы то ни стало сохранить украинскую аудиовизуальную индустрию как таковую, продюсер подчеркнул: «Нам нужна репатриация выехавших людей – и они должны вернуться не на пустое место. Да, в ближайшее время снимать в Украине игровое кино будет очень тяжело, и здесь должно быть решение на уровне институтов, на уровне государства».
А что касается шагов в этом направлении, которые можно и нужно делать прямо сейчас, Иванов вполне согласен с Сухолытким-Собчуком. «Именно девелопмент проектов может сейчас занять сценаристов, режиссеров, сделать так, чтобы эти люди не потеряли квалификацию. И через два года хорошо разработанный проект сможет подаваться и в украинские, и в зарубежные кинофонды», – резюмировал продюсер.
Что ж, хотя дождь сейчас смывает не только индустрию, но и всю страну и, к сожалению, даже не думает заканчиваться, украинские кинематографисты, как видим, постепенно учатся «ходить между капелек», а государственные институции ищут зонты. Так что – стоим! Пусть и под дождем.