Если вы думали, что с окончанием KYIV MEDIA WEEK закончатся и осенние образовательные ивенты, то спешу вас обрадовать - это не так. Спустя несколько дней после завершения медиафорума в «КиевЭкспоПлазе» прошел еще один, посвященный в основном видеомаркетингу и видеопродакшену. Имя ему - VIDEOREX.
Организацией занималась компания «Евроиндекс» в лице Владимира Шмуклера, Оксаны Ерниязовой и Александра Рубана. Партнером мероприятия стал бывший исполнительный продюсер телеканала «Интер» Андрей Гупало. А само мероприятие было организовано при поддержке программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины».
Честно говоря, от изобилия техники у меня разбегались глаза
Как же на таком мероприятии без виртуальной реальности
Реализацией проекта занималась CEO VideoREX Ирина Почапская. Закрытые мастер-классы медиафорума провели при поддержке ProCut School.
Задачка на внимательность - посчитайте количество камер
Естественно, я побывала на медиафоруме - и готова поделиться с вами услышанным.
Вот, например, с самого утра Максим Вышинский, один из авторов студии «Квартал-95», пытался взбодрить гостей мастер-классом о написании идеального сценария. Если вкратце, то посоветовал он вот что:
- найдите свою нишу, то есть определите, кому сценарий будет интересен;
- сценарий должен отличаться от других, быть уникальным, а не написанным по референсу;
- вызывать эмоции - ужас, смех, слезы;
- быть грамотно написанным;
- весь сюжет должен при необходимости уместиться в одно предложение;
- описывать персонажа нужно максимально детально;
- появилась идея - тут же запишите ее, где бы вы ни были.
В общем, берите на вооружение.
А этого молодого человека узнаете? Илья Янковский, который вместе с Виталием Капустяном собрал деньги на участие в Cannes Lions с помощью продажи футболок личного бренда, а затем и победил на фестивале.
Янковский признался, что идея ролика, в котором он совокупляется с природой, родилась случайно, когда после многочасового брейншторма встал размяться и начал танцевать. Идею отложили до утра, но в итоге за основу было решено взять именно ее. Что из этого получилось - вы видели.
Сейчас Илья и Виталий - востребованные специалисты. Например, видели рекламу мороженого с призывом «Всем лизать»? Это их рук дело.
Конечно же, не могла я пропустить и выступление гендиректора «Нового канала» Алексея Гладушевского, который вещал о важности и нужности неформатного контента в теле- и киноиндустрии. И имел на это полное право - все-таки «Первые ласточки», готовящиеся к показу «Новым каналом», вполне можно отнести к неформатному контенту.
Как и Александр Роднянский на своей лекции, Гладушевский подчеркнул, что нестандартные идеи пока возможно реализовать преимущественно на стриминговых платформах, а не на эфирном ТВ. Если когда-то телевидение воспитывало зрителя, то сейчас все наоборот - второй диктует телевизионщикам, что им надо производить.
При этом в мире сейчас происходит бум нестандартных идей, а в Украине - нет. И все потому, что у нас нет своей большой стриминговой платформы, а телеканалы крайне редко хотят рисковать и таким образом терять доверие рекламодателей. Все-таки запустить нестандартный продукт - значит, сузить его аудиторию.
К сложным историям зрителя надо приучать, уверен Алексей. Сначала ты запускаешь один проект, затем идет маркетинговая волна (в идеале - сарафанное радио), и часть из 5%, которые не смотрят телевизор, возвращается к экрану, потому что понимает - каналам есть что им предложить. Это в идеале. В случае же провала все откатывается назад, и повторно идти на такой риск канал решится не сразу.
Гладушевский уверен: создание большой платформы для нестандартного контента возможно в одном случае - если все конкурирующие группы объединятся в едином порыве.
А в это время на главной сцене уже представляли Анджея Секулу - того самого оператора, которого называют любимчиком Тарантино. Правда, как признался он сам в интервью моей коллеге за кулисами, с Квентином теперь не работает. Когда-то режиссер позвал всю команду Секулы в свой проект, а его - нет. Тот обиделся и спустя время отказался снимать с Тарантино «Убить Билла».
После рассказа о том, как прошел его период становления как специалиста, Секула перешел к полезным советам. Например, в работе над фильмом он считает главной связь оператора и режиссера - с Тарантино было именно так. Работа их как слаженного организма помогла создать качественные ленты, которые вы хорошо знаете.
Но Анджей также вынужден был признать, что работа оператора в картинах сводится к минимуму, так как живем мы сейчас в век постпродакшена.
«Мне эгоистически хотелось бы влиять на большее», - посетовал он. По его словам, в будущем профессия оператора как таковая может и вовсе исчезнуть. В лучшем случае - быть востребованной только в нише артхауса.
Что касается режиссеров, то им Секула посоветовал следующее: если уж хотите снимать, то снимайте только совершенное кино. Но при этом не слишком много внимания уделяйте каким-то техническим деталям, иначе можете потерять в себе художника.
И не менее важный момент: берегите себя. Анджей уж точно знает, чем чреваты переработки. В свое время он так много времени проводил на площадке, что, когда у него наконец случился выходной, он сел за руль и… уснул. Его девушка тогда чуть не погибла, а сам оператор был в шаге от того, чтобы лишиться ног. Однако все закончилось благополучно.
Что касается Украины как площадки для работы, то Секула считает: перспективы у нее хорошие. Он сам уже некоторое время снимает здесь и очень давно не делает этого в Лос-Анджелесе. По его словам, всего один фильм может изменить отношение к украинскому кинематографу в мире, а потому нам надо очень и очень постараться.
Напоследок Секула назвал свои любимые советские фильмы: «Мэри Поппинс, до свидания», «Летят журавли» и «Война и мир».
На этом я перешла в другой зал - слушать Любомира Левицкого, который как раз, наоборот, работает в Лос-Анджелесе.
Как и многие другие выступающие, режиссер Америку никому не открыл - конечно же, в Украине сейчас спрос на комедии. Однако продать идею в таком жанре не так-то и просто.
Главный совет Левицкого: если спонсоры не идут, ищите проблему в истории. Во время ее прочтения вы обязательно должны покрыться мурашками. В качестве примера Любомир вспомнил фильм «Погребенный заживо»: один человек, одна коробка, одна комната, в которой все снимают. Зато какая идея!
И конечно же, будьте требовательными как к себе, так и к своим сотрудникам. По словам Любомира, примером в этом является Disney - там настолько жесткая дисциплина, что из работников выжимают все соки.
Еще один совет: если хотите работать в Голливуде, будьте адекватным режиссером. Именно таких, по словам Левицкого, и выбирают именитые студии, ведь никому не нужны проблемы. Чтобы вы понимали, насколько все серьезно - каждый претендент там обязательно проходит интервью с психологом.
Также на этапе сценария стоит учесть, где вы сможете сэкономить бюджет - Любомир советует не делать этого уже во время съемок. В Украине многие не работают по такой схеме, и потому режиссер считает отечественных сценаристов самым слабым звеном.
Ни в коем случае не берите в команду тех, кто слабее вас, только наоборот: тешить свое эго - это, конечно, хорошо, но результат важнее. И непременно заключайте договоры, даже если по другую сторону - ваш родственник. Никогда не знаешь, кто в случае успеха фильма решит, что его труд недооценили.
Обязательно учтите релизы других проектов: смотрите едва ли не на год вперед. И конечно, промо - оно для картины, по словам Левицкого, как колеса для автомобиля. Если речь идет о детском фильме, поработайте с детьми, ведь это они тащат родителей в кино, а не наоборот. И разумеется, не оставляйте детей без подарков.
«Шара - вот за что люди отдадут последние деньги», - смеется Любомир.
Ну а теперь вернемся к главной сцене. Там директор по маркетингу StarLight Brand Content Зоя Хилык рассказывала о продакт-плейсменте.
Реклама всегда там, где есть история - уверена она. Вспомните первые фильмы братьев Люмьер: тот, где женщина почти все время стирает что-то мылом, был снят на деньги производителей этого мыла. Сегодня же бренды считают престижным быть интегрированными и в кино, и в сериалы. В «Большую маленькую ложь», например, было интегрировано больше 100 брендов, примерно столько же - в «Очень странные дела» и «Игру престолов» (чего только одна история со стаканчиком из кофейни стоит).
А вот Квентин Тарантино в свои фильмы существующие бренды никогда не вводил, зато вымышленные - пожалуйста.
Украинские бренды также с удовольствием интегрируются в аудиовизуальный контент. У телегруппы StarLightMedia, например, больше 30 проектов, в которых был разрекламирован бренд ROZETKA. Даже в «Битве экстрасенсов» это случалось! Главное - креатив (а вы знали, что на «Розетке» можно купить амулеты и ладан?), и вот экстрасенсы за несколько минут до соревнования спасены. В проекте «МастерШеф» отлично прижился продакт-плейсмент оливкового масла, что логично, а в «Крепостной» - сети АТБ. Главное - найти подходящий проект, уверена Зоя. И обязательно браться за долгоиграющие, а не разовые истории, так как они гораздо эффективнее краткосрочных.
Прекрасный пример - бренд Domestos и проект «Ревизор». В 2014-м, во время кризиса, продажи у компании существенно упали, так как потребитель предпочитал более дешевые бренды. Сотрудничество же с «Ревизором» привело к возобновлению роста продаж продукта.
Следом на сцену поднялась Полина Толмачева, директор по маркетингу в FILM.UA Group, чтобы рассказать о плюсах, минусах и подводных камнях продвижения видеоконтента.
По словам Полины, конкуренция на рынке видео сейчас колоссальная, потому как любой подросток может взять и снять его - слишком уж доступны инструменты. Только на YouTube каждую минуту загружается 72 часа видео.
«Скоро будут в тренде 17-летние режиссеры, которые начали карьеру в 11 лет», - звучит как шутка, но уж очень похоже на правду.
«Конкуренция большая, а потому крайне важно делать упор на промо», - объяснила Полина на примере трейлеров картин «Захар Беркут» и «Цена правды», которые выйдут в прокат 10 октября и 28 ноября соответственно.
Еще вариант - кросс-промо. Можно, например, вывести героев «Сторожевой заставы» на улицу и устроить перформанс. Или же запартнериться с главным почтамтом и развесить баннеры фильма на его колоннах. И конечно, не забывайте о звездах-инфлюенсерах - как, например, Олег Винник в фильме «Скажене весілля».
Одним из последних на сцену вышел Алексей Бардышев - человек, который продвигал успешные аккаунты сериалити «Киев днем и ночью». Помните, мы с ним даже пытались разобраться, в чем же феномен такой популярности?
Нынче Алексей - креатор команды интернет-проектов «Нового канала». И он уверен: диджитал - не конкурент для ТВ, а партнер. Именно поэтому «Киев днем и ночью» было решено сделать не только телевизионным, но и диджитальным. Герои начинали свою историю в эфире, а продолжали - в соцсетях. Благодаря этому аккаунты проекта имели невиданное количество подписчиков - к пятому сезону в Instagram их собралось больше 600 тысяч.
Зрители настолько были вовлечены в жизнь главных героев, что, когда в эфире сказали о болезни енота Семена, консьержу дома, где снималось сериалити, принесли 10 тыс. грн на лечение питомца.
Сейчас же Алексей вместе с командой продвигает целые интернет-проекты. К примеру, шоу «Предметка», в котором Сергей Никитюк интервьюирует гостей, а также шоу о свиданиях вслепую. Кроме того, на YouTube-канале «Нового» размещают проекты не только собственного производства - к примеру, две части фильма «Не ховай очей» о жизни ЛГБТ-сообщества за границей.
В работе у команды Бардышева - веб-сериал «Френдзона», 8 серий по 15 минут. В центре сюжета - девочка и ее двойная жизнь. В Instagram она - селебрити, в реальности - студентка, живущая в общежитии. В общем, будет что посмотреть молодежи.
На этом все, на дискотеку я как новоиспеченная мать не осталась. Но обещаю и дальше приносить вам свежие подробности с интересных мероприятий, так что не переключайтесь.