Иногда один-единственный снимок может рассказать историю намного интереснее, глубже и ярче, чем тысячи слов печатного или закадрового текста. Более того – передать не просто информацию, но и ощущение момента, чувство сопричастности событию, происходящему прямо сейчас в любой точке мира или происходившему в прошлом. Наш специальный проект «Истории, которые меняют мир» в партнерстве с Global Images Ukraine – украинским представительством крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images – именно об этом. О правдивых историях без ретуши и фальши. О людях – таких, каковы они есть. О событиях, которые привлекают всеобщее внимание. Одним словом: обо все том, о чем никак не рассказать без качественных легальных изображений – важнейшего инструмента визуального сторителлинга. Такие снимки – это ключи от дверей к вниманию и сердцу аудитории. И Getty Images помогает эти ключи подобрать.
В первом из серии материалов спецпроекта мы решили отправиться на полвека назад, вдохновившись новым фильмом Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде». События в нем разворачиваются как раз 50 лет назад и тесно связаны с реальной историей ХХ века – а именно с деятельностью печально известной секты Чарльза Мэнсона «Семья», летом 1969 года совершившей в Калифорнии ряд бессмысленных жестоких убийств, среди жертв которой оказалась беременная жена режиссера Романа Полански, актриса Шерон Тейт.
Впрочем, лето-1969 запомнилось миру не только этой трагедией – были в нем и другие, куда более радостные события, которые сегодня считаются без преувеличения легендарными. О них писали книги, сочиняли песни и, конечно же, снимали фильмы. Тематическую подборку последних мы и решили составить. А исторические фотографии из коллекций Getty Images помогут показать вам, как все происходило на самом деле.
ПОЛЕТ НА ЛУНУ
Time Life Pictures/NASA/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Вот он, след от того самого «маленького шага для человека, большого прыжка для человечества»
«В конце пятидесятых я часто слышал, как говорили: «Люди могут летать лишь над своей планетой. Космос – это для болонок и обезьян». Каждый раз, когда я слышал такое, мне хотелось сломать говорившему нос. Но почему-то я всегда сдерживался», – признавался Нил Армстронг, человек, доказавший, что мы не привязаны к нашей планете навечно.
Благодаря ему 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу история человечества пошла по другому пути. Именно Нил первым ступил на поверхность спутника Земли, сразу за ним это сделал Базз Олдрин, а третий участник миссии «Апполон-11» – пилот командного модуля Майкл Коллинз – тем временем ожидал возвращения первопроходцев на окололунной орбите.
NASA/NASA/The LIFE Images Collection via Getty Images/Getty Images
«Меня часто спрашивают, почему из высадки на Луну мы привезли так много фотографий Базза Олдрина и так мало моих. Что ж, видимо, он выглядит гораздо фотогеничнее в скафандре», – вспоминал Нил Армстронг. Да, Базз и вправду получился неплохо. Кстати, если всмотреться, то Нила на этом фото тоже можно увидеть: он отражается в зеркальном щитке, закрывающем лицо Олдрина
Тогда, во времена космической эйфории, казалось, что еще немного – и «на Марсе будут яблони цвести». Но что-то пошло не так… Со времен исторического полета NASA совершило еще пять пилотируемых визитов на Луну. В общей сложности там побывали 12 астронавтов. Последний полет состоялся аж 47 (!) лет назад – в 1972 году. А после этого лунную программу свернули, объяснив ее завершение высокой стоимостью и отсутствием научной необходимости.
Долгие годы о Луне никто особо не вспоминал. Но в последнее время это изменилось: чем тревожнее и теснее становится на Земле, тем чаще люди начинают смотреть в небо. Самые амбициозные планы в этой сфере пока у США – там собираются отправить новых астронавтов на Луну уже к 2024 году. А Россия и Китай объявили о намерении построить к 2030-му собственные научные базы на Южном полюсе спутника нашей планеты. И, честно говоря, в успех китайцев верится больше. Ведь в этом году они уже реализовали первую в истории человечества миссию на обратную сторону Луны: 3 января там успешно прилунился аппарат «Чанъэ-4», отправленный с исследовательской миссией. «На это ушло примерно столько же, сколько стоит прокладка километра тоннеля метро», – прокомментировал стоимость миссии замруководителя китайской лунной программы У Яньхуа. В зависимости от геологических условий прокладка 1 км тоннеля метро в КНР составляет от $72,5 млн до $172,5 млн. Кстати, для сравнения 1 км аналогичных работ в Украине, по оценкам специалистов, стоит около $100 млн. При этом прошлой осенью общую стоимость постройки многострадального метро на Троещину киевские власти оценили в сумму от $2,5 млрд до $3 млрд и оптимистично пообещали реализовать этот проект поистине космического масштаба не позже 2025 года. В общем, пока космические корабли бороздят – ну вы поняли…
Фото MPI/Getty Images
Думается, первых пассажиров метро на Троещину у нас будут встречать с неменьшими почестями, чем когда-то первых астронавтов, приводнившихся по возвращении на Землю в Тихом океане. На фото (слева направо) – Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин, которых 24 июля 1969 года приветствует президент Ричард Никсон на борту авианосца «Хорнет»
В общем, Луна манила людей всегда – и продолжает манить по сей день. Кстати, первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа был посвящен именно ей. Так что предлагаю вспомнить его – и еще парочку интересных окололунных проектов.
«Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune, 1902)
Что это: немая комедийная короткометражка о первом межпланетном контакте – землян и селенитов, коренных обитателей Луны.
Почему стоит посмотреть: француз Жорж Мельес прославился как один из основоположников мирового кинематографа, изобретатель первых кинотрюков и невероятно плодовитый режиссер. Сегодня невозможно установить, сколько именно фильмов он снял: одни историки кино называют цифру 4000, другие – 1000. Так или иначе, все сходятся во мнении, что их совершенно точно было не менее 500. Ну а кадр с Луной, которой в глаз попал космический корабль-снаряд, наверняка где-то да видел практически каждый. Картина «Путешествие на Луну», из которой он взят, – это фарсовая комедия Мельеса, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Она же первый научно-фантастический фильм в истории. В общем – знаковое кино без всяких но.
«С Земли на Луну» (From the Earth to the Moon, 1998)
Что это: спродюсированный Томом Хэнксом 12-серийный мини-сериал HBO, рассказывающий об истории лунной программы NASA.
Почему стоит посмотреть: телеканал HBO задавал высочайшую планку на рынке исторических мини-сериалов задолго до «Чернобыля». Так, еще в 1998 году вещатель представил подробнейшую историю развития американской лунной программы – от ее зарождения в начале 1960-х и до сворачивания в середине 1970-х – под амбициозным слоганом America’s greatest adventure. Television’s biggest miniseries. Амбиции оправдались: проект получил три прайм-таймовые «Эмми», включая премию за лучший мини-сериал и лучший кастинг для мини-сериала, а также «Золотой глобус» в номинации «Лучший мини-сериал или телефильм».
«Лунная афера» (Moonwalkers, 2015)
Что это: угарная франко-бельгийская комедия режиссера Антуана Бардо-Жаке с мощным американо-британским кастом.
Почему стоит посмотреть: каждое легендарное событие, в свою очередь, обрастает легендами. Самая популярная легенда о высадке на Луну гласит, что… никакой высадки не было. Что все это – фальсификация, снятая киношниками в павильоне. Собственно, эта версия и легла в основу комедии «Лунная афера». Она рассказывает о спецагенте ЦРУ Томе Кидмане (Рон Перлман), который отправляется в Европу на поиски Стенли Кубрика. Он хочет уговорить режиссера снять «высадку на Луну», чтобы иметь эти кадры для подстраховки, если реальная экспедиция провалится. Но вместо великого режиссера Том находит рок-менеджера Джонни (Руперт Гринт), который втирается к нему в доверие и подсовывает своего приятеля Леона (Роберт Шиен) в «роли» Стенли Кубрика. Кидман, конечно, вскоре понимает, что к чему, но отступать уже некуда… В общем, если хотите хорошо посмеяться – вам сюда.
ВУДСТОК
Michael Ochs Archives/Getty Images
Этот, пожалуй, самый знаменитый снимок с легендарного музыкального фестиваля сделал фотограф Берк Уззл. На фото – Бобби Келли и ее бойфренд Ник Эрколайн, которым тогда было по 20 лет. Они не причисляли себя к хиппи и на Вудсток попали практически случайно. Бобби и Ник поженились через два года после фестиваля, вырастили двух сыновей. Пара, ставшая визуальным символом свободной любви, до сих пор вместе
Музыкальный фестиваль, начавшийся днем 15-го и закончившийся утром 18 августа 1969 года, – ярчайшая иллюстрация закона Мерфи, гласящего: все, что может пойти не так, пойдет не так. Смена локации из-за неполучения разрешения на проведение мероприятия в городке Вудсток, давшем фестивалю название, привела к проблемам с билетами. Изначально устроители феста анонсировали, что ждут не более 50 тыс. человек (назови они большую цифру, разрешения бы точно никто не дал). При этом организаторы тайно продали свыше 150 тыс. билетов. А в итоге фестиваль собрал по разным подсчетам от 400 тыс. до 500 тыс. человек.
Bill Eppridge/The LIFE Picture Collection via Getty Images
К месту проведения фестиваля тянулись километровые пробки, а люди все прибывали и прибывали
Боясь, что зрители просто снесут заграждения, организаторы убрали их сами – и таким образом фестиваль стал бесплатным. На организацию Вудстока было потрачено $2,5 млн, из которых вернулись только $1,5 млн. К тому же фестиваль утонул не только в финансовом, но и в буквальном смысле: постоянно лил дождь, превративший поле в настоящее болото. Люди жили в грязи, а из-за пробок и непогоды к месту проведения фестиваля с трудом доставляли еду, воду и медикаменты. Сцена не успевала просохнуть, и многие музыканты боялись выступать. Но далеко не все. Так, например, группу Ten Years After предостерегли, что есть риск поражения электрическим током, на что фронтмен Элвин Ли ответил: «Ну и ладно! Если меня ударит током на Вудстоке, мы продадим много записей». В итоге инструменты действительно «коротило», но обошлось без жертв. А сами Ten Years After, хоть и сделали потом неплохую карьеру, легендами так и не стали.
Warner Bros/Michael Ochs Archives/Getty Images
Увы, совсем без жертв на фестивале не обошлось. На Вудстоке умерли три человека: один скончался от передозировки героином, второго сбил трактор, а третий упал с высоких конструкций – таких, как на фото. Впрочем, несмотря на трагические инциденты, общая обстановка на фестивале была удивительно спокойной для такого масштабного мероприятия: большая часть из 80 арестов на Вудстоке была только лишь за хранение наркотиков. При этом «планокуров» вообще не трогали. «Да у нас во всем округе Салливан просто камер на них не хватит!» – объясняли в полиции столь лояльное отношение
На Вудстоке люди не только умирали, но и появлялись на свет. На фестивале произошло 9 преждевременных родов, а одна женщина родила в пробке еще на подъезде к нему. Ну а посчитать детей, родившихся «в результате» мероприятия, ставшего символом свободной любви, и вовсе не представляется возможным.
Barry Z Levine/Getty Images
Возможно, повзрослев, эти малыши стали полноправными гостями следующих Вудстоков
После 1969 года Вудсток прогремел еще четырежды – в 1979-м, 1989-м, 1994-м и 1999-м. Но ни один из этих фестивалей не стал таким же грандиозным, как первый. К тому же Вудсток-1999 ознаменовался массовыми беспорядками и актами насилия, из-за которых фестиваль было решено больше не проводить. Впрочем, к полувековому юбилею идею снова реанимировали.
Вудсток-2019 должен был пройти 16-18 августа на автодроме Уоткинс-Глен, штат Нью-Йорк. Его инициаторы, в числе которых был соорганизатор первого Вудстока Майкл Лэнг, обещали выступления The Killers, Jay-Z, Майли Сайрус, Imagine Dragons, The Black Keys, а также участников оригинального фестиваля: Canned Heat, Santana, Джона Фогерти из Creedence Clearwater Revival, Кантри Джо Макдональда, Dead & Company (группа бывших участников Grateful Dead) и Джона Себастиана. Но заявленные музыканты стали один за другим опровергать свое участие в мероприятии, и в начале августа организаторы официально объявили, что Вудсток-2019 не состоится из-за серии «непредвиденных неудач».
Что ж, как говорится – всему свое время. И если это время прошло, то его уже не вернуть. Разве что в ностальгической подборке фильмов.
«Вудсток. 3 дня мира и музыки» (Woodstock. 3 Days of Peace & Music, 1970)
Что это: документалка, зафиксировавшая происходившее на фестивале – как на сцене, так и вне ее – в мельчайших деталях. Режиссировал фильм Майкл Уэдли, а одним из монтажеров был Мартин Скорсезе.
Почему стоит посмотреть: за три дня фестиваля создатели картины отсняли 193 км кинопленки, из которых потом смонтировали 184-минутный фильм, получивший «Оскар» как лучшая документалка и попавший в номинации за лучший звук и монтаж. Бюджет составил всего $600 тыс., а в кинотеатрах он собрал $50 млн. Изначально студия Warner Bros. вовсе не собиралась выпускать картину в прокат – из-за опасений, что никто не пойдет в кино на музыкальную документалку. Но в итоге боссы студии решили рискнуть – и не прогадали. Можно только представить, как потом завидовали им организаторы фестиваля. Ведь Вудсток, хотя и стал легендой, обернулся при этом финансовой катастрофой. А фильм и саундтрек к нему, возглавлявший чарты Billboard три недели кряду, оказались единственным способом заработать на фестивале. Но прозорливые организаторы не инвестировали ни в то ни в другое – и в итоге остались ни с чем.
«Вудсток: три дня, изменившие поколение» (Woodstock: Three Days That Defined A Generation, 2019)
Что это: еще одна документалка – на этот раз совсем свежая. В отличие от предыдущего фильма, она больше концентрируется не на попытках передать атмосферу фестиваля, а на анализе его феномена – почему Вудсток стал тем, чем стал.
Почему стоит посмотреть: картина оскаровского номинанта, лауреата и неоднократного номинанта «Эмми», режиссера-документалиста Барка Гудмана, затрагивает политические и социальные аспекты, ставшие предпосылкой для фестиваля, подает Вудсток как манифест контркультуры и анализирует, как эти три дня изменили мир на годы вперед. «Да, возможно, нам и не нужен еще один фильм о Вудстоке. Но этот по крайней мере помогает объяснить, почему каждое поколение получает тот Вудсток, которого заслуживает», – философски резюмирует рецензент indieWire.
«Штурмуя Вудсток» (Taking Woodstock, 2009)
Что это: биографическая драмеди оскароносного Энга Ли, снятая на основе мемуаров Элиота Тайбера – человека, не имевшего никакого отношения к музыкальной индустрии, но без которого тем не менее Вудстока не было бы.
Почему стоит посмотреть: в 1969 году Элиот Тайбер был председателем торговой палаты Бетеля, штат Нью-Йорк. Кроме того, Элиот помогал своим родителям управлять небольшим мотелем. Желая повысить туристическую привлекательность городка, парень решил организовать в нем камерный музыкальный фестиваль и как чиновник выписал себе разрешение на проведение мероприятия. По иронии судьбы в это же время по всей стране начинают вводить запрет на проведение музыкальных фестивалей – из-за возможных бесчинств. И Тайбер понимает, что заранее выписанное разрешение – счастливый лотерейный билет для Бетеля. Он выходит на организаторов Вудстока, у которых оставался месяц до уже анонсированного фестиваля и не было разрешения его проводить на предварительно арендованной локации, и предлагает им свою. Вот так в тихий городок, население которого на тот момент не превышало 3 тыс. человек, приехали около полумиллиона хиппи…
«СЕМЬЯ» ЧАРЛЬЗА МЭНСОНА
Michael Ochs Archives/Getty Images
Jim Spellman/Getty Images
Улыбчивый мужчина на фото вверху – лидер кровавой секты «Семья», которая по его приказу устроила настоящую резню в Калифорнии в 1969 году. На снимке ниже – актер Дэймон Хэрриман, сыгравший Мэнсона в новом фильме Тарантино. Удивительное сходство – даже без грима!
Август 1969-го, благодаря Вудстоку ставший кульминацией эпохи хиппи – с ее романтикой всеобщего братания, любви и пацифизма, – одновременно был ее финальной точкой. И точку эту в Калифорнии поставили Мэнсон и его «дети», члены организованной Чарльзом секты «Семья»: прихиппованные и очарованные своим лидером юные девушки и парни, которые вместо того, чтобы продолжать вплетать цветы в волосы, взяли в руки ножи и пошли резать людей. Людей, выбранных Мэнсоном – мечтавшем о славе музыкантом-неудачником, который сумел убедить свою паству, что является воплощением Христа и Сатаны одновременно. У самозваного мессии был свой вариант конца света: межрасовая война, в которой черные победят белых, а затем попросят «Семью» помочь им построить дивный новый мир. Свой апокалипсис Мэнсон назвал Хелтер Скелтер (Helter Skelter) – в честь одноименной песни The Beatles. Изначально helter-skelter – это название аттракциона, спиральной горки; также это слово означает хаос, беспорядок, чехарду событий. Убийства, совершенные «Семьей», должны были приблизить наступление Хелтер Скелтера – показать темнокожим, как надо действовать: для пущей наглядности члены секты оставляли на местах преступлений написанные кровью призывы к войне и символы «Черных пантер», организации афроамериканцев-радикалов.
От рук «Семьи» летом 1969-го погибло много людей, но самой известной жертвой стала подающая надежды актриса Шерон Тейт. В 1968-м она получила номинацию на «Золотой глобус» за роль Дженнифер Норт в фильме «Долина кукол», в том же году вышла за кинорежиссера Романа Полански и забеременела. На момент гибели (члены секты зверски зарезали Шерон в ее собственном доме и убили четверых гостей актрисы) Тейт было всего 26 лет. Она была настоящим символом голливудской мечты – молодая, красивая, талантливая, уже успешная и способная получить много больше. Но в ночь на 9 августа 1969 года эта мечта умерла в крови и грязи: Шерон нанесли шестнадцать ножевых ранений, пять из которых были смертельными, а полотенцем, смоченным ее кровью, одна из «детей» Мэнсона написала на входной двери слово PIG (свинья).
Keystone/Getty Images
Luca Carlino/NurPhoto via Getty Images
Спустя полвека после трагедии Квентин Тарантино вернул Шерон Тейт на киноэкраны с помощью Марго Робби, сыгравшей актрису в его «Однажды… в Голливуде»
Чарльз Мэнсон, приговоренный судом к смертной казни, замененной потом на девять пожизненных сроков, умер два года назад в тюрьме в возрасте 83 лет. Маниакально одержимый желанием славы и поклонения, свою долю и славы, и поклонения он определенно получил. История Мэнсона и его «Семьи» неоднократно экранизировалась – прямо или косвенно. И прежде чем смотреть новый фильм Тарантино, в этой истории однозначно стоит разобраться подробнее – чтобы понять, почему Квентин снял именно то, что снял.
«Хелтер Скелтер» (Helter Skelter, 1976)
Что это: телефильм CBS, основанный на книге Helter Skelter, написанной писателем Куртом Джентри в соавторстве с Винсентом Буглиози – представителем обвинения на процессе по делу Чарльза Мэнсона и его «Семьи».
Почему стоит посмотреть: это одна из первых попыток реконструировать историю убийства Шерон Тейт и понять мотивацию людей, его совершивших. Авторы подошли к работе очень дотошно, стараясь не упустить ни одной детали трагедии, а большая часть диалогов в сценах процесса над Мэнсоном и его «детьми» взята непосредственно из стенограмм суда. К слову, в 2004 году на том же канале CBS проект пересняли с тем же названием: хотите – смотрите оригинал, хотите – ремейк.
«Так сказал Чарли» (Charlie Says, 2018)
Что это: драма режиссера Мэри Хэррон («Американский психопат») с Мэттом Смитом в роли Чарльза Мэнсона.
Почему стоит посмотреть: фильм концентрируется на трех последовательницах Чарльза Мэнсона, отбывающих пожизненные сроки. По сюжету к ним в тюрьму приезжает молодая аспирантка – чтобы разобраться, как и почему эти милые юные девушки совершили свои ужасные преступления. В роли одной из «девочек Мэнсона» – Лесли Ван Хаутен (Лулу) – снялась Ханна Мюрей, Лилли из «Игры престолов». К слову, Ван Хаутен фигурирует и в «Однажды… в Голливуде»: у Тарантино ее сыграла Виктория Педретти. Сама же Лесли Ван Хаутен до сих пор пребывает под стражей. Ее посадили, когда девушке было 19. Сейчас ей 69 лет. За последние три года она трижды подавала прошение об условно-досрочном освобождении – и трижды его отклонили. В последний раз – в июне 2019-го.
«Однажды… в Голливуде» (Once Upon a Time... in Hollywood, 2019)
Что это: фильм, в котором Тарантино с помощью Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта переосмысливает историю гибели Шерон Тейт.
Почему стоит посмотреть: на премьере в Каннах картину удостоили шестиминутной овации. Но важнее другое: «Однажды… в Голливуде» – девятый фильм Квентина Тарантино. И возможно, предпоследний. Три года назад режиссер заявил: «Я планирую остановиться на отметке в 10 фильмов. Так что осталось еще два, если учитывать, что для меня «Убить Билла» – один фильм, только разбитый на две части. Допускаю, что в 75-летнем возрасте мне вдруг захочется снять еще одно кино. Но все же все понимают и будут отдавать себе отчет, что Квентин старенький, захотел порадовать соседей по дому престарелых, и не будут ставить это кино на одну полку с первыми десятью». Неизвестно, не передумал ли он с тех пор, но, если следующую картину Квентин и вправду решит сделать финальной, ему придется очень постараться, чтобы превзойти свой же успех. Ведь по результатам первого уик-энда «Однажды… в Голливуде» стал самым кассовым фильмом в карьере режиссера, собрав $40 млн (у предыдущего рекордсмена – «Бесславных ублюдков» – $38,05 млн). Такой финансовый успех авторского кино объясняется и ультразвездным актерским составом, и фамилией режиссера, и восторгами критиков. А еще тем, что фильм на полную силу использует магию кино, благодаря которой ему удается «переписать» кровавую и страшную историю в совершенно другом ключе (в каком именно – не будем говорить, чтобы не спойлерить). В центре сюжета – выходящий в тираж актер вестернов Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его дублер-каскадер Клифф Бут (Брэд Питт). В особняк, соседствующий с домом Далтона, въезжают Шерон Тейт (Марго Робби) с Романом Полански (польский актер Рафаль Заверуха). А дальше… А дальше – начинается магия Тарантино.
Getty Images – мировой лидер в индустрии лицензирования всех видов цифрового контента (фото, видео, музыки для коммерческого использования в СМИ, кино, рекламе и прочих медиасферах), предлагающий профессионалам более 300 млн единиц контента посредством глобальных цифровых платформ www.gettyimages.com и www.istock.com. Getty Images объединяет более 770 коллекций, в том числе созданных в партнерстве с ведущими производителями контента – BBC, AFP, Sky News, Conde Nast, Warner Bros., Sony Pictures Entertainment, Discovery, National Geographic, The New York Times, – а кроме того, брендами UEFA, FIFA, NBA и многими другими, тем самым предоставляя возможность всестороннего освещения более 160 тыс. главных новостных, спортивных и развлекательных событий мира, а также доступ к крупнейшему историческому фото- и видеоархиву.
Агентство Global Images Ukraine – эксклюзивный представитель Getty Images в Украине. Более чем 15-летний опыт работы агентства дает его клиентам уникальную возможность лицензировать материалы и получать сопутствующие юридические услуги, исключая вероятность возникновения неприятных ситуаций, связанных с нарушением прав правообладателей.
Создавайте контент вместе с Getty – и дайте своим историям силу жизни!