В 2023-м украинская подкаст-индустрия сделала еще один шаг к познанию себя – благодаря исследованию крупнейшего в стране агрегатора MEGOGO Audio, в котором приняли участие самые активные игроки рынка. Кроме того, в прошлом году медиасервис MEGOGO в третий раз вручил аудиопремию «Слушно», результаты которой, как и в 2022-м, продемонстрировали определенные тенденции в отрасли. О выводах, сделанных по итогам этих событий, новых вызовах в украинском подкастинге и необходимости развития инфраструктуры вокруг него мы поговорили с менеджером MEGOGO Audio Катериной Котвицкой. Каким был 2023-й для подкаст-индустрии, чего не хватает рынку сегодня, растет ли интерес бизнеса к отрасли и как создавался «Опір» – первый отечественный аудиосериал о полномасштабной войне – в нашем интервью.
– В 2023 году на «Слушно» подалось почти то же количество подкастов, что и в 2022-м (135 против 134) – есть ли заметное перераспределение внутри этого количества? Например, в самой популярной категории «Про историю и общество» было на пять тайтлов менше – значит, где-то их стало больше?
– На самом деле почти одинаковое количество номинантов в 2022-м и 2023-м для нас стало большой неожиданностью. Почему-то мы решили, что стремительный рост, наблюдавшийся в 2022-м, сохранится и в прошлом году. Но этого не произошло, потом это подтвердило и исследование MEGOGO Audio, что немного нас успокоило. Впрочем, если количественно подкасты сохраняются плюс-минус на том же уровне, то в тематическом распределении все же есть определенные изменения. На фоне сохранения огромного интереса к истории и культуре, который, мне кажется, сохранится и в дальнейшем, самое интересное происходило в тематике, которую мы на этот раз выделили в отдельную категорию «Здоровье и саморазвитие», поскольку увидели, что действительно много подкастов сосредоточено на темах ментального здоровья, селф-хелпа – это уже отдельный пласт проектов. Общий информационный срез показывает, что эта тема в 2023 году громко звучала и в других сферах, в частности благодаря Всеукраинской программе ментального здоровья «Ти як?».
В то же время мне обидно признавать, что рост произошел не во всех темах – например, подкастов о спорте все еще очень мало.
– Подкастов о бизнесе, я так понимаю, тоже не стало больше.
– Так и есть. Очень хорошо, что продолжаются предыдущие проекты, определенным образом трансформируются, выходят новые сезоны. И сквозной темой, даже для подкастов о бизнесе, все равно является война: как бизнес восстанавливается на деоккупированных территориях, как он трансформируется во время войны и т. п. Пожалуй, это и есть две главные тенденции: увеличение количества подкастов о здоровье и саморазвитии, и война – сквозная для всех тематических пластов.
– В то же время есть подкасты, сосредоточенные именно на войне. Еще в 2022-м, отмечая появление таких проектов, вы прогнозировали отдельную категорию на «Слушно-2023». Но в итоге появилась только спецнаграда. Почему?
– Мы поняли, что так или иначе полномасштабное вторжение – сквозная тема для большинства подкастов. Поэтому решили сделать спецнаграду «Подкаст во время войны», которую сможем отдельно усилить, добавив в перечень претендентов проекты, подававшиеся подкастерами в базовые категории.
– Не считали, сколько таких претендентов было?
– В лонглист, формировавшийся командой MEGOGO Audio, вошло 25 или 27 подкастов.
– 135 номинантоов на «Слушно», 138 качественно заполненных анкет в исследовании – мне кажется, вы нащупали ядро рынка, вокруг которого все будет развиваться.
– Да, я думаю, что это контент-мейкеры, которые в будущем будут и маркет-мейкерами. Затем они будут формировать какие-то профессиональные события, обучать следующие поколения, создавать школы, курсы и т. д. Будут строить рынок.
– Исследуя статистику прослушиваний, не видите ли вы перенасыщения слушателей определенными темами и, соответственно, оттока в другие тематические ниши?
– Я четко вижу, что топы прослушиваний у нас не всегда совпадают с топами на других площадках. Например, в топ Apple Podcasts очень редко выходят подкасты о спорте, а у нас они – среди лидеров прослушиваний.
Топ-10 подкастов по количеству прослушиваний на MEGOGO Audio в 2023 году
Очень интересно наблюдать, как успех подкаста зависит не только от темы, но и от платформы, от релевантности времени. Помню, был интересный кейс с подкастом о Евровидении («Вотсап Eurovision» от Общественного. – MBR), который долго выходил, но начал собирать бешеные цифры именно во время конкурса.
– В 2022-м вы рассказывали, что видите постоянный рост общей аудитории подкастов – на 5–10% ежемесячно. Что с этим показателем в 2023 году?
– Динамика такая же. В среднем, если смотреть помесячно, около 7% новых пользователей всегда есть. По количеству подкастов: на MEGOGO Audio ежемесячно появляется минимум 10 новых внешних подкастов. И сейчас их около 700.
– В 2022-м было 500…
– Да, плюс 200 подкастов за 2023-й.
И еще одна супертенденция: в 2023 году все участники «Слушно» прошли технический отбор по языку (в 2022-м это еще не для всех было понятно). Сейчас подавались только украиноязычные продукты.
– В начале работы MEGOGO Audio вы выходили на подкастеров, предлагали добавиться на платформу. Теперь они сами к вам приходят или все же приходится искать новые проекты?
– Мы постоянно отслеживаем новинки и часто приглашаем их на платформу, работая на опережение: многие подкастеры говорят, что как раз собирались к нам податься. Потому это микс и поле активной коммуникации. Впрочем, ситуация точно изменилась качественно, так как в начале не все понимали зачем, а сейчас это быстрая, абсолютно понятная реакция и от подкастеров, и от нас. То есть нам не нужно, как в Apple Podcast, по полгода писать и проситься на фичеринг (попадание в рекомендованные платформой подборки. – MBR). Появляется подкаст – мы знаем, как его подсветить в приложении, отследить, кому он может быть интересен тематически, и сработать таргетированно на эту аудиторию.
– Как коррелирует аудитория слушателей подкастов с общей аудиторией MEGOGO? Если у вас был устойчивый рост в течение определенного периода, не зависело ли это от роста общей аудитории MEGOGO?
– Я бы сказала, коррелирует тематически. Если мы видим рост спортивной аудитории MEGOGO, то видим и прирост в спортивных подкастах. Или, например, после премьеры мультика пользователи ищут релевантный контент в другом формате. Поэтому у нас стабильно в топах и аудиокниг, и подкастов как раз проекты о спорте и детские проекты. Выбирая книги или подкасты для собственного производства, мы работаем в том же векторе, что и весь медиасервис MEGOGO – позиционируемся как проект на семейную аудиторию.
– Я пытаюсь понять, можно ли тенденции, характерные для MEGOGO Audio (поскольку вы большой агрегатор), экстраполировать на рынок подкастов в целом? Или нельзя, поскольку есть эта корреляция с общей аудиторией MEGOGO?
– Конечно, для нас важно синхронизироваться с аудиторией MEGOGO в целом. Но – и это может звучать немного вызывающе – вся активная интернет-аудитория Украины так или иначе взаимодействует с MEGOGO: через какие-то партнерские истории, через бесплатные трансляции, события или еще что-то. Мы не можем сказать, что аудитория MEGOGO равна интернет-аудитории Украины, но примерно, тенденциозно можем отследить общие интересы или поведенческие паттерны. Мы можем выстраивать какие-то связи – и делаем это. Поэтому я всегда миксую, всегда смотрю и на поведение новых пользователей, и на ядро хард-юзеров, и вообще на все, происходящее на рынке. Бывает так, что мы внутри строим гипотезы вокруг контента, а потом видим, что они подтверждаются результатами каких-то сторонних исследований. И это приятно.
Миксуя выводы об аудитории внутри медиасервиса MEGOGO и какие-то внешние исследования, мы можем получать сильные ходы, сильные продукты.
– Вернемося к «Слушно». В 2022-м вы говорили, что думаете об отдельной языковой категории – подкасты на крымскотатарском, английском. Почему она не появилась?
– Подкастеры все еще не создают такие продукты массово – в 2022 году англоязычных продуктов было гораздо больше (впрочем, свежие кейсы все же появляются. – MBR). Да и слушают они преимущественно на украинском: по данным нашего исследования, более 60%.
– Но ведь это исследование подкастеров, производителей, а не аудитории.
– Слушая преимущественно украиноязычные подкасты, они существуют в этом поле и потом очень редко выходят на другие языковые версии. Впрочем, я вижу, что вопрос локализации начинает волновать рынок: как выпустить продукт на нескольких языках, сделать это быстро и удобно для пользователей. Идея витает в воздухе, и я думаю, какие-то решения появятся. Мы тестировали локализацию своих проектов, и это, конечно, сложно. В нарративных проектах пробуем делать локализацию с актерами дубляжа. А документальные истории – это всегда такое поле дискуссий: локализовать их или не локализовать.
– А что происходит в нише нарративных подкастов? Кажется, я не видела новых тайтлов, кроме проектов «Опір» и «Асканія знову».
– Их все еще мало, и в первую очередь это вопрос финансирования. Делать такие проекты очень дорого, а подкасты, если посмотреть на наше исследование, преимущественно финансируют сообщества. Поэтому нужно искать гранты или партнерства. Аудиосериал «Опір» мы делали в партнерстве с Силами территориальной обороны Вооруженных сил Украины, это был наш социальный вклад в документирование событий войны (уже после этого разговора продакшен The Ukrainians Audio выложил нарративный подкаст о работе Сил ПВО «Небо на плечах», который мы советуем послушать. – MBR).
– А были ли нарративные подкасты среди номинантов «Слушно-2023»?
– Только «Культурний Трибунал» от The Ukrainians media и кроссмедийный проект «24.02», имеющий текстовый аналог на сайте УП.
– Сегодня большое количество грантов выдается именно на документальный продукт, видеопроекты выходят чуть ли не каждую неделю, почему же не делают аудио? Тем более это намного дешевле в производстве.
– Это огромная проблема и мое внутреннее непонимание. Сколько я мониторила медийные гранты, подкасты словно остаются в тени – их редко упоминают в грантовых программах. Обычно в перечне есть фильм, видеопроект, фотопроект, и это очень печально: подкаст как будто менее понятная для грантодателей форма. А другая проблема, с которой сталкиваются многие подкастеры, подавая грантовые заявки, чтобы создавать качественные проекты, – грантодатели начинают уточнять, почему подкаст такой дорогой. Мол, это же подкаст, он не может стоить $10 тыс. – это слишком много!.. Хотя на самом деле нарративный подкаст не может стоить меньше. Поэтому у меня ощущение, что подкаст пока не стал в один ряд со всеми другими медийными продуктами.
– Из вашего исследования можно сделать вывод, что в Украине подкасты нужно «продавать» не только рекламодателям, но и аудитории. А из нашего разговора понятно, что их нужно «продавать» еще и грантодателям.
– Сто процентов! Чтобы они появились во всех этих заявках, нужно системно, постоянно говорить, и подкасты должны закрепиться в медиапрограммах как категория: не как нечто вторичное, производный продукт, а как основной продукт наряду с другими культурными проектами. Сейчас же определенное обесценивание подкастов против всего остального, некая вторичность, к сожалению, ощущается.
– Я думаю, это скорее недооцененность. Люди не до конца понимают, что это, как работает и «с чем это едят».
– Или считают производным от чего-то другого. Поэтому мы медленно, но системно работаем с тем, чтобы быть голосом подкастеров: доносить, что это важный продукт, который стоит у нас на медиасервисе наряду со спортом, фильмами и телевидением, и поэтому важно обращать на него внимание. И второе, чего хочется, – системно знакомить подкастинг с бизнесом. Был очень классный кейс, когда партнеры, которых мы пригласили на церемонию «Слушно», вышли с ивента с записанными в блокнот подкастами, в которые им было бы интересно интегрироваться. Мне кажется, что как раз такие события, такие возможности должны объединять подкастеров, бизнес, грантодателей. И нам вроде удается это делать. После «Слушно» подкастеры давали фидбэк: «Мы бы никогда не попали в медиа! Столько упоминаний нашего подкаста за все время не было». И это тоже приятно, поскольку подкастеры уже начинают понимать ценность объединения вокруг каких-то событий и возможности совместно говорить о каких-то вещах.
– А чем закончилась история с рекламодателями, записавшими названия подкастов в блокнот? Появились ли после этого интеграции?
– Награждение «Слушно» происходит в идеальное время: в конце осени в крупных компаниях начинается планирование бюджета на следующий год, и они уже планируют с мыслью об этом. По крайней мере мне так кажется (улыбается). Кстати, у нас так же произошло: в этом году мы делали новый сезон «Історії українського дизайну» при поддержке ювелирного дома SOVA. И это тоже хороший кейс, когда сошлись тема, наша потребность в продолжении проекта и заинтересованность коммерческого бренда в этом проекте и в подкастинге в целом.
– В 2022 году, готовя первый сезон этого проекта, вы надеялись, что он хорошо сработает как пример для привлечения рекламодателей в другие подкасты. Сработал?
– Я чувствую огромный рост интереса [бизнеса] к подкастам, у нас с коммерческим отделом вызревают интересные стратегии и предложения, но я все же ожидала, что продуктов в итоге будет больше. Здесь, пожалуй, нужно вернуться на несколько вопросов назад: иногда для рекламодателей это неожиданно дорого, и нам приходится ссылаться на зарубежные исследования, объяснять, что в аудио реклама вызывает больше доверия пользователей, чем где-либо еще.
– Также были исследования, что подкасты – это единственный тип медиа, где рекламу не перематывают.
– По данным одного из исследований, аудиореклама в целом работает эффективнее: привлекает больше внимания, лучше запоминается. Еще из интересного: 98% поколения Z (люди, родившиеся с 1997 по 2012 год. – MBR) ежедневно слушают аудиопроекты. И в 2023 году они чаще совершали покупки на основе аудиорекламы.
– Почему вы решили не менять формат премии в этом году?
– Фактически наши правила всегда отражают состояние рынка, и в этом году, как уже упоминалось, мы не увидели тематического и количественного роста. Впрочем, мы начали фиксировать, что подкастеры сегментируются: появляются независимые авторы, а есть студии, системно создающие контент. Собственно, вокруг этого мы будем думать, как работать в 2024 году. Разделять ли подкастеров на какие-то категории или, возможно, пойти путем введения технических номинаций: «Лучшая звукорежиссерская работа», «Лучший сценарий» и т. д. И я думаю, что до «Слушно-2024» еще произойдут подкастерские события, поскольку подкастеры сейчас достаточно активны и самоорганизованны. На церемонии премии мы видели это желание приходить еще на какие-то профессиональные события.
Я вижу огромную активность студентов в подкастинге, живой интерес: к нам часто обращаются, проводят интервью, чтобы включить ответы в свои дипломные работы. Для меня это тоже показатель того, что подкастинг превращается в активное сообщество с разными стейкхолдерами, исследующими, делающими контент, продающими или покупающими рекламу. Это пространство наполняется новыми ролями, появляются игроки, которые становятся законодателями рынка – тот же фантастический кейс Sebto Media, каким я уже неоднократно восхищалась (в 2022-м «Освітній центр з прав людини у Львові» переформатировался в полноценное медиа, за год работы выпустив восемь подкастов, в итоге получивших две награды и Гран-при «Слушно». – MBR). И я очень приятно удивлена, что многие подкастеры продолжают быть амбассадорами аудио: несмотря на активное увеличение количества YouTube-шоу – видеопроектов, которые затем трансформируются в подкасты, – есть проекты, остающиеся верными именно аудиоформату. Очень интересно наблюдать за монетизацией в YouTube-подкастах, будет ли это настолько эффективно, как с видео.
– Поговорим об исследовании. Насколько его результаты подтвердили представления о рынке, составленные, как вы говорите, эмпирическим путем?
– Почти все гипотезы последних двух лет подтвердились. Самым большим удивлением для нас с командой стало то, что многие подкастеры закрывают созданием проектов свою потребность не быть одинокими и выговориться. Мы же всегда рисовали портрет подкастера как довольно активного, коммуникабельного человека, а тут оказывается, что они хотят выговориться путем создания проекта. Впрочем, это сходится с трендом о ментальном здоровье и, видимо, является признаком времени, в котором мы живем.
В контексте монетизации мы видим, что наше желание заметчить подкастеров с бизнесом и грантодателями совпадает с потребностями авторов подкастов.
– По опубликованным данным исследования можно сделать вывод, что рынку нужно привлекать новую аудиторию, лучше работать с рекламодателями, привлекать грантодателей и развивать инфраструктуру. А что вы увидели в развернутых ответах подкастеров, которых нет в количественных результатах?
– Объяснение ответов на все наши короткие вопросы, развернутый фидбэк вокруг инфраструктурных и контентных вещей. Подкастеры очень ответственно отнеслись к этим анкетам, хорошо над ними поработали.
– Тогда вернемся к цифрам: 15% опрошенных назвали подкасты основным видом деятельности, 34% – продают рекламу в своих проектах, 21% – зарабатывает созданием подкастов. Достаточно ли этого, чтобы говорить о рынке, или еще рано?
– Пока рано. Нам не хватает людей, создающих подкасты (все же 138 качественно заполненных анкет – это мало), а также не хватает других звеньев рынка, других ролей, кроме собственно авторов.
– Например, на рынке трудно найти звукорежиссеров, работающих с аудиоформатами, знающих именно специфику подкастов. Да и научиться этому негде – преподают только звукорежиссеру в видеоформатах, в кино.
– Да, категории «звукорежиссер подкаста» в Украине нет, поэтому мы в MEGOGO Audio тоже пошли по пути киношного опыта. Категория «продюсер подкаста» появилась относительно недавно. У нас есть такой англоязычный словарик: там 30 страниц текста, определения разных профессий в подкастинге. Мы иногда смотрим – а в Украине один человек-оркестр 15 из них закрывает.
– Из ответов о количестве прослушиваний видим, что 10 тыс. на эпизод имеют только 5%. А какое количество прослушиваний считается успешным в MEGOGO Audio и достигают ли этой планки проекты собственного производства?
– Нескромно, но мы стараемся оперировать десятками тысяч. Всегда важна первая неделя: если в течение этого периода видим ежедневно плюс тысячу – это считаем историей успеха. Из наших крупных проектов «Маятник», вероятно, уже за сотню тысяч перевалил, у самого свежего – «Опір» – более 30 тысяч: мы считаем, что это довольно успешно.
Интересно, что логотип MEGOGO Audio хорошо работает даже во внутреннем промо: даже если у нашего собственного проекта будет медиаплан, ничем не больше продвижения внешнего подкаста, показатели вовлеченности аудитории в проекте нашего производства всегда будут выше.
– Это сила бренда.
– Возможно, но в начале работы у нас уже был этот стартовый запас, хоть и не супербольшой. То есть мы фактически вошли в конкурентное поле с подкастерами и в то же время старались как-то им помогать. Поэтому сила бренда здесь, конечно, весит много, но не является определяющей. Интересно, какие показатели будут у следующих проектов, но пока не скажу, что есть рост. Есть проекты, которые наслушали больше, чем «Опір».
– Возможно, люди не хотят войны еще и в наушниках?
– Может, и так. Действительно, про «Опір» многие говорили: «Интересно, молодцы, что сделали, но пока боюсь слушать». Даже мы внутри команды боялись выйти с этим проектом слишком рано или слишком поздно – не знали, как правильно сделать. Но потом поняли, что все же нужно зафиксировать определенный отрезок. И пока все это было в мыслях, появился замечательный партнер – Силы территориальной обороны ВСУ. Они были настоящими мотиваторами в этом проекте, сказав: «Слушаем ваши проекты, очень нравятся, давайте попробуем сделать». Так мы поняли, что в нас поверили и действительно нужно сделать документальную историю.
– Насколько производство этого проекта отличалось от ваших предыдущих аудиосериалов? Были ли какие-то особые производственные вызовы?
– Это уникальный опыт, начиная с того, что нам было сложно поймать героев: все находились на боевых позициях не в Киеве. Приезжая на короткие ротации, они нам выделяли полдня или по несколько часов на разговоры, что было суперценно. Но конечно, процесс записи и подготовки подкаста немного затянулся во времени: мы больше двух месяцев всех собирали, хотя героев вроде и не так много. Кроме того, мы работали над этим проектом в самую темную, надеюсь, зиму, когда были бесконечные блэкауты, холодно, темно. И как раз тогда поняли, что, несмотря ни на что, должны зафиксировать и этот опыт – не забыть, как мы делали проект. Когда студия на генераторах, отапливается какими-то газовыми обогревателями... Было очень страшно, холодно, но мы осознавали, что сделать этот проект важно. Еще одним вызовом было построение коммуникации с людьми: как правильно подготовиться, сделать так, чтобы каждый герой раскрылся и доверился. Если бы этого не получилось, то проект не был бы таким. Впрочем, продюсеру и автору Юле Белоус удалось сделать самое важное в этом проекте – выстроить доверие с собеседниками. Кроме того, нам очень помогали партнеры: часть героев тоже проводили интервью, и это тоже интересно, так как поле доверия сформировалось и между нами с партнерами. То есть мы доверились, что часть героев будет интервьюировать человек из Сил ТрО.
Юлия Белоус и один из героев проекта, Антон Голобородько
Задачей со звездочкой было не переиграть, не передавить закадровой историей. Там есть закадровый голос – минимально, но мы его переписывали по несколько раз, поскольку не хотелось, чтобы он звучал слишком пафосно или слишком наигранно.
– Вы записывали только героев в студии или еще куда-то выезжали, чтобы собрать специфическое звучание?
– Наш звукорежиссер Василий Явтушенко очень скрупулезно работает с деталями. Он часто ездит по линии фронта – и для работы, и как волонтер, и для съемок фильмов – поэтому имеет большую библиотеку звуков, которую в первую очередь использовал. Так что в плане звукового оформления война [в подкасте] настоящая.
– И каким был фидбэк?
– Я точно не зафиксировала негативных отзывов, это важно. Было много благодарности. Были комментарии о том, что боятся слушать. Хотя мне кажется, проект как раз получился вроде и о войне, а вроде и о человеческих вещах, которыми часто делились герои. Прежде всего это история, которую мы всегда хотим фиксировать: когда обычный человек оказывается в необычных обстоятельствах. И в этом проекте это удалось, сработало, потому и фидбэк был таким положительным.
– Обычный человек в необычных обстоятельствах – это формула, с которой вы заходили во все аудиосериалы. Но сейчас огромное количество документального контента – кино-, телевизионного, диджитального – создается именно по этой формуле. Как будете работать в таком огромном конкурентном поле?
– Я не скажу, что наши истории слишком уникальны – об обороне Ирпеня создано много всего, но мы нашли, как это рассказать по-своему, именно в аудиоформате. Поэтому мне кажется, что в любом случае подкастерам нужно не бояться брать в работу даже очень громкие темы. Здесь вопрос скорее реализации и глубины погружения. Я люблю говорить, что надо не бояться читать книги или заходить в архивы, даже когда работаешь с подкастом о сегодняшних днях. История в том, чтобы не бегать за уникальным контентом, а пробовать делать уникальной саму форму.
– Не было ли у вас идеи сделать аудиоверсию, когда MEGOGO снимал документальный сериал «Воїни»?
– Не было, ведь мы амбассадоры аудио. Не хочется дублировать контент, хочется разных подходов. Иногда в «Воїнах» и «Опорі» перекликаются судьбы героев – у нас тоже есть гражданские, ставшие военными после 24 февраля. При этом мы, во-первых, рассказали это разными форматами, под разными углами, а во-вторых, разным пластам аудитории. Если бы мы сделали аудиоверсию, или коллеги из MEGOGO Originals сделали видеоверсию об Ирпене, то количественно аудитория была бы меньше. «Воїни» поехали на кинофестивали, захватив профессиональную историю. Мы с аудио кроме слушателей захватили и профессиональную аудиторию подкастеров.
– В 2022-м мы с вами говорили о том, что детская ниша пустует. В 2023-м году Общественное сделало «Казки», но именно подкасты для детей у нас, кажется, так и не появились.
– Есть подкасты с участием детей, но это не подкасты для детей. Мы тоже в производстве сосредоточились больше на аудиокнигах, хотя добавляем саунд-дизайн или многоголосую озвучку. Например, в декабре запустили аудиокнигу Тома Флетчера «Різдвозавр» в озвучке актера дубляжа Евгения Малухи, готовим ярко озвученную книгу о псе Патроне. В детском контенте мы ищем таких героев или персонажей, которые бы объединяли вокруг себя широкую аудиторию. И мне кажется, что как раз в детском аудиоконтенте в Украине сейчас не хватает сильных персонажей, за которыми будут идти дети. С другой стороны, я вижу огромный запрос на детские книги: «Спасибо вам за серию книг о кротах», – пишут мои знакомые, у которых есть дети. Или: «Мой малыш посмотрел «Мавку» и теперь обожает книгу по мотивам мультика – сделайте аудиоверсию!» И таких запросов много. У детей уже формируется привычка слушать аудио, а ниша все свободна и свободна. Мы сосредоточились на аудиокнигах, но детские подкасты – это большая мечта. И я буду продолжать об этом говорить.
– А над чем MEGOGO Audio сейчас работает именно в подкастах?
– Сейчас не занимаемся производством, а сосредоточились на инфраструктурных вещах. Учитывая результаты исследования, думаем о каких-то мероприятиях вместе с подкастерами: фестиваль, конференции, обсуждения. С одной стороны, профессиональных, специализированных событий не хватает, но с другой – не хочется изолировать подкасты. Хочется, наоборот, интегрировать, чтобы они стояли наряду с другими культурными продуктами – через запятую, а не где-то отдельно.