В октябре на украинском рынке кинопроката появилась новая независимая дистрибуторская компания Adastra Cinema, первый релиз которой – документальная лента «Нація футболу» режиссера Владимира Мулы – должен выйти в кинотеатрах уже 27 октября. Мы поговорили с директором новой кинопрокатной структуры Денисом Софроновым о создании компании, сверхинтересных нюансах процесса заключения прямых договоров с международными лицензиарами и состоянии украинского кинопрокатного рынка после 24 февраля.
– Денис, начнем с неудобного, но логичного вопроса: на рынке появление Adastra Cinema восприняли как возрождение в новом виде компании VLG.Film, входившей в холдинг VLG, который продолжает работать на российском рынке. А как на самом деле?
– Adastra Cinema – это компания, созданная сотрудниками VLG.Film Ukraine в процессе процедуры management buyout при выходе из международного холдинга VLG.
– Как именно произошел выход?
– С начала полномасштабного вторжения россии украинский офис и холдинг VLG решили не выпускать новые ленты совместно. После этого наступил сложный период простоя, который мы, сотрудники компании, встретили в разных местах как в Украине, так и за ее пределами. В это время команду покинули директор и глава отдела продаж. И уже после этого команда решилась на buyout при поддержке партнеров из стран Балтии. Наш конечный бенефициар – канадская компания Goodeye Pictures, основанная членом нашей команды, и это открытая информация, которую можно увидеть в открытых источниках (сегодня в реестре конечным бенефициаром указана Александра Кривасова – вместо предыдущего бенефициара, владельца холдинга VLG Сергея Ершова. – MBR).
В целом сохранение нашего небольшого, но удивительно талантливого коллектива было крайне важной задачей, что я лично ставил перед собой, начиная эту сложную историю. К тому же это бизнес, который мы любим, в который верим и хотим менять к лучшему действиями, а не на словах. У каждого из нас годы опыта в кинодистрибуции, и это именно та сфера, в какой мы себя видим.
Думаю, оценивать опыт этой команды легче, если вспомнить, что вместе мы выпустили более 250 релизов, среди которых фильмы Гая Ричи «Джентльмены» и «Гнев человеческий», дилогия «Приключения Паддингтона», незаурядные хиты «Смерть Сталина», «Власть», «Аферистка», «Очень плохие мамочки», молодежные франшизы «Голодные игры» и «После», анимационные блокбастеры «Королевский корги», «Балерина», «Пончары», украинские картины «Чужа молитва», «Віддана», «Бурштинові копи», «Любов і блогери» и много других.
– Смогли ли вы сохранить права на эти проекты?
– В этом сложность процедуры разделения компаний, где основа бизнеса – интеллектуальная собственность, поэтому не удалось выйти на рынок еще раньше. Переговоры не были легкими, потому что мы и другая сторона по-разному оценивали коммерческий потенциал фильмов. Но да, наша команда и бывший холдинг достигли приемлемых для сторон условий и по библиотеке, и по заранее закупленным релизам. Права на эти ленты у нас. Именно права всегда были главным краеугольным камнем переговоров. И как только была достигнута договоренность – мы сразу же поспешили вернуться на рынок.
– Правильно ли мы понимаем, что Adastra будет прямым дистрибутором?
– Понятно, что всех интересует вопрос: как получить права на эти фильмы для Украины? Как убедить компании-лицензиары перейти на прямые договоры с независимыми украинскими компаниями на постоянной основе? Именно в этих процессах мы активно участвуем и именно это хотим изменить. Ведь у нас нет исключительно краткосрочного планирования: вот мы расстались с холдингом, забрали права на ближайшее время, а дальше – как карта ляжет, вдруг библиотека нас прокормит... Нет, мы упорно работаем прямо сейчас над расширением лайнапа, покупкой прав напрямую, мы будем участвовать во всех мировых кинорынках, ведь у нас огромная экспертиза по поиску и оценке релизов. У нас уже есть такие кейсы, и мы финализируем прямые соглашения.
Ключевая задача команды Adastra – постоянно искать новые зарубежные и отечественные релизы, подпадающие под нашу философию дистрибуции. В первую очередь нас интересует арт-мейнстрим, независимые фильмы, которые могут стать франшизами или имеют большой бокс-офисный потенциал, отдельные фестивальные хиты, семейный контент. В целом же планы компании огромны, среди прочего мы работаем над запуском совместного кинодистрибуторского бренда с партнерами из стран ЕС. Надеюсь, что в следующей беседе смогу рассказать интересные новости.
– Вы подчеркнули особое положения независимого контента, но, за исключением нескольких примеров уровня «Джентльменов», основная прибыль кинотеатров – именно в студийных тентполах, разве нет?
– Без тентполов объемы рынка совсем другие – это, безусловно, правда. Но и без независимых проектов полноценного проката быть не может. Разнообразие репертуарного плана – самый важный барометр здоровья рынка в целом.
Я считаю, что нельзя позволить потерять для Украины рынок независимых релизов, поэтому для нас так важна поддержка кинотеатров: чтобы в нужное время мы уже смогли поддержать их. Чем лучше нас поддержат кинотеатры – тем больше качественных независимых лент мы сможем приобрести. Чем лучше распишется независимое кино в ближайший год или два – тем охотнее лицензиары будут пересматривать свои привычки «пристегивать» украинские права к другим территориям.
Независимое кино помогало кинотеатрам пережить ковид, помогает проходить сложные уик-энды с нехваткой студийного контента. До конца предсказать, в какую сторону дует ветер студийного бизнеса, нельзя: то со страниц Variety и Forbes прочат эпоху конца кинотеатров и абсолютного господства стримингов, то всех озаряет, что это какая-то антиутопия и фильмам важно окупаться, а не только работать на рост акций корпораций в коротком временном промежутке. Сколько разговоров о студийных слияниях было в мировой прессе за последние месяцы? И какое-то из них – или несколько – окажутся правдой. А за этим всегда следует одно и то же: уменьшение количества студийных релизов на больших экранах, по крайней мере на определенных этапах. И что тогда?
Поэтому отказываться от независимого проката – совершенно нереальное дело. Напротив: пора индустрии активно поддерживать эту нишу.
– Первым фильмом, который готовит к выпуску Adastra Cinema, станет украинская лента – новый проект Владимира Мулы «Нація футболу». Почему решили начать с нее?
– Да, уже 27 октября стартует беспрецедентный по своей важности и масштабности документальный проект «Нація футболу» (предыдущее название – «Національна команда». – MBR) от Владимира Мулы, чей фильм «ЮКІ» 2020 года запомнился киноманам и ценителям увлекательных спортивных историй. В этот раз автор исследует историю становления национальной сборной по футболу, а футбол, несомненно, самый популярный вид спорта в Украине. Я сам ярый болельщик и считал, что знаю все об отечественном футболе – но открыл для себя множество нового. Советовал бы этот фильм даже если бы не занимался его прокатом.
К датированию мы относимся очень внимательно, это ключевой аспект проката: изучается возможное окружение, оцениваются различные риски. 27 октября мы выбирали для картины «Нація футболу» вместе с режиссером и продюсером Владимиром Мулой просто как качественную дату релиза. Не ожидали, что именно это будет первый фильм Adastra Cinema в кинотеатрах, потому что немного недооценили бюрократическую волокиту с заверением и передачей документов из Канады в Украину.
– Как расписали фильм, учитывая, что кинотеатры сегодня не очень охотно берут украинское кино, а документалки в целом у нас не пользуются особой популярностью?
– Фильм будет демонстрироваться ориентировочно в 60 кинотеатрах по всей Украине.
Кинотеатры настроены поддерживать украинское кино, хотя работать с документальным фильмом, конечно, всегда сложнее. Но мы уверены, что по своей зрелищности «Нація футболу» не уступает игровым лентам. В целом же хочу подчеркнуть, что мы готовы активно выпускать украинские фильмы и подключаться к их продвижению даже на раннем этапе производства.
Герои фильма: Андрей Шевченко, Олег Блохин, Йожеф Сабо, Александр Зинченко, Руслан Ротань, Александр Шовковский и другие футбольные звезды
– Расскажите подробнее, какие еще релизы Adastra появятся в украинских кинотеатрах в ближайшее время.
– За «Нацією футболу» мы выпустим четвертую часть популярной молодежной франшизы «После» – «После. Долго и счастливо» (After Ever Happy), а финал истории – After Everything – выйдет уже в 2023 году. В первом квартале 23-го мы также планируем выпустить новый молодежный романтический фильм «Мое прекрасное несчастье» (Beautiful Disaster) от создателей «После».
Среди ближайших релизов хочется выделить два невероятно ярких проекта: фэнтези «Три тысячи лет желаний» (Three Thousand Years of Longing) с Идрисом Эльбой и Тильдой Суинтон от обладателя «Оскара» Джорджа Миллера, автора франшизы «Безумный Макс», а также один из главных фильмов года – фантастику «Все везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once) с Мишель Ео и Джейми Ли Кертис от студии А24, спродюсированную братьями Руссо. Этот фильм точно ожидает «оскаровское золото». Готовимся также выпустить элегантный звездный французский триллер «Маскарад» (Mascarade) и романтическую комедию «При чем тут любовь?» (What's Love Got to Do with It) от создателей «Бриджит Джонс».
Премьера фэнтези «Три тысячи лет желаний» в украинских кинотеатрах запланирована на 24 ноября
В нашем пакете много и высококлассной анимаци: «Кролецип и Хомяк Тьмы» (Chickenhare and the Hamster of Darkness) от авторов «Королевского корги» и «Семейки Бигфутов», а также «Лапы гнева: Легенда о самурае» (Paws of Fury: The Legend of Hank) от режиссера культового мультфильма «Король Лев»; «Изумительный Морис» по бестселлеру Терри Пратчетта, адаптированному автором франшиз «Шрек» и «Пираты Карибского моря».
И главная новость: The Inseparables – анимация от nWave – уже приобретена Adastra для Украины и Балтии перед American Film Market. В целом мы планируем быть очень активными на AFM в этом году.
– Вы упоминали, что у Adastra Cinema есть собственная «философия дистрибуции» – в чем она заключается?
– За годы работы на рынке наша команда сформировала качественный подход к оценке и экспертизе, мы подходим к каждому фильму индивидуально.
Особенность независимой дистрибуции в том, что с большим количеством проектов вы живете очень долго, иногда с момента написания сценария. Вы несете за этот фильм огромную ответственность, разрабатываете полноценную стратегию продвижения, ведь у вас нет такой опоры, как студия-мейджор, даже если проект гораздо более конкурентоспособен на вашем рынке. Это формирует у команды нетривиальный подход к маркетингу и презентации кино. Мы в свои проекты по-настоящему влюбляемся.
Adastra стремится стать «дистрибутором полного цикла» – то есть активно поддерживать жизнь наших релизов на рынке video-on-demand и телевидении. И все же наш приоритет и наши главные партнеры – это кинотеатры. Так что задача компании – находить фильмы, создаваемые авторами именно для большого экрана. А найдя эти неограненные алмазы – превращать их в бриллианты, которые получат зрители именно в украинских кинотеатрах.
Мировая премьера французского фильма «Маскарад» состоялась в этом году на Каннском кинофестивале
Что же до понимания философии: тут показательно даже название компании. Нам понравилась идея подчеркнуть, что наша команда стремится к звездам (ad astra по латыни – «к звездам». – MBR). Звездам режиссуры, сценарного искусства, актерства, концепта той или иной ленты. Каждый член нашей команды – адепт кинотеатрального просмотра. Я уверен, что магия кино, собственно тот же cinematic experience, раскрывается в полной мере только на действительно большом экране. Безусловно, никто не будет отрицать удобство стриминг-сервисов для зрителей. Но кинотеатры с нами и в нашей культуре если не навсегда, то очень надолго. На нашу с вами жизнь точно хватит (улыбается). И кажется, что стриминг-гиганты это тоже чувствуют, поэтому я уверен, что все чаще свои самые большие и важные ленты они будут сначала отдавать на кинодистрибуцию.
– Как вы оцениваете текущее состояние украинского рынка кинодистрибуции?
– Все это время мы продолжали внимательно следить за ситуацией на рынке, который, конечно, сильно пострадал. Часть кинотеатров оказалась на временно оккупированной территории, часть из прифронтовой зоны не открылась, часть уничтожена или сильно пострадала от обстрелов. Также индустрия крепко привязана к иностранной валюте, это касается как покупки прав на фильмы, так и оборудования для кинотеатров. Даже если брать относительные цифры бокс-офисов в гривне – падение каждого уик-энда в среднем составляет 60–70% процентов в сравнении с аналогичными показателями 2021 года.
Эти цифры падения зависят от многих факторов: и от ситуации на фронте и количества воздушных тревог, и от контента в кинотеатрах, и от уменьшения количества сеансов из-за комендантского часа, и от понятного страха зрителей посещать общественные места, и от падения уровня жизни в целом – продолжать можно долго. Если в covid-пандемию было понимание, что рынок восстановится, как только появится больше блокбастеров в кинотеатрах и сформируется зрительский иммунитет, то теперь количество и масштабность релизов – не ключевая проблема индустрии, хотя они и продолжают играть важную роль.
– Почему было решено создавать компанию именно сейчас – в разгар полномасштабной войны, когда кинотеатры, как вы сами отмечаете, не могут работать на полную мощность?
– Конечно, времена сложные для любого бизнеса. Но это наша любимая работа, поэтому как только мы смогли выйти на рынок с пакетом интересных фильмов – мы это сделали.
Если вы спросите меня лично, то оригинальным тоже не буду: я верю в победу Украины, верю в ВСУ и верю в блестящие перспективы страны в будущем, за которые мы платим страшную цену. Тем не менее все мы работаем, чтобы максимально поддерживать друг друга, сохранять рабочие места и платить налоги в бюджет. Кинотеатры работают прямо сейчас, и если мы можем внести свой вклад в эту индустрию – как можно этого не сделать?
– Желание помогать стране своей работой понятно, но в этом должна быть и экономика: насколько запуск в столь сложное время оправдан с точки зрения бизнеса?
– Мы все понимаем, что Adastra – стартап с высокими рисками. Но верим в то, что рынок и экономика в целом возродятся и будут расти быстрее, чем считают все эти международные эксперты, уже пророчившие падение Киева «за трое суток». Поэтому, если говорить в перспективе ближайших лет, я вижу наш бизнес и нашу страну победителями, которые не только восстанавливаются, но и растут. В Adastra Cinema я вижу больше сотрудников, больше релизов, больше планов по тому, как покорять кинопрокат. И к моему личному счастью, это видение разделяет вся наша команда.