30 сентября медиасервис MEGOGO во второй раз вручил аудиопремию «Слушно» – созданную в прошлом году награду для подкастеров, цель которой – отмечать лучший контент и развивать подкаст-рынок в целом. Но если первая премия была сугубо индустриальной (шорт-лист номинантов составлял куратор, а за победителей голосовало профессиональное жюри), то в этом году правила совершенно изменились: победителей выбирали слушатели; номинировались практически все, кто подал заявку (134 проекта), из-за чего в некоторых категориях было по несколько десятков претендентов, да и формировались номинации совсем по другому принципу.
О резкой смене формата премии, развитии украинского подкаст-рынка, на который ощутимо повлияла полномасштабная война, и ближайших перспективах индустрии мы поговорили с менеджером MEGOGO Audio Катериной Котвицкой. И публикуем это интервью вместе с итогами церемонии награждения «Слушно».
– Катерина, на каком этапе полномасштабной войны было принято решение о проведении премии во второй раз? И что на это решение повлияло?
– Мы ни секунды не сомневались, что «Слушно» состоится – но до последнего не понимали формат. Весной, как и большинство в стране, мы переживали разные эмоциональные состояния, работали над сохранением команды, адаптировались к новым условиям. А в конце весны решили, что в этом году точно выходим с премией как минимум в онлайн-формате.
– То есть офлайн-церемония до последнего была под вопросом.
– Горизонт планирования сейчас не слишком далек, но, несмотря на это, мы примерно месяц назад поняли, что хотим провести церемонию награждения именно в офлайн-формате, поскольку для нас очень ценно продолжить коммуникацию со стейкхолдерами подкаст-рынка. Как, кстати, и для них: несколько крупных подкаст-продакшенов, получив приглашение на церемонию, говорили, что надеются прежде всего на качественный профессиональный нетворкинг.
В этм году церемония «Слушно» собрала около сотни гостей и участников
Проведение мероприятия в офлайн-формате было оптимистичным сценарием организаторов, за возможность реализации которого на церемонии благодарили ВСУ
– Мне кажется, этот нетворкинг и в целом очень дружественная атмосфера сильно выделяют подкаст-сообщество среди других.
– Мы ощутили это на первой церемонии «Слушно», которая состоялась 30 сентября 2021 года, и в тот момент поняли, что нужно продолжать премию, а также делать определенные инфраструктурные вещи для этого сообщества. Конечно, есть проекты, которые, к сожалению, нам пока не удалось реализовать или пришлось отложить из-за полномасштабного вторжения.
– Например?
– Два больших проекта поставлены на паузу: образовательная и грантовая программы для подкастеров. Мы очень хотим провести питчинг аудиосериалов, по результатам которого реализовать вместе с нашей командой новые документальные и художественные подкасты. Оба проекта вдохновенно и подробно распланированы и ждут своего звездного часа. Я очень надеюсь, что получится приобщить кого-то из партнеров и мы это сделаем, как только у нас появится возможность.
– В этом году вы изменили формат «Слушно» с индустриального на слушательский: это было осознанное решение или так получилось из-за нехватки ресурса?
– Сознательное решение, поскольку нам хочется, чтобы правила премии были динамичными. Мы наблюдаем за западными подкаст-премиями, в частности The Ambies, но размер украинского рынка пока не позволяет нам полностью перенимать иностранный опыт. Поэтому мы пробуем совершенно разные форматы. У первой «Слушно», как вы помните, был куратор [Федор Попадюк], сделавший фактически срез подкаст-рынка на тот момент. И, подытоживая первую премию, мы подумали, что у подкаст-проектов, не попавших в отбор, есть аудитория, и нам важно с ней познакомиться. Соответственно, в этом году решили сделать open call и привлечь слушателей к голосованию. Весной же мы почувствовали, насколько каждый из нас сейчас важен в контексте совместного создания чего бы то ни было в Украине: в частности, люди влияют на содержание и качество контента, активно слушая и давая фидбэк. Если же говорить о роли сообществ в полномасштабной войне, то это просто неоценимый вклад, и в определенной степени наше голосование – это посвящение каждому украинцу. Мы даем каждому слушателю голос и возможность поддержать любимый проект.
В то же время мы понимали, что хотим сохранить элемент профессионализма премии, поэтому кроме победителей в категории «Выбор слушателей» сделали отдельные спецнаграды «Выбор MEGOGO Audio». В каждой из номинаций наша команда выбрала лучший проект. И уже традиционно обладателя Гран-при тоже выбирает команда MEGOGO Audio. Почему мы оставили этот момент…
– Потому что получается не профессиональная премия, а слушательская.
– Мы хотели в определенной степени сбалансировать результаты: слушатели так или иначе выбирают сердцем, а мы – головой. Также я хотела бы отдельно вынести, почему мы реализовали этот выбор собственной командой, отказавшись от жюри. В прошлом году у нас было 15 членов жюри.
– И вы очень удачно обошли момент с конфликтом интересов.
– Это было ужасно интересное складывание пазла, ведь члены жюри были причастны к определенным подкаст-проектам, и мы действительно хотели избежать конфликта. В этом году, поскольку open call длился до 13 сентября, мы не успевали построить максимально прозрачную логистику и систему голосования членами жюри. Но мне лично очень приятно, что за последний год вес нашей команды как профессионалов и людей, в определенной степени создающих инфраструктуру для авторов и слушателей подкастов в Украине, точно вырос. Кредит доверия достаточно высок, так что в этом году мы взяли на себя ответственность вручить «Выбор MEGOGO Audio» фактически от имени организаторов премии, а не от членов жюри.
Катерина Котвицкая и продюсер подкастов Юлия Билоус – люди, через которых проходят все управленческие процессы, касающиеся подкастов, – вручали победителям «Выбор MEGOGO Audio»
– Какой из проектов, что вы открыли для себе благодаря формату open call, зацепил или удивил больше всех?
– Для меня лично не открытием, но подтверждением собственных мечтаний (не побоюсь этого слова) стало количество участников в категории «Про историю и общество».
– 46!
– Это классный пример очень быстрого и эффективного ответа подскастеров на запрос слушателя, начавшего искать такой контент.
Лучшим проектом в номинации «Про историю и общество» по итогам голосования слушателей ожидаемо стала «Фронтова поплава». Премию «Выбор MEGOGO Audio» в этой номинации получил подкаст «Без оголошення війни», авторы которого не смогли прийти на церемонию
Точно так же приятным открытием стала наполненность категории «Про культуру» – 33 участника. Еще в 2014 году, с началом войны, ситуация с культурными проектами в Украине была, к сожалению, плачевной – их было очень мало.
В номинации «О культуре» дважды победил подкаст The Ukrainians Audio «Наразі без назви», появившийся уже во время полномасштабной войны
Определенным удивлением для меня стала категория «Про бизнес»: всегда думала, что существует много подкастов на эту тему, но в номинацию подались только шесть проектов. Кстати, с победителем – автором подкаста «CEO Сучасності» – мы познакомились во время open call.
Проект «CEO Сучасності» в номинации «Про бизнес» выбрали слушатели, а «Выбор MEGOGO Audio» получил подкаст «Дій!», авторы которого в тот день были на конференции IT Arena
Очень приятное впечатление от категории «Про спорт»: она меньше наполнена контентно, но в ней шла по-спортивному ожесточенная борьба за победу.
И слушатели, и команда MEGOGO Audio отдали победу в спортивной номинации Максу Подзигуну и его F1Podcast, выходящему более четырех лет. Кстати, фанаты подкаста не только безумно голосовали за проект, но и самостоятельно заполнили заявку на его участие в премии
Мне кажется, у таких категорий очень важная миссия: показать, что контент на менее популярные темы важно делать, ведь его тоже активно слушают. Точно так же лидеры голосования в категории «Про науку и технологии» – «Теорія неймовірності» с Максом Кидруком или научно-популярные подкасты журнала «Куншт» – это довольно активные по прослушиваниям проекты.
По версии слушателей, победу в номинации «Про науку и технологии» получил подкаст «Теорія неймовірності». Награду вместо ведущего получил представитель «Українського радіо», поскольку проект создавался как радиоблог именно для этого медиа
«Выбор MEGOGO Audio» в этой номинации получил «Головний подкаст» – проект производства «Куншт» по заказу Общественного
– Почему вы изменили подход к формированиею номинаций?
– В прошлом году мы больше оперировали форматом: у нас были категории «Лучшее ток-шоу», «Лучшее интервью» и т. д. В этом году мы оперируем темами – культура, бизнес, спорт и т. д. Почему так решили? Во-первых, в прошлом году для нас было важно выделить именно форматы, чтобы показать, что та или иная ниша нуждается в контентном дополнении: например, было много интервью, но очень мало нарративных подкастов. Мы хотели на этом акцентировать. В то же время в одну форматную категорию попадали тематически разные истории, с чем было очень сложно работать членам жюри. Так что по итогам прошлого года мы решили в течение некоторого периода наблюдать, как ниши украинских подкастов будут наполняться тематически, и если их будет достаточно – попытаться вывести тематические категории «Слушно». Собственно, это мы и сделали.
Во-вторых, слушатели приходят на MEGOGO не за форматом, а за темой. И поскольку голосование в этом году прежде всего слушательское, мы решили, что тематическое распределение будет более понятно для голосующих.
– Ясно. Но таким образом возникли очень странные ситуации. Например, в категории «Про историю и общество» соревнуются «Фронтова поплава», «Тут-і-тепер» и «Музика з історіями», которые невозможно сравнить ни форматно, ни тематически – их объединяет только тема «Общество», под которую при желании можно подтянуть что угодно. Или в «Журналистских расследованиях», где нарративные подкасты, аудиосериалы, авторы которых месяцами складывали свои истории из огромного количества собранных материалов, должны соревноваться с новостной радиопередачей, суть которой – максимально быстро и коротко доложить слушателю обстановку.
– Тут мы в определенной степени переложили ответственность на производителей контента (улыбается), потому что авторы самостоятельно выбирали категорию, в которую подаются их подкасты.
В номинации «Журналистские рассследования» слушатели выбрали проект «Русскій фейк, іді на***!», а «Выбор MEGOGO Audio» получил нарративный подкаст «АН-26: Історія останнього польоту»
Иногда у меня действительно возникали вопросы, почему проект подали именно в эту категорию, но мы работаем с авторами как партнеры, поэтому доверяем их выбору. К тому же мы с командой всегда говорим, что «Слушно» – по крайней мере в ближайшие годы – это история динамичная, пластическая: понаблюдаем, как будет развиваться ландшафт подкаст-рынка в Украине, как будет меняться тематическое и жанровое распределение, и постараемся реагировать нашей премией надлежащим образом.
– А почему решили не делать технический отбор? Среди номинированных есть подкасты, у которых на момент подачи вышло только два выпуска, или подкасты не совсем конкурсного качества.
– Технический отбор был, но он касался других вещей. Во-первых, языка: в этом году участвовать могли только подкасты на украинском (было несколько проектов на русском и английском, но мы им отказали). Во-вторых, как раз хронологии: в правилах премии зафиксированы четкие даты, в которые подкаст должен быть активен. Если на момент подачи вышло два выпуска и они вписались в указанный промежуток времени, мы считаем подкаст активным. А вот техническое качество мы не вписывали в правила, потому что для MEGOGO Audio важно поддерживать маленьких независимых авторов, самостоятельно создающих контент, сидя на кухне с микрофоном – и это, к сожалению, не то качество звука, которое предлагают большие подкаст-продакшены. Очевидно, что слушатель выберет более качественный продукт, но фидбэк аудитории для независимого автора также важен и, возможно, мотивирует его чему-то научиться, получить новый опыт.
– Тогда, возможно, стоило объединить инди-подкастеров в отдельной номинации? Они же не могут конкурировать с большими студиями.
– Рынок растет, мы видим огромный скачок в качестве, количестве, жанровом разнообразии и, конечно, видим, что есть начинающие, поэтому в следующем году, возможно, подумаем, как развести эти категории. Предварительно прогнозирую, что у нас точно появятся номинации для иноязычных подкастов: хочется стимулировать создание проектов на языках коренных народов, живущих на территории Украины, важно поддержать производимый в малом количестве контент – на крымскотатарском, например.
– А не было ли у вас мысли вынести подкасты, построенные вокруг связанных с полномасштабной войной тем, в отдельную номинацию? Ведь проекты, созданные до 24 февраля, на этом фоне воспринимаются как истории из другой жизни.
– На самом деле очень много подкастов, созданных до 24 февраля, получили новое дыхание и новых слушателей. Многие украинцы потребляли проекты из топа Apple Podcasts, где большинство позиций занимал продукт российских продакшенов. А сейчас этот топ изменился – в нем только украинские проекты, и слушатель снова познакомился с нашей подкаст-индустрией. В каждой из категорий «Слушно» я вижу проекты, касающиеся событий, связанных с полномасштабным вторжением: например, в «Лайфстайле» есть подкасты о том, как последние полгода меняется психологическое состояние человека, или в номинации «Про бизнес» – о предпринимательстве во время войны. Поэтому мы решили не выносить их в отдельный перечень, чтобы не создавать номинантам сложный выбор: податься в категорию о бизнесе или о войне.
– Я имела в виду, что есть много новых подкастов, появившихся именно из-за войны.
– Мы с командой сразу понимали, что таких проектов много, и если выносить их в отдельную категорию, то другие номинации значительно обеднели бы. Например, «О культуре» – процентов 50 сразу перешло бы в «военную» категорию. Кроме того, в эту категорию могли попасть разные тематические проекты – исторические, культурные, новостные, и выделить в такой категории один проект было бы достаточно сложно как слушателям, так и команде MEGOGO Audio. Но если в следующем году у нас будет целый пласт документальных (а возможно, и художественных) проектов о войне – то такая категория премии будет целесообразной и очень нужной.
В категории «Лайфстайл-подкаст» победили «Хороший Поганий Злий Подкаст» (выбор слушателей) и «Як ти думаєш» (выбор MEGOGO Audio)
– За время разговора вы уже упоминали некоторые векторы развития – например, ощутимый рост количества украиноязычного продукта. Давайте подытожим: какие тенденции в украинском подкастинге (и, возможно, обществе в целом) отображает конкурс этого года?
– Первый чрезвычайно приятный показатель – количественный: появилось огромное количество новых проектов, и участников премии в этом году почти в три раза больше. То есть авторы подкастов не остановились, не опустили руки и продолжают делать контент, несмотря на все логистические перипетии. Во-вторых, мы видим активную насыщенность в историческом и культурном тематическом направлениях. Более того, это фавориты среди прослушиваний, и голосует их аудитория, соответственно, наиболее активно. В-третьих, мы бесспорно наблюдаем бум украиноязычных подкастов – проектов на русском, которым премия отказала во время технического отбора, было критически мало. В то же время есть качественные англоязычные проекты, которые хочется распространять на другую аудиторию: поскольку MEGOGO доступен на территории всего мира, эти проекты можно слушать у нас, находясь где угодно, кроме россии и беларуси.
В целом номинанты на «Слушно» в этом году получили более 12 тыс. голосов, хотя оптимистическим сценарием организаторов было максимум 10 тыс.
– А как эти изменения выражаются в цифрах? Например, сколько подкастов (тайтлов) от сторонних производителей было на платформе до 24 февраля и сколько по состоянию на сегодня?
– За период полномасштабного вторжения на платформе появилось более 130 новых подкастов. И это тоже очень приятная цифра: я не надеялась, что их будет так много и что они будут так активно взаимодействовать со слушателем, регулярно выпуская новые эпизоды. Всего на платформе сегодня около 500 украинских подкастов.
– А как изменились топы? Можно ли сказать, что до 24 февраля лидировали, условно, подкасты об IT, а тепер – подкасты о войне?
– Ну да, «Фронтова поплава», пожалуй, бьет все рекорды: каждый месяц это вершина топа с большим отрывом от следующего места.
Неудивительно, что «Фронтова поплава» в этом году получила Гран-при. Кстати, звукорежиссер и продюсер The Ukrainians Audio Виктория Лавриненко не просто так выходила за наградой вместе с Олегом Новиковым – именно она в свое время помогала ведущему перевести «Поплаву» из Twitter-стрима в формат подкаста
Еще одно наблюдение: до 24 февраля у нас активно слушали подкасты о спорте, а научно-популярные, культурные и общественные – меньше. Сейчас последние поднялись в прослушиваниях и идут примерно одинаково. Топ MEGOGO Audio в определенной степени совпадает с топом Apple Podcasts, но у нас еще есть огромная спортивная аудитория, потому и подкасты о спорте активно слушают – у Apple Podcasts они не столь популярны. И конечно, у нас активно слушают исторические проекты, которые мы вывели в отдельную тематическую группу.
– Туда перетекает аудитория ваших аудиосериалов?
– Даже больше: популярные тайтлы мы в какой-то степени таргетировали на более широкую аудиторию всего медиасервиса. Когда люди, смотревшие только телевидение, увидели, что у нас есть аудиокниги и подкасты, то пришли послушать.
– А как построена система рекомендаций в разделе «Аудио»? Это преимущественно работа алгоритмов или живых редакторов?
– Это микс, который я считаю самым удачным решением. Есть автоматические ленты – топ подкастов и аудиокниг, – формирующиеся на основе прослушиваний, отражая интересы нашей аудитории в реальном времени. Другие ленты – это работа редактора раздела: вместе с нами она продумывает, как построить витрину проектов в соответствии с интересами аудитории. Каждую неделю редактор наблюдает за тем, на что больше кликают, что слушают, и на основе аналитики выносит тематические ленты или определенные объекты в соответствующие места.
Я горжусь тем, что мы активно и оперативно работаем с подкастерами: если фичеринг Apple Podcasts (попадание проекта в тематические подборки от редакции платформы. – MBR) – это полгода обивания порогов и имейлов, то мы достаточно быстро реагируем на новые продукты и стараемся предложить их слушателю в формате слайдера или тематической подборки в разделе «Аудио», а также усиливаем таргетированной коммуникацией с пользователями, которым этот контент интересен. На основе аналитики мы формируем под такие подкасты группы пользователей: они получают пуш-уведомления, старт-скрины в мобильном приложении или другие сообщения от нашего медиасервиса.
– Летом общее время прослушивания подкастов на MEGOGO увеличилось в два раза по сравнению с весной, хотя обычно лето – низкий сезон для любой платформы. С чем вы это связываете?
– Действительно, летом любой контент потребляют меньше, в том числе аудио, поэтому безумный рост прослушиваний был для нас очень приятным наблюдением. Думаю, в первую очередь это было возвращение пользователей после спада интереса зимой-весной.
– Когда все смотрели новости и читали телеграм-каналы.
– Да, и не было условий, в которых они могли бы потреблять аудиоконтент. Однако потребность аудитории в определенных вещах никуда не исчезла или как раз сформировалась к лету. И второй момент: появились новые подкасты, которые начали потреблять, поэтому так сильно увеличилось время прослушивания.
– То есть был спрос и было предложение.
– И возможно, произошла определенная компенсация того времени, когда все настраивались на новый режим жизни. И продолжают настраиваться.
– Когда началась полномасштабная война, никто не слушал подкасты – все слушали, что происходит вокруг, поскольку в любой момент могло прилететь.
– Я даже сейчас избегаю слушания в наушниках, полностью изолирующих от внешнего пространства, потому что боюсь что-то прослушать. Это действительно довольно травматичная история.
– Но это наша новая парадигма потребления контента, продиктованная полномасштабной войной. А как она повлияла на ваши планы по монетизации подкастов?
– Ни один план не отменен, но все немного отодвинулось. Еще в конце 2019 года, запуская MEGOGO Audio, мы планировали, что на определенном этапе развития будем монетизировать как собственные подкасты, так и помогать другим авторам монетизировать свои проекты на нашей платформе. И перед полномасштабной войной мы провели несколько важных встреч с подкаст-продакшенами, где обсуждали общие шаги в этом направлении. К сожалению, война поставила все на паузу, но сегодня рекламный рынок очень медленно оживает, и я вижу, что у рекламодателей есть заинтересованность: буквально за последнюю неделю мы получили несколько запросов, которые сейчас изучаем и думаем, как сделать так, чтобы помочь в том числе авторам.
– Какие именно шаги вы планировали сделать?
– Мечтаем, что в будущем у нас будет кабинет для подкастеров, где они смогут самостоятельно отслеживать аналитику в реальном времени, пробовать монетизировать свой проект и получать прибыль в более автоматическом формате. Сейчас же нам хочется развивать несколько рекламных возможностей: это и монетизация собственных проектов через интеграцию в них рекламы, и какие-то грантовые истории для независимых авторов.
– Речь о чем-то вроде originals: авторы создают проекты, эксклюзивно выходящие только у вас, например, по подписке?
– Такой вариант возможен. Также это может быть временный эксклюзив – мы даже собственные оригинальные продукты через год после выхода начали дистрибутировать на других площадках.
– Об этом поговорим отдельно, это очень интересно.
– Тогда закончу о рекламе. У нас огромная аудитория – фактически аудитория MEGOGO соизмерима с активной аудиторией украинского интернета. И нам хочется эту аудиторию познакомить с подкаст-проектами, хочется, чтобы подкастеры начали зарабатывать благодаря этой аудитории и рекламному сотрудничеству. Сейчас эти желания на паузе, но думаю, что мы будем к ним медленно, маленькими шагами возвращаться.
– Будем откровенны, украинские рекламодатели и до полномасштабной войны не особо активно шли в подкасты.
– Да. На самом деле у нас примерно год ушел на то, чтобы обдумать, как это правильно сделать, но – маленький спойлер – у нас будет первый коммерческий подкаст.
– О, я вас поздравляю! Наконец-то.
– И это произошло уже во время полномасштабного вторжения. Потому я очень надеюсь, что он будет первым кейсом, который со временем позволит нам свободно привлекать других рекламодателей и к своим, и к чужим подкастам.
– И я очень надеюсь, что этот лед наконец-то тронется. Знаю, бизнесы очень осторожно реагировали на новый для себя формат подкастов, что осложнялось отсутствием статистики и рыночных исследований.
– Да, все это очень сложно. Но нам хочется, чтобы этот рынок развивался, и со временем мы сделали бы совместно с партнерами какие-то репрезентативные исследования.
– Как агрегатор вы имеете доступ к самой широкой статистике потребления украинских подкастов – не думали ли делиться данными? Например, публиковать аналитические отчеты, которые помогали бы подкастерам лучше понимать и свою аудиторию, и рынок в целом, ведь с измерениями в подкастах до сих пор просто беда.
– В рамках премии мы делаем первые шаги к этому. Публикуя коротенькие якобы информативные посты, мы наблюдаем, интересно ли это аудитории.
По словам Катерины, ежемесячно на MEGOGO Audio приходит 5–10% новых слушателей
Подкастеры благодарят нас за цифры и делятся своей аналитикой: например, какое место занимает MEGOGO Audio среди других подкаст-площадок в разрезе прослушивания их проектов. Это тоже ценная информация, поэтому мне хотелось бы считать аналитические материалы нашими совместными проектами с подкастерами, чтобы это была не односторонняя история. Нам важно поддерживать инфраструктуру, задавать тон и динамику развития, но в то же время хочется иметь обратную связь. Я вижу, как меняется рынок, мы все больше зреем, и появление исследований – это вопрос короткого времени. Действительно, в конце января мы думали, что хорошо бы провести опрос, который затем подкрепить аналитическими данными.
– Я потому и спросила – эта идея просто витает в воздухе: в прошлом году мы в MBR готовили большое исследование потребления подкастов, но в итоге не нашли финансирования, Общественное публиковало результаты опроса своей аудитории, сообщество Podcasts NOW ua пыталось собирать данные через соцсети…
– Нужно делать эту историю, максимально расширив круг стейкхолдеров – тогда и авторитетность проекта будет шире, и охват, соответственно, тоже.
– Давайте вернемся к аудиосериалам производства MEGOGO на посторонних платформах. Это несколько не вписывается в концепцию originals…
– Мы об этом думали еще в начале работы над аудиосериалами, но тогда остановились на эксклюзивной дистрибуции. На каждой платформе уже есть готовая аудитория, заинтересованная в аудиопроектах, и теперь мы надеемся конвертировать ее в аудиторию MEGOGO Audio, познакомив с нашим контентом. Выпуски аудиосериалов появляются на посторонних площадках раз в две недели – с информацией о том, что у нас проекты доступны в полном объеме.
– То есть это работает как промо.
– Да, я бы это рассматривала как промоинструмент нашей платформы среди аудитории, уже потребляющей аудио.
– А что сейчас происходит с вашими аудиосериалами? Пришлось поставить какие-то проекты на паузу?
– Уже после 24 февраля у нас вышел художественный аудиосериал «Літо в Антарктиді», производившийся на протяжении последнего года, а то и больше.
– Он же как раз должен был выйти где-то на момент начала большой войны.
– Да, мы несколько раз переносили релиз и все не могли найти своевременный момент, чтобы презентовать «Літо в Антарктиді» аудитории. А когда презентовали – очень боялись реакции, будет ли он актуален. Но этот проект прежде всего о мечтах, в нем украинские герои, украинская станция «Академик Вернадский», к тому же вышла книга Маркияна Прохасько, который является героем нашего аудиосериала, – и получился такой многоуровневый продукт. Конечно, до полномасштабной войны мы хотели презентовать аудиосериал вместе с книгой на «Книжном Арсенале», но вместо этого сделали онлайн-презентацию и тоже охватили довольно большую аудиторию вместе с «Видавництвом Старого Лева».
Режиссером и сценаристом подкаста «Літо в Антарктиді» стал Дмитрий Левицкий, ранее работавший над аудиосериалом MEGOGO Audio «Прип'ять»
Лично мне очень жаль проекты, запланированные до полномасштабного вторжения, а теперь потерявшие актуальность. Например, к 8 мая мы хотели сделать аудиосериал об оккупации Киева в 1943 году. Но сегодня все, что вкладывалось в этот проект, совершенно нерелевантно нынешнему духу времени. Сейчас мы изучаем, что аудитория слушает, что ей интересно, и, если все будет хорошо, до конца года все же планируем сделать один аудиосериал – о настоящем. Хотим поработать с этим очень осторожно, чтобы проект был не травматичным для слушателей, а скорее нес силу Победы.
– Начали ли вы уже думать о том, каким должен быть контент после Победы? Какие смыслы нести? Что будет нужно слушателям?
– Точно будут очень нужны подкасты по психологии, контент для предпринимателей, образовательные подкасты. Принцип нашей работы с аудиосериалами и другими оригинальными проектами, несмотря на полномасштабное вторжение, неизменен: по-прежнему хотим рассказывать истории обычных людей, оказавшихся в необычных ситуациях. Мы это зафиксировали, еще когда начали делать аудиосериалы, и, соответственно, придерживаемся этого курса. На самом деле все мы сейчас находимся в чрезвычайной ситуации, но, несмотря на это, осознаем, что нужно работать как ухо, или как губка, или как некая ниточка, которая нанизывает разные опыты, знакомиться с разными людьми, и потом этот материал конвертировать в аудиопроекты. Сейчас есть возможность фиксировать момент, и, когда речь идет об истории с мощными эмоциями, качество таких материалов, конечно, уже становится на второй план.
– Если речь не о художественном контенте.
– Я думаю, что сегодня все же время документальных историй.
– А как насчет детского контента? Это одно из самых популярных направлений на платформе – расскажите о работе в этом направлении именно с подкастами, не аудиокнигами.
– Мы хотели создавать нарративные детские подкасты, но из-за эскалации, к сожалению, поставили их на паузу, закрыв потребности аудитории более быстрым [в производстве] и доступным форматом аудиосказок, достаточно широко представленным на нашей платформе. Сейчас разрабатываем несколько более актуальных проектов – о ребенке во время войны, противоминной безопасности – и ищем под них партнеров, потому что собственный ресурс, к сожалению, ограничен. У меня самой огромный персональный запрос на такой контент, но пока ограничиваюсь слушанием прекрасного проекта Bedtime Stories, выпущенного Netflix [в том числе] на Apple Podcasts, и подкастами для детей от Wondery. Мечтаю, что когда-нибудь MEGOGO сделает что-то подобное, ведь нам очень нравилось работать с детским контентом, и мы его все равно мыслим как одно из приоритетных направлений – эта ниша в украинском подкастинге до сих пор остается незакрытой.
– Я уже несколько лет жду, когда у нас в этой нише что-то появится.
– Надеюсь, что это вопрос времени, и хочется, чтобы время ожидания сократилось. Я восхищаюсь тем, как с детскими подкастами работает Wondery. И в целом американские продакшены работают с детским контентом просто фантастически. Мы со своей стороны сейчас ищем партнеров под такие проекты: я вижу огромный запрос на детский контент, ниша пуста, и хочется, чтобы она заполнялась качественным продуктом.