Несмотря на военные действия, креативная индустрия Украины продолжает работать. В частности, компания Starlight Scenery, которая занимается производством декораций и реквизита и входит в состав медиагруппы Starlight Media, не прекращала свою деятельность с начала войны и продолжает реализовать проекты как внутри страны, так и за рубежом. О том, что изменилось в работе, над чем команда работает сегодня и как расширяет географию партнерств в новых условиях, рассказывают директор Starlight Scenery Филипп Нирод и исполнительный директор Юлия Прохорова.
– Как Starlight Scenery перестроила свою работу с началом войны и как организован рабочий процесс сейчас?
Юлия Прохорова: Сегодня сотрудники Starlight Scenery разбросаны по разным континентам, но наша работа продолжается. Безусловно, многое изменилось, в то же время базовая для нас способность реагировать быстро и качественно сохранилась. Для украинского телевизионного рынка война сформировала новые запросы – например, на обустройство новых студий в других регионах. Мы смогли оперативно отреагировать и построить такие студии как для нашей медиагруппы, так и для партнеров – например, Общественного.
Как организован рабочий процесс? Переходим в укрытие, когда звучит сирена. Когда завершается – сразу возвращаемся к работе. Пытаемся осуществлять производство на наших площадках и перевозить на локации в других регионах уже готовую или частично готовую продукцию. После чего наши сотрудники выезжают в регион, чтобы сделать монтаж студии на месте.
– Расскажите поподробнее, что было сделано для Общественного?
Филипп Нирод: С начала войны мы реализовали два проекта для Общественного. Первую студию новостей – небольшую, на двух ведущих – мы построили на западной территории Украины. Наша команда довольно быстро сделала дизайн и подготовила проект за неделю. Насколько я знаю, они планируют использовать ее как региональную. Вторую студию мы реализовали в Киеве. Рассчитываем, что наше сотрудничество продолжится новыми заказами (улыбается).
– Возникают ли у заказчиков студий вопросы по безопасности, которые раньше не учитывались?
Ф. Н.: Я бы так не сказал, ведь заказчики самостоятельно находят локацию. Для нас неважно, где строить – на Луне или на пляже Кипра.
– С какими вызовами вы чаще всего сталкиваетесь сегодня?
Ф. Н.: В последние годы мы привыкли к большому размаху. А сейчас, если сравнивать, это небольшие проекты. Но важно, что даже сегодня работа продолжается. Мы понимаем вызовы, с которыми сталкиваются локальные бизнесы, и продолжаем работать, учитывая их контекст, а также работаем с партнерами из других стран. В общем, видим, что наши клиенты и в дальнейшем будут с нами.
Ю. П.: Один из ключевых вызовов связан с локальной сетью поставщиков: не все продолжают работать и часто нам приходится в сжатые сроки искать им замену.
Ф. Н.: Да, к сожалению, это происходит ежедневно – из-за войны поставщики меняются, закрываются, а материалы дорожают в течение нескольких часов. Для снабжения это, пожалуй, один из самых сложных периодов. К тому же сейчас есть проблема с топливом, цена на которое растет. Это влияет и на материалы, и на доставку, и на работу людей.
Ю. П.: Новые реалии заставляют находить новые пути, но нет ничего невозможного, главное – желание.
– Вы упомянули о клиентах из других стран – работаете ли сейчас над международными проектами?
Ф. Н.: Есть компании, с которыми мы завершили проекты с реализацией за границей уже во время войны. И в Украине, и за ее пределами есть компании, с которыми ведутся переговоры по будущим проектам. Бюджеты украинских заказчиков сейчас ограниченны, поэтому мы должны придумывать что-то и красивее, и дешевле. Но и такой опыт, и отработанный навык у нас, конечно, есть.
Ю. П.: Заказчики за границей деньги, в принципе, не сильно экономят, но есть одна большая сложность, с которой мы сталкиваемся в ходе переговоров. Все они спрашивают: «А как вы собираетесь работать в условиях войны?»
– И что вы им отвечаете?
Ю. П.: Я всегда говорю о том, что с первого дня войны компания не останавливала производство и работала. Благодаря большому опыту и пониманию мы можем организовать производство в кратчайшие сроки практически в любой географической точке. Это может быть Запад Украины, Польша – где угодно. Поскольку сейчас Европа открыта для Украины и разрешение на работу – не такая большая проблема, как раньше, все делается просто, быстро и безопасно.
Ф. Н.: Мы действительно способны производить декорации для разных стран мира. И до войны уже имели успешный опыт реализации проектов в разных странах: Германия, США, Турция, Канада, Австрия, Франция, Казахстан…
Здесь еще следует учитывать и экономический фактор. Наши услуги, качество которых за последние годы существенно повысилось, всегда были дешевле из-за производства в Украине, даже с учетом логистических затрат. На Западе подобные работы стоят в десятки раз больше. При этом партнеры точно не теряют качества. В подтверждение – множество наших международных проектов, признанных как правообладателями форматов мировых ТВ-хитов, так и профильными наградами. Из примеров, которые первыми приходят в голову, – наша сцена для шоу «Маска» (украинской адаптации южнокорейского формата Masked Singer), очаровавшей исполнительного продюсера компании-правовладельца Fremantle.
А декорации для киберспортивного турнира Weplay Dragon Temple, дизайн которых мы разработали вместе с творческой командой WePlay Esports, наградили национальной премией Ukrainian Design: The very best of 2021.
– Какие направления кроме телеиндустрии и киберспорта вы еще рассматриваете?
Ф. Н.: Киберспорт и медиа являются для нас основными заказчиками. Но мы берем в работу и большие выставки, всевозможные инвенты, фестивали, концерты, цирк, театр, мюзиклы. Декорации к мюзиклу «Снежная королева» с Олей Поляковой в главной роли, который зимой шел во Дворце «Украина», делали мы.
Также Starlight Scenery может реализовать корпоративы крупных компаний. Кстати, мы делали корпоратив в стиле шапито для компании Oriflame – если не ошибаюсь, он вошел в топ-3 корпоративов года. По каждому из этих направлений мы имеем опыт и можем делать это профессионально.
Ю. П.: Мы еще не знаем, где точно будет проходить Евровидение в следующем году. Но мы точно знаем, что при любых сценариях готовы сделать реквизит для участников из разных стран made in Ukraine. У нас уже был такой опыт, когда после победы Джамалы Евровидение проходило в Украине. Тогда мы реализовали декорации для участника из Австрии, а также наших ребят О. Torvald, позже для Melovin. Например, номер Melovin с горящим роялем мы придумывали вместе с Константином Томильченко. Казалось бы, что там такого? Но это была уникальная конструкция с очень сложным механизмом. От разработки идеи до момента доставки рояля в Португалию, где проходило Евровидение, мы потратили 16 дней.
Часто то, что мы видим как обычную декорацию, на самом деле представляет собой сложный технический функциональный организм, в реализацию которого вложены колоссальные ресурсы и профессионализм команды.
– Что вас отличает от других компаний?
Ю. П.: Мы не просто производим, мы креаторы полного цикла: придумываем прикольные вещи, которые потом легко реализовать. Можем разрабатывать идеи.
Ф. Н.: Это очень важный момент. Из информации, которой мы владеем, на Западе очень популярно разделение направлений даже внутри компаний. Кто-то занимается креативом, кто-то производством. Конечно, есть компании, объединяющие в себе все, но их услуги самые дорогие. Starlight Scenery – это компания, занимающаяся дизайном, инженерной разработкой и производством декораций. Три в одном. Это наша фишка и ключевой фактор.
Ю. П.: Мы никогда не нарисуем то, что нельзя реализовать.
– Вы работаете быстрее, чем европейские коллеги?
Ю. П.: Однозначно. Когда-то нам говорили, что декорации для зарубежного «Х-Фактора» строились год. Мы же справились за два месяца в спокойном режиме.