С первого дня полномасштабной войны Государственное агентство Украины по вопросам кино активно действует на международном культурно-информационном фронте и, несмотря на отсутствие финансирования, пытается удержать на плаву хотя бы некоторые производственные процессы, чтобы обеспечить непрерывность цикла развития украинского кино. Нюансы этой работы и текущее состояние отрасли мы планировали обсудить с главой Госкино Мариной Кудерчук, но из-за плотного графика пани Марина ответила на вопросы MBR письменно – поэтому вышла почти колонка, информация в которой разбита по тематическим направлениям.
***
Культурная дипломатия и информационная работа
Почти сразу с началом полномасштабной войны россии против Украины Госкино совместно с Украинской киноакадемией и всем украинским киносообществом начало готовить петиции, рассылать письма и обращения к мировому кинематографическому сообществу с призывом к бойкоту российского кинематографа.
Мы обратились к крупнейшим фестивалям – Берлинале, Венеция, Канны, Карловы Вары, Локарно, Санденс, Роттердам, Сан-Себастьян, Торонто и многим другим – с просьбой не допускать к участию в конкурсных и внеконкурсных программах фильмы российского производства. Написали в офисы международных студий (Universal Pictures, Warner Bros. Pictures, Disney, Pixar, Sony Pictures, Paramount Pictures, StudioCanal и др.) и VOD-платформ (HBO Max, Netflix, Amazon, Apple, Google/YouTube, Disney, Facebook Watch, Hulu и др.), призвав к немедленной отмене проката всех их фильмов на территории российской федерации и беларуси, а также запрету на их ресурсах контента, созданного российскими кинопроизводителями или в копродукции с ними.
Мы выступили с призывом исключить россию из Eurimages и из числа стран-участниц Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве, обратились в Международную ассоциацию кинокомиссий (Association of Film Commissioners International, AFCI) и министерствам, национальным центрам кинематографии и студиям касательно прекращения сотрудничества с российскими кинопроизводителями, отмены дистрибуции российских фильмов и остановке любого другого сотрудничества с производителями аудиовизуальной продукции из рф.
Ответом была значительная поддержка от наших коллег за рубежом и позитивная обратная связь: осуждение военной агрессии россии, безусловная солидарность с Украиной и всеми, кто против этой войны, искренняя готовность помочь. Кажется, первыми свою поддержку выразили наши польские друзья, Польский институт кино: они предложили помощь украинским кинематографистам с размещением в Польше, юридическую поддержку, возможность поиска работы и другую необходимую помощь. Предлагали даже временно перенести офис Госкино в Польшу – мы им были искренне благодарны, но, конечно, отказались. Свою солидарность и готовность помочь выразили коллеги из стран Балтии, отозвалась Европейская ассоциация EFAD (European Association of Film Agencies), базирующаяся в Брюсселе и объединяющая 35 европейских национальных кино- и аудиовизуальных агентств. Все крупные фестивали объявили как минимум об отказе принимать официальные российские делегации и запрете присутствия кого-либо, связанного с российским руководством. В конце концов, россию исключили из Eurimages.
Да, нам еще есть над чем работать, бороться и убеждать киносообщество, что кино, культура россии – это также их оружие, это часть пропаганды российского искаженного нарратива о нас, о них самих, о мире вокруг. И что нам никак не нужно общее с россией «культурное пространство для размышлений и обмена», ведь их культура сейчас убивает наших детей. Что Украина не может быть на общих культурных площадках вместе с представителями россии – по крайней мере, пока продолжается война россии против Украины и пока россией не будут выплачены все репарации за нанесенный Украине ущерб
Инициативы по промотированию украинского кино за границей
Начавшаяся 24 февраля война россии против Украины – война на уничтожение украинского народа, война прошлого против будущего – окончательно открыла глаза тем, кто еще имел какие-то иллюзии о цивилизованности «русского мира». Украина своим мужеством, сопротивлением, твердой позицией завоевала чрезвычайную и всестороннюю поддержку всего мира.
20 марта стартовала серия благотворительных показов украинского кино за границей – проект «Всемирный благотворительный киномарафон в поддержку Украины CinemAid Ukraine Charity Film Marathon». Инициаторами киномарафона стали Госкино совместно с Украинской киноакадемией, Ассоциацией «Дивись українське», Украинской киноассоциацией, ОО «УкрКіноФест», ОО «Спілка підприємців теле та кіноіндустрії», ОО «Нарешті», КП «Київкінофільм», БО БФ «Двері» и ОО «Центр розвитку креативних індустрій».
Одним из первых мероприятий в рамках киномарафона CinemAid Ukraine был специальный показ военной драмы Олеси Моргунец-Исаенко «Щедрик» в Варшаве
Каждое мероприятие киномарафона включает показы украинского кино, сбор гуманитарной и финансовой помощи на нужды Украины и донесение правды о войне украинскими кинематографистами и дипломатами за рубежом. Собранные кинопоказами средства перечисляются по трем направлениям поддержки Украины: в фонд «Повернись живим», в поддержку киноиндустрии страны во время войны и в помощь пострадавшим от войны кинематографистам и их семьям.
В целом во время всемирного киномарафона в поддержку Украины CinemAid Ukraine Charity Film Marathon мы планируем показать в разных уголках мира более 50 полнометражных и короткометражных украинских фильмов. В настоящее время, почти через полтора месяца киномарафона, благотворительные показы украинского кино уже состоялись в Канаде (Торонто), Польше (Вроцлав, Варшава), Турции (Анталия, Измир, Анкара), Болгарии (София), Кении (Найроби), США (Палм-Спрингс, Калифорния). На очереди в мае – показы в Литве (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Алитус, Мариямполе, Гарждай), США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес), Румынии (Бухарест), Латвии (Рига).
Мероприятия киномарафона стали мощной международной площадкой помощи: как для общественных и политических деятелей разных стран, выражающих искренние слова поддержки нашему народу, так и для зрителей киномарафона, которые открывают для себя украинское кино и готовы помочь Украине. В каждом зале, на каждом показе руководителями дипломатических учреждений Украины за рубежом, кинематографистами, представлявшими свои работы аудитории, доносится правда о войне и потребностях Украины, звучат призыв к увеличению давления на агрессора и слова благодарности за всестороннюю поддержку Украины в сложные времена.
Мы показали миру полнометражніе фильмы «Погані дороги» Наталки Ворожбит, «Мої думки тихі» Антонио Лукіча, «Стоп-Земля» Катерины Горностай и «Тіні забутих предків» Сергея Параджанова, «Я працюю на цвинтарі» Алексея Тараненко, «Фокстер і Макс» Анатолия Матешко, «Атлантида» Валентина Васяновича, «Безславні кріпаки» Романа Перфильева и «Черкаси» Тимура Ященко. Короткометражные работы: «Кров'янка» Аркадия Непиталюка, «Оптика» Алексея Новикова, «Яблуневий сад» и «Клітка для папуги, що говорить» Ирины Асоновой. Анимацию: «Кохання» Никиты Лыськова, «Непотрібні речі» Дмитрия Лисенбарта и «Війна, що змінила Рондо» Ольги Гавриловой. Документальные фильмы «Переломний момент: Війна за демократію в Україні» Олеся Санина и Марка Харриса, а также «Терикони» Тараса Томенко.
Зрители увидели «Толоку» Михаила Ильенко и короткометражные фильмы альманаха «На своїй землі», «Штангіста» Дмитрий Сухолиткого-Собчука и «Шляхетних волоцюг» Александра Березаня, «Чужу молитву» Ахтема Сеитаблаева, «Щедрик» Олеси Моргунец-Исаенко, «Мою війну» Маши Кондаковой, «Додому» Наримана Алиева, «Із зав'язаними очима» Тараса Дроня и «Поводир» Олеся Санина. Для каждой из стран координаторы марафона готовили списки фильмов для показа на основе вкусов и предпочтений аудитории, ее социокультурных связей. Мы действительно почувствовали искреннюю поддержку Украины, почувствовали, что весь цивилизованный мир с нами: и это придает уверенность в нашей победе.
Уже сейчас по итогам киномарафона в поддержку Украины CinemAid Ukraine Charity Film Marathon в фонд «Повернись живим» перечислено более 220 тыс. грн. Благотворительные показы украинского кино продолжаются, в дальнейших планах – города Австралии, Австрии, Азербайджана, Бельгии, Вьетнама, Дании, Эстонии, Индии, Испании, Италии, Иордании, Малайзии, Мексики, Германии, ОАЭ, Португалии, Венгрии, Франции, Чехии и других стран.
Кроме того, параллельно с марафоном CinemAid Ukraine украинское киносообщество организовывало и другие благотворительные показы. Например, 13–14 апреля в Израиле, в Тель-Авиве состоялась первая серия благотворительных показов украинского кино SEE UKRAINE – SUPPORT UKRAINE. Зрители увидели документальные фильмы «Аліса в країні війни» Аліси Коваленко и «Земля Івана» Андрея Лисецкого, трагикомедию «Мої думки тихі» Антонио Лукича и драму «П'ята терапія» Алисы Павловской. Все собранные средства также перечислены в благотворительные фонды – DOCU/HELP и «Повернись живим». В апреле-мае благотворительными показами в США и Польше успешно собрал средства для нужд ВСУ режиссер и продюсер документального фильма «UKE / ЮКІ – Історія перемог вільних українців» Владимир Мула. Благотворительные кинопоказы, адвокация Украины и сбор средств на помощь в нашей борьбе продолжаются по всему миру.
Подготовка к участию в Каннском кинофестивале и кинорынке Marché du Film
С 2008 года украинская киноиндустрия ежегодно была представлена на кинорынке Каннского кинофестиваля Национальным павильоном. Исключением стал только 2020 год, когда Marché du Film из-за COVID-19 состоялся в онлайн-формате, но у Украины все равно было там виртуальное представительство.
В этом году, несмотря на военное положение и активные боевые действия на территории Украины, было решено участвовать в 75-м Каннском кинофестивале, который пройдет с 17 по 28 мая 2022 года. В нынешний сверхсложный год считаем крайне необходимым иметь в Каннах официальное представительство, чтобы мир видел именно нашу культуру и идентичность, чтобы мог сопротивляться влиянию российской пропаганды в культурном пространстве.
Кроме того, в этом году в официальном отборе Каннского кинофестиваля Украина представляет две дебютные ленты молодых режиссеров – обе созданы при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино. Мировая премьера полнометражного дебюта Максима Наконечного «Бачення метелика» (Butterfly Vision) – копродукция Украины, Чехии, Хорватии и Швеции – состоится 25 мая в секции «Особый взгляд» (Un Certain Regard) официального отбора кинофестиваля.
А в «Двухнедельнике режиссеров», параллельной программе Каннского международного кинофестиваля, 21 мая состоится мировая премьера дебютного фильма Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфір». Эта работа создана в копродукции Украины, Франции, Польши и Чили.
В этом году сам Каннский кинофестиваль в поддержку Украины делает на кинорынке Marché du Film насыщенную программу «Україна в фокусі»: главные рыночные инициативы Goes to Cannes, Cannes Docs Showcase и Producers Network будут направлены на проекты и кинопрофессионалов из Украины, в поддержку кинопроизводства на нашей разрушенной войной территории и предоставление профессионалам украинской киноиндустрии возможностей для общения, питч-сессий и поиска финансирования.
Кинофестиваль Tallinn Black Nights Film Festival в программе Goes to Cannes посвящает свою полную подборку Work In Progress пяти укранским незавершенным работам – проектам «Редакція» режиссера Романа Бондарчука, «Дім за склом» Тараса Дроня, «Ти мене любиш?» Тони Ноябревой, «Демони» Наталки Ворожбит и «Свято Хризантем» Семена Мозгового. Tallinn Black Nights также представит четыре украинских проекта – «Камінь. Ножниці. Граната» Ирины Цилык; «Коли нам було 15» Анны Бурячковой, «Ля Палісада» Филиппа Сотниченко, «Я, Ніна» Марыси Никитюк – в Ukrainian Features Preview.
В документальной секции киноринкы Marché du Film, на Docs in Progress, при поддержке Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA покажут четыре украинских документальных проекта: «Залізна сотня» Юлии Гонтарук, «Лимани. Бій за рай» Сергея Лысенко; «Слухаючи світ» Лизы Смит и «Мир для Ніни» Жанны Максименко-Довгич.
Программа Producers Network представит шесть украинских продюсеров, в программе La Fabrique Cinéma 2022 будет презентован проект «Нижній горизонт» (Ground ZERO) режисесера Жанны Озирной – это специальная обучающая и нетворкинговая программа для кинопрофессионалов со всего мира, из сотни заявок было отобрано всего десять проектов, среди которых и «Нижній горизонт».
То есть Украина, несмотря на продолжающуюся на нашей территории войну, едет в Канны: едет с мощной программой и делает все для того, чтобы наше представительство там было максимально эффективным.
И мы очень благодарны украинскому киносообществу за единство, понимание и кооперацию усилий. Многие годы подряд Украинский национальный павильон в Каннах организовывался при финансовой поддержке Госкино. Но сейчас, из-за переформатирования бюджета страны на военные нужды, Агентство, как и все другие центральные органы исполнительной власти, очень ограничено в средствах. И хотя Каннский фестиваль и Marché du Film в этом году отказались от платы за национальный павильон Украины, за что мы им благодарны, Агентство все равно не имело достаточного ресурса для покрытия всех необходимых для организации павильона расходов, поэтому обратилось к киноотрасли за помощью. И совместными усилиями Госкино, профильных отраслевых ассоциаций и кинокомпаний, представительство Украины на кинорынке Marche du Film 75-го Каннского кинофестиваля было активно реализовано. В рамках работы павильона мы готовим ряд мероприятий по продвижению Украины, для работы павильона подготовлены электронные каталоги с информацией о киноиндустрии, проектах и сервисах Украины.
И мы продолжаем отстаивать необходимость отмены сейчас – во время войны россии против Украины – показов российского кино в программах 75-го Каннского кинофестиваля. Несмотря на призыв Украины к мировым киносообществам бойкотировать российский кинематограф, в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля включена работа российского режиссера Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского».
Госкино много раз обращалось к Каннскому кинофестивалю и Министерству культуры Франции по поводу недопустимости участия российского аудиовизуального контента в кинофестивале сейчас, во время войны, развязанной россией против Украины, и озвучивало нашу просьбу отменить показы фильмов производства российской федерации. В последнем письме-ответе президента Каннского кинофестиваля Пьера Лескюра позиция Канн о присутствии в конкурсе фильма российского режиссера Кирилла Серебренникова обозначена как поддержка режиссера, который всегда открыто высказывался против нынешней российской власти, уже был трижды избран в Каннах в прошлом и не имел возможность посетить фестиваль, поскольку находился под домашним арестом в своей стране, а сейчас навсегда покинул россию. То есть Канны говорят, что не могут считать, что он представляет россию или участвует в распространении российской пропаганды.
Мы со своей стороны остаемся убежденными и будем отстаивать это и дальше: одновременное представление страны-агрессора и Украины на одной площадке недопустимо. Это приведет к смещению фокуса с ужасов войны и борьбы украинцев за свою идентичность на привлечение внимания к привычной российской пропаганде по примирению через культуру. Невозможно, чтобы по красной дорожке Канн шагал российский режиссер, а в это время украинские режиссеры с оружием в руках отражали атаки россиян или прятались в бомбоубежищах.
Мониторинг состояния украинской киноиндустрии во время полномасштабной войны
С началом военного вторжения российской федерации на территорию Украины киносообщество стало неотъемлемой частью украинской борьбы, сопротивления российской агрессии. С первых дней войны специалисты отрасли организовались и начали активную деятельность: многие стали в ряды Вооруженных сил Украины или Территориальной обороны и защищают нашу свободу на фронте, кто-то решил оставить своим оружием камеру и сейчас находится в самых горячих точках страны документируя все, что там происходит. Кто-то занимается волонтерством: продюсеры, сценаристы, актеры, профильные эксперты организуют поставки гуманитарной помощи населению и ВСУ.
Активными участниками помощи нашей армии и населению стали киностудии, которые во время военного положения прекратили профильную деятельность, но переформатировались на гуманитарные штабы и работу с адресной помощью, предоставление техники и помещений, которые могут использоваться как укрытие.
Относительно непосредственно кинопроизводства: в условиях военного положения подавляющее большинство проектов сейчас заморожено. Небольшим исключением являются фильмы, находящиеся на финальной стадии производства. Из-за переформатирования бюджета страны на военные нужды в ближайшее время, к сожалению, вряд ли появится возможность возобновить полноценное бюджетное финансирование отрасли. Недавно Совет по государственной поддержке кинематографии опубликовал список фильмов, создающихся при поддержке Госкино и находящихся на финальных стадиях производства, для поиска международных партнеров и завершения проектов вне нашей страны. Это 18 полнометражных игровых лент, четыре документальных проекта и два анимационных фильма. Все эти проекты с помощью Госкино и других партнеров будут представлены на международных фестивалях и других индустриальных площадках мира, чтобы найти финансирование на завершение работы. Этот список открыт: если вы хотите, чтобы ваши проекты также попали в него – нужно нам об этом написать. Госкино уже начало активные переговоры с европейскими партнерами о помощи в финансировании этих проектов: Polish Film Institute, Lithuanian Film Centre, Slovak Audiovisual Fund и другими. То есть делаем максимум для того, чтобы процессы кинопроизводства не остановились совсем.
Механизмы помощи украинской киносфере и прочие финансовые вопросы
До войны киноиндустрия Украины довольно мощно развивалась. В 2020 году мы стали членами Eurimages: присоединение к этому европейскому киносообществу – признак здоровья национальной киноотрасли. В конце прошлого года были устранены законодательные коллизии в процедуре возврата части квалифицированных расходов – мы запустили полноценный кэш-рибейт и уже получили ряд запросов на него. Украинская киноиндустрия демонстрировала стабильный рост (конечно, с поправкой на COVID-19). На 2022 год бюджет на кино был увеличен почти в три раза за предыдущие годы – до 1,6 млрд грн: мы планировали много работы и нового украинского кино для зрителей.
Но по понятным причинам бюджет на поддержку киноиндустрии был секвестирован, все ресурсы страны направлены на армию и гуманитарные нужды. На господдержку кинематографии государственным бюджетом сейчас предусмотрено чуть более 100 млн грн – 115,6 млн грн. Отрасль нуждается в помощи, и мы обращаемся к мировому киносообществу за поддержкой. Из-за военной агрессии россии на территории нашей страны сейчас тяжело снимать кино, но Украине есть что предложить для сотрудничества. Наши опытные кинопрофессионалы готовы предоставить качественные услуги по креативному и художественному девелопменту, постпродакшену, VFX, 2D и 3D-анимации, дублированию, дистрибуции и не только. Мы остаемся открытыми для сотрудничества, для новых копродукционных проектов, но сейчас нуждаемся в финансовой поддержке. Агентством открыт специальный благотворительный счет для сбора средств на спасение украинской аудиовизуальной индустрии и обеспечения кинематографистов работой.
Эти средства будут использованы для завершения фильмов по списку, утвержденному Советом по государственной поддержке кинематографии, на запуск нескольких фильмов 2022 года – для поддержки украинской киноиндустрии и кинематографистов в военное время, а также на разработку новых фильмов для обеспечения непрерывности цикла развития украинского кино. Мы гарантируем прозрачность и открытость использования денежных средств с публичной финансовой отчетностью.
Сейчас Украине очень сложно. Но темные времена пройдут. Как и вся наша страна, как наши друзья за границей, как весь цивилизованный мир, я искренне верю в нашу победу. Сегодняшние герои Украины будут вдохновлять новые поколения по всему миру. А наши Мавки, Котигорошки и Мольфары станут героями фильмов, которыми будут восхищаться дети мира, в котором, надеюсь, никогда больше не будет войны!