Продолжение большого интервью с управляющим директором ICTV Анастасией Штейнгауз, состоявшегося в рамках создания аналитического обзора «Вишлист украинских вещателей». Это и другие исследования, подготовленные для KYIV MEDIA WEEK 2021, можно получить, зарегистрировавшись здесь. А сегодня говорим о сериальных планах, смелых экспериментах, мультиплатформенном контенте, теряющих рейтинги фильмах и растущей популярности собак.
- Поговорим подробнее о сериальной линейке. На новый сезон продлены «Пес», «Юрчишины», «Участковый с ДВРЗ», «Вскрытие покажет»…
- Нет, второй сезон «Вскрытие покажет» мы откатали весной, и пока пауза - думаем над спин-оффом. Еще из продленных - «Коп из прошлого» (адаптация немецкого формата The Last Cop), Pro TV для нас делает. Он уже отснят, сейчас в постпродакшене. А также «На троих», но это скетчком. Все остальное - новые тайтлы. Панируем этой осенью откатать четверку: детективный боевик «Брюс» (вышел в День Независимости; напомним, с момента нашего разговора статус некоторых проектов успел измениться. - MBR), коктейль экшена и юмора «Морская полиция. Черноморск» (уже в постпродакшене), криминальная драма «Крутые меры», который мы производим со Star Media, и сериал «Штурм» - со SFERA FILM.
Кроме того, осенью мы со StarLight Production зайдем еще в один ироничный детективный экшен - «Горячий коп». А также в военный мини-сериал «Табун». Рассматриваем вариант сериала с Pro TV… Ну и много чего пишем: есть и криминальные, и комедийные задумки, детективные истории, есть приключения, которые мы разрабатываем с разными авторами и продакшенами.
- Расскажите подробнее о «Штурме». Судя по описанию, готовится прямо суперэкшен. Правильно ли я понимаю, что это, несмотря на маскулинность истории, все-таки эксперимент?
- Это эксперимент не с точки зрения выбора истории (она однозначно маскулинная, одним из референсов был американский сериал S.W.A.T.), а с точки зрения производства. Довольно сложный продукт, много экшена, потому только четыре серии - мы же не Голливуд, платим-то все равно как украинский канал. Плюс для нас это эксперимент с точки зрения работы со SFERA FILM.
- До этого они производили только для «2+2». Продакшен пришел к вам с проектом или вы к ним обратились?
- Они к нам приходили с разными проектами, еще когда были RunGo. Мы их, грубо говоря, забрифовали. Они ушли писать и вот теперь зашли в съемку. Со Стрельниковым (улыбается). Получается любопытный продукт: процедурал, очень action-packed and action-driven, как говорят наши заграничные коллеги. В этом на самом деле основная сложность: когда у тебя есть некая операция, которая в реальном мире длится минуты три, а историю нужно захватывающе рассказывать 45 минут. Мы долго его писали, долго искали персонажей, но, что особенно приятно, когда в итоге дали почитать консультантам от СБУ, они сказали: «Да, у нас реально так бывает». Они нас консультировали по всему, включая одежду и оружие, дали разрешение на съемку в разных местах, где никто никогда не снимал. Поэтому мы надеемся, что зритель оценит.
- Когда планируете премьеру? Весной?
- Теоретически успеваем к концу года, но в данном случае спешить некуда. Пусть лучше будет на весну конфетка.
- Переходим к публицистической линейке, которая пополнилась проектом «Скрытая опсаность» с Алексеем Душкой. Он к вам сам пришел или с командой?
- Он - молодец: постучался ко мне в фейсбук, предложил несколько идей, я его перенаправила на продюсера, ответственного за направление шоу. В итоге совместными усилиями родился концепт, который потом как продюсер с опытом и командой взял под себя Андрей Слободян - руководитель проекта «Утро в большом городе» и один из шоураннеров внутреннего продакшена StarLight News. Алексей остался идейным вдохновителем, ведущим и главным редактором проекта, а команду собрал уже внутренний продакшен. Это команда, которая делает «Утро в большом городе» для ICTV и «Неприховану правду про зірок» для СТБ.
Еще мы планируем специальный проект с Романом Бочкалой.
- В чем заключается его специальность? Он будет коротким?
- Попробуем сначала короткую версию недлинного цикла.
- Что-то о войне?
- О разных сложных точках на карте мира, скажем так. Сейчас Роман берет эксклюзивное интервью у руководителя «Талибана», например.
- Звучит очень интересно. А в сторону тревела вы еще смотрите?
- Так сильно, чтобы перебирать каждый формат, не смотрим. Во-первых, зритель явно перекормлен. Во-вторых, в нашем холдинге есть понятный хит «Орел и Решка». Поэтому просто так лезть в категорию тревела мы не хотим и сейчас скорее смотрим на авторские проекты. Вот спецпроект с Бочкалой - вообще не тревел, однако когда есть автор, есть идеи - это интересно.
- Хорошо. «Свобода слова» возвращается без изменений?
- У нас новая современная студия, новая сценографика и, соответственно, редакторский подход, новые фишечки. Но это по-прежнему политическое ток-шоу на телеканале ICTV, ведущим которого остается Вадим Карпьяк. Планируем несколько экспериментов: часть дебатов будет транслироваться исключительно для интернета, часть - исключительно для эфира. Ну и после обновления гости не вернутся в студию, а будут участвовать виртуально.
- С точки зрения цифр, кажется, проекту нужно какое-то свежее дыхание.
- На самом деле команда еще в прошлом сезоне внесла изменения, которые не очевидны зрителю. Но все эти проекты (политические ток-шоу. - MBR) так или иначе зависят от политической адженды. Какая повестка - такие и цифры. «Свобода слова» будет выглядеть очень модно, свежо, стильно, туда будут приходить все топовые люди политикума страны - а показатели все равно будут зависеть от повестки.
- Но есть же еще цифры конкурентов.
- Шустера? Не будем называть его программу «Свободой слова» (смеется).
- Скорее программы «Право на власть».
- Все эфиры «Право на власть», собравшие реально высокие показатели, не связаны с журналистской проработкой. Это просто очень эмоциональные качели, которые на «1+1» вписываются, а у нас - нет.
- За прошлый календарный год на ICTV заметно увеличился кинопоказ: с почти 22% до почти 30%. Это было временное решение, учитывая сложный период, или часть долгоиграющего плана?
- Кино на ICTV всегда было много. Но если летом 2019-го мы заметно изменили сетки, местами перенесли кинопоказ, и некоторые поздние слоты поменялись на дневные, то в 2020-м логика кинопоказа в целом не претерпела изменений. Были периоды, когда кинолинейка на две-три недели добавлялась в определенные слоты, чтобы, грубо говоря, перекрыть дырку в эфире, если мы не успевали с производством.
- А дальше кинопоказа будет так же много и он останется примерно в тех же слотах?
- На ближайшие год-два точно останется. Есть зафиксированные слоты кинопоказа, а есть вакантные, которые при определенных обстоятельствах могут заполняться фильмами. Поэтому будет плавающий объем.
- А не смущает вас, что при таком…
- Что он падает?
- Я хотела по-другому сформулировать: что цифры, особенно в выходные, сильно зависят от кинопоказа.
- Они все равно от чего-то зависят. Сейчас мы, к сожалению, наблюдаем тенденцию снижения показателей у кино. В чем причина - точнее, какой из факторов является основным, - сказать сложно. Но гипотезы есть, в том числе - рост Other TV. Кроме этого, сейчас мы падаем в так называемую пандемическую яму.
- Когда нет премьер?
- Да, и не просто нет у нас, а их вообще не существует. Это, конечно, усугубляет ситуацию по всему рынку.
- А версию усиления конкуренции с диджиталом рассматриваете? Все те же фильмы можно найти на VoD-платформах, не говоря уже о пиратских сайтах.
- Это гипотеза. С одной стороны, зритель все-таки ленив, и если он попадает на классный фильм по ТВ, то уже не хочет ничего искать. С другой стороны, у него есть выбор. И если девять из десяти будут смотреть телик, то каждый десятый пойдет искать то, что хочет, в интернете.
- На ТВ фильм можно посмотреть бесплатно - это важный фактор?
- Я убеждена, что культуры платить за контент в нашей стране особо нет. Это скорее пиратство. Плюс [незакодированный] спутник. В общем, количество предложений такое, что, если ты хочешь смотреть кино - какое-то (может, не именно то, что хотел), ты посмотришь. И это так или иначе отъедает определенный кусок пирога.
- Вы показываете довольно много украинского прокатного кино. Нет ли у вас планов заходить в сотрудничество со студиями-производителями, что уже делают другие телеканалы?
- У нас есть несколько идей, разработанных в рамках канала, которые нам очень нравятся и больше подходят для полного метра, а не мини-сериала. Надеемся, что все звезды встанут - мы найдем и деньги, и партнеров, чтобы реализовать это как кино. Но чего-то прямо в работе, к сожалению, нет.
- В рамках премьер ко Дню Независимости вы показали экспериментальный спецпроект «Велика Україна»: общенациональный канал дал в эфир контент, создававшийся для YouTube. Правильно ли я понимаю, что для эфира просто перемонтировали часть скетчей, выходивших на YouTube-канале «Наші без Раші»?
- Так и есть. Для нас это был эксперимент.
- Почему канал на него пошел и как вы оцениваете результат?
- Лично я считаю, что результат ожидаемый. С одной стороны, мы хотели сделать контент под День Независимости - что-то новое, но при этом отвечающее на запрос в эту дату. А у Kolegi Studio много скетчей. И мы попросили их смонтировать один большой фильм из тех, что посвящены Украине будущего. В их скетчах это страна, в которую все хотят поехать, все хотят получить не грин-карту, а желто-голубую, и лучшие отели - конечно же, в Карпатах, и все об этом знают. То есть лейтмотив, что через 20-30 лет Украина - это просто рай на земле, в который все хотят попасть. Нам показалось, что это крутая идея: не про журбу, а позитивный и веселый запрос на будущее. Поэтому решили попробовать. Плюс для нас это эксперимент с точки зрения другого типа юмора, которого нет ни на ICTV, ни вообще на телевидении. Тут другая подача, вообще по-другому все. При этом качество самих скетчей - довольно высокое.
Мы понимали: если это «выстрелит» - то покажем еще раз в День Независимости. А если не «выстрелит» - значит, не «выстрелит». В силу того, что юмор специфический и высокая конкуренция, проект собрал ниже средней доли канала.
- Но опять же это цифры не в вакууме. И низкая доля не всегда означает неуспех.
- Сто процентов. Но мы видели кривую, демографию, зрительский профиль… Kolegi Studio - безусловно, талантливые ребята, и у них есть очень смешные элементы, дельные скетчи. Но наш зритель, видимо, к такому не готов. С другой стороны, мы получили очень позитивный отклик в соцсетях. Люди же хорошее редко пишут, а тут - масса комментариев: «какие вы молодцы», «спасибо большое», «ничего себе», «я вообще не думал, что такое покажут при моей жизни на ТВ».
- Получается, проект сработал скорее на имидж?
- Я думаю, что определенная категория зрителей - более молодая, до 35 - была прямо в восторге.
- В прошлом году вы говорили об отложенных из-за коронакризиса планах развивать дневные слоты. Удалось вернуться к этим планам?
- Проблема дневных слотов в том, что страна бедная. Вернее, это проблема не только дневных слотов, но днем прямо совсем тоска. И дело не столько в пандемии, сколько в экономическом состоянии и рынке рекламы, который лимитирован и не растет так, как мы бы хотели. Но! Несмотря на это, мы наскребли по сусекам, убедили менеджмент группы и скрутили колобка - сейчас у нас в продакшене первый сезон сериала «Следоки». Его делает StarLight Production как раз для дневного слота.
- Что это будет? Процедурал?
- Да. Народно-ироничный детектив с очень уютной подачей.
- Именно сериал? Не докудрама?
- Ну, что-то между скриптом и сериалом.
- Сколько вечнозеленых историй - таких как ваш «Пес» - нужно телеканалу, чтобы чувствовать себя уверенно? И есть ли у вас подвижки в этом направлении?
- Мы всегда в поисках второго «Пса» (смеется). Но на то он и хит, как и другие хиты в мире: кажется, вот рецепт - повтори, и будет такое же блюдо. А так не случается.
- Но вы же видите, что сразу два канала в этом сезоне…
- Мне кажется, даже три. Я знаю трех новых собак в лицо.
- Вас это пугает?
- Нет. Одну историю я знаю очень хорошо, потому что она выходит на «Новом канале». Я понимаю, в чем отличия, хотя там тоже собака. Но конечно, читая синопсис, а потом видя фотографии с тарелки уже одетого в костюм главного героя сериала «Топтун»… С одной стороны, я понимаю, что мы бы так же смотрели на успешный кейс, но вот так бы не копировали. Мы бы себе не позволили. Начиная с этических причин и заканчивая тем, что зритель не дурак, и, когда ты даешь ему бледную копию, он, скорее всего, будет огорчен.
Ищем ли мы процедуралы? Да, ищем. У нас они, собственно, есть в работе. Но наши процедуралы - и в запусках, и в съемках, и в посте - не такие, как «Пес». Там всегда есть какой-то харизматичный персонаж или семья персонажей, но вторую собаку мы пока не запускали.
- Я изначально имела в виду не конкретно собаку, а какой-то вечнозеленый проект, который мог бы, как и «Пес», очень долго работать.
- Франшизу хотят все: на телеканалах, на стримерах, во всем мире. Потому что люди живут с этими героями. И если можно жить сто серий, а не шесть - это классно. Истории, которые мы ищем, всегда подразумевают продолжение. За редким исключением. Например, «Брюс» - это «четверка», горизонтальная история, но если она зайдет, то сам персонаж может стать франшизой. Это могут быть отдельные мини-фильмы.
Наши «Горячий коп» и «Штурм» - тоже процедуралы, но они другие. В них больше экшена, меньше детектива. И мы надеемся, что у «Штурма» будет второй сезон, а в случае «Горячего копа» даже не сомневаемся. Там хороший сценарий, комбинация иронии с криминалом и экшеном - то, что у нас хорошо работает. Много секретов успеха. На самом деле сериал «Пес» начинался с четырехсерийной истории.
- Да, я помню.
- И уже на первых сериях был виден результат. Но вот именно собаки на рынке… Мы даже шутили, что на месте «2+2» сделали бы сериал «Кот». В этом хотя бы есть юмор.
- Второй вопрос, проистекающий из кейса «Пса». Сначала производитель успешно продал его на российский канал, затем - на российскую платформу. В Украине же сериал доступен бесплатно на «Телепортале», сайте «Сериал ICTV» и YouTube. Есть ли у вас мысли о монетизации проектов вроде «Пса» в диджитале не только в бесплатной модели с рекламой, но и в платной? Я периодически пользуюсь «Телепорталом» и с удовольствием заплатила бы за просмотр без рекламы, чтобы он был технически удобен. Отсюда естественный вопрос: есть ли какое-то движение в эту сторону? Или массовый зритель не будет платить?
- Стратегия группы по развитию направления SVoD в работе. Это большой проект, инвестиции. А с «Телепорталом», мне кажется, есть технологические проблемы.
- Его нужно переписывать.
- Он должен работать быстрее, лучше, легче. Диджитал-департамент, в ведении которого он находится, занимается усовершенствованием. Как вещатель мы рассматриваем разные сценарии, в том числе продажу контента. Например, была сделка со Sweet.tv: на платформе лежал второй сезон «Первых ласточек», второй сезон «Вскрытие покажет» - это из свежего. Украинские платформы у нас покупали и «Пса», и «На троих», и Dizel Show, но не эксклюзивно. Их устраивает контент, параллельно существующий на наших каналах или на сайтах.
- А предложений выкупить лежащий на YouTube контент и забрать эксклюзивно к себе в библиотеку не поступало?
- Были какие-то предложения пакетных сделок. Но цены… Хотя мы понимаем, что территория Украины не может приносить каких-то колоссальных доходов. Платформы не могут себе позволить заплатить нам столько, сколько мы хотели бы. Поэтому, наверное, не приходят. Иначе им придется расстаться с очень большим количеством денег, а выхлоп - сомнительный.
- Последний вопрос - собственно вишлист. Какие направления планируете развивать активнее всего, куда вкладывать самые большие бюджеты, о каком контенте мечтаете?
- Наш основной вектор, наша фишка - это сериалы. Поэтому все планы, мечты и брифы скорее сосредоточены вокруг сериальной линейки. Хотим больше успешных вертикальных долгоиграющих франшизных сериалов. Но также хотим иногда добавлять более сложный продукт, назовем его событийным: скорее всего, горизонтальный, малосерийный, стильный и привлекающий аудиторию, которая обычно не включает линейное телевидение, а приходит на специальные продукты. Кроме того, мы разрабатываем несколько приключенческих историй, которые очень хотим реализовать. Очень разные приключения - и на фоне исторических событий, и современные. Любой адвенчер с точки зрения производства самый сложный в мире жанр. Ну и очень дорогой. Так что приключения - это из сложно достигаемого. Ну а так, криминал с комедией - наш основной упор.
- Говоря о событийном продукте, вы имеете в виду мультиплатформенный контент, который можно показать и на ТВ, и в диджитале? Такой, для создания которого когда-то задумывался StarLight Originals?
- Проекты у них очень разные, так что сложно сказать, какая задача была изначально, а какая сейчас. Но в целом - да, стратегия Originals - быть неким, грубо говоря, эксклюзивным продюсером контента, в котором будут заинтересованы и платформы, и телеканалы. Но в первую очередь все же платформы. Мы не сможем ставить в эфир ультраплатформенные продукты категории 18+. Поэтому я скорее говорю о продукте, требующем от зрителя большего вовлечения и внимания, который нельзя смотреть фоном. И возможно, где картинка будет более стильная, но темная...
Сейчас мы со Star Media работаем над горизонтальной криминальной драмой - это не платформа, но абсолютно эксперимент для нас. Она классная, но в силу того, что зритель смотрит стихийно (не каждый день и не всю серию), такие продукты получаются довольно экспериментальными. С другой стороны, нужно давать зрителю разный продукт, чтобы он все еще верил в телевидение. Иначе будет одна и та же шарманка - и Other TV будет расти в разы быстрее. Для имиджа, ожидания бренда важно создавать более сложный продукт. Мы точно не собираемся травить бедного зрителя нуаром, выходящим отдельной линейкой весь год. Но…
- По праздникам.
- Да, по праздникам. Напротив «Скаженого весілля».