Десять лет для телепроекта - большой срок, и переступить эту черту удается не всем. Вот и создатели «Орла и Решки», отмечая пятилетие программы «Юбилейным сезоном», не предполагали, что спустя еще пять лет им придется повторить ход с названием - но теперь по случаю действительно круглой даты. Уже 13 февраля на «Новом канале» состоится премьера нового сезона самого известного украинского тревел-шоу. И если в прошлый раз в Teen Spirit Studio отметили торжество сбором ведущих предыдущих сезонов, то на десятую годовщину пригласили звезд, которых отправили исследовать туристические маршруты в разгар пандемии. Что из этого вышло - узнаете в выходные, а мы решили заглянуть за кулисы проекта и поговорили с его продюсером Еленой Синельниковой.
- Начнем с актуального - нового сезона, в каждом эпизоде которого будет новая пара ведущих: Michelle Andrade и Позитив, Юлия Санина и ALEKSEEV, Анна Седокова и Коля Серга… Расскажите, сложно ли было собрать такое количество звезд в одном сезоне?
- Январь для звезд, как правило, мертвый сезон, когда они отдыхают. Причем не одну-две недели, а целый месяц, и вырвать некоторых было очень сложно. К концу января стало намного проще: уже и те могли, и другие, но сначала пришлось понервничать (смеется). Между прочим, Мишель и Позитив (Michelle Andrade и Алексей Загородний. - MBR) оказались в этом плане одними из самых больших трудоголиков - вылетели на съемки 5 января, практически из-за новогоднего стола, да еще и очень далеко, в Боливию.
- А как составляли пары - искали ведущих с уже сложившимися отношениями?
- Конечно! Мы даже у некоторых прямо спрашивали, с кем они дружны, ведь когда у пары уже есть какие-то отношения - дружба или совместные проекты - то и работать проще. Это и «химия», и понимание, как будет действовать твой партнер в тех или иных обстоятельствах. У нас сразу сложилась пара Мишель и Позитива - они давно дружат. Любопытный момент был с ALEKSEEV - очень хотелось, чтобы в паре с Юлей Саниной был именно он, однако сроки поджимали. Мы предложили ему поучаствовать в проекте буквально за четыре дня до вылета, и, к счастью, он согласился. Если бы этого не случилось, команде пришлось бы не то что откладывать съемку, а ждать в Колумбии еще пять лишних дней, когда прилетит другая пара.
- Очевидно, на съемки нового сезона повлиял карантин. Какие страны из-за него слетели, возможно, что-то приходилось переигрывать в последний момент?
- Во-первых, сейчас огромная проблема с авиаперелетами - очень мало рейсов, особенно если говорить о стыковках на дальних направлениях. Раньше их было намного больше, благодаря чему мы имели пространство для маневров: делали меньше пересадок, ожидание в аэропорту было куда короче. Сейчас же это реальная проблема - у нас были случаи, когда артисты добирались до локации больше 20 часов. Что касается слетевших стран, то это скорее проблема нового сезона «Чудес света», который мы снимаем параллельно. 5 января ребята должны были вылетать в Перу, и все было готово: забронированы отели, куплены билеты. Но 1 января страна закрылась. Представляете, какой Новый год был у наших продюсеров - им пришлось срочно думать, чем ее заменить. Частично к такому режиму мы привыкли, ведь живем в нем уже полгода. Однако если раньше новые правила в разных странах вводились раз в месяц (каждое 15-е число), то теперь все меняется чуть ли не ежедневно - где-то режимы ужесточаются, где-то, наоборот, послабляются, а мы между всем этим лавируем (смеется).
- Насколько в целом производство тревел-шоу в новых реалиях отличается от того, что было раньше - у вас уже появились «пандемийные» лайфхаки?
- Изменилось практически все (смеется). До пандемии у нас был четко отлаженный механизм: расписаны даты и страны, можно было заранее бронировать и покупать билеты, а сейчас мы вообще этим не занимаемся - бессмысленная трата времени. Теперь билеты покупаются за день до вылета: да, мы прорабатываем страну, как и раньше, но билеты берем исключительно сегодня на завтра. Да и в целом все, что мы делаем сейчас, - это, скажем так, наброски карандашом, поскольку обстановка может измениться в последний момент.
С другой стороны, за последние полгода мы научились многое предполагать. Теперь, к примеру, понятно, что в Европу в ближайшие два месяца не попасть, потому ее даже не рассматриваем. А вот Африка открыта - туда на эти же два месяца можно планировать путешествия. Хотя стабильных направлений, конечно, не очень много - ту же Южную Америку мы двумя группами буквально высосали, однако в некоторые страны, как Чили, Перу и Аргентина, из-за карантинов так и не попали.
- К слову, локейшены со всего мира говорят, что в каком-то смысле во время пандемии работать стало проще: отели, рестораны и прочие места охотнее пускают к себе съемочные группы. Вы прочувствовали это на себе?
- Я понимаю, о чем речь. В некоторых моментах, особенно для киногрупп, это действительно работает, но в нашем случае все немного иначе. Мы в каждом городе набираем большое количество локаций для съемок, а многие из них просто закрыты. Так что история, когда можно приехать в какой-то город, получить скидку на отель и снимать там безвылазно, к сожалению, не про нас - нам стало сложнее. Скидки действительно есть, однако это не спасает - зрителю ведь неважно, заплатил ты полную стоимость или нет, ему главное, чтобы программа была интересной и содержательной. Мы заточены на сохранение темпоритма, на быструю смену сюжетов, и похвастать тем, что в пандемию добиваться этого стало проще, не можем.
- А что насчет рекламных партнеров - пандемия как-то повлияла на ваши отношения с кем-либо из них?
- В прошлом году я, кажется, рассказывала вам, что мы очень переживаем, поскольку не знаем, как пандемия скажется на спонсорах - в том числе и тех, с которыми сотрудничаем уже много лет. В какой-то момент опасения стали серьезными: никто не понимал, как будет развиваться ситуация. Но, к счастью, наши постоянные партнеры так ими и остались (улыбается).
- Вы производите «Орел и Решку» уже десять лет - не устали, не выдохлись? Сейчас часто говорят о выгорании во многих направлениях - у вас его нет?
- Расскажу вам очень интересную вещь, которая произошла лично со мной за эти полгода, особенно в последние два месяца. В конце 2020-го, где-то в ноябре, у меня был самый настоящий нервный срыв - такой, что я вообще хотела все бросить. Я тогда подумала: «Зачем же мы все это тянем, если тратятся такие нервы, да и финансово очень тяжело?» Была даже мысль отпраздновать десятилетие проекта закрытием: мы, мол, дарим себе бессрочный отпуск - или хотя бы перерыв на полгода. Правда, был риск не открыться, как многие (смеется). Словом, настоящий серьезный кризис. Но в какой-то день я проснулась и поняла: надо взять себя в руки. Ведь если мы смогли пережить даже карантин, то сдаться на десятилетие - не вариант. Потому поставили себе новую планку и сделали звездный сезон (смеется).
- Кстати, как вам работается со звездами? Не жалеете, что вообще за это взялись?
- Честно говоря, пока не знаю (смеется). Конечно, все они - уже состоявшиеся личности, и это не может не накладывать отпечаток. Представьте: есть команда «Орла и Решки», она давно ездит по миру, перепробовала все на свете, понимает, какие и где могут быть факапы, готова к недосыпам и прочим трудностям. А теперь к этим ребятам каждые пять дней приезжают новые ведущие - повторюсь, уже состоявшиеся и известные люди. Понятно, что каждый раз это, скажем так, волнительно: ты не знаешь, чего ожидать, не можешь предугадать, захочет или не захочет звезда что-то делать. К тому же, из-за карантина у нас мало доступных локаций, поэтому регулярно приходиться что-то придумывать. Короче, мандраж есть перед каждой съемкой, первый день работы всегда сложный - люди притираются, присматриваются. Но в целом пока все довольны (улыбается). Мне кажется, здесь работает еще и то, что звезды приезжают всего на три дня - то есть для них это приключение, которое можно выдержать. А вот провести с нами, скажем, месяц, думаю, не согласился бы никто (смеется).
- В общем, звезды не капризничают?
- Я достаточно суеверный человек, а мы еще не все отсняли, поэтому пока не буду говорить однозначно (улыбается), хотя на данный момент подобных случаев не было. Иногда человек чего-то боится или брезгует, впрочем, это обычная для «Орла и Решки» история, это нормально. Но то, что все стараются, это точно. Мне очень нравится, что у всех без исключения просыпается дух соперничества. Понятно, большинству хочется провести уик-энд с золотой картой, однако главное - азарт, который просто не может не заводить в момент подбрасывания монетки. Возможно, кто-то потом и жалел о результате, но было поздно (смеется).
- Антон Птушкин в недавнем интервью Юрию Дудю слегка критиковал концепцию «Орла и Решки», построенную на практичности, а не на эмоциональности - мол, 99% зрителей никогда не поедут в места, где снимается проект, поэтому рассказывать им, что сколько стоит, бессмысленно. Что вы об этом думаете?
- Я не очень согласна с формулировкой Антона, но, думаю, он просто коротко и емко пытался объяснить, в чем отличие «Орла и Решки» от его проекта. Хотя вообще это куда более глобальная история. Да, если описывать нашу фишку в двух словах, то это различия «бедного» и «богатого» отдыха. Но нельзя сказать, что у нас нет эмоциональной составляющей - эмоций полно, и они очень разные. Большинство зрителей действительно не планируют вживую исследовать места, которые им показываем, однако практика и опыт доказывают, это не главное. Мы ведь начинали проект очень давно - тогда не было путешествий в том виде, к которому привыкли за это десятилетие. В то время, собираясь за границу, ты первым делом звонил в туристическое агентство (смеется). Собственно, поэтому мы и стремились к тому, чтобы опыт «Орла и Решки» был прикладным, и это работает до сих пор. Перед тем, как ехать в новый город или страну, многие смотрят выпуски оттуда - я, честно говоря, и сама так делаю. Но работает и наоборот: я не собираюсь в Гондурас, но посмотреть эпизод и узнать, что там к чему, мне тоже интересно.
- С прошлого сезона «Орел и Решку» в Украине транслирует «Новый канал». Насколько я знаю, руководство вещателя давно хотело переманить вас к себе - расскажите, почему этого не случилось раньше. И как вы расставались с «Интером» - канал не пытался вас удержать?
- С «Интером» расставались прекрасно. Удерживать нас не было нужды, поскольку по большому счету вопрос смены вещателя назревал давно. Все-таки, аудитория «Нового канала» нам значительно ближе, чем сегодняшняя аудитория «Интера». Собственно, мы так и сказали: хотим перейти туда, поскольку наш зритель, молодежь, там. Никто не ругался и не штрафовал - закончился контракт, и новый просто не стали заключать.
- У вас, кстати, был контракт на длительный срок или договаривались по каждому сезону отдельно?
- Контракт был до конца года, но из-за пандемии мы пересмотрели договоренности - после карантинного сезона никто не знал, когда снова можно будет приступить к съемкам. Скажем, пандемия нас обнулила в этом плане.
- Как решили вопрос с правами на телетрансляции старых выпусков проекта?
- Они остались у «Интера». У «Нового» права на эпизоды только с сезона «Девчата».
- А как договорились с «Новым» о выходе выпусков в диджитале? В SLM этому направлению уделают намного больше внимания, поэтому наверняка вопрос стоял острее, чем в случае с «Интером».
- Это правда. Подробностей сообщить не могу - коммерческая тайна, но скажу так: мы с «Новым» договорились, что YouTube остается за нами (улыбается).
- Отношения Teen Spirit с «Новым» как-то отличаются от отношений с «Интером» в плане производства? Насколько я знаю, «Интер» на него никак не влиял, вы были полностью самостоятельны.
- Вы знаете, мы со всеми проводим такую политику, чтобы быть полностью независимыми в производстве. Мы сами придумали и сделали проект, а каналам предоставляем готовый результат: нравится - берите, не нравится - не берите. Есть множество прецедентов, когда каналы пытаются вмешиваться в производство, а авторы это допускают, и потом получается, грубо говоря, вкусовщина. Я не говорю, что это однозначно плохо - порой правки вещателей идут на пользу, но нам такой вариант не подходит. Если мы допустим влияние кого-то одного, то придется менять отношения со всеми. Поэтому с самого начала придумали вот такое жесткое правило. Разумеется, мы учитываем законодательство и не показываем ничего, что вызвало бы проблемы, принимаем во внимание политику каждого канала, следуем юридическим правилам, но, что касается производства, остаемся полностью независимыми.
- Проект выходит в утреннем слоте субботы, и по итогам прошлого года собрал довольно средние для «Нового канала» показатели - всего 6,6% (аудитория 18-54, 50+ с учетом повторов), что плюс-минус равно показателям на «Интере», но ниже средней доли для «Нового» (по просьбе канала указываем, что доля полных сезонов, включая выпуски, выходившие в январе и феврале, все же была выше: сезон «Орел и Решка. Девчата» на «Новом» собрал 7,38%; сезон «Чудеса света» - 7,71%. - прим ред.). Довольны ли вы таким результатом и чем его объясняете - аудитория еще не привыкла, путешествия сейчас неактуальны, еще что-то? И кстати, довольны ли слотом - с вами этот момент вообще обсуждали?
- Что касается слота, то тут, я считаю, мы не вправе вмешиваться и выбирать. Программирование канала - дело только канала, я в этом плане доверяю профессионалам. А по поводу цифр - мы и сами все время об этом думаем, постоянно анализируем, смотрим, что идет на каналах-конкурентах. Вариантов того, почему показатели почти такие же, как на «Интере», много: во-первых, это то, о чем я говорила - мы переехали очень быстро, и зритель еще не перестроился. Все-таки на «Интере» мы выходили в одно и то же время в течение десяти лет, тут хочешь не хочешь, а привыкнешь (смеется). Во-вторых, я не исключаю, что недоступность путешествий сказалась на интересе людей к тревел-шоу. Казалось бы, должно быть наоборот - во всяком случае мы так себе это представляли, - но энтузиазм аудитории оказался меньшим. К тому же не все сезоны «Орла и Решки» получаются одинаково удачными в финальной версии. На «Новом» вышел всего один сезон, так что вполне возможно, что показатели следующего будут выше. Во всяком случае мы для этого делаем максимально все, что от нас зависит, - нам, как любому производителю, хочется поднять долю. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и то, что наша целевая очень плотно сидит в YouTube и смотрит выпуски там - а утро субботы на телике ей не подходит, потому что она спит до 11:00 (смеется).
- Интересно, насколько отличаются ваши доходы от телевидения и диджитала?
- Тут будет коротко: на YouTube у нас много не заработаешь. Если бы мы выходили только там, то снимать проект не смогли бы - доход от площадки и близко не покрывает расходы.
- Не думали плотнее заняться диджитал-направлением и продавать проект на VoD-платформы - например, на MEGOGO?
- Честно говоря, нет: этим нужно заниматься, а у нас пока не было ни сил, ни времени. Но полностью отказываться от такой перспективы тоже не спешим. Сейчас у нас понемногу покупают формат: недавно, например, был очень милый кейс, когда компания из Валенсии купила права на адаптацию десяти выпусков о своем регионе. Это абсолютно неденежная история - она принесла какие-то копейки, но мне было чертовски приятно!
- А красть формат, кстати, перестали? Раньше у вас было много таких историй…
- В последнее время ничего такого не слышала. Не знаю, хорошо это или плохо (смеется). Возможно, это объясняется тем, что мы стали известнее - это ощущается по всему миру.
- Снова вернемся к «Новому каналу». В прошлом году вещатель заинтересовался еще одним проектом вашего продакшена - «Дома лучше» - и даже анонсировал дату его премьеры. Но потом от идеи отказались, объяснив это тем, что проект, выходивший на YouTube, невозможно перестроить под телевизионное законодательство. В чем именно заключались сложности и есть ли вероятность, что проект когда-нибудь появится в эфире?
- Честно говоря, подробностей я уже не помню, но сложности были в том, что созданный под YouTube проект нужно было полностью перемонтировать для эфира, а времени на это не было. А потом «Новый» запустил и «Орел и Решку», и «Le Маршрутку» с Лесей Никитюк, так что еще один тревел-проект явно был бы лишним. Но мы не остановили производство - новый сезон «Дома лучше» вышел на YouTube, и я не исключаю, что когда-нибудь он доберется до телевидения.
- Насколько далекоидущие у вас планы по сотрудничеству с «Новым каналом» и группой SLM? Нет ли договоренностей на какие-нибудь новые проекты для них?
- Пока что мы ничего не планируем, поскольку очень заняты «ОиР». Но хотелось бы продолжать сотрудничество - они мне очень нравятся. Я, кстати, часто слышу, что мы - продакшен одного проекта, но меня это не обижает: производить его в течение десяти лет очень сложно, это требует огромных усилий, энергии и кучи времени. Мы могли бы запустить что-то новое, но только в том случае, если загоримся идеей.
- В прошлом году вы рассказывали, что планируете документалку по материалам карантинного сезона «ОиР». На каком этапе эта идея?
- Честно говоря, ни на каком, на нее вообще нет времени. Дело в том, что человек со стороны этого не сделает, нужно быть в теме. А все наши заняты буквально под завязку. Но материалы есть - когда-нибудь, надеюсь, до них дойдут руки.
- А что с полнометражным художественным фильмом? Над его сценарием вы работаете уже несколько лет, у картины даже появился режиссер…
- Скажем так, мы продолжаем заниматься фильмом, но пока не снимаем. Процесс оказался гораздо дольше и сложнее, чем мы себе представляли, а в нынешней ситуации с пандемией его пришлось временно заморозить.
- Это будет игровое кино с актерами и все такое?
- Мы хотим, чтобы было так, да (улыбается).
- И напоследок: за десять лет работы над «ОиР» у вас наверняка накопилось множество историй о трудностях и их преодолении. Расскажите самые запомнившиеся.
- Честно говоря, трудности с нами происходят практически везде и всегда, но мы действительно умеем их преодолевать (смеется). Самой экстремальной, пожалуй, была съемка «Кругосветки», которая длилась девять месяцев, а вообще опаснее всего бывает в Африке. Недавно снимали в Уганде, и прямо в разгар работы в стране началась революция. Весь город встал в пробки, местные жгли на дорогах шины, стреляли и устраивали беспорядки. Наша группа из машины пересела на байки, чтобы добраться до локации - ехали через слезоточивый газ, выстрелы, а по дороге их заставили ударить портрет нынешнего президента кулаком, требовали денег. В какой-то момент ведущий даже бросил в кого-то свои тапки, чтобы защититься... Облом десятилетия с нами случился в Эссуэйре (Марокко). Группа уже приехала на съемки, но сидела в отеле и ждала официального разрешения - без него снимать в Марокко нельзя. Эпизод так и не сняли, уехали ни с чем. Но выпуск про Эссуэйру до сих пор в наших мечтах (улыбается). Еще одна страна, в которой мы до сих пор не можем получить разрешение на съемку, - Туркменистан.
Как видите, даже проектам-долгожителям есть о чем мечтать. Надеемся, у продюсеров хватит сил на воплощение задуманного, а зритель ответит им высокими рейтингами.