С каждым годом присутствие Украины на глобальной киноиндустриальной арене становится все заметнее, но и стремиться нам пока есть куда. Один из потенциальных векторов развития - сегмент разработки визуальных эффектов, который в мировом масштабе может похвастать оборотом в сотни миллионов долларов. В нашей стране есть случаи успешных международных сделок в сфере VFX - например, опыт компании POSTMODERN, участвовавшей в создании сериала «Чернобыль» от НВО, однако пока их единицы.
Впрочем, недавно для нас открылось новое окно возможностей сотрудничества с Канадой. 3 сентября Рада ратифицировала соглашение между странами о совместном производстве контента, а 15 сентября, выступая на KYIV MEDIA WEEK в секции «VFX и анимация в Канаде. Возможности для копродукции» (организовано при поддержке Посольства Канады в Украине), президент компании SPINVFX Нейшо Али убедительно доказала, что у украинских студий есть неплохой шанс громко заявить о себе.
Если вы вдруг пропустили включение Нейшо, то прямо сейчас можно наверстать упущенное: по горячим следам Inspiration talk редакция MBR взяла у нее интервью, в котором Али не только рассказала об алгоритмах работы глобального VFX-рынка, но и дала парочку советов о том, как заполучить в партнеры голливудских мейджоров. В SPINVFX это знают не понаслышке, ведь студия регулярно сотрудничает с создателями кино- и телехитов, в ее портфолио - проекты вроде «Очень странных дел» и «В центре внимания».
- Нейшо, вы работали над многими проектами, ставшими культовыми - «Очень странные дела», «Игра престолов», «Фарго». Как ваша компания присоединилась к их производству? У больших студий есть какой-то кастинг для VFX-продакшенов?
- Да, по сути, все так же, как и в любом шоу - ты хочешь собрать только лучших. Так происходит и в сфере VFX: хочешь как можно лучше сделать работу, которой от тебя требуют. В нашей индустрии все построено на отношениях. При этом, если у тебя хорошие отношения со студией, продюсером, режиссером, но нет креативного и талантливого персонала - ничего не получится. Так что нужно найти баланс и, скорее всего, идти к этому годами, демонстрировать высокое качество работы, быть в состоянии дать именно то, что от тебя хотят. И, конечно, не помешает разнообразие культур внутри компании.
Мы трудимся, ждем годами - и однажды к тебе обратится студия и предложит работать над сериалом «Очень странные дела» или «Игра престолов». Вот тут начинается настоящая работа (смеется): нужно удвоить усилия и готовиться к тому, что будет тяжело. Нужно научиться управлять рисками и не только соответствовать ожиданиям, но стараться превзойти их.
- То есть можно лет десять работать над небольшими проектами, пока наконец завяжутся отношения с «нужными» людьми со студий?
- Так и есть. Требуются годы на развитие, культивирование этих отношений. А уж когда представится возможность поработать с клиентом, особенно, если это просто замечательный клиент (нам повезло, у нас таких было много)… Время становится твоим извечным врагом, денег постоянно не хватает, чтобы воплотить в реальность все задуманное. И вот тут ты должен научиться работать с клиентом, с собственной командой, постоянно поддерживать высокий уровень эффективности. К тому же одинаковых проектов нет, нужно постоянно подстраиваться, порой - прямо во время работы над проектом.
- Но как именно завязать эти отношения?
- Хороший вопрос (смеется). Действительно, как неизвестной маленькой компании пробиться на сцену? Допустим, у вас есть отличная команда. Значит, нужно светиться везде, где только можно. Штука в том, чтобы как можно чаще встречаться лично, с глазу на глаз. Лишь при личном общении клиент может понять, чем именно вы занимаетесь, за что беретесь, оценить ваш потенциал. И самое важное: студии работают с теми, кто нравится. Без взаимной симпатии никуда.
- В первую очередь ездить на фестивали, медиарынки?
- Именно! Это отличный способ познакомиться, такой опыт просто бесценен. И даже если не можешь встретиться лично - как вот мы с вами сегодня - есть онлайн. Все строится на доверии. Клиент должен доверять вам, быть уверенным, что вы сделаете все от вас зависящее, да еще и в оговоренные сроки. Любой VFX-стартап сейчас должен искать пути, чтобы засветиться где только возможно. Люди должны вас знать - прежде всего, чтобы понимать, на что вы способны. Говорить легко: «Я могу это, могу то…» Нет, так дело не делается, нужно показывать. И тогда, как я уже говорила, однажды наступит ваш день.
- Как вы выбираете проекты? На что обращаете внимание прежде всего?
- Если бы я сейчас только начинала бизнес, то выбрала бы проект, который может сделать мою компанию известной. Сегодня же выбираю тот, с создателем которого мне комфортно работать. При этом проект должен бросать мне вызов. Да, знаю, звучит странно, но я действительно ищу сложные проекты, где требуется много креатива и мастерства. Мы не беремся за банальщину, во всяком случае стараемся этого не делать.
- Какой из проектов, над которыми вы работали в последнее время, был самым сложным в плане визуальных эффектов?
- Да, были у нас сложные проекты (смеется). Но, как я уже говорила, проект проекту рознь. Самое сложное - создать с нуля целый мир, особенно когда времени в обрез. Нужно очень хорошо думать, выбирая, что и в каком порядке делать.
Бывает, в проекте несложные шоты (кадры, в которых создают визуальные эффекты и делают компьютерную графику. - MBR), а бывает, как в сериале «Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy), где нам нужно было создать целый мир. Это очень интересный опыт, и хотя время работало против нас, мы справились.
- А какой был самый легкий?
- Очень легких проектов я не припомню, но один из самых простых - фильм «В центре внимания» (Spotlight, 2015). Посмотрите картину, и вы даже не заметите нашей работы (смеется). Эффекты сделаны так, что не бросаются в глаза, их сложно заметить, но они там есть! Это совсем не то, что делать спецэффекты для «Очень странных дел».
- Возможно, были проекты, за которые вы не рискнули взяться?
- Случалось и такое. Отказать студийному проекту очень сложно, но если ты не тот, кто нужен, ничего не получится. Например, мы могли не взяться, если не хватало ресурсов, или проект не был близок нам по креативному духу - бывает такое, что хочешь сделать многое, а оно недостижимо, не идет ни в какое сравнение с воображением и бюджетом. Мы не занижаем планку качества: если может получиться недостаточно хорошо - не возьмемся. В любом проекте, каким бы большим и сложным он ни был, мы обязаны выложиться на максимум.
- Насколько COVID-19 повлиял на пайплайн ваших проектов? Хватает ли ресурсов, времени?
- Мы не были готовы к такому. Пришлось перестраиваться буквально за пару недель, чтобы люди могли работать удаленно и т. п. У нас было четыре проекта в процессе, они остановились, и период застоя мог оказаться очень большим… К счастью, мы справились - сейчас производство всех четырех возобновилось. Кроме того, в компании никого не сократили, никому не урезали зарплату. У нас штат 250 человек, и мы хотим защитить всех, их семьи. Стресса вокруг и так хватает. Государство помогает, партнеры относятся ко всему с пониманием.
- Вы слышали о фильме «Тролли-2: Мировое турне»? Создатели решили выпустить его онлайн в обход традиционного кинопроката. У вас в Канаде были подобные прецеденты?
- Да, пожалуй, было нечто похожее. Один фильм находился в прокате всего пару уик-эндов, а потом его сразу выпустили онлайн, без перерыва. Что я могу сказать - все правильно делают! Сейчас такое время, когда каждый ищет, где бы заработать, поэтому нужно держать руку на пульсе. Если платформа доступна большинству людей, которые сидят дома, в безопасности, то почему бы и нет? Да и вообще, кинотеатры и платформы уже идут рука об руку, так что в будущем подобные релизы могут стать нормой.
- Какова на сегодняшний день конкуренция среди VFX-продакшенов на мировой арене? Играют ли канадские студии большую роль, сложно ли конкурировать с американскими, европейскими и азиатскими компаниями?
- Рынок - глобальный, потому и VFX-продакшены конкурируют друг с другом сразу по всему миру. Последние лет десять Канада очень активно конкурирует с Северной Америкой и Великобританией. Но, опять же, нужна видимость того, чем ты занимаешься, видимость твоей компании на мировом рынке. Если тебя знают, какая-нибудь студия-мейджор рано или поздно задастся вопросом: может, они возьмутся за наш проект? Кроме того, все это время Канада привлекала [студии] своими инициативами в сфере льгот - например, при производстве фильма у нас можно сократить затраты до 40%. К тому же у нас талантливые сотрудники и хорошие расценки на услуги, а качество работы - данность. Но конкуренция на самом деле дружественная…
- То есть VFX-компании скорее frenemies?
- Точно! Мы знаем друг друга, пусть даже это другая страна. И если кому-то нужна помощь, то мы помогаем. Ведь, по сути, мы таким образом поддерживаем свою индустрию в целом. Мы видимся и контактируем в рамках VES (The Visual Effects Society). Это как семья: у всех есть работа, никто ничего не отбирает у конкурента. Есть множество сценариев, когда несколько VFX-компаний работают вместе. Например, продюсеры говорят: «У нас 25 тыс. шотов, и мы не хотим давать все одной компании». Тогда работу делят между собой, без проблем.
- А с кем вы работали?
- Например, с Weta Digital и Rocket Science VFX. Со многими сотрудничали, это легко и очень удобно - делиться ассетами. И никто при этом не хочет ударить лицом в грязь, все держат высокую планку качества.
- Как в таком случае строится пайплайн? Кто-то делает одну часть, кто-то другую, а потом собирают вместе?
- Да. Например, мы отдали одну часть проекта другой студии. Они прислали готовый материал, и супервайзер с нашей стороны внес минимум правок, после чего проект передали клиенту. Согласитесь, это очень удобно, ведь вмешательство в процесс со стороны клиента было минимальным, ему не пришлось тратить свое время. И бывает, бюджет так проще распределить.
- Сколько работы делают непосредственно в Голливуде, а сколько приходится на рынки других стран - в деньгах?
- В 2019 году TechNavio проводила исследование по этому поводу. На тот момент мировой рынок VFX оценили в $147 млрд. На кино приходилось 52% рынка, на ТВ - 26%, игровую индустрию - 16%, на рекламу - около 6%. Если выделить Канаду и США, то суммарно они давали порядка $40 млрд. В период по 2023 год включительно мировой рынок должен был расшириться еще на $4,28 млрд, но, конечно же, коронавирус внес свои коррективы. Чтобы рынок рос хорошими темпами, мы должны производить проекты и быть уверенными в завтрашнем дне.
- Бывает такое, что люди по отдельности не знают, над чем работают?
- Если такое и есть, то явно не вдохновляет на дальнейшую работу… Но я допускаю, что такое может быть, если VFX-студии очень небольшие, не имеют нужных связей и работают с клиентом не напрямую, а через посредника. Важно знать все условия, видеть целую картину, а не только ее отдельные элементы. Наша команда работает в Торонто, хотя есть еще несколько офисов. Так вот, там собрались ребята со всего мира. Если же приходится работать с кем-то из-за рубежа, удаленно, то важно как можно больше общаться. То, что я говорила про видение картины целиком - человек в другой стране также должен ее видеть. А пересылать шоты и ассеты сегодня не проблема.
- На одном из мероприятий, посвященных VFX, представители компании CGF рассказывали, как создавали эффекты для мокьюментари «Аполлон-18» (Apollo 18, 2011). Часть эффектов оставили, но многое американские продюсеры убрали, сказав, что сценарий поменялся. Кажется, компании даже не заплатили за полный объем работы, а рычагов давления на продюсеров, разумеется, не было…
- К сожалению, такое бывает. Если студия небольшая, а продюсеры независимые, никто не может исключить все риски и сложности. С крупными же студиями такого не бывает: они заинтересованы, чтобы ты сделал свою работу. Если тебя выбрали, значит, ты им нужен. Если же ты - небольшой продакшен, то ищи крупного игрока в своем городе или стране, объединяйте усилия. Чем вы крупнее, тем сложнее будет вас обмануть. Кроме того, вместе можно сделать нечто большее и более крутое. Нужно договариваться, внимательно читать контракт, брать аванс - обычно это 20% от всей суммы - и только после этого приступать к работе. Если сценарий меняется, но работа была сделана, за нее нужно платить.
- От чего зависит количество людей, необходимых для реализации проектов: от сложности самого проекта, количества визуальных эффектов? Возможно, есть еще какие-то неочевидные факторы?
- От сложности. Допустим, есть несколько шотов, где каскадер пролетает над камерой на тросе. Трос нужно затереть, и для этого понадобится пара человек. Но сделать мир будущего, создать его с нуля - это уже много задействованных людей. Создать город из одних лишь построек - это одно, а добавить туда животных, скажем собак, а также людей - совершенно другое. Задействуют много департаментов. В настоящее время мы работаем над одним проектом (название не могу раскрывать) командой из 85 человек. А через несколько месяцев, ближе к финишной прямой, задействуем уже 150.
- Как формируется прайс-лист за создание визуальных эффектов? Что на него влияет прежде всего?
- Нам платят за видение: мы воплощаем, что и как видит режиссер или шоураннер. Потому нужна полная картина. Они легко могут сказать: «Нужно добавить вот то, а это убрать», и мы возвращаемся, вносим правки. Но такого, чтобы сказать: «Мы работали больше, значит, заплатите нам больше», почти не бывает.
- Скажем, нужно затереть трос на десятке шотов. Во сколько это обойдется?
- Сумму сейчас не назову, но мы сделаем скидку (смеется). Понадобится один junior compositing artist и 6-7 дней работы. Или более опытный человек - тогда срок можно сократить на дня два.
- Нейшо, вы сказали, что качество - данность. Существует ли способ удешевить услуги, чтобы качество осталось на прежнем уровне?
- Качество - это люди, делающие свою работу на уровне. Не думаю, что можно уменьшить прайс, заменив людей на менее опытных. Значит, единственный выход - пересмотреть пайплайн. Возможно, найдется способ его изменить и сэкономить на перераспределении ресурсов. Например, мы работаем в паре с другой компанией. Если у нас есть доступ, возможность «забирать» готовый шот, не дожидаясь, пока они сами его вышлют, это экономит время. Раньше получили - раньше обработали, а в итоге - раньше передали заказчику. Значит, сэкономили.
- А «капризные» заказчики у вас бывают?
- Мы, как я уже сказала, создаем видение, так что оно сразу может немного не совпадать с тем, что задумывалось. Так что да, разное бывало. Нельзя знать, каким все получится, пока не увидишь готовый результат. Поэтому к «капризам» я бы отнесла то, что, во-первых, ждут не того, что мы можем дать, во-вторых, нереальные сроки, в-третьих, нехватку бюджета. Главное - не спорить с клиентом, а искать выход, как улучшить результат. Реальный выход, то, что действительно вам по силам. Клиент - продюсер, режиссер, шоураннер - видит по-другому: значит, нужно изменить то, что мы создали. Насколько нужно менять - другой вопрос. Нам платят за работу - это нужно ценить, а ошибки нужно уметь признавать. Если можно исправить - то показать как, если нельзя - объяснить почему. Клиенту понравится откровенность. По крайней мере я так думаю.
- Во время выступления на KYIV MEDIA WEEK вы сказали, что в мире об украинском VFX почти ничего не знают. Что кроме упомянутых посещений медиарынков и фестивалей нужно украинским компаниям, чтобы стать полноценными игроками мировой индустрии?
- В первую очередь постараться присоединиться к VES. Там есть отдельная секция о том, как делают эффекты. В ней можно поучаствовать, презентовать свои материалы. И снова - видимость, видимость и еще раз видимость вашей компании.
- Что нужно, чтобы присоединиться к VES, и что это дает?
- Необходим членский взнос в размере $200 в год. Сама по себе VES - это хаб, международная платформа, где собираются все, кто как-либо занят в сфере VFX. Там же «крутятся» и продюсеры, и легче найти клиента. А клиенту - найти вас!