Трендом этого непростого года уже сейчас смело можно называть онлайн-обучение и все, что с ним связано. Кажется, в сеть перенесли даже то, что представить там было невозможно, - от школьных уроков до кинофестивалей. С трудностями «переезда» столкнулись и на Общественном, где к началу карантина как раз сформировали академию PMA Juniors, в которой готовят будущих медийщиков. Ее курсы ориентированы на детей 12-14 лет, а обучают там искусству потребления и дальнейшей подачи информации. Проще говоря - журналистике во всех ее проявлениях.
Изначально занятия должны были проходить непосредственно в академии, однако все, как вы уже догадались, пришлось переносить в онлайн, причем экстренно. Как это происходило, чем вообще занимается PMA Juniors и многое другое - в интервью куратора академии Владиславы Мисной.
- Владислава, расскажите, как появилась идея создания PMA Juniors, кто ее основал?
- Дело в том, что академия для взрослых на Общественном существует достаточно давно. В основном тренинги были нацелены на обучение наших сотрудников - по регионам и в Киеве. В прошлом году мы открыли хаб в Одессе, что вызвало интерес у внешней аудитории. Тогда и поняли, что можем дать возможность обучаться не только сотрудникам Общественного, а в конце 2019-го возникла идея создать академию для молодежи. Сейчас в сети столько информации, все подростки - блогеры, у всех есть инстаграм, и если мы можем помочь им создавать качественный контент - почему нет? В феврале мы написали стратегию, планировали сделать лето очень насыщенным, запустить много курсов.
- Но тут случился карантин…
- Именно так. В марте все наши планы отменились. В срочном порядке пришлось полностью менять формат и переходить в онлайн.
- А кто, кроме вас, в команде?
- Есть руководитель академии Александр Дмитренко, есть Ярослава Каминская - куратор обучающих программ, Ангелина Губар очень помогает с каналом в Telegram. Также есть партнеры - Deutsche Welle. Совместными усилиями мы переписали стратегию, поняли, куда двигаться.
- Журналистов в стране много, и профессия эта не из легких. Почему решили мотивировать детей идти именно по такому пути?
- У нас же не только журналистика, но и вся сфера медиа. Они все равно сидят в соцсетях, пишут тексты, создают посты. Это уже есть в их жизни. В силу недостатка информированности, дети не знают, как грамотно верифицировать информацию. И мы можем направить, помочь сделать их контент качественным. Плюс - делаем акцент на медиаграмотности. Наша цель - не просто дать знания и инструменты для производства контента, а в первую очередь научить анализировать информацию и мыслить критически, что очень важно в эпоху кибербуллинга и фейков. Не все взрослые журналисты это умеют - вспомните недавнюю историю с фейком, который запустило издание MC.today.
- Вы успели провести хоть что-то офлайн?
- Нет, хотя готовы были практически на 100%: курсы по мобильной журналистике, мобильной фотографии, по медиаграмотности - она у нас интегрирована во все программы. Планировались курсы для телеведущих и радиоведущих. На осень был прописан основной курс длительностью 2-3 месяца. Предполагалось, что в группах будет до 15 человек, чтобы сделать обучение максимально эффективным... С наступлением онлайн-эры пришлось все менять, при этом хотелось сохранить основные принципы обучения в академии: вовлеченность в процесс, высокий уровень активности участников, практическое применение знаний.
Некоторые преподаватели создавали курс с нуля, адаптировали все под онлайн-формат, чтобы сделать обучение действительно эффективным и интересным, чтобы в онлайне дети могли не только слушать, а и принимать активное участие в процессе. Для нас важно сделать работу PMA Junior максимально результативной, поэтому методы обучения основываются на особенностях восприятия информации современными детьми. И у нас, мне кажется, получилось: от курса к курсу количество участников не падает.
- И тут уже было не по 15 человек в группе?
- Совершенно верно - в онлайне мы смогли набрать не только киевлян, но и ребят из регионов. Все подростки, которым было интересно, могли принять участие, и я считаю, это здорово.
- По какому принципу формировались курсы и отбирались преподаватели?
- С некоторыми лекторами мы знакомы давно, я знаю, как они преподают. Например, Игорь Андриенко, который учит детей в Киевской школе фотографии, - он с радостью нас поддержал. Также мы работали с ребятами из группы «Накипело», их порекомендовали наши партнеры Deutsche Welle. Конечно, медийщики Общественного. Например, [креативный продюсер радио «Промінь»] Виктория Польченко: она потрясающе проводит тренинги и мастер-классы! Решив запустить курс «Радиоведущий», мы сразу обратились к Виктории.
Для всех новых преподавателей обязательно будем проводить ТДТ - «Тренинг для тренеров», есть у нас такая внутренняя история. В первую очередь мы за результативное обучение. Все-таки можно быть хорошим специалистом, а учителем - не факт. Плюс хотим сделать несколько курсов от популярных блогеров, но пока не могу назвать их имена.
- Тренеры работают бесплатно? И пришлось ли их сокращать из-за карантина?
- Да, сокращали, учитывая, что принцип работы в онлайне немного иной. С тренерами сотрудничаем на коммерческой основе. Однако для детей все бесплатно - часть наших затрат покрывают партнеры.
- Как готовили онлайн-курсы?
- Это был челлендж для меня и наших тренеров. Для начала следовало разобраться в технической части. Технология такая: мы запускаем анонс в соцсетях, в нем - ссылка на сайт с регистрацией. Затем мне на почту приходят данные, уже по ним я делаю рассылку и контролирую, чтобы дошло до адресатов, не попало в спам. После тренинга отправляю анкету обратной связи для учета пожеланий и замечаний. Относительно самой программы - мы переписывали презентации, адаптировали структуру урока, чтобы дети, как я уже говорила, принимали активное участие в процессе обучения. Также у нас есть домашние задания и итоговый тест. Все тренеры постоянно в доступе, как и я, если кому-то нужна дополнительная консультация.
- Кстати, у вас хороший сайт, выглядит более современно, чем у Общественного. Делали одни разработчики?
- Спасибо! Дизайн сайта - больше вопрос к целевой аудитории. Наша ЦА - молодежь, и дизайн должен быть соответствующий, визуально выделяющийся. Сайт создавала отдельная команда, и очень быстро, дней за пять - времени особо не было.
- Насколько ваши курсы востребованы?
- Сначала мы огласили тему «Вирусный контент». И она сработала! За три дня зарегистрировались около 450 человек. Меня порадовало, что у нас столько сознательных детей. И родителей - ученики наверняка попадали к нам с их подачи. По статистике, доходят на курс только 30% - как раз где-то 150 человек пришли по ссылке в Zoom. Я была очень рада!
- Получали ли вы критические отзывы?
- Не так чтобы критика, многие просто просят повтор. Думаю, сами вебинары будем повторять, и доступ тоже будет свободным.
- Вы говорите, что дети проходят итоговый тест. А какая награда лучшим? На практику брать не планируете?
- Наше возрастное ядро - 12-14 лет, поэтому думать о практике рановато. Мы пока просто знакомимся друг с другом. Возможно, в дальнейшем будем давать возможность реализоваться в сфере медиа тем, кто останется с нами.
- Почему такая маленькая вилка - 12-14?
- Это как раз ребята, начинающие активно пользоваться соцсетями, ориентироваться в них. Активная аудитория, которая заходит на YouTube и в Instagram, и их хочется грамотно направить. Может, будем расширяться, но пока сложно загадывать.
- Каким темам были посвящены проведенные онлайн-марафоны? Вирусный контент…
- Мобильная фотография и мобильная журналистика.
- Какой курс самый востребованный? Может, просят что-то добавить?
- Очень здорово зашли вирусный контент и мобильная фотография, судя по анкетам обратной связи. Я думаю их повторить. Еще хочу сделать для детей и родителей мастер-класс по медиаграмотности, чтобы взрослые могли поддерживать подростков в их начинаниях.
- В конце месяца у вас запланирован трехдневный марафон. Что это будет и в каком режиме?
- Он состоится с 27 по 29 августа, как раз идет активная подготовка. Было бы здорово сделать его офлайн, но мы решили, что пока рано. Будет много спикеров из разных стран: Германия, Великобритания, Балканы, Сербия - для офлайна будет сложно свезти их всех в Украину. Поэтому запланирована трехдневная онлайн-трансляция с разными мастер-классами. Будем учить молодежь по всему миру рассказывать истории посредством медиа. Например, с помощью анимации - расскажем, как нарисовать и «написать» героя. Как презентовать себя, как работать над своим голосом. Конечно, и про фейки, и про вирусный контент поговорим, и о психологии фотографии даже. Будет тема «Как реагировать на хейтеров», что очень важно для ребят в нежном возрасте, когда хрупкая психика и можно закрыться от мира из-за одного комментария. Также будет команда ВВС - они поделятся опытом создания контента для молодежного радио. И представитель из Кыргызстана, который вместе с молодежью занимается журналистскими расследованиями. А еще участие примут молодежные организации из Грузии, Молдовы, Гватемалы и Камбоджи - расскажут о себе, презентуют свои работы.
Мастер-классы будут на английском - с синхронным переводом и функцией выбора языка.
- А по работе офлайн есть прогнозы? Некоторые начинают проводить такие события, просто с соблюдением мер безопасности.
- Я мечтала, что с конца сентября. Очень хочу делать все в офлайне, но мы ответственно относимся к проблеме с коронавирусом и рисковать не хотим. Так что потерпим - здоровье детей важнее.
- А когда все наладится, онлайн-курсы оставите? Для детей из других городов, например.
- Да, я бы хотела делать записи по разным темам минут на 10, чтобы они были в медиатеке на сайте. Небольшие обучающие видео с инфографикой. И хотелось бы проводить тренинги по регионам, чтобы у максимального количества детей была возможность обучаться.
- Монетизировать эту историю планируете?
- Пока у нас получается без монетизации. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, есть мотивация. Возможно, отдельные курсы мы сделаем за символическую плату, по стоп-моушен-анимации например. Но явно уже не в этом году.
- Ну и финальный вопрос, глобальный. Зачем Общественному PMA Juniors?
- Академия изначально была создана для развития сотрудников. Благодаря PMA Juniors мы формируем новое поколение медийщиков: грамотных, независимых, думающих. Без специальных знаний реализовать себя в сфере медиа намного сложнее, качество контента ухудшается, как следствие - снижается уровень украинских медиа. И мы можем направить, помочь сделать их контент качественным. У нас есть возможность давать знания и растить действительно профессиональных медийщиков - это здорово!
Этот материал создан в рамках тематического развития спецпроекта MBR «Снять корону» - «Снять корону: образовательные проекты». События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.
Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США.