Жесткий карантин давно позади, однако память о нем останется с нами надолго - вместе с опасениями, что однажды он может вернуться. Впрочем, даже в глобальной самоизоляции можно найти плюсы: например, посвятить освободившееся время образованию - благо количество подобных онлайн-предложений, кажется, превышало спрос.
«Только самый-самый ленивый не проводил мастер-классы», - пошутила во время нашего разговора основательница и руководитель Ukrainian Film School Алена Тимошенко. Но одно дело - одноразовый мастер-класс, и совсем другое - годовой курс с регулярными занятиями. Первый в лучшем случае снабдит вас капелькой теории, и риск того, что назавтра все выветрится, очень велик. Во втором случае теорию преподают системно и, что важно, постоянно подкрепляют ее практикой. Тимошенко уверена, что только второй путь откроет перед человеком перспективу новой карьеры, и работа UFS, ежегодно выпускающей профессиональных сценаристов, актеров, режиссеров и операторов, - тому доказательство.
Карантин застал студентов и преподавателей UFS в разгар учебного года. Но в школе не растерялись: процесс оперативно перенесли в онлайн, обновив и подстроив под новый формат программы всех курсов. Разумеется, без сложностей не обошлось - о них, а также о челленджах, тонкостях и даже плюсах новой реальности Алена подробно рассказала в интервью MBR. Хотите знать, почему стать режиссером по Zoom вряд ли получится? Тогда откладывайте все дела и скорее приступайте к чтению.
- Давайте начнем с того, как карантин в целом отразился на работе UFS - какие планы и события сорвались?
- Как говорится, ничто не предвещало беды (смеется). Студенты нормально учились, все шло по плану, а потом… Надо сказать, что март для нас - своего рода переходный период: в феврале стартует второй семестр, и в это же время мы начинаем активно готовиться к окончанию учебного года, то есть к дипломным работам. Начало месяца прошло в обычном режиме: у нас было около 150 взрослых студентов и 85 детей. Когда объявили карантин, мы подумали, что нас он не коснется - это же, мол, для школ, а мы самостоятельная организация, поэтому будем продолжать учиться. Но уже к концу дня пришло осознание серьезности ситуации, а вместе с ней и ответственности. Сложности добавляло приближение важного события - питчинга дипломных работ, в ходе которого ребята презентуют свои идеи, а после нашего утверждения те отправляются в препродакшен. Сперва мы думали провести питчинг как обычно, но затем и от этого пришлось отказаться, организовав питчинг в онлайн-формате. Вот так мы и ушли на карантин. Честно говоря, тогда я думала и всем говорила, что это продлится всего пару недель - как обычно бывает в школах (смеется). Да и никто вокруг не мог представить масштабов проблемы. В конце февраля я была на Берлинале, и все друг у друга спрашивали - а что там, в Китае, приехали ли их представители? Никому и в голову не приходило, что спустя очень короткое время мы тоже столкнемся с коронавирусом.
- Когда вы поняли, что нужно полностью менять формат работы - сразу же или спустя какое-то время простоя?
- Несмотря на непонимание ситуации в первый день, мы очень быстро осознали, что парой недель все не обойдется. Так что уже на третий день начали работать онлайн. Это, конечно, был тот еще экспириенс. Вообще еще до карантина мы думали о переносе части образовательного процесса в онлайн - для регионов. Дело в том, что многие наши ребята приезжали учиться из других городов, для чего на год переезжали в Киев. То есть в регионах нами активно интересуются, запрос есть, и поэтому родилась идея с удаленным обучением. Но до карантина она особо не развивалась: со стороны преподавателей не было энтузиазма, поскольку это все-таки другая форма общения, другие подходы. К тому же большинство творческих профессий очень трудно, почти невозможно освоить в онлайн-режиме - нужна практика, личные встречи. Но с наступлением карантина выбирать уже не приходилось, так что мы начали осваиваться в онлайне.
- У вас это получилось очень быстро - уже на третий день…
- Да, это так. Мы просто поняли, что время идет и упускать его нельзя. Как я уже говорила, начало весны для нас - очень активный период подготовки к дипломам, и если пропустить хотя бы неделю, то это так или иначе скажется на качестве работ. Важно не терять темп: после новогодних праздников все обычно расслабляются и только к февралю-марту возвращаются в нужный ритм. Еще одна остановка точно не пошла бы на пользу. К тому же у нас есть дедлайны, согласно которым детский и подростковый курсы должны были закончить обучение в мае, а взрослые - в июле. Графики составлены заранее, все просчитано, так что терять время было нельзя.
В этом году мы продлили обучение до конца августа, то есть плюс полтора месяца. А с 1 июня, как только карантин ослабили, вернулись к привычному офлайн-формату. Естественно, мы тщательно следим за соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм: везде стоят санитайзеры, студенты и преподаватели используют бахилы, мы даже купили кварцевые лампы (улыбается) и изменили расписание таким образом, чтобы регулярно проветривать аудитории. А еще активно используем Кинодеревню - это открытая локация, там проводятся занятия и репетиции. Именно там состоялись промежуточные спектакли и показы наших ребят-актеров - по графику они планировались на апрель, но организовать все получилось только в июне. Надо сказать, это был еще один челлендж и для нас, и для куратора курса Максима Михайличенко, и для самих студентов - прежде всего потому, что это большая открытая площадка, а актерам важно держать зрителей голосом. Но они справились очень хорошо.
- Еще и заработали дополнительный опыт.
- Именно! Если честно, за последнее время открылось столько новых возможностей, что мы воспринимаем карантин не как трудность, а как своего рода трамплин, хотя вначале, конечно, думали иначе. Например, сейчас, работая над программой следующего учебного года, держим в уме опыт онлайн-обучения: если вдруг эпидемиологическая обстановка снова ухудшится, мы будем готовы.
- Переходя в онлайн, что вы делали в первую очередь? Были ли какие-то приоритеты - вот это нужно организовать сразу, а это может подождать?
- В первую очередь мы занялись организацией онлайн-обучения для взрослых студентов. Детский курс - 6-11 лет - стартовал немного позже, по-моему, мы даже пропустили неделю или около того. Но потом удалось наверстать, расставляя онлайн-занятия таким образом, чтобы догнать график. Я бы не сказала, что это вопрос приоритетов, просто сначала мы столкнулись с кое-какими трудностями - когда работаешь с детьми такого возраста «вживую», они все время активничают. То есть нам нужно было полностью переформатировать уроки и придумать, каким образом удержать внимание ребенка через планшет - причем не одного, а сразу пятнадцати! Было сложно, но мы справились: взяв за основу формат игры, добавили больше взаимодействий и домашних заданий. Кстати, еще один плюс карантина: раньше все жаловались, что не хватает времени на домашку, а сейчас таких жалоб не слышно (смеется).
- А какие сложности были со взрослыми?
- Единственная большая проблема возникла с операторским курсом, ведь по очевидным причинам его занятия в онлайне невозможны. Каждое предполагает практическую часть - работу в павильоне либо на открытой локации, много техники, света и других нюансов, возможных лишь вживую. Поэтому онлайн-занятия для операторов-студентов состояли из встреч с операторами-профессионалами как украинскими, так и зарубежными. Даже несмотря на отсутствие практики, ребятам это очень помогло: уже после карантина, во время презентации дипломных работ, я заметила, что они начали по-другому разговаривать - поменялся язык, добавился профессиональный сленг. Это было настолько круто, что мы хотим учесть опыт в следующем учебном году, добавив в план онлайн-лекции и мастер-классы.
- А сейчас в онлайне что-то осталось?
- Да, в этом формате продолжают учиться сценаристы. Шутят, что их работа до и во время карантина отличается примерно ничем - для студентов это тоже работает (смеется). По большому счету необходимости в «живых» встречах у них почти нет, поэтому сценаристы приезжают только на питчинги, встречи и для подготовки к презентациям дипломных работ.
- Обычно ваш учебный год заканчивается в июле, а начинается в сентябре. Как будет в этот раз, учитывая, что окончание предыдущего пришлось перенести на август?
- Мы начнем как обычно, 15 сентября. Единственная сложность здесь в том, что все приходится делать одновременно и параллельно: с одной стороны, приходят абитуриенты и первые зачисленные студенты (такие тоже есть, мы уже провели ряд собеседований), а с другой - еще идут занятия предыдущего года, хотя раньше они заканчивались 15 июля. Но здесь есть свои плюсы, ведь таким образом абитуриенты могут не только в теории, но и на практике узнать, что их ждет, как происходит образовательный процесс. Иногда они попадают на лекции или спектакли, а иногда просто видят всю эту движуху, глубже вникают. Практика показывает, что это важно: глядя в график, новичок может подумать, что у него будет просто три занятия в неделю, а фактически бывают заняты все семь дней с утра до вечера, а иногда и до ночи. Так что сейчас абитуриенты могут увидеть более полную картину и знать, к чему готовиться в процессе обучения.
Учитывая изменившийся график, нам все же пришлось переформатировать ряд весенних ивентов для абитуриентов. Например, в апреле мы планировали проводить дни открытых дверей и встречи с кураторами, но все это пришлось перенести в онлайн. Надо сказать, статистика мероприятий была довольно хорошей: на встречи регистрировались больше ста человек, а людям из регионов с таким форматом было даже проще. В остальном мы работаем в прежнем режиме, только, пожалуй, в два раза больше и быстрее (улыбается).
- Расскажите, как был организован процесс онлайн-обучения: какие программы использовали, как администрировали?
- У каждого студента есть личный календарь, где он видит все свои занятия на ближайший месяц. Какие-то изменения в расписании у него стразу отображаются, приходят уведомления. В онлайне мы работали точно так же, просто используя Zoom. Большинство преподавателей работали из дома, но нескольким было комфортнее приезжать в школу и включаться отсюда. По большому счету процесс не изменился, а в некотором смысле стал даже удобнее. Как говорят наши сценаристы, на карантине, когда лекция заканчивается, ты просто идешь из одной комнаты в другую, а раньше приходилось долго выбираться с Троещины (смеется).
Поскольку на карантине сидели все, причем не только в Украине, у нас появились возможности, которых раньше не было. Например, получилось договориться об онлайн-встрече с Александром Роднянским, которого в других условиях мы бы вряд ли выловили (или делали бы это намного дольше). Было еще несколько интересных встреч с зарубежными профессионалами, среди которых оператор «Пилы» Дэвид А. Армстронг и американский актер Питер Вробел. Так что карантин определенно помог навести онлайн-мосты, и это безусловный плюс.
- Чтобы это все сделать, вам пришлось привлекать дополнительные ресурсы или обошлись силами UFS?
- Здесь тоже обошлось без изменений. В офлайне на каждой лекции есть администратор, который полностью занимается ее подготовкой и организацией, и в онлайне все происходило точно так же. Модератор организовывал конференцию в Zoom, отправлял всем ссылку, подключал студентов и преподавателей. Наши обычные лекции проходили в закрытом формате, но некоторые события - как, например, встречу с Роднянским - мы делали открытыми, выводя в YouTube.
- Как отреагировали на дистанционное обучение студенты? Как они оценивали качество образовательного процесса?
- По-разному, мы же все творческие люди (улыбается). Каких-то глобальных минусов не было, а из однозначных плюсов - больше времени на изучение и подготовку материала. Кроме того, многие приспособились делать в онлайне то, что раньше происходило только вживую: кто-то проводил кастинг, а ребята-актеры даже разыграли сцену на четверых, хотя каждый находился у себя дома. В общем, качество образовательного процесса не только не пострадало, но и улучшилось - появились новые возможности. Те же актеры могли сразу увидеть себя на экране, им приходилось учиться работать, не видя вживую эмоций партнера - а это сложнее.
- А преподаватели как отзывались об организации? И все ли остались с вами - возможно, онлайн кого-то отпугнул?
- Наш постоянный штат - и преподаватели, и команда UFS - состоит из 33 человек, это немало. Все они остались с нами. Особых сложностей не было, но администраторам приходилось регулярно поддерживать со всеми связь, чтобы сделать работу комфортной. Кому-то было удобно в одно время, кому-то - в другое, кто-то читал лекции из дому, кто-то приезжал в школу или просто садился в машину и включался оттуда, потому что дома дети. Кстати, из-за этого было много забавных моментов, которые в итоге всех нас сблизили - несмотря на то что расстояние разделило. Кроме того, мы регулярно устраивали онлайн-собрания и с преподавателями, и со студентами - пожалуй, даже чаще, чем в обычном режиме, проводили различные опросы. Мы понимали, что карантин - непростой период для всех, поскольку нет возможности личного общения, но старались его компенсировать. В итоге все адаптировались и справились прекрасно.
- Сейчас в Украине обсуждают возможность гибридного общеобразовательного процесса, и вы тоже отмечаете, что в онлайн-формате есть свои плюсы. Есть ли вероятность, что в следующем учебном году, даже если пандемия спадет, вы внедрите его в программу?
- Пока в онлайне у нас остаются лекции, собирающие много людей, - такое обычно случается по субботам, бывает до 90 человек. Также онлайн намного удобнее для встреч с иностранными спикерами, даже если они приезжают к нам - это экономит и время, и ресурсы. Однако это справедливо только для лекций - занятия, предполагающие практику, таким образом не организуешь.
Вообще я очень надеюсь, что следующий учебный год пройдет в традиционном офлайне, а возможности онлайна будут приятным бонусом. Теперь, как следует его опробовав, мы с новыми силами взялись за разработку дистанционного курса для регионов. Это будет комбинированная история, ведь в креативных профессиях без живого общения не обойтись, но у потенциальных студентов не будет необходимости переезжать в Киев на целый год.
- Уже можете рассказать подробности?
- Во-первых, курс будет намного короче - программа не до конца готова, но, думаю, все продлится месяца три. По нашему плану теоретическая часть будет преподаваться онлайн, а в выходные - хотя бы раз в месяц - мы будем приезжать, например, во Львов и устраивать практические интенсивы. В конце курса студенты приедут к нам, чтобы представить свои итоговые работы.
- Подобные курсы будут для всех направлений?
- Пока мы работаем над актерским и сценарным курсом, а дальше будем ориентироваться на запрос аудитории.
- Получается, кое-какие кинопрофессии освоить в онлайне все же можно?
- Да, например, профессию сценариста - переход в онлайн для этого курса был самым безболезненным. Не зря говорят, что карантин для них - золотое время (смеется). С актерским мастерством сложнее - тут, я бы сказала, где-то 70/30, а в режиссуре, наоборот, 30/70. А вот операторской работе в онлайне научиться почти невозможно - практика в этой профессии является определяющей.
- Карантин как-то повлиял на спрос со стороны потенциальных студентов? Говорят, оставшись без работы, многие заинтересовались образованием...
- Мне кажется, во время карантина только самый-самый ленивый не проводил мастер-классы (смеется). Но у нас другая история - мы и так это делаем регулярно, будучи образовательным проектом. Да, наши открытые лекции пользовались спросом, но я бы не сказала, что это связано с карантином - такой формат в принципе популярен. Что касается абитуриентов, то пока не могу сказать, стало ли их больше: у нас существенно сместились даты набора (раньше собеседования начинались в середине мая, а теперь - в июле), так что еще рано делать выводы. Правда, уже сейчас понятно, что тренды не изменились: самыми популярными остаются актерский и режиссерский курсы. Думаю, свою роль сыграет финансовая история - сейчас чаще спрашивают, можно ли платить в рассрочку. Возможно, ближе к концу лета всплывут еще какие-то нюансы, но пока мы их не заметили.
- У вас также есть направление киноканикул для детей Cinema Kids. Как карантин повлиял на работу этого проекта?
- Пришлось отменить все весенние смены, но мы быстро сориентировались и запустили киноканикулы в онлайне. Это был большой риск, мне казалось, что дети и так под завязку загружены онлайном - перед глазами были бледные соседи-школьники, с трудом выходившие подышать воздухом в перерывах (смеется). Но мы не прогадали: проект пользовался большой популярностью, дети с радостью снимали фильмы в домашних условиях, да и родители были счастливы. Сейчас у нас закончилась первая послекарантинная смена в оффлайне, и количество детей в обоих случаях было одинаковым.
- Одновременно с началом карантина - в марте - вы анонсировали масштабный проект Student Hub. Molodist, который должен был пройти на базе кинофестиваля «Молодость». На какой он стадии? Судя по информации на сайте, даже регистрация для участников еще закрыта, хотя «Молодость» пройдет уже в конце августа.
- А вот это - одно из самых больших карантинных огорчений. Мы работали над проектом с декабря, а в апреле должна была стартовать активная фаза. На подготовку было заложено три месяца. Но к сожалению, из-за карантина все пришлось отменить, и больше всего на это повлияло закрытие границ. Фишка была в том, чтобы привезти в Украину семь европейских киношкол - мы уже со всеми встретились, обо всем договорились. Предполагался большой образовательный хаб, где в течение недели украинские и европейские студенты могли бы обмениваться опытом, учиться друг у друга и различных преподавателей, а в конце - снять, смонтировать и презентовать собственные картины. Но и это еще не все: площадка задумывалась еще и как место для новых профессиональных знакомств и связей - там могла бы родиться не одна успешная копродукция. Разумеется, в онлайн-формате все это невозможно, поэтому проект пришлось приостановить. Но в любом случае от идеи мы не отказываемся: надеюсь, в следующем году обстановка изменится и мы все-таки воплотим ее в жизнь.
Напоследок Алена провела нас в павильон, где как раз проходило занятие операторского курса UFS
Как видите, процесс кипит, студенты учатся, и скоро профессиональных операторов на рынке станет больше, несмотря на карантин.
Этот материал создан в рамках тематического развития спецпроекта MBR «Снять корону» - «Снять корону: образовательные проекты». События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.
Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США.