Нам повезло жить в мире, где у знаний нет преград. Какая бы пандемия не бушевала за окном, у каждого есть возможность расширить кругозор, нажав всего пару нужных кнопок и - благо, желающих стать проводниками в мир опыта и мудрости на карантине только прибавилось.
Вчера под эгидой Ukrainian Film School состоялась онлайн-встреча с Александром Роднянским. Мероприятие в первую очередь предназначалось для студентов UFS, однако послушать опытного продюсера могли и другие. Я тоже не смогла пройти мимо такой возможности, а потому знаю, что пандемия для Роднянского не стала большим откровением (по его словам, она лишь запустила в киноотрасли процессы, зревшие давно), коронавирусу не удастся убить кинематограф (разве что, последний подстроится под новые реалии и станет более событийным), а серьезные кинофестивали не уйдут в онлайн (здесь Александр солидарен с Андреем Халпахчи - фестивали важны встречами, знакомствами и атмосферой).
Кроме того, Роднянский не пожалел для молодой поросли советов, с помощью которых у них есть все шансы стать кинематографистами с мировым именем. Вот они - из первых уст:
1. Больше читать, меньше смотреть. Читайте хорошую качественную литературу, потому что нужно обрести собственный круг чтения, научиться сначала представлять, а уже потом - видеть. Так вы сможете самостоятельно отыскать свой баланс в искусстве. Хорошие книги стоят того, чтобы прочесть их дважды. Помните, что гуманитарная наука во многом строится на чтении, а умение проговаривать культурные коды приходит именно из литературы.
2. Не врите себе про себя. Очень часто люди, особенно начитавшись маркетинговых пособий, инструкций и учебников, начинают себя зомбировать всякими мантрами из серии «я сумею, я смогу, я лучший». Но на самом деле каждому человеку нужно сперва разобраться в себе: понять, что по-настоящему интересно, что важно. В «Сталкере» Тарковского была Комната желаний, где можно было получить что угодно: один из персонажей входил туда, желая спасти сына, а вышел с мешком денег. Чтобы такого не случилось, нужно честно ответить себе на вопрос, чего вы на самом деле хотите. Спрашивайте себя, зачем вам нужен кинематограф, что именно с его помощью вы хотите сказать? Это сложный процесс, занимает очень много времени, но научиться не врать себе очень важно.
3. Этот совет вытекает из предыдущего: постарайтесь найти свой гармоничный внутренний голос, свою интонацию. Пусть это будет очень скромная вещь - не бойтесь идей, которые внешне звучат не слишком впечатляюще. Кто-то говорит, что хочет мегапроект, а ваше желание - лишь сделать серию короткометражных документалок? Если это искренне и вы «горите» идеей - это уже дорогого стоит: в итоге реализация может оказаться намного лучше, чем тот мегапроект, который еще неизвестно, состоится или нет.
Надеюсь, мудрость Роднянского вам пригодится не только в нынешние непростые времена, но и в будущем. Не благодарите.