Вызванный пандемией карантин внес ощутимые изменения в жизни многих из нас. Невозможность собираться большим количеством человек стала причиной закрытия предприятий и отмены множества ивентов. В числе последних оказались не только фестивали, но и телепроекты - например, шоу «Голос страны».
В марте, когда по всей Украине был объявлен карантин, создатели проекта заявили, что три прямых эфира (5, 12 и 19 апреля) будут сниматься без зрителей. Однако спустя время и этот расклад пришлось переиграть. Этап нокаутов был продлен на два эфира, в новом формате предстояло пройти только суперфиналу. Конечно, можно было бы пойти по примеру American Idol, раздав всем участникам телефоны с качественной камерой, и полностью перевести шоу в онлайн-режим. Или вообще перенести шоу на осень. «Плюсы» же решили пойти другим путем - провести прямой эфир с помощью всех благ диджитала.
Сразу оговоримся: на картинку такой расклад не повлиял. Разве что количество человек на сцене уменьшилось до одного. Тем не менее в зале все было настолько технологично, что нехватки чего-либо не ощущалось.
Более того, поскольку на первом этапе судей выводили на экраны только после номера, зрителю не приходилось отвлекаться от пения и номера на разговоры, не всегда уместные заигрывания Дана Балана и Тины Кароль или постоянные поцелуи Потапа и Насти Каменских (в эфире - строго ПТП и NK).
Учитывая, что такой формат на нашем телевидении был реализован впервые и этот «блин» не вышел комом, мы решили обсудить увиденное с руководителем направления «Большие развлекательные шоу» продакшена «Плюсов» Владимиром Завадюком.
Как, кем, сколько и в каких условиях готовился суперфинал юбилейного, 10-го «Голоса страны» - давайте разбираться.
Подготовка
Отменить шоу - проще всего, однако команда «Голоса страны» решила пойти сложным путем и все-таки провести суперфинал в условиях карантина. И безусловно, подготовка в этот раз была более тщательной и длительной - дабы предусмотреть возможные форс-мажоры по максимуму.
- Мы сразу понимали, что варианта с переносом нет, - говорит Владимир Завадюк. - Наш зритель слишком любит шоу и очень ждал финала. Да и актуальность проекта была бы утрачена. Потому мы пошли по другому плану: увеличили количество программ с нокаутами с двух до четырех, впервые за 10 лет сделали спецвыпуск «Голос. Лучшее», чтобы дать себе больше времени на подготовку, вспомнили яркие выступления финалистов и других звезд, чей путь когда-то начался на нашей сцене. Затем был финал в особенном диджитал-формате. В целом активная подготовка длилась более трех недель, и за этот период участники нашей команды ни разу не виделись - все совещания проходили в мессенджерах.
Вариант стопроцентного онлайн-формата по примеру American Idol команда «Голоса страны» не рассматривала.
- Должна быть выдержана грань между реальным и диджитальным, - уверен Владимир. - Думаю, на телевидении это будет тренд ближайших лет. Если вы обратили внимание, визитки, интервью и номер opening снимали сами участники. Режиссер просто готовил их и руководил процессом. Даже спонсорские проявления были сняты дома на телефон. Думаю, визитки мы будем делать подобным образом и дальше, потому что так они выходят живее и естественнее. Не вижу надобности снимать их как раньше.
Идея провести часть эфира в онлайн-режиме родилась у Владимира и режиссеров-постановщиков шоу - Натальи Ровенской, Натальи Лысенковой и Марии Григоращенко - одновременно. Затем последовали совещания в ZOOM (там же, кстати, беседовали с Владимиром и мы), а также отдельные встречи небольшими группами до пяти человек. Некоторые сотрудники ездили на освоение локации и тестирования поодиночке, снимали происходящее и затем докладывали остальным, как обстоят дела.
Сцена в форме куба строилась быстрее обычного - всего три дня. Кстати, зрители ее потом сравнили со сценой из «Черного зеркала». Сам Завадюк говорит, что сериал смотрел, но сходство заметил, лишь прочитав комментарии. А вот форма куба неслучайна: такой формат идеален на карантине, ведь участники находятся на безопасном расстоянии от всех. Сцену разрабатывали постоянные подрядчики «Голоса» - «Технология и дизайн», Alight и Mediatech.
Кто смотрел эту серию «Черного зеркала», тот поймет
Каждый тренер вещал в режиме онлайн из дома. И конечно, этот этап тоже требовал определенной подготовки - не будут же судьи самостоятельно настраивать трансляцию и выстраивать кадр! На дом к каждому наставнику выезжали по два сотрудника технической группы - безусловно, в респираторных масках, перчатках и после температурного скрининга. От сценаристов, журналистов и режиссеров было решено отказаться, чтобы максимально сократить количество людей в доме тренеров. Гримировались они либо сами, либо при помощи своих, проверенных специалистов. Во избежание форс-мажоров со связью, как это часто бывает, дома у всех тренеров установили мощные роутеры.
На связи были и зрители проекта, так что все аплодисменты реальные, никакой бутафории
- Честно говоря, начав работать из дому, я и сам поменял роутер, так как понял, что предыдущий все эти онлайн-встречи не осилит, - шутит Завадюк.
Был еще один сложный момент: двое финалистов находились в Казахстане и приехать по понятным причинам не могли. Но это не помешало им появиться в финале - команда дистанционно записала выступления участников, и выглядели они очень даже ничего.
- Сейчас в мире проводится множество музыкальных марафонов от звезд, поэтому неудивительно, что какое-то «выступление» происходит из дома, - говорит Владимир Завадюк. - Тут была та же история. Мы понимали: некоторые участники оказались в особенных условиях - из-за карантина они находились в других странах. Но было важно обеспечить и для них достойный дистанционный уровень выступлений. Их отсняли немного заранее, одним дублем, чтобы избежать технических сюрпризов в прямом эфире и никого не подвести. Мы предварительно готовили их, дистанционно решали проблемы - этим вопросом занимался музыкальный продюсер Руслан Квинта. Кроме того, максимально создавали им атмосферу, используя «домашние» спецэффекты: Индира развевала волосы феном, Ерлан пел на фоне созданной дома мини-декорации.
Заранее были записаны и музыканты, которых впервые за 10 сезонов в павильоне не было. Делать номера под «минус» не хотели, а потому оформили все с помощью технологии Kinect.
Номер Тины Кароль с Даном Баланом также был записан накануне - у певицы дома.
Эфир
В день суперфинала в павильоне посменно работали 80 человек - в разное время, в разных помещениях павильона и за его пределами. Удаленно над эфиром трудились примерно 150 человек. Для сравнения обычно на площадке «Голоса страны» работают около 400 сотрудников.
В павильоне действовала четкая схема маршрутизации, разработанная исполнительным продюсером, чтобы сотрудники не пересекались в одних и тех же точках.
- Этот вопрос был серьезно изучен нами, мы разработали специальную схему действий, - вспоминает Завадюк. - Была обеспечена охрана, чтобы в павильоне находились только сотрудники из заранее согласованного списка. На входе все проходили обязательный температурный скрининг, по коридорам нельзя было передвигаться без респираторной маски и перчаток. Также службам были выданы специальные очки. Наши сотрудники - сознательные и все до единого соблюдали правила. На контрольных точках, конечно же, были антисептики - для обработки рук перед входом в павильон и перед выходом в зал. И безусловно, по несколько раз за эфир дезинфицировались все помещения и поверхности, а в гримерках были установлены специальные лампы. Также наши линейные продюсеры следили, чтобы люди передвигались максимум по двое и не создавали толп.
В павильоне было несколько изолированных помещений, в одном из них на «зеленке» работали ведущие - Катя Осадчая и Юрий Горбунов.
Периодически они перемещались в студию ТСН с помощью специальной технологии Motion Tracking. Ведущие работали на точке, где не пересекались ни с кем, кроме оператора. На сцене же они появлялись с помощью проекционного экрана в виде голограмм.
Ну и самое интересное - система, с помощью которой переключались кадры во время прямого эфира. Нет, это был не ZOOM, а специально разработанная техническим директором Александром Ковтуном программа.
Тренеры в кадре появлялись благодаря усовершенствованным телевизионным эффектам. Процессом руководил главный режиссер ПТС, для чего пришлось увеличить количество сервисных возможностей. Нечто подобное можно увидеть во время прямых включений в новостях.
У режиссера было очень много каналов - раза в три-четыре больше, чем в ходе обычного эфира. Ему надлежало вовремя выбрать правильную кнопку, чтобы вывести нужный кадр либо в эфир, либо на экран в зале. Кстати, для включения в эфир тренеров использовались виртуальные фоны - зрители могли их видеть, когда те как будто сидели в своих красных креслах. Эта система тоже была создана техническим директором. А еще были эмоджи, периодически появлявшиеся в кадре во время комментариев судей, - сердечки, аплодисменты, бриллианты. Ими управлял Владимир Завадюк.
- Более того, в номерах участников была использована максимально усовершенствованная технология alfa-канала, Инста-маска для номера Марии Кондратенко, - добавляет он. - Впервые на украинском телевидении режиссеры-постановщики проекта во время прямого эфира использовали систему Notch, которая позволяла создавать яркие номера онлайн, видоизменяя графику в зависимости от музыкальных и вокальных «перепадов» на сцене.
Впрочем, если на украинском телевидении такое технологическое решение применили впервые, то мировые звезды - Jay-Z, Billie Eilish, BTS и другие - уже используют эту технологию в своих выступлениях. Кроме того, в одном из номеров впервые применили водопад из лазера - технологию, разработанную в Лос-Анджелесе, а воплощенную в Украине.
В общем, никто бы не удивился, если бы в случае победы иностранного участника ему или ей тут же отправили виртуальный кубок. Но победу, как вы помните, одержал украинец Роман Сасанчин, принеся очередную звездочку на фюзеляже Тине Кароль.
Выводы
Цифры. Суперфинал собрал долю 16,06% по аудитории 18-54, 50+; 16,17% по 14-49, 50+ и 16,77% по 18+, 50+. Средняя доля всего сезона по аудитории 18-54, 50+ составила 16,02%; по 14-49, 50+ - 15,72%; по 18+, 50+ - 15,99%.
Цены и уровень сложности. По словам Владимира Завадюка, такой формат эфира обошелся каналу не дороже стандартного суперфинала. Но конечно, ощутимо тяжелее в плане организации.
- Для нашей команды маржинальность проекта, как и цифры, очень важна, потому что телевидение - это бизнес, - говорит продюсер. - Для меня ценно разумное использование ресурсов. И точно могу сказать: такой формат обошелся нам не дороже. Хотя в реализации все было сложнее, безусловно. Мы могли пойти проторенной дорожкой и перенести шоу на осень. Но я считаю, что именно в моменты кризиса возникают отличные идеи. Из кризиса мы выйдем, будучи на шаг впереди конкурентов.
Эфир оказался настолько технологичным, что на комплименты не скупились не только коллеги с «Плюсов», а и конкуренты с других каналов.
- Сообщений было много, - вспоминает продюсер. - Все они были позитивными и поддерживающими - это очень приятно, когда и конкуренция есть, и дружба. Мы в своих шоу о конкурентах никогда не будем отзываться плохо. Если они произвели что-то крутое - почему бы это не признать. Более того, хочу в который раз напомнить, что я всегда за любые коллаборации. Не вижу проблемы в том, что звезды других каналов будут участвовать, например, в «Танцах со звездами», хотя раньше многие не могли, им запрещали. То, что сейчас происходит в мире, всех нас сильно изменит и покажет: нужно присутствовать на разных площадках. Коллаборация - тренд нашего времени.
Сам же Владимир не скупится на комплименты своей команде. Помимо уже перечисленных коллег он выражает благодарность главному режиссеру и режиссеру ПТС Андрею Музыке, исполнительному продюсеру Анне Аксютенко, главному сценаристу Оксане Лисненко, старшему режиссеру визиток Антону Пельноватых, стар-продюсеру Майе Двалишвили и всей творческой группе, которая сделала финал возможным. В общем, запомните эти имена.
И пожалуй, один из главных моментов суперфинала - он был благотворительным. Средства, собранные от продажи рекламы во время финала и голосования, пойдут на помощь украинским медикам, борющимся с COVID-19. Эта сумма (627 407 грн) стала первым взносом в благотворительном музыкальном марафоне «Ты не один», что стартовал в эфире «1+1» 3 мая.
Ну а для тех, кому мало всего вышенаписанного, «Плюсы» подготовили видео о том, как делался суперфинал:
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.