Есть люди, беседы с которыми довольно сложно вместить в короткий материал. В эту категорию, конечно, входит и Сергей Притула - телеведущий, актер, креативный продюсер, руководитель шоу «Вар'яти», волонтер и еще много «и». В первой части интервью мы с Сергеем успели поговорить о его черном списке изданий, журналистской этике и прошлогоднем скандальном Нацотборе на Евровидение. Во второй Сергей рассказал, почему в Украине так мало топовых телеведущих, как он относится к «Трансформации» и метит ли на место мэра Киева.
- О журналистах мы поговорили - теперь об украинских телеведущих. У меня сложилось впечатление, что ситуация с ними довольно печальная: есть Притула, еще несколько знакомых лиц, и все. У тебя нет ощущения отсутствия конкуренции?
- С ведущими у нас действительно печаль. Мне кажется, что очень плохо работает селекция на каналах. Никто не хочет рисковать и брать молодых нераскрученных людей, без большого опыта. Одни и те же лица - это ведь как-то неправильно. Да, они иногда меняют каналы: поработал на «Новом» - перешел на «Плюсы», поработал на «Плюсах» - перешел на «Интер». Или перешла (смеется). Говорил о Доманском, а вышел творческий путь Ольги Михайловны. К тому же после последних выборов Украина недосчиталась двух ведущих - Владимира Александровича и Саши Скичко. Вова Остапчук есть, и мне очень хочется, чтобы появился такой проект, в котором бы он раскрылся. Я вообще рад, что он таки не эмигрировал в Канаду - если бы еще он свалил, то вообще была бы грусть-печаль. Саша Педан пошел в диджитал, нашел себя там, стал блогером, и у него это получается. Также занимается очень важным делом - прививает детям любовь к спорту вместе с проектом JuniorZ.
Ничто так не мотивирует, как хорошая конкуренция. Ее отсутствие может привести к тому, что ты начнешь двигаться по инерции, а это путь в никуда
Глядя на рынок ведущих в Украине, могу сказать - хочется, чтобы уступали дорогу молодым и перспективным. Впрочем, виноваты не только каналы, но и ведущие. Я часто даю мастер-классы по Украине, и люди спрашивают, как же стать успешным в этой сфере, как с районного телевидения попасть на тот же «Новый канал». Говорю: «Ну вы хоть на кастинг сходите!» Как в анекдоте про мужика, который просил у бога миллион, а тот ему отвечал, что хотя бы лотерейный билет купил, чтобы он мог помочь. В общем, ситуация на рынке такова. Когда меня малой спрашивает: «Папа, зачем ты так много работаешь?» - объясняю вот что: за 14 лет работы в Киеве я видел много раз, как кто-то, кто достиг вершины, решал, что может расслабиться, и быстро скатывался на самое начало. Ведь мало вылезти наверх, там еще надо удержаться. И ничто так не мотивирует, как достойная конкуренция. Ее отсутствие может привести к тому, что ты начнешь двигаться по инерции - а это путь в никуда. Потому я до сих пор веду четыре проекта в год на «Новом канале» и два на СТБ.
- Ты же, наверное, понимаешь уровень своего успеха. Чувствуешь, что можешь себе многое позволить? Отказываться от обложек, задавать провокационные вопросы на Нацотборе...
- Слушай... Обложки эти - вообще же не главная цель. Хотя был случай, когда пиар-менеджер одного персонажа выносил мозг пиар-руководителю одного из каналов на тему, почему у его ведущего так мало обложек. И ему ответили, что за год их целых четыре было! На что получили ответ - это слишком мало, надо еще. «Вот смотри, у Притулы не было ни одной, и он чего-то не комплексует», - сказала пиар-руководитель канала. Вот я реально не рефлексирую по этому поводу. Не знаю, как уровень ведущего влияет на то, резко он разговаривает с кем-то или нет, отказывается от обложек или нет. Знаешь, буквально вчера вспоминал такой инцидент. Году в 2009-м в студию «Подъема» пришел Борис Моисеев. Мы были с Олей вдвоем, Педан куда-то уехал. И мы сидели с ним, говорили о чем-то, я спросил у него о слухах, будто он женился. Он подтвердил. И я такой говорю: «Так что, получается, вы не гей?» Это было 10 лет назад, у меня еще не было наращенных мышц телеведущего, однако это не означало, что не могу показывать зубы. Ты бы видела, какая у него была паника в глазах и как пыталась спасти ситуацию Оля - мол, все говорят, у меня нетрадиционная ориентация, так что я у всех такое спрашиваю (смеется). Ах ты, нож мне в спину засадила! (Смеется.) В общем, мне кажется, что всегда будет спрос на людей, у которых есть субъективное мнение. В работе ведущего многое зависит от того, кто «подает снаряды» - то есть редактора, хороший тандем редактора и ведущего дает отличный результат. Когда ведущий просто «говорящая голова» - это другое дело. Стержень, свое мнение - очень важны для зрителя. Да, ты не будешь нравиться всем, но у тебя появится своя аудитория.
- Если уж речь зашла о ведущих... новое шоу с Фреймут смотрел?
- Нет, я читал обзор, там все достаточно красиво и по полочкам расписано: почему эта программа - адский ад. Есть журналисты, вкусам которых я доверяю. Будет не очень корректно обсуждать этот ТВ-контент, так как сам его не смотрел. Просто скажу, что читал много не очень лестных отзывов, да и цифры видел.
- Как ты вообще относишься к такому хождению по каналам? «Интер» - последнее место, где я ожидала увидеть Фреймут, например.
- Ну почему же? Думаю, мы еще непременно увидим ее в прогнозе погоды на «112 Украина» (улыбается). Не хочу быть человеком, который обсасывает ее переходы с канала на канал, удачные или неудачные проекты. Мне хватило одного перехода Оли - на «Плюсы», точнее, того, как это происходило. Тогда была пройдена точка невозврата. Далее я просто наблюдатель. Ее карьера - не моя забота, да и моя оценка ей вряд ли очень нужна.
- Однако на шоу «ОЛЯ» ты как гость приходил...
- Да, ведь это была личная просьба Владимира Владимировича Локотко. Не как руководителя, а как мужчины. Я понимал, что для него это важно, и на его месте поступил бы так же. С Локотко отношения складывались всяко-разно, но одно могу сказать точно: он ни разу меня не кинул. И это очень большая редкость для телеменеджеров высокого звена. Мало в каких случаях остается хорошее послевкусие от работы с человеком. Поэтому я не видел основания ему отказать. Оля Михайловна лично не приглашала - наверное, была слишком занята, или, может, номер мой стерся (смеется).
- А если говорить о звездах - кто сейчас самый востребованный как телеперсонаж? Ведь ты ведешь шоу, куда приходит много известных персон.
- На сегодня очевидно, что Оля Полякова. Она, конечно, довольно сложный человек в работе на площадке, порой ее бывает слишком много, будто шоу ведет она. Однако Оля всегда в топе, причем последние несколько лет. Однозначно в топе и Дима Монатик. А дальше надо прыгать по целевой аудитории. Для одних приход Олега Винника - повод впасть в истерику и заламывать руки от счастья, для других - переключить канал. Есть еще Влад Яма, который 12 лет умудряется вызывать очень положительные эмоции у женщин. Тогда Яма выходил на сцену на концертах Натальи Могилевской, и сыпалась штукатурка с потолка залов - он делал феерию. Прошло столько лет, он иногда бывает у нас на проектах, и реакция примерно такая же. Визга нет, но эти томные вздохи и улыбки на лицах - ничего не изменилось. Так и подмывает крикнуть: «Камон, он же лысый!» (Смеется.) Вот что это такое - иметь харизму. И разумеется, Леся Ивановна Никитюк. Она сейчас просто прет танком, ее очень трудно остановить, да и не надо. Прекрасна в работе и заслуженно в топе, рядом с Машей Ефросининой и Катей Осадчей, среди женщин-ведущих.
Нас часто упрекают, что в «Хто зверху?» приходят одни и те же персонажи. Я скажу так - Вася Вирастюк как приходил, так и будет приходить, потому что он реально в топе, камера его любит и у него отличное чувство юмора. А еще последние несколько лет мы приглашаем наших спортсменов, олимпийских чемпионов, причем не только медийных. И я благодарен каналу, что он пошел нам навстречу.
- Есть персонажи, которых звать снова тебе не хочется, потому что работать с ними как-то не очень?
- Какого-то черного списка нет, есть определенная проблема у продюсеров со мной, ведь прошу их не ставить меня в глупое положение. Ну, например, если я на всю страну говорю MARUV, что не совсем хорошо сейчас выступать в России, то вы меня поставите в глупое положение, когда рядом на проекте будет стоять человек, поступающий так же, и я ему должен быть рад. На самом деле очень много наших артистов там выступает, и обо всех ты знать не можешь. Иногда узнаешь об очередном «зашкваре» в день съемки или вообще на следующий. На Нацотборе хоть этот фильтр удалось поставить.
«Трансформация» дала возможность роста для людей, которые не могли раньше пробиться, потому что не по Сеньке шапка была
- И еще один пункт, о котором я хочу поговорить, - «Трансформация» в StarLightMedia. Многие твои коллеги оставили холдинг в этот период. Как ты относишься к процессу?
- Ты знаешь, а мне нравится. Нравится «Трансформация». Конечно, хуже всего - терять ценные кадры, а их ушло много. Я этих людей очень люблю и уважаю. Жаль, что так случилось, у них был невероятный багаж опыта. Однако «Трансформация» дала возможность роста для людей, которые не могли раньше пробиться, потому что не по Сеньке шапка была. Людям из коллективов дали возможность расти. А нет более мотивированного человека, чем тот, который чувствует, что в него поверили. Иногда даже не финансы становятся такой мотивацией. Да, «Трансформация» размыла определенную принадлежность каналам - нет уже «эстэбэшников» и «новоканальцев». Но я стараюсь сохранить нашу идентичность хотя бы тем, что, как и раньше, вместе с маркетинг-департаментом «Нового канала» организовываю дважды в год корпоративы для своих, в том числе и бывших «новоканальцев».
- На твою работу изменения как-то повлияли? Помню, ты говорил, что у тебя за все эти годы с «Новым» не было контракта, все на честном слове держалось.
- Сейчас так или иначе приходится закреплять наши отношения в юридической плоскости. Я не очень влезал, жена смотрела бумаги - буквально два пункта подправили. Ведь должны быть определенные обязательства. Ну, просят в том договоре вовремя приезжать на съемки, быть опрятным - какие-то такие моменты.
- Как тебе работается с новой командой «Ревизора» и «Страстей по Ревизору»? Смотрела пост-шоу, и, честно говоря, показалось, что тебя в нем как-то... маловато, что ли.
- Ну, ты, наверное, заметила, что в этом сезоне была одна модификация - я сидел. Все 12 выпусков «Страстей» сидел. Вообще благодарен каналу, что он пошел навстречу и перенес съемки, так как я должен был едва ли не на следующий день после операции идти в кадр. А нельзя было вставать на ногу, кость срасталась, я на костылях... Поэтому нашли такой компромисс - снимался сидя. В паузах как-то передвигался и садился на диван, например. Было дискомфортно, конечно, я привык стоять на ногах. «Сидячесть» убивает динамику. Плюс у нас полностью изменился состав команды: эксперты, ведущая, руководители, продюсеры, режиссер. Так что сначала притирались - первых выпуска четыре - дальше было легче. Вообще многое еще зависит от самого «Ревизора», а его бренд за последние годы очень размылся. Зрителя трудно удивить. Когда Фреймут была ведущей - все было понятно. Ушла она, пришел Абрамов - ну окей, просто поменялся ревизор. Затем Фреймут начала вести «Инспектор». Я уже ждал, что еще какой-то «шериф» появится в компанию ревизору и инспектору. И тут началось почкование - «Новый канал» делает спин-офф «Ревизор: Магазины». В это же время вновь меняется ревизор - приходит Тищенко, и параллельно вместо Фреймут в «Инспекторе» появляется Остапчук. Потом еще «ревизор красоты» Филонова возникает, и тут еще, блин, опять меняется ревизор. Я уже не говорю о появлении «Тайного агента». Слишком много ревизоров, трудно на ком-то сконцентрироваться. У Юли Панковой была нелегкая задача.
Одни боты пишут, что я продался Зеленскому, чтобы оттянуть голоса у Порошенко, другие - что наоборот. Я уже говорил: «Подружитесь между собой и гуляйте где-то на другой площадке»
- Ну и напоследок, конечно, о политике. Ты писал, что такого потока негатива, как после заявления о присоединении к партии «Голос», на тебя не лилось никогда. Как справлялся?
- Это все тоже надо делить на два, есть же всякие «ботофермы», и с ними бороться очень трудно. То есть когда я делаю какое-то заявление и ко мне в комментарии приходят две «ботофермы» конкурирующих политических структур - это смешно. Одни боты пишут, что я продался Зеленскому, чтобы оттянуть голоса у Порошенко, другие - что наоборот. Я уже говорил: «Подружитесь между собой и гуляйте где-то на другой площадке». Их работа - прийти и убедить аудиторию, что я «не то». В какой-то момент лопнуло терпение, набрал знакомого из одной из структур и попросил вычеркнуть мою фамилию из их методички. «Это не мы, это не мы», - говорил он. Ну а через день было полное спокойствие в комментариях, по крайней мере со стороны одной структуры.
Я не жалею, что пошел на эти выборы. Огорчился немного, что не прошел, но ничего. Меня «подкупила» команда «Голоса». Вакарчук не тянет на себя одеяло. Руководила партией на тот момент Юля Клименко, сейчас фракцию возглавляет не Вакарчук, а Сергей Рахманин. Вообще «Голос» - партия нелидерского типа. И это на самом деле сыграло с нами злую шутку. Украинцы не хотели голосовать за команду, им нужен лидер, который будет нести ответственность. Когда ты говоришь «мы» - значит «никто». Но мне эта сфера интересна, я из нее не выпадаю, часто подключаюсь. В конце концов я член политсовета партии «Голос», там всего девять человек.
Не хотел бы повторять ошибок тех, которые приходили сытыми людской любовью к власти и потом понимали, что они - баянисты, а им дали в руки гитару
- Ты видел соцопрос о том, кого киевляне хотят видеть мэром (Сергей Притула в нем лидирует. - Ред.)?
- Да.
- Есть такие амбиции?
- Вангую, что 2020 год даст нам ответы на все вопросы. Я пока присматриваюсь, ведь играть с любовью людей надо обдуманно. Не хотел бы повторять ошибок тех, которые приходили сытыми людской любовью к власти и потом понимали, что они - баянисты, а им дали в руки гитару. Если идти, то уж точно не одному - с хорошей командой, потому что твоя некомпетентность в каком-то вопросе может компенсироваться менеджерскими способностями и делегированием тому, кто в этом компетентен. Когда я буду понимать, что такая когорта людей у меня есть, сможем обсудить этот вопрос предметнее.
- Ты объездил много городов с концертами «Вар'ятів», так что имеешь некое представление о людях в нашей стране. А изменилось ли оно после того, как ты проехался по тем же городам в рамках предвыборной кампании?
- Конечно. Почему же сначала Владимир Александрович во время баллотирования спрашивал, за что на него сыпятся какие-то нападки, почему у него под домом люди стоят? Ведь артист привык пребывать в ауре комплиментарного интервью, когда беседа с тобой - это прям-таки предел мечтаний, тебя могут два часа ждать. И когда вдруг начинают выносить мозг по делу, ты не понимаешь - почему, ты ведь классный. Мне чутка проще, потому как последние несколько лет я с журналистами был в разных отношениях - мы с этого начинали разговор. У меня не всегда была теплая ванна в общении с людьми. Когда ездил не с концертами, сталкивался с разными ситуациями. Одна повторялась в каждом городе: только начинаешь говорить с людьми, нарисовывается один или два провокатора, которые пытаются сорвать встречу. Но я хорошо владею словом, меня трудно переговорить, поэтому я их «выносил». А еще мало кто спрашивает, что мы будем делать. Они спрашивают, почему не сделано это и это. В маленькие города редко приезжает власть, так что они даже твое покушение на власть воспринимают как свершившийся факт, будто ты - уже власть. А я при чем? Я приехал рассказывать, что буду делать.
- Твой коллега Андрей Шабанов недавно писал, что переживает кризис среднего возраста. Мол, уже и семья есть, и работа, всех целей достиг, а что дальше - непонятно. У тебя таких периодов не бывает? Не чувствуешь этого тиканья часов и паники в отношении чего-то нереализованного?
- Да нет. Еще много разных планов, еще не все сделал, чтобы сесть, оглянуться и сказать, что у меня какая-то хандра. Я не особо переживаю за свой возраст, ведь не чувствую себя на эти годы, и это меня очень радует.