Украинский кинематограф, кажется, уже точно знает, в каком направлении ему двигаться в своем развитии. Безусловно, это увеличение удельного веса национального кино как в культурной жизни Украины и всего мира в целом (имеются в виду фестивальные истории успеха), так и в украинском кинопрокате. По итогам 2018 года доля украинских релизов в общегодовых кассовых сборах кинотеатров составила около 8% (при среднеевропейском показателе на уровне не менее 20%). Как чувствует себя локальное кино на рынках Великобритании, Франции и Германии, Media Business Reports уже рассказывал. В этом же материале мы проанализируем кинорынки второй «мейджорской» тройки европейского континента - Испании, Италии и России.
Испания
Долгое время страна была «последним крупнейшим» кинорынком Европы, по крайней мере по кассовым сборам Испания с гордостью занимала устоявшееся последнее место в шестерке европейских «мейджорских» территорий. Однако в 2017 году кинотеатры Испании смогли опередить по выручке от реализации билетов своих итальянских коллег. Ситуация повторилась в 2018-м, хотя посещаемость кинотеатров в прошлом году снизилась по сравнению с показателями 2016-2017-го. При этом следует отметить, что количество киноэкранов в Испании заметно меньше, чем в той же Италии. Да и вообще она наименьшая среди всех «мейджорских» европейских стран. Впрочем, если посмотреть не на общее количество экранов, а на соотношение количества кинозалов к количеству населения страны, то по этому показателю Испания опережает Великобританию, Германию, Италию и Россию, уступая только Франции. На каждые сто тысяч жителей здесь приходится около 7,7 экранов. А испанец ходит в кино в среднем 2,1 раза в год.
В общем, ситуация на кинопрокатном рынке Испании выглядит так.
Кинорынок Испании, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, € млн |
571 |
600,8 |
591,3 |
585,7 |
Проданих квитків, млн |
94 |
100,3 |
100,2 |
97,3 |
Частка національного кіно, % від загальної каси |
18,9 |
18,1 |
17 |
17,6 |
Кількість залів |
3287 |
3453 |
3518 |
3593 |
Населення, млн |
46,62 |
46,56 |
46,57 |
46,72 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, € |
12,25 |
12,9 |
12,7 |
12,54 |
Залів на 100 тис. осіб |
7,05 |
7,42 |
7,55 |
7,69 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
2,02 |
2,15 |
2,14 |
2,08 |
Доля сборов национального кино в стране в среднем ниже, чем на других «мейджорских» территориях Европы. В течение последних четырех лет национальные релизы ежегодно собирают около 17-19% от общегодового бокс-офиса. Единственным исключением за последнее десятилетие, когда испанское кино собрало свыше 20% в своих кинотеатрах, был 2014-й - тогда доля локальных релизов в общих кассовых сборах составила 25,5% благодаря феноменальному успеху лишь одной ленты. Но об этом чуть позже.
Если же анализировать показатели прошлого года, то позиции испанского кино вряд ли можно назвать сильными. Самый кассовый фильм локального производства - спортивная драмеди «Чемпионы» - собрал в прокате $23,14 млн и занял только пятое место в общегодовом кинопрокатном рейтинге. На последнем месте в ТОП-10 самых кассовых релизов года расположилась еще одна лента местного производства - комедийный боевик «Суперлопес». Другие же самые кассовые национальные проекты не попали даже в первую двадцатку.
Локальное кино в испанском прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
Чемпіони Campeones |
23,14 |
Спортивна драмеді |
|
5 |
2 |
Суперлопес Superlopez |
14,35 |
Комедійний бойовик, фантастика |
|
10 |
3 |
Найкраще літо мого життя El mejor verano de mi vida |
9,13 |
Комедія |
|
21 |
4 |
Плем'я La tribu |
7,32 |
Комедія |
|
27 |
5 |
Блокнот Сари El cuaderno de Sara |
6,3 |
Пригодницька драма, містика |
|
32 |
В течение нескольких предыдущих лет релизы национального производства регулярно входили в тройку самых кассовых фильмов, однако стать абсолютным лидером местного кинопроката им не удавалось. Лучший результат 2017 года среди локальных релизов показала испанско-итальянская комедия «Идеальные незнакомцы» (Perfectos desconocidos), которая с бокс-офисом $25,8 млн заняла вторую позицию общего кинопрокатного рейтинга. На шестой строчке в том же году оказалась еще одна копродукция (на этот раз с США) - анимационная лента «Тэд-путешественник и тайна царя Мидаса» (Tadeo Jones 2) с результатом $21,3 млн.
Самым кассовым условно испанским фильмом (он также продюсировался компаниями США и Великобритании) в 2016-м стала анимированная фэнтези-драма «Голос Монстра» (A Monster Calls), которая со сборами $28,1 млн стала лидером местного кинопроката. Другие релизы национального производства того года собрали недостаточно, чтобы попасть в первую кинопрокатную десятку.
Если же говорить о реальных победах чисто испанского кино, то самой большой из них является романтическая комедия 2014 года «Восемь баскских фамилий» (Ocho apellidos vascos). Лента удерживала лидерство локального кинопроката в течение девяти уик-эндов, а всего «каталась» в кинотеатрах 35 недель. Суммарные кассовые сборы этой комедии превысили $76,4 млн, что является абсолютным рекордом для испанского проката.
Сумасшедшим успехом грех было не воспользоваться, поэтому в следующем году продюсеры выпустили в прокат еще один ромком - «Восемь каталонских фамилий» (Ocho apellidos catalanes). И снова попали в яблочко: фильм собрал $40,3 млн и уверенно возглавил рейтинг самых кассовых релизов Испании 2015-го.
Италия
Итальянцы из года в год все меньше ходят в кино. Поэтому в 2017-м страна уступила Испании по количеству проданных билетов, а в 2018-м - едва удержала мизерное преимущество над испанцами по объемам общего бокс-офиса. И это притом, что и население в Италии, и количество работающих кинозалов больше, чем в Испании. В среднем каждый итальянец в год ходит в кино чуть больше 1,5 раз, а на сто тысяч жителей в этой стране работает сейчас 6,7 киноэкранов.
Кинорынок Италии, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, € млн |
642,5 |
661,8 |
619,4 |
588,6 |
Проданих квитків, млн |
104,5 |
105,4 |
99,6 |
92,6 |
Частка національного кіно, % від загальної каси |
21,4 |
28,7 |
17,6 |
23,2 |
Кількість залів |
3495 |
3600 |
3880 |
4006 |
Населення, млн |
59,8 |
59,83 |
59,87 |
59,92 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, € |
10,74 |
11,07 |
10,36 |
9,84 |
Залів на 100 тис. осіб |
5,84 |
6,02 |
6,5 |
6,7 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
1,75 |
1,76 |
1,67 |
1,55 |
Доля национальных релизов в общем бокс-офисе после заметного проседания в 2017-м (до 17,6%) восстановила свои позиции и в прошлом году достигла 23,2%. Впрочем, это далеко не лучший показатель для итальянского кино: максимальным он был в 2011-м, когда местные ленты собрали около 37,6% общегодовой кинотеатральной кассы. Также довольно удачными для итальянского кино были 2007, 2010 и 2013 годы - тогда фильмы локального производства собирали в пределах 31-32% годового бокс-офиса.
2017-й вообще был атипичным и неудачным для итальянского прокатного кино: ни одна из национальных лент не смогла попасть в ТОП-10 самых кассовых релизов года. Однако такие ситуации, как ни прискорбно это звучит, случались и раньше. Лучший результат был у комедии «Добро пожаловать в Рим» (Come un gatto in Tangenziale), которая с результатом $11,1 млн заняла 11-ю строчку местного кинопрокатного рейтинга.
Прошлый год ознаменовался ростом общей доли фильмов национального производства в общих кассовых сборах и все же в индивидуальном зачете оказался для локального кино провалом. Успешной с точки зрения кассовых сборов в 2018-м была комедия «Дома все в порядке» (A casa tutti bene), которая собрала почти $11,2 млн и стала последней в первой десятке самых кассовых лент года. Еще три итальянские комедии расположились во второй десятке кинопрокатного чарта.
Локальное кино в итальянском прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
Вдома все гаразд A casa tutti bene |
11,18 |
Комедія |
|
10 |
2 |
Благословенне безумство Benedetta follia |
10,26 |
Комедія |
|
13 |
3 |
Найкращі друзі Amici Come Prima |
9,37 |
Комедія |
|
15 |
4 |
Бефана приходить вночі La Befana vien di notte |
8,77 |
Комедія |
Іспанія |
17 |
5 |
Ескобар Loving Pablo |
4,02 |
Кримінальний байопік, бойовик |
Болгарія |
39 |
Конечно, ситуация с прокатом фильмов национального производства не всегда была в Италии такой неудачной, как в прошлом и позапрошлом году. К примеру, в 2016-м комедия «У черта на куличках» (Quo vado?) просто-таки разорвала локальный бокс-офис, заработав в прокате невероятные $72,6 млн и более чем в три раза превзойдя бокс-офис своего ближайшего конкурента, которым, к слову, также стала локальная комедия «Идеальные незнакомцы» (Perfetti sconosciuti) с показателем $19,6. Еще три итальянские картины в том году вошли в первую двадцатку кинопрокатного чарта.
А вот 2015-й был крайне неудачным для национального кино - это первый год за десятилетие, когда местные релизы не попали в ТОП-10 (еще одним таким годом, как мы писали ранее, оказался 2017-й). В 2015 году самыми кассовыми были локальные комедии «Рождество с боссом» (Natale col boss) и «Каникулы на Карибах» (Vacanze ai Caraibi), которые, собрав $8,53 млн и $8,46 млн соответственно, заняли 13-ю и 14-ю ступеньки местного кинорейтинга.
Самым успешным релизом с точки зрения кассовых сборов в 2014 году была комедия «Чудеса случаются» (Si accettano miracoli), которая собрала $17,37 млн, и это позволило ей занять почетное третье место национального кинопрокатного чарта. Если заглянуть в более отдаленное прошлое, то достижениями с точки зрения бокс-офиса могут похвастаться ленты комедия «Солнце в зените» (Sole a catinelle), которая заработала $69,9 млн, что уверенно вывело ее на первое место итальянского кинопроката 2013 года, а также комедия «Какой чудесный день» (Che bella giornata), которая со сборами $59,37 млн возглавила рейтинг 2011 года.
В 2012 году лидером национальной киногонки также была комедия локального производства - «Добро пожаловать на север» (Benvenuti al nord). Ее бокс-офис в $34,5 млн не назовешь рекордным для итальянского кинопроката, но этого более чем достаточно, чтобы превысить кассовые достижения ближайшего конкурента (третьей части «Мадагаскара») почти на $5 млн. Кстати, в 2010-м касса национальной комедии «Добро пожаловать на юг» (Benvenuti al sud) составила $43 млн, однако конкурировать в том году пришлось с «Аватаром» Джеймса Кэмерона (фильм заработал в Италии более $93,7 млн), поэтому локальному релизу осталось довольствоваться почетным вторым местом.
Россия
Россия по итогам 2018 года стала второй страной Европы по количеству проданных кинотеатрами билетов, уступив лишь Франции. Однако стоит отметить, что за год до этого РФ впервые в истории заняла первое место европейского проката с точки зрения посещаемости кинотеатров. Общие кассовые сборы в России пока выше, чем в Италии и Испании, однако до показателей Германии, а тем более Франции и Великобритании, еще далеко. Также Россия сейчас занимает второе место в Европе по количеству киноэкранов (опять же, уступая Франции). При этом, учитывая количество населения, потенциал роста кинопрокатного рынка здесь является крупнейшим на континенте. В общем, каждый житель страны в среднем ходит в кино 1,4 раза в год, а количество кинозалов в пересчете на 100 тыс. населения составляет чуть более 3,5.
Кинорынок России, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, $ млн |
735,1 |
725,4 |
914,4 |
817,6 |
Проданих квитків, млн |
174,0 |
192,8 |
212,2 |
202,2 |
Частка національного кіно, % від загальної каси |
16,6 |
18,4 |
25,6 |
27 |
Кількість залів |
3993 |
4373 |
4801 |
5217 |
Населення, млн |
146,27 |
146,54 |
146,8 |
146,88 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, $ |
5,03 |
4,95 |
6,23 |
5,57 |
Залів на 100 тис. осіб |
2,73 |
2,98 |
3,27 |
3,55 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
1,19 |
1,32 |
1,45 |
1,38 |
С точки зрения доли фильмов локального производства в местном прокате Россия за последние два года сделала весьма заметный рывок. Если в 2015-2016-м доля российских релизов в общегодовом бокс-офисе не доходила до 20%, то в 2017-м превысила 25%, а в 2018-м достигла рекордных для этой территории 27%.
В прошлом году сразу три российские ленты вошли в ТОП-5 местного кинопроката, причем широко разрекламированная военная драма «Т-34» стала абсолютным лидером, заработав на продаже билетов $35,8 млн. Также мощным бокс-офисом отличились комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» и спортивная драма «Лед».
Локальное кино в российском прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
Т-34 |
35,83 |
Воєнна драма |
|
1 |
2 |
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел |
26,96 |
Комедія |
|
4 |
3 |
Лед |
26,48 |
Спортивна драма |
|
5 |
4 |
Тренер |
12,93 |
Спортивна драма |
|
19 |
5 |
Елки-7 |
11,37 |
Комедія |
|
21 |
В 2017 году самой большой кассой среди российских релизов может похвастать спортивная драма «Движение вверх», которая со сборами $46,5 млн стала лидером национального кинопроката. Еще один фильм местного производства - приключенческое комедийное фэнтези с элементами боевика «Последний богатырь» - заработал на продаже кинобилетов $30,43 млн и занял третье место в локальной кинопрокатной гонке. А вот фантастический экшен «Притяжение», сборы которого составили около $18 млн, стал лишь 11-м среди самых кассовых релизов года.
Лучшей по бокс-офису российской лентой 2016 года оказалось фэнтези-экшен «Викинг», заработавшее в прокате $26,83 млн и ставшее третьим самым кассовым проектом года. Еще одна национальная лента - «Экипаж» - с кассой $24,24 млн оказалась на шестой строчке кинотопа-2016. До этого, в 2015-м, анимация «Три богатыря: Ход конем» была самым кассовым релизом страны. Однако ее сборы в $12,9 млн отвечали только 14-й позиции годового киночарта.
В 2013 году в российских кинотеатрах триумфально прошла военная драма «Сталинград», сборы которой составили $52 млн, что более чем на $7 млн превысило кассу ближайшего конкурента - американского фэнтези-блокбастера «Хоббит: Пустошь Смауга». Впрочем, и до этого ленты локального производства периодически оставляли позади своих голливудских конкурентов. Так было в 2007 году, когда на первой строчке местного кинопрокатного рейтинга с результатом $50 млн оказалась комедия «Ирония судьбы - 2», к созданию которой приложила руку украинская «Студия Квартал-95». Так и в 2006 году, когда первую скрипку российского кинопроката со сборами $31,96 млн играл фантастический боевик «Дневной дозор». Так случилось и в 2005-м, когда пальма первенства бокс-офиса была у военной драмы «9 рота» (создана в копродукции с украинским телеканалом «1+1»), которая заработала на продаже кинобилетов в России более $25 млн. А переломным для национального кинематографа стал 2004 год: именно тогда впервые в истории лента локального производства опередила по общему объему кассовых сборов голливудские блокбастеры. Это был фантастический боевик «Ночной дозор», собравший в кинотеатрах невероятные для России того времени $15,9 млн.