Доля сборов национального кино в общем бокс-офисе в Украине последние пять лет демонстрировала постоянный рост. Рекордным в этом отношении стал 2018-й, когда релизы отечественнго производства заработали в кинотеатрах около 8% от общих кассовых сборов за год. Для сравнения: аналогичный показатель 2017-го составил 4,8%. Рост, как говорится, заметен невооруженным глазом. Украина уже догнала и перегнала немало европейских стран, но говорить о том, что мы хотя бы «дотянули» до среднеевропейской медианы, пока слишком рано. В Европе в среднем доля сборов релизов локального производства составляет около 23%. Конечно, это сродни замеру средней температуры по больнице. Поэтому мы решили внимательнее посмотреть на европейских лидеров - крупнейших и по объемам посещаемости кинотеатров, и по общим кассовым сборам. MBR проанализировал, как фильмы национального производства чувствуют себя в «домашнем» прокате на трех из шести европейских «мейджорских» территорий - в Великобритании, Франции и Германии (вторую «мейджорскую» тройку - Испанию, Италию и Россию - мы проанализируем в следующем материале).
Великобритания
Соединенное Королевство уже длительное время является крупнейшим кинорынком Европы с точки зрения кассовых сборов. Однако если анализировать количество проданных билетов, а также количество киноэкранов, работающих в стране, то по этим показателям Туманный Альбион довольно ощутимо уступает Франции. В среднем каждый британец за год ходит в кино 2,7 раза, а на каждые сто тысяч жителей в Великобритании приходится около 6,6 экранов.
Доля сборов национального кино в стране по официальным данным является едва ли не самой высокой в Европе (выше только в Турции). По данным British Film Institute, в прошлом году она составила 46,1%. Однако следует понимать, что под понятие «национальное кино» здесь подпадают все голливудские ленты, которые снимаются в копродукции с британцами. Если же рассматривать чисто британское кино (без голливудского участия), то его доля в прошлом году составила 13,2%. И это - самый высокий показатель за последние четыре года.
В целом ситуация на кинопрокатном рынке Великобритании выглядит следующим образом:
Кинорынок Великобритании, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, млн фунтів |
1240,38 |
1246,56 |
1278,7 |
1282,0 |
Проданих квитків, млн |
171,93 |
168,30 |
170,60 |
177,00 |
Частка національного кіно (з урахуванням копродукції зі США), % від загальної каси |
44,7 |
34,9 |
37,4 |
46,1 |
Частка британського кіно, % від загальної каси |
10,5 |
7,4 |
9,6 |
13,2 |
Кількість залів |
4046 |
4150 |
4264 |
4340 |
Населення, млн |
65,17 |
65,64 |
65,51 |
65,91 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, фунтів |
19,03 |
18,99 |
19,52 |
19,45 |
Залів на 100 тис. осіб |
6,21 |
6,32 |
6,51 |
6,58 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
2,64 |
2,56 |
2,60 |
2,69 |
Всего в прошлом году в британский прокат вышло 787 лент, что на 27 релизов больше показателей 2017 года. Из них 212 - это проекты американского производства, 182 - британские фильмы и еще 15 - голливудские картины британской копродукции. Эти 15 голливудско-британских релизов в общем сгенерировали около 32,9% всего годового бокс-офиса. При этом доля 182 независимых британских картин (в том числе и британско-американского производства, но произведенных не со студиями-мейджорами, а с независимыми американскими кинокомпаниями) составила 13,2%, а 212 американских фильмов собрали в британских кинотеатрах 51,3% суммарной годовой кассы.
Учитывая вышеприведенную статистику, неудивительно, что наиболее кассовыми британскими проектами являются произведенные совместно с Голливудом блокбастеры. Если посмотреть на статистику прошлого года, то четыре первые позиции в рейтинге фильмов национального производства занимают британско-голливудские ленты. И лишь пятым по объему сборов национальным фильмом является также копродукция со США (однако не с мейджорской голливудской студией).
Локальное кино в британском прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
Mamma Mia! 2 Mamma Mia: Here We Go Again! |
84,23 |
Комедія, мюзикл |
США, Японія |
2 |
2 |
Богемна рапсодія Bohemian Rhapsody |
69,99 |
Байопік, мюзикл |
США |
5 |
3 |
Мері Поппінс повертається Mary Poppins Returns |
55,97 |
Сімейний фільм, комедія |
США |
6 |
4 |
Фантастичні звірі: Злочини Ґріндельвальда Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald |
43,5 |
Пригоди, фантастика |
США |
10 |
5 |
Темні часи Darkest Hour |
33,41 |
Байопік |
США |
13 |
Попытки найти ответ на вопрос, удается ли британскому кино время от времени составлять достойную конкуренцию Голливуду, кажутся пустой затеей. Ведь британское кино сегодня - по факту неотъемлемая часть Голливуда. Конечно, иногда случаются исключения из общего правила, когда британские фильмы без голливудской поддержки прорываются в ТОП-10 самых кассовых релизов года. Однако в 2018-м этого не произошло. Созданная в копродукции с независимой американской кинокомпанией Perfect World Pictures историческая биографическая драма «Темные времена» стала самой кассовой неголливудской британской картиной и, заработав около $33,4 млн, оказалась лишь на 13-й строчке британского киночарта. А самым кассовым релизом британского производства, к созданию которого присоединились американские кинематографисты, стала криминальная драма «Король воров» (King of Thieves), которая с бокс-офисом $7,77 млн угодила аж на 54-е место общего британского кинопрокатного рейтинга 2018 года.
Если проанализировать предыдущие периоды, то становится очевидно, что независимый британский фильм из-за такого близкого британско-американского сотрудничества имеет очень мало шансов войти в лидеры местного проката. Лучший результат в 2017 году показала британская драмеди «Т2 Трейнспоттинг» (T2 Trainspotting), которая с бокс-офисом $21,2 млн заняла 18-ю позицию общего кинопрокатного рейтинга. А вот самым кассовым британским релизом (без участия США, однако с участием Канады) в 2016 году стал драматический триллер «Глаз в небе» (Eye in the Sky) - картина собрала $6,64 млн, что позволило ей занять аж 65-ю строчку чарта.
Франция
Франция сейчас - крупнейший рынок Европы как с точки зрения количества проданных билетов, так и по количеству киноэкранов, работающих в стране. Опять же, если оставить за скобками Турцию (которая является Европейской территорией только частично), то Франция остается лидером региона по доле фильмов национального производства в прокате. В среднем каждый француз ходит в кино не более трех раз в год, а на каждых сто тысяч жителей во Франции сейчас работает 9,2 киноэкранов.
Кинорынок Франции, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, € млн |
1333 |
1387,7 |
1380,6 |
1339,2 |
Проданих квитків, млн |
171,93 |
213,1 |
209,4 |
201,1 |
Частка національного кіно, % від загальної каси |
36,9 |
36,7 |
38,5 |
39,3 |
Кількість залів |
5725 |
5770 |
5931 |
6000 |
Населення, млн |
64,4 |
64,67 |
64,94 |
65,21 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, € |
20,7 |
21,46 |
21,26 |
20,54 |
Залів на 100 тис. осіб |
8,78 |
8,62 |
9,13 |
9,2 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
2,67 |
3,3 |
3,22 |
3,08 |
В отличие от Великобритании, которая львиную долю своего кинопродукта производит в копродукции с другими странами (преимущественно с Соединенными Штатами), французские кинематографисты намного более самостоятельны и к проектам совместного производства приобщаются не так часто, как британцы. Доля французских релизов в общем бокс-офисе страны в прошлом году достигла 39,3%. Это лучший результат за последние четыре года, однако далеко не рекордный. К примеру, по данным CNC, в 2011-м этот показатель составлял 41,9%, в 2012-м - 42%, а в рекордном 2014-м - 46,7%.
В прошлом году сразу четыре ленты французского производства попали в десятку кинопрокатных лидеров. Наиболее успешными традиционно для Франции были комедии, занявшие второе и третье места в общегодовом киночарте. При этом борьба за первое место была действительно напряженной: голливудский блокбастер «Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War) собрал в кинотеатрах Франции $47,69 млн и опередил французскую комедию «100 миллионов евро - 3» (Les Tuche 3) только на $260 тыс.
Локальное кино во французком прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
100 мільйонів євро - 3 Les Tuche 3 |
47,43 |
Комедія |
|
2 |
2 |
Від сім'ї не втечеш La ch'tite famille |
46,37 |
Комедія |
|
3 |
3 |
Астерікс і таємне зілля Astérix: Le secret de la potion magique |
31,55 |
Анімація |
|
8 |
4 |
Щасливі невдахи Le Grand Bain |
31,47 |
Спортивна драмеді |
Бельгія |
9 |
5 |
Таксі-5 Taxi 5 |
29,08 |
Бойовик, комедія |
|
12 |
Предыдущие несколько лет релизы французского производства, хоть и регулярно входили в тройку самых кассовых лент, все же стать абсолютным лидером местного кинопроката не смогли. В 2017 году лучший результат среди фильмов, производством которых занимались французские кинематографисты, показала масштабная международная копродукция «Валериан и город тысячи планет» (Valerian and the City of a Thousand Planets), заработавшая в местном кинопрокате $36,8 млн и ставшая третьей самой кассовой лентой года. Лидером 2017-го со сборами почти $65 млн был голливудский блокбастер «Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi).
В 2016 году французская комедия «100 миллионов евро - 2» (Les Tuche 2) оказалась третьей по объему общего бокс-офиса, который составил $32,6 млн. В том году первое место по сборам во Франции было у американского фантастического блокбастера «Бунтарь Один. Звездные Войны. История» (Rogue One: A Star Wars Story) - лента собрала всего около $39,4 млн. Если же говорить о 2015 годе, то наиболее кассовой французской работе – комедии «Новые приключения Аладдина» (Les nouvelles aventures d'Aladin) - удалось занять только седьмую строчку общего кинопрокатного чарта с результатом $29,9 млн.
Кассовым прорывом французского кино последних пятнадцати лет является романтическая комедия «Бобро поржаловать» (Bienvenue chez les Ch'tis), которая в 2008 году просто разорвала французский кинопрокат, заработав невероятные $193,76 млн. Несколько меньшими, но все же сверхмощными сборами может похвастать биографическая драмеди 2011 года, известная нам как «1+1» (Intouchables). Только в кинотеатрах Франции эта картина собрала почти $166,13 млн, уверенно оставив позади голливудские блокбастеры. Третьим самым кассовым релизом национального производства за последние годы стала комедия «Безумная свадьба» (Qu'est-ce qu'on a fait au Bon Dieu?), которая со сборами почти $104,66 млн возглавила кинопрокатный рейтинг 2014 года.
Германия
Германия - вторая страна Европы по количеству кинозалов. Немцы в среднем ходят в кинотеатры реже, чем те же французы и британцы (в 2018 году на каждого немца приходилось лишь 1,3 проданных билетов). А вот показатель количества залов на душу населения выше, чем в Великобритании (около 6 киноэкранов на каждые 100 тысяч жителей страны). При этом, несмотря на то, что по численности населения Германия опережает другие европейские страны, общая посещаемость кинотеатров в последние годы постепенно уменьшается.
Кинорынок Германии, 2015-2018 годы
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Бокс-офіс, € млн |
1167,14 |
994 |
1056,1 |
899,3 |
Проданих квитків, тис. |
139,2 |
121,1 |
122,3 |
105,4 |
Частка національного кіно, % від загальної каси |
27,5 |
16,5 |
23,9 |
23,5 |
Кількість залів |
4593 |
4739 |
4803 |
4849 |
Населення, млн |
80,69 |
80,68 |
80,64 |
80,56 |
Бокс-офіс на 1 мешканця, € |
14,46 |
12,32 |
13,1 |
11,16 |
Залів на 100 тис. осіб |
5,65 |
5,73 |
5,96 |
6,02 |
Проданих квитків на 1 мешканця |
1,73 |
1,5 |
1,52 |
1,31 |
С точки зрения доли фильмов локального производства в местном прокате, Германия находится как раз в медиане среднеевропейского значения. По итогам 2018 года немецкие релизы смогли собрать около 23,5% всей выручки местных кинотеатров от продажи билетов. При этом особыми кассовыми победами немецкое кино в прошлом году не отличилось: самый успешный по бокс-офису релиз локального производства - биографическая драма «Мальчик должен быть на свежем воздухе» (Der Junge muss an die frische Luft) - с результатом $31,8 млн смог занять только пятую строчку общего кинопрокатного рейтинга. Другие кассовые ленты немецкого производства расположились в хвосте второй десятки локального киночарта.
Локальное кино в немецком прокате, 2018 год
№ |
TОП-5 релізів національного виробництва |
Бокс-офіс, $ млн |
Жанр |
Країна-партнер |
Позиція у загальному кінопрокатному чарті за рік |
1 |
Хлопчик має бути на свіжому повітрі Der Junge muss an die frische Luft |
31,82 |
Біографічна драмеді |
|
5 |
2 |
Сто речей 100 Dinge |
13,07 |
Комедія |
|
17 |
3 |
Джим Ґудзик та машиніст Лукас Jim Knopf und Lukas der Lokomotivführe |
12,08 |
Сімейний фільм, пригоди |
|
19 |
4 |
Маленька Відьма Die kleine Hexe |
12,07 |
Сімейний фільм, драмеді |
Швейцарія |
20 |
5 |
Зустріч випускників 1.0 Klassentreffen 1.0 |
10,17 |
Комедія |
|
28 |
В 2017 году очень неплохо показала себя немецкая комедия «Отпадный препод - 3» (Fack ju Göhte 3), которая со сборами $62,52 уверенно заняла второе место локального кинопрокатного рейтинга. Ее смог опередить только голливудский блокбастер «Звездные войны: Последние джедаи» с кассой $83,14 млн. В 2016 году лучшей среди фильмов немецкого производства оказалась драмеди «Гартманы вас приветствуют» (Willkommen bei den Hartmanns), которая собрала $28 млн и стала седьмой среди самых кассовых картин года. За год до этого вторая часть местной комедии «Отпадный препод» (Fack ju Göhte 2) заработала в немецком прокате $70,21 млн, однако смогла занять с этим результатом лишь третье место общего кинопрокатного рейтинга. В 2014-м и 2013-м немецкие фильмы - соответственно драмеди «Мед в голове» (Honig im Kopf) и комедия «Отпадный препод» - стали вторыми по общему объему кассовых сборов, пропуская вперед голливудские блокбастеры.
Однако за последние пятнадцать лет все же были случаи, когда немецкое кино становилось абсолютным лидером кинопроката на родине. В 2007 году романтическая комедия Тиля Швайгера «Красавчик» (Keinohrhasen) собрала $74 млн и более чем на $8 млн опередила своего ближайшего голливудско-британского конкурента «Гарри Поттер и Орден Феникса» (Harry Potter and the Order of the Phoenix). А в 2004 году самой кассовой лентой стала немецкая научно-фантастическая комедия «Космическая стража. Эпизод 1» (T) Raumschiff Surprise - Periode 1), которая в общем собрала $62 млн.