Международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK традиционно уделяет внимание не только мировому рынку, но и мониторит текущую ситуацию в постсоветских странах, поэтому неудивительно, что в рамках девятой медианедели состоялась панельная дискуссия, посвященная особенностям телевизионных и продакшен-индустрий Молдовы, Казахстана, Азербайджана и Кыргызстана.
Спикерами мероприятия выступили генеральный директор молдавской компании Realitatea Media Думитру Цыра, директор казахстанского «Первого Творческого Объединения» Николай Пак, исполнительный директор Ассоциации участников ИКТ-рынка Азербайджана Али Алиев и директор представительства Internews в Кыргызстане Элина Каракулова.
Панель открыл руководитель департамента аналитики компании «Медиа Ресурсы Менеджмент» и MBR, заместитель главного редактора MBR Артем Вакалюк, который также выступил модератором дискуссии. Он представил краткий обзор индустрий вышеуказанных стран, озвучив объем рынков, количество домохозяйств с действующим телевидением и общую обстановку в сфере вещания.
Так, наибольшим рынком может похвастать Казахстан, где на 18,4 млн жителей приходится 4,5 млн домохозяйств и из них 97% оснащены телевидением. Объем рекламного рынка находится в пределах $67-75 млн. На территории Казахстана функционируют более ста телеканалов, наибольшими из которых являются «Первый канал - Евразия», «31 канал», КТК, НТК, «Астана ТВ», «7 канал» и «Балапан». За телеизмерения здесь отвечает компания Kantar TNS. Сегодня в Казахстане активно работает кинопроизводственный сектор, страна лидирует в регионе и все чаще производит совместные проекты с другими странами. Вскоре здесь ожидается запуск системы наличного возврата для иностранных продюсеров.
Азербайджан с населением 10,38 млн жителей насчитывает 2,13 млн домохозяйств, 99% которых подключены к услуге телевидения. Объем рекламного рынка в пределах $32 млн. В Азербайджане зарегистрированы около сорока телеканалов, крупнейшние - АТВ, Kazakh TV, Lider TV, Space TV, ARB, «ОТВ Азербайджана», AzTV и Mədəniyyət TV. Телеизмерениями в стране занимается TV MR AZ AGB Nielsen.
В Кыргызстане на 6,4 млн человек населения приходится 1,36 млн зарегистрированных домохозяйств, 97% пользуются услугами телевидения. Рекламный рынок здесь перевалил за $16,5 млн. В стране вещают более пятидесяти телеканалов, из которых 15 - общенациональные, остальные - региональные и спутниковые. Наиболее крупные - это КТРК, «Баластан», НТС, ЭЛТР, «Ала-Тоо 24», КТРК Music, «5 канал Кыргызстан», «312 Кино», «ОшТВ» и «Кыргыз ТВ». Пока в Кыргызстане не запущены телеизмерения, но ожидается, что уже в ноябре 2019 года начнет работу победитель тендера Nielsen Admosphere.
Молдова с населением 4,06 млн человек имеет 1,4 млн зарегистрированных домохозяйств. Из них 96% подключены к различным услугам телевидения. Объем рекламного рынка страны закономерно наименьший - $14,6 млн. В Молдове вещают более сорока каналов, из которых наибольшей долей аудитории могут похвастать «Прайм», Moldova 1, Canal 2, N4, Canal 3, Pro TV, Jurnal TV и Publika TV. За телеизмерения здесь отвечает AGB Nielsen.
После вводной части о состоянии индустрий более подробно рассказали представители заявленных стран.
Кыргызстан
По словам Элины Каракуловой, телевидение остается в Кыргызстане основным источником получения информации, причем эксперты отмечают рост доверия к этому виду СМИ (до 94%). Важный виток в телеиндустрии страны случился в 2014 году, когда был инициирован переход на цифровое вещание - полный переход состоялся в 2017-м. Фактически было выстроено две сети: государственный пакет каналов, вещающих по своей наземной сети, а также пакет консорциума частных телеканалов, которые используют свою сеть. В основном пакете сегодня насчитывается 15 телеканалов, коммерческий пакет администрирует компания «Кыргызтелеком».
Большинство населения Кыргызстана сегодня пользуется наземным цифровым вещанием, большие города предпочитают кабельное телевидение, также здесь представлены IPTV-компании и спутниковые каналы. По состоянию на 2017 год в стране насчитывалось 60 телеканалов. Их количество в Кыргызстане связано в первую очередь с наличием вложений со стороны политических сил, для которых телевидение остается одним из главных источников влияния. В связи с повышенным интересом к политике в стране весьма популярна расследовательская журналистика.
В 2018 году началась активная работа по внедрению телеметрии, созданы Ассоциация вещательных компаний и Индустриальный медиакомитет. Ожидается, что формирование подобной инфраструктуры приведет к увеличению рекламного рынка, телевизионный сегмент которого на сегодняшний день реально составляет около $8-10 млн. Это, в свою очередь, позволит увеличить бюджеты производимых проектов. Если говорить о зарубежном контенте, то локальные телеканалы преимущественно закупают отдельные телепередачи, а не пакеты. Наибольшей популярностью пользуются шоу производства России, Украины, Турции, Южной Кореи, Индии и США.
Азербайджан
Для рынка Азербайджана, по информации Али Алиева, характерна любовь к контенту турецкого производства (в связи со схожестью языков): местное телевидение ретранслирует около 200 турецких телеканалов. Сегодня в стране зарегистрированы 16 азербайджанских каналов, 5 из которых - государственные. Пять лет назад правительством был принят закон о запрете трансляции сериалов зарубежного производства, что определенным образом стимулировало развитие местных продакшенов.
У азербайджанских компаний уже имеется опыт копродукции с турецкими и грузинскими коллегами. Но из-за малого объема кинопрокатного рынка, который дает возможность фильму при хорошей посещаемости кинотеатров заработать не более $60 тыс., продюсеры вкладывают в производство не более $40 тыс. Телеканалы при этом фактически не покупают фильмы, поэтому кинопроизводственный сектор Азербайджана сейчас находится на начальной стадии развития, преимущественно функционируя за счет частных компаний.
Молдова
Как рассказал Думитру Цыра, в 2018 году правительство Молдовы приняло новый кодекс, по условиям которого местные вещатели обязуются показывать не менее восьми часов контента локального производства в сутки, но на сегодняшний день эту норму в состоянии выполнить только 3 телеканала. Всего же в стране работают 50 каналов, 15 из которых вещают в Кишиневе (8 из них - российские, еще два ретранслируются из Румынии).
В связи с двуязычностью большинства населения здесь успехом пользуется русскоязычный контент, наиболее рейтинговые проекты - новости и ток-шоу. Ежегодно на закупку зарубежного сериального контента вещатели тратят около $1 млн, но есть и успешные примеры производства копродукционных проектов - например, сериал «Следователь Горчакова» был создан совместно с Украиной.
Большинство телеканалов производят контент собственными силами и не сотрудничают с продакшенами, а также не закупают форматные новинки - дорого. Из-за этого не развивается индустрия независимых продакшен-хаусов. Сегодня в Кишиневе зарегистрировано около 30 продакшен-компаний, но фактически работают всего 4, которые снимают за счет донорских средств. Так, в прошлом году в производство было запущено два фильма на деньги Посольства США.
1 октября 2018 года молдавским правительством был принят закон о наличном возврате вложенных в производство средств, но пока он не заработал на полную мощность из-за отсутствия регламента. Также на территории страны функционирует Фонд кино, однако его годовой бюджет обычно не превышает €250 тыс. При этом за прошлый год финансовую поддержку от государства получили 23 проекта. На работу индустрии также влияют вкусы зрителей: согласно данным соцопросов 76% населения хочет видеть дублированный русскоязычный контент.
Казахстан
Последним выступил Николай Пак - представитель Казахстана, занимающего лидирующие позиции в регионе. По его словам, на локальный рынок страны также влияет ситуация с двуязычностью. Но наиболее популярными на казахстанском телевидении все же остаются мелодрамы на казахском языке - они же наиболее просты в производстве.
Большинство создаваемых для телевидения проектов финансируются государством. Бюджет одной серии сериала обычно в пределах $5-30 тыс. За прошлый год в Казахстане было завершено производство более 40 сериалов.
Ситуация в кинопроизводственном секторе диаметрально противоположна - здесь большая часть контента производится частными компаниями. На следующий год запланированы релизы 60 фильмов: только 10 из них были в той или иной мере профинансированы государством, а 50 - проекты частных кинокомпаний.
Среди зарубежного контента наибольшей популярностью пользуются форматы производства Украины (например, здесь был успешно адаптирован сериал FILM.UA «Женский доктор») или России. За последние несколько лет сотрудничество казахстанской индустрии с Украиной усилилось: около 30% казахстанских сериальных проектов, по словам Николая Пака, закрывают украинские сценаристы. О том, как родилось и работает такое партнерство, редакция MBR уже готовит подробный материал - не пропустите.