За последние десять лет украинский кинематограф показал немалый рост как с точки зрения количества выпускаемых на экраны фильмов, так и с точки зрения их качества. Простой пример: в 2014 году в национальный прокат вышли 13 фильмов украинского производства, которые смогли собрать 19,31 млн грн; в 2015-м таких лент было уже 29 – с общим бокс-офисом 42,57 млн грн; в 2019-м – 32 фильма, произведенных Украиной или в копродукции с ней, собрали в украинских кинотеатрах уже 142,36 млн грн, а в этом году, по прогнозам, бокс-офис национального кино преодолеет рубеж в 300 млн грн. Или посмотрим на такой показатель: в 2014-м доля кассовых сборов украинских лент в национальном прокате составляла 1% от общего бокс-офиса, в 2019-м (до пандемии COVID-19, непосредственно повлиявшей на устойчивую положительную динамику) – уже 8%, а за первые полгода 2023-го, несмотря на полномасштабную войну, – 22,8%, что является абсолютным рекордом за все годы независимости.
Украинские фильмы все чаще получают награды на престижных международных фестивалях (только в этом году украинские ленты были представлены более чем на 70 форумах, получив порядка 80 наград, девять из которых – на фестивалях класса А), и вообще об украинском кино сегодня знают во всем мире. Но если награды являются показателем успешности авторского фестивального кино, то успешность коммерческого кино, созданного для широкой аудитории, очевидно определяют деньги, которые это кино заработало в кинотеатрах. Ведь, как бы ни оценивали ту или иную ленту критики, окончательное решение все же принимает зритель, являющийся главным потребителем кинопродукта. Поэтому на деньгах как наиболее объективном показателе мы в MBR обычно фокусируемся в исследованиях.
Впрочем, в ходе подготовки к нынешнему форуму Kyiv Media Week, собрав бокс-офис украинских фильмов в национальном кинопрокате за последнее десятилетие, мы решили посмотреть на эту – в принципе общедоступную – информацию с нового ракурса: пойти не от проектов, как делается при составлении большинства рейтингов (например, рейтинга самых кассовых фильмов Украины), а от людей, создающих эти проекты. По нашим расчетам, такой угол зрения на привычную статистику должен продемонстрировать, кто из украинских кинематографистов был наиболее продуктивным и, главное, эффективным за эти десять лет.
Начать подсчеты мы решили с продюсеров – как главного двигателя в кинобизнесе. Проанализировав все украинские фильмы, что были в национальном прокате с 2014 года, мы составили перечень их продюсеров: это более 200 человек, ранжированных в соответствии с суммарными сборами лент, над которыми они работали. Впрочем, 2023 год еще не закончился, так что полный рейтинг за последнее десятилетие мы опубликуем позже, а пока презентуем «тизер»: топ-18 украинских продюсеров. Именно столько по суммарной касе своих фильмов в прокате смогли пересечь отметку $1 млн.
Методология составления рейтинга
- В рамках исследования проанализированы игровые и анимационные полнометражные кинопроекты национального производства (или в копродукции с Украиной), вышедшие в национальный прокат в 2014–2023 годах. Данные в топ-18, который мы презентуем сегодня, ограничиваются 29 октября 2023 года.
- Рейтинг составлен в соответствии с суммой кассовых сборов всех фильмов того или иного продюсера в кинопрокате Украины за указанный период. В большинстве случаев над лентой работают несколько продюсеров, поэтому показатели одного и того же проекта идут в общий зачет каждого из продюсеров, участвовавших в создании фильма.
- Рейтинг сформирован на базе открытых данных, так что фильмы, кассовые сборы которых производителями не озвучивались (или озвучивались частично), вошли в таблицу с соответствующими примечаниями: например, нет данных по количеству проданных билетов, хотя общий бокс-офис есть.
- Для унификации кассовых сборов разных лет сумма каждого отдельного релиза исчислялась в долларах США, исходя из среднего официального курса Нацбанка гривны к доллару за первые две недели проката этого релиза (обычно именно на этот период приходится львиная доля бокс-офиса).
- Это исследование учитывает только национальный кинотеатральный прокат, без результатов зарубежного бокс-офиса.
В последующих исследованиях мы планируем сфокусироваться на авторских, фестивальных и документальных фильмах, которые имеют другие, некоммерческие задачи, так что бокс-офис для них – неключевой показатель. Соответственно, методология этих подсчетов будет совершенно другой. Ну а ныне, как уже было отмечено, предлагаем посмотреть, кто из продюсеров был наиболее эффективным в деле создания зрительского кино. В рейтинге указаны все релизы того или иного продюсера начиная с 2014 года, общая касса в долларах, дата релиза, количество проданных билетов и компании-производители, работавшие над лентами.
Подытоживая деятельность кинопродюсеров, мы также работаем над аналогичными рейтингами режиссеров и сценаристов: определяем наиболее эффективных с точки зрения кассовых сборов их лент в национальном прокате. Рейтинг за полные десять лет с анализом работы украинских продюсеров, режиссеров и сценаристов кино MBR опубликует уже через пару месяцев – в начале 2024-го. Тогда же можно будет говорить и о выводах – на индустриальном уровне и, конечно, в другом, более масштабном формате. Вместе с аналитическим отделом компании Media Resources Management мы планируем глубже погрузиться в изучение работы игроков кинорынка из разных секторов – не только производителей, но и кинотеатров, дистрибуторов и т. д., фокусируясь на тех, кто способствует развитию украинского продукта и укрепляет национальный рынок. Все подробности – в следующем году.