Всю неделю в СМИ – профильных и не очень – обсуждают будто и радостное, но странное событие: мол, в сентябре Госкино выделило на производство игрового и неигрового кино почти 200 млн грн (если быть точными, то 191 517 054 грн). С одной стороны, это, конечно, хорошо: средства индустрии сегодня необходимы, а главным вопросом для всех без исключения продюсеров является банальное выживание. С другой – непонятно, откуда эти миллионы взялись, если после секвестра госбюджета-2022, по словам главы Госкино Марины Кудерчук, в сфере кинопроизводства осталось всего 120 млн грн из ранее запланированных 2 млрд грн. Еще один важный вопрос: почему из 31 проекта, которые победили в Семнадцатом конкурсе (а именно о них сейчас речь), финансирование получили всего 15?
Словом, загадочного в этой истории много, поэтому мы решили подробно разобраться, обратившись за разъяснением к самому Госкино. Ниже – ответы на наиболее резонансные вопросы, с которыми помогла первая заместитель председателя агентства Юлия Шевчук.
Что произошло?
Первоисточником информации о выделении средств стал портал госзакупок «Прозорро», на котором были размещены 16 соответствующих тендеров (один из них позже отменили, но об этом поговорим чуть позже). Общая сумма тендеров – чуть более 211,5 млн грн. Но, учитывая, что один из них стоимостью почти 20 млн грн отменен, в СМИ распространилась цифра 191,5 млн грн – это соответствует бюджетам проектов-победителей, заявлявшимся еще во время конкурса. Другими словами, в этой части журналисты не ошиблись: Госкино действительно запустило процедуру финансирования части проектов, ставших победителями Семнадцатого питчинга, запланировав расходы в несколько сот миллионов гривень из госбюджета.
Значит, кинопроекты действительно получат финансирование?
Да, но пока только в теории и точно не в текущем году. Как объяснила Шевчук, в госбюджете-2022 на кинопроизводство оставили около 100 млн грн, которые были частично потрачены еще до начала полномасштабного вторжения. Точный остаток на конец февраля чиновница в оперативном комментарии назвать не смогла, однако отметила: даже при большом желании потратить его на производство хотя бы нескольких проектов у ведомства возможности не было. Дело в том, что кроме непосредственно производства Госкино должно финансировать и другие мероприятия отрасли – например, промокампании проектов, что были созданы ранее и сейчас выходят на большие экраны. Последние из них – ленты «Я працюю на цвинтарі» и «Снайпер. Білий Ворон», соответствующие договоры о которых были подписаны уже в октябре 2022 года.
Так когда ожидать выделения средств и производства указанных пятнадцати проектов?
Подробности следует искать в договорах по каждому отдельному проекту – они также доступны на сайте «Прозорро». Однако совершенно точно ни одна из лент не стоит в плане на госфинансирование на текущий год: ближайшей датой выделения средств указаны 2023-й, 2024-й и 2025-й. Также следует иметь в виду, что даже эти сроки не окончательны: пока война продолжается, никто, даже Госкино, не может предусмотреть будущие (в том числе послевоенные) возможности государственного бюджета. С другой стороны, это не значит, что ни один из пятнадцати проектов не запустят в работу с помощью стороннего финансирования, ведь сейчас только ленивый продюсер сидит сложа руки и не пытается использовать появившиеся на фоне войны копродукционные и грантовые возможности.
Если сейчас денег нет, зачем Госкино понадобились эти тендеры?
Этого требует процедура: все, что делает или должно делать Госкино, описано в украинском законодательстве. Это касается и сроков, предусмотренных в каждом конкурсе агентства: если бы, по словам Шевчук, тендеры не провели сейчас, результаты Семнадцатого конкурса пришлось бы аннулировать. Тогда авторы проектов-победителей не смогли бы получить уже выигранные средства даже после возобновления госфинансирования. Конечно, это своего рода формальность, но именно так работают государственные механизмы, так что удивляться здесь нечему.
Почему в Семнадцатом конкурсе победил 31 проект, а тендеры заключили всего на 16? И почему один из них оперативно отменили?
Если внимательно посмотреть на список проектов-победителей Семнадцатого конкурса (который, к слову, состоялся более года назад), то можно заметить, что некоторые из них уже не только прошли все этапы производства, но и вышли на большие экраны. Например, фильмы «Велика прогулянка» (рабочее название – «На природу») и «Найкращі вихідні», появившиеся в кинотеатрах до полномасштабного вторжения, а также лента «Коза Ностра», дебютировавшая после 24 февраля в Италии. Иными словами, тендеры с авторами проектов-победителей Семнадцатого конкурса заключались и в 2021-м, и в 2022 году (пока не началась полномасштабная война), а некоторым из них даже успели выделить средства. Так что, если в этом списке проект есть, а среди свежих тендеров его нет, то это, скорее всего, потому, что соответствующий тендер был опубликовани намного ранее – просто его никто не заметил.
Что касается проекта «Лайфер», над которым должно было работать ООО «Грейд М», и тендер был оперативно отменен, то здесь все еще проще. Основателем и конечным бенефициаром продакшена является гражданин беларуси Максим Лещенко, поэтому любые государственные закупки с ним невозможны по закону и здравому смыслу.
Сейчас денег нет, но когда появятся – кто их получит в первую очередь?
Окончательного ответа пока нет, потому что, как мы уже упоминали, предсказать будущее в нынешних обстоятельствах крайне сложно. Ответы будут зависеть и от объемов финансирования отрасли (когда она возобновится), и от возможностей самих производителей, а главное – от того, когда и как произойдет победа Украины в войне.
Однако для вашего удобства мы все же подготовили информационные карты проектов-победителей Семнадцатого конкурса, с которыми в последнее время были проведены тендерные процедуры. Ведь если есть тендер, то и лента должна состояться – в госзакупках по-другому не бывает. Ну, почти не бывает.
Документальные проекты:
TRUE_IT.UA
ООО «Біербі Продакшн», режиссер – Дмитрий Кочнев, автор сценария – Наталья Блок. Объем государственной поддержки – 1,995 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Звезды украинского IT – Иван Алцыбеев, Олесь Петрив, Дмитрий Швец, вместе с командой создавшие приложение Reface, летом 2020-го обогнавшее в топе App Store даже Facebook, Netflix и ТікТок, запланировали создать социальную сеть, которая станет наиболее популярной из существующих в дипфейк. В фильме наблюдаем, как они шли к успеху, и одновременно узнаем, как в последние десять лет в Украине развивалась очень важная для общества сфера IT. На основе успешных кейсов талантливых украинцев лента покажет, что такое украинская мечта и какие препятствия ожидают молодых украинцев на пути к ней.
«Сухе болото»
ФЛП Моргунец-Исаенко О. А., режиссер, автор сценария и продюсер – Олеся Моргунец-Исаенко. Объем государственной поддержки – 1,892 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Болота – резервуар настоящей жизни на планете: жизнь дышит, пьет и размножается благодаря этим экосистемам, этим удивительным трем процентам суши. Именно здесь в глубинах неосушенного дикого болота спрятано настоящее сокровище – жемчужина жизни.
«Оркестр (Музика буття)»
ООО «Торнадо Фільм», режиссер – Геннадий Черномашинцев, автор сценария – Сергей Гаврилец, продюсер – Катерина Чернявская. Объем государственной поддержки – 1,965 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Перед нашими глазами – музыканты духового оркестра из небольшого провинциального городка. Мы слушаем марши, вальсы и известные музыкальные произведения, а затем – их нехитрые жизненные истории, полные радости и печали. Это люди разных профессий и судеб, которых несколько десятков лет назад объединила музыка. Они играют на свадьбах и похоронах, с философским спокойствием наблюдая постоянный ход колеса бытия. С первого взгляда наши герои – обычные люди. Однако, присмотревшись, мы видим, что именно любовь к музыке делает их особенными, подчеркивая невыразимую красоту и харизму, вдохновение и страсть. Музыка воспламеняет их сердца, внушает оптимизм и помогает сеять в мир настоящее добро, несмотря на непростые времена.
«Долина карпатського зубра»
ФЛП Ткач Евгений Сергеевич, режиссеры – Михаил Богомаз и Сергей Розов, автор сценария – Наталия Шевченко, продюсер – Евгений Ткач. Объем государственной поддержки – 1,98 млн грн (общий бюджет проекта – 2,12 млн грн).
Синопсис: Фильм построен вокруг лесной экосистемы национального парка «Сколівські Бескиди». С фокусом на жизнь очень харизматичного существа – зубра европейского. Он пытается вернуться в свою природную среду из «книги вычеркнутых видов».
«Симфонія Донбасу»
ФЛП Крижная Вероника Аркадиевна, режиссер и автор сценария – Елена Рубашевская, продюсер – Вероника Крижная. Объем государственной поддержки – 1,955 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Художественное переосмысление промышленного наследия Донбасса в формате поэтического документального кино для реставрации идентичности и восстановления культурного значения региона Украины.
«М. Зав'ялов – хрещений батько українського боксу»
ООО «Спільна Перемога Продакшн», режиссер – Сергей Долбилов, сценарий – Сергей Долбилов и Максим Розенко, продюсер – Валерия Иваненко. Объем государственной поддержки – 2 млн грн (общий бюджет проекта – 3,5 млн грн).
Синопсис: Фильм расскажет о Михаиле Михайловиче Завьялове – отце украинского бокса, чрезвычайно целенаправленном боксере, тренере сборной СССР на Олимпийских играх и президенте Национальной лиги профессионального бокса Украины. Он выстоял в нелегкие 90-е, организовал и возглавил Национальную лигу профессионального бокса, вывел украинских спортсменов на олимпийский уровень и внес неоценимый вклад в историю спорта, навеки запечатлев золотом имена украинских спортсменов в истории мирового бокса. Кино о том, как ему это удалось, кто его вдохновлял и поддерживал.
Игровые полнометражные фильмы художественной и культурной значимости (авторские):
«Мій юний принц»
ООО «Ріал Пікчерз», режиссер – Хачик Василян, сценарий – Хачик Василян и Алексей Гладушевский, продюсер – Алексей Гладушевский. Объем государственной поддержки – 20 млн грн (общий бюджет проекта – 25 млн грн).
Синопсис: Поль – семнадцатилетний подросток с больной психикой, обитающий в шикарном имении, ведет разгульный образ жизни и проявляет нездоровое влечение к собственной матери Софии, которая живет вместе с ним. Вскоре в жизнь Поля и Софии вторгаются молодой парень Антуан и его отец Марк. У Поля завязываются отношения с Антуаном, а у Софии – с Марком. Но как бы удачно все ни складывалось, появление Антуана и Марка ведет всех к трагедии.
«Нижній горизонт»
ООО «ТОУ», режиссер и автор сценария – Жанна Озирная, продюсер – Дмитрий Суханов. Объем государственной поддержки – 15,721 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: С целью завершения научного исследования Марина приезжает из Франции в свой родной украинский город. Архивные документы приводят ее к неожиданным открытиям касательно жизни целого города и собственной родословной. Этими находками Марина не только откроет правду о масштабном социальном эксперименте над людьми, но и поставит под сомнение индустриальную идентичность жителей.
«140 децибелів тиші»
ООО «Зет Пікчерз», режиссер – Роман Сынчук, автор сценария – Андрей Бачинский, продюсер – Злата Ефименко. Объем государственной поддержки – 20 млн грн (общий бюджет проекта – 21,197 млн грн).
Синопсис: Экранизация детского романа «140 децибелів тиші». В центре сюжета – история талантливого подростка-музыканта, во время автокатастрофы потерявшего всю семью, слух и способность разговаривать, и его дальнейший путь в приспособлении к новым условиям.
«В темряві»
ООО «Гуд Монінг Дістрібьюшн», режиссер – Алексей Тараненко, сценарий – Наталия Блок, Алексей Тараненко, продюсер – Андрей Корниенко. Объем государственной поддержки – 14,8 млн грн (общий бюджет проекта – 18,8 млн грн).
Синопсис: Больше всего Тема мечтает о любящих папе и маме. Его родители погибли в автокатастрофе, а воспитывала мальчика Бабушка, которую он ненавидит. Чтобы осуществить свою мечту стать единственным сыном в семье Татьяны и Сергея, Тема прибегает к манипуляциям и лжет. После случайной смерти их дочери Елены он хладнокровно планирует «самоубийство» их сына Саши, а затем дает погибнуть своей Бабушке. Мечта Темы сбылась – он получил семью, но остановится ли герой в поисках настоящей родительской любви?
«Стан»
ООО «Мун Мен», режиссер и автор сценария – Никон Романченко, продюсер – Виктория Хоменко. Объем государственной поддержки – 19,268 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Молодые актеры Марта и Андрей играют в одной театральной труппе. После долгосрочных отношений они расходятся. Каждый пытается адаптироваться к новой жизни. Чувство страха за будущее усугубляется еще и тем, что знаковое здание театра может исчезнуть с карты города.
Ortalan
ООО «Форфілмз», режиссер и автор сценария – Нариман Алиев, продюсеры – Владимир Яценко, Анна Яценко. Объем государственной поддержки – 20 млн грн (общиий бюджет проекта – 25 млн грн).
Синопсис: Крым. Май. 1944 год. Юноша Исмаил, вернувшись с гор, встречает пустую деревню. Растерянный, он отправляется на поиски своей семьи.
Игровые полнометражные (для широкой зрительской аудитории):
«Її очима»
ООО «Солар Медіа Інтертейнмент», режиссер – Ирина Громозда, автор сценария – Симор Гласенко, продюсер – Алена Лавренюк. Объем государственной поддержки – 24,96 млн грн (общий бюджет проекта – 31,2 млн грн).
Синопсис: Выводя пациентку Аяну из летаргического сна, врач Натан влюбляется в нее. Аяна же, пробудившись, тоже влюбляется в Натана. Но быть вместе им не дают еврейские погромы на Закарпатье в 1884 году. Любовь заканчивается трагедией, во время которой Натан погибает, а Аяна впадает в летаргический сон на двадцать лет. Когда же девушка просыпается во второй раз, все вокруг убеждают, что все это время она не покидала своей кровати, а Натан был лишь ее сном. Дать ответ может только отец психоанализа Зигмунд Фрейд, которому Аяна и расскажет свою историю.
«Глухомань»
ООО «Спільна Перемога Продакшн», режиссер и автор сценария – Максим Черныш, продюсер – Валерия Иваненко. Объем государственной поддержки – 25 млн грн (общий бюджет проекта – 31,2 млн грн).
Синопсис: Четверо столичных интеллигентов-мажоров едут на поиски и съемки людей, которые не испытывают боли. И находят. Из людей они превратились в тварей без пальцев и с ободранной кожей, исповедующих сатанинско-коммунистический культ. Поэтому главные герои должны превратиться из нежной золотой молодежи в воинов.
Игровые полнометражные для детской аудитории:
«Сіль і перець до смаку»
ОО «Вау Студіо», режиссер – Галина Лышак, автор сценария – Михаил Лышак. Объем государственной поддержки – 15,86 млн грн (100% общей стоимости проекта).
Синопсис: Студент-первокурсник Павел против одиннадцатилетней Анастасии – блогерки-ведущей пранк-канала на YouTube. Их поле битвы – кулинарное шоу, а награда – крутой контент и слава. Получит ли победитель все, к чему стремился?