Кажется, пришло время, когда стриминговые войны выходят на новый уровень. Сначала глобальные компании соревновались в том, кто сгенерирует больше контента и привлечет больше пользователей, сегодня же крупнейшие игроки переосмысливают свою работу, прибегая к качественным реорганизациям. Мы уже рассказывали, что в этом направлении делает Netflix, а в начале августа появился повод подробнее поговорить еще об одном глобальном игроке – платформе HBO Max. Правда, изменения, ожидающие ее в ближайшее время, настолько кардинальны, что лучше посвятить сегодняшний разговор более широкому предмету – общим планам компании Warner Bros. Discovery на будущее.
Объединение ради стриминга
О том, что HBO Max ожидают коренные изменения, было понятно, когда платформе не было еще и года. В мае 2021-го стало известно, что сеть кабельных каналов Discovery планирует выкупить у конгломерата AT&T компанию WarnerMedia, которой среди прочего принадлежит и стриминговый сервис HBO Max. Еще через год сделка была завершена: 8 апреля 2022-го родилась компания, получившая название Warner Bros. Discovery, а ее руководителем стал бывший гендиректор Discovery Дэвид Заслав.
Тогда обе стороны (несмотря на отчуждение, 71% акций новой компании остался в собственности акционеров AT&T) не стали раскрывать подробностей о будущем нового игрока, однако ясно дали понять, что именно стриминг сыграл в почти $50-миллиардном слиянии ведущую роль. Вот, например, как комментировал те события гендиректор AT&T Джон Стенки: «Это соглашение объединяет двух лидеров в сфере развлечений, позволяя им дополнять друг друга, а новая компания может стать одной из крупнейших в мире в области работы стриминговых платформ непосредственно с пользователем». При этом Заслав отмечал, что с первых дней существования Warner Bros. Discovery не планировали включаться в гонку с другими игроками стриминг-рынка в том, чей контент будет дороже. Зато, по его словам, компания с осторожностью будет запускать новые продукты, предпочитая высококачественный семейный и научно-популярный контент, а также развитие инновационных видеоформатов и сотрудничество с независимыми авторами. Конкретики о том, что именно это означает, не последовало.
Несколькомиллиардные убытки и «смерть» HBO Max
Впрочем, интрига продержалась недолго. 4 августа Warner Bros. Discovery опубликовала финансовый отчет за второй квартал 2022 года, который также стал первым полноценным отчетом после слияния WarnerMedia и Discovery. Очевидно, понимая, что обнародованные в документе цифры не вызовут восхищения, компания подготовила ряд сенсационных заявлений о собственном будущем. Но начать стоит все же с цифр.
Во-первых, выручка WBD за три месяца составила всего $9,8 млрд, что оказалось гораздо меньше ожиданий – до публикации отчета аналитики рассчитывали на $11,9 млрд. Больше всего средств при этом принесла дистрибуция ($4,8 млрд), следом за ней – реклама ($2,7 млрд), а на третьем месте оказались общие доходы от контента ($2 млрд). Во-вторых, чистый убыток компании составил аж $3,4 млрд, а одно только стриминг-направление принесло убытки на $1,5 млрд. Впрочем, руководство WBD это не испугало: такие, на первый взгляд, неутешительные результаты здесь объяснили значительными инвестициями в реструктуризацию (более $1 млрд), а также связанными с ней транзакциями и интеграцией (около $1 млрд).
В это достаточно легко поверить, учитывая свежие данные WBD по количеству абонентов. Здесь следует иметь в виду, что на этот раз компания решила не раскрывать данные каждой платформы отдельно (кабельного канала HBO, HBO Max и Discovery Plus), а назвать только общее количество, которое составило 92,1 млн подписчиков. В компании отметили, что рост за год составил около 22%, а за квартал – 1,7 млн подписчиков.
Перейдем к тем самым сенсационным заявлениям, самое громкое из которых – запуск нового онлайн-кинотеатра на базе HBO Max и Discovery Plus, ради чего руководство решило прекратить существование обеих площадок в нынешнем виде. Подробностей о новой платформе пока мало, запустить ее в США планируют уже через год, летом 2023-го. Названия также пока нет, однако, по словам источников, там точно будет фигурировать что-то вроде Warner или WB.
Дэвид Заслав в разговоре с инвесторами отметил, что в будущем стриминг будет иметь три уровня подписки: самый дорогой без рекламы, средний с минимумом рекламы и бесплатный, но с рекламой (вероятно, ее будет так много, чтобы пользователи как можно быстрее переходили на платные тарифы). Что же касается контента, то здесь все более или менее очевидно: в рамках новой платформы объединят библиотеки HBO Max и Discovery Plus.
Это, собственно, неудивительно: на презентации отчета руководство WBD показало свои самые успешные франшизы и бренды, среди которых нашлось место как художественному кино и сериалам, так и документальным проектам.
А еще в компании отметили сильные стороны обеих платформ, которые по существующему плану станут основой нового стриминга. Вы когда-нибудь задумывались, что у HBO Max перекос в сторону мужчин?
Другие детали того, какой контент ждать на новой платформе, обещают обнародовать позже, однако уже сейчас есть неутешительные новости для тех, кто полюбил смотреть громкие премьеры дома: по словам Заслава, к таким экспериментам новая платформа не будет прибегать и фильмы будут попадать на нее только после полноценного кинопроката.
Массовые сокращения, выгодные отмены проектов и будущее DC-вселенной
После публикации финансового отчета стало понятно, что WBD, чтобы наладить дела, нужно сократить расходы по крайней мере на $3 млрд. И судя по новостям, которые до сих пор просачиваются в СМИ, делать это будут сразу несколькими способоами. Первый – конечно, сокращение персонала, сопровождающее почти каждую оптимизацию. Сейчас известно, что на начальном этапе без должностей останется около 14% штата кабельного канала НBО и стриминга HBO Max (примерно 70 человек). Больше других при этом пострадают подразделения HBO Max Originals, занимающиеся нон-фикшеном и семейным контентом: на новой платформе их заменят реалити-шоу и документальные проекты аналогичного подразделения Discovery, поскольку в производстве они значительно дешевле. В общем, в WBD серьезно упростят структуру HBO Max, и теперь стриминг значительно больше будет зависеть от HBO, а руководителем обеих платформ останется Кейси Блойс.
Еще один путь к экономии – отмена проектов, в том числе и находящихся на этапе постпродакшена. Да, на первый взгляд выглядит странно, однако, как оказалось, это позволяет WBD значительно сэкономить на налогах. Самой громкой отменой последнего времени стал сериал «Бэтгерл», где в эпизодической роли Бэтмена должен был появиться Майкл Китон, но подобные прецеденты в компании случались и раньше. Например, из документов, которые WBD обнародовала на следующий день после публикации финансового отчета, стало известно, что с апреля по июнь 2022 года ее налогооблагаемая база сократилась на $825 млн. В компании отметили, что это произошло за счет уменьшения расходов, причем $496 млн – активы, потерявшие ценность (то есть уже завершенные проекты, которые не будут выпускать для зрителей). Еще $329 млн пришлось на находящиеся в производстве фильмы и сериалы.
Кстати, официальная причина, по которой отменили «Бэтгерл», звучала так: проект не вписывается в новую стратегию компании. По словам Заслава, WBD планирует предпринять еще одну попытку создать бренд DC-вселенной, и примером компании в этом станет ближайший конкурент – Marvel. Никаких подробностей того, как именно это будет происходить, пока также нет, однако компания уже взялась за поиски «собственного Кевина Файги» – человека, который, во-первых, выстроил бы единую стратегию DC Films на 10 лет вперед, а во-вторых, собственноручно воплотил бы ее в жизнь. Это, конечно, выглядит очень амбициозно, но на данном этапе привело лишь к тому, что никто из ранее работавших с компанией кинематографистов сейчас не уверен в будущем своих проектов. На сегодняшний день подтвержденной лентой является только сиквел «Джокера» Тодда Филлипса, где к Хоакину Фениксу присоединится Леди Гага. А вот продолжение того же «Бэтмена» Мэтта Ривза остается под вопросом, как и будущее Чудо-женщины и Супермена. По словам инсайдеров, окончательно все решится только после того, как для DC Films найдут нового руководителя.
Как видите, изменения на глобальной арене происходят постоянно, и за ними стоит следить. А еще надеемся, что новая платформа от WBD сделает то, что не удалось HBO Max, – дойдет до украинского зрителя.