С 1 января 2021 года начало действовать Соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Канадой, открывающее новые горизонты и для украинских, и для канадских производителей контента. Некоторые подробности о том, как первые и вторые теперь могут объединять усилия, вы уже знаете, но то была лишь теория. Теперь же пришло время поговорить о практическом применении открывшихся возможностей, что и сделали во время очередного мероприятия масштабного проекта Canada-Ukraine CoProduction Meetings and Conference (или сокращенно UCANCOPRODUCE).
В формате панельной дискуссии представители обеих стран рассказали об особенностях Соглашения, плюсах, которые оно дает производителям теле-, кино- и диджитал-контента, а также механизмах, которые позволяют воплотить все это в жизнь. Инициировали ивент Украинская киноассоциация и Посольство Канады в Украине при поддержке Госкино, Telefilm Canada, Канадской ассоциации медиапроюсеров (CMPA) и Министерства по вопросам канадского наследия, а организатором стала компания Media Resources Management.
Как видите, среди спикеров были и представители госорганов и посольств, и делегаты профильных ассоциаций. На десерт же организаторы оставили канадских продюсеров, уже работавших в копродукции с восточноевропейской страной, но об этом чуть позже
Пока же процитируем советника по вопросам политики и связей с общественностью Посольства Канады в Украине Ричарда Колвина, который уверен, что со вступлением в силу Соглашения для украинских и канадских производителей контента наступила новая эра аудиовизуального сотрудничества.
По словам Колвина, Канаде и местным авторам точно есть что предложить потенциальным украинским партнерам: это и финансирование, и многочисленные льготы на разных уровнях, и, разумеется, опыт. Кроме того, Канада - первая неевропейская страна, присоединившаяся к фонду «Евримаж», посему инвестиций можно ожидать и с этой стороны.
В общем, на первый взгляд кажется, документ привнес в продюсерские жизни по обе стороны океана сплошные плюсы. И при ближайшем рассмотрении это чувство не исчезает, а наоборот, усиливается, что доказали остальные участники мероприятия.
Модерировать их выступления предстояло советнице по вопросам развития бизнеса Посольства Канады в Украине Дарье Лысак. Однако перед тем, как приступить непосредственно к делу, она напомнила о другом ивенте проекта - питчинге для украинских и канадских производителей контента, благодаря которому те могут найти друг друга и подарить миру новые примеры успешной копродукции. Собственно, сам питчинг состоялся в онлайн-формате 17 ноября: из порядка 300 заявок до шорт-листа добрались 25 проектов из обеих стран, а уже 22 ноября участники-финалисты смогут в индивидуальном порядке встретиться с заинтересованными продюсерами и потенциальными партнерами.
Словом, совместное украино-канадское производство контента куда ближе, чем кажется. Но поскольку Соглашению еще нет и года, о том, какие преимущества оно дает, пока знают не все. Главное из них состоит в том, что в случае копродукции продюсеры смогут пользоваться программами поддержки в обеих странах: конечный продукт имеет возможность получить статус национального и в Украине, и в Канаде, а с ним - полагающиеся привилегии.
«Наше мероприятие станет своеобразным мостиком и местом, где начнутся замечательные украино-канадские проекты», - объясняет менеджер международных проектов Украинской киноассоциации Анна Волкова. По ее словам, в Украине для этого есть все и даже чуточку больше: потрясающие локации на любой вкус, удобное географическое расположение, да и цены ниже, чем в странах-соседях. Опыта нашим создателям контента тоже не занимать - украинские фильмы и сериалы становятся хитами не только дома, но и на международном уровне, а услугами наших продакшенов пользуются такие гиганты глобальной индустрии как HBO, Netflix и Apple.
Кроме того, в последние годы проделано немало работы, чтобы инвестировать в создание контента в Украине было выгодно. В частности, существуют разные формы господдержки индустрии - финансирование, субсидирование и налоговые льготы.
Как объяснил член подкомитета в сфере кинематографа и рекламы гуманитарного Комитета ВР Александр Максимчук, это и хорошо известные питчинги Госкино, и заработавшая недавно система рибейтов, и освобождение национальных фильмов от НДС до 2025 года.
В Канаде господдержка тоже работает, причем, как объяснили представительницы Telefilm Canada (что-то вроде украинского Госкино) Сьюзан Кинг и Мариель Пупелин, и на общегосударственном, и на федеральном, и на провинциальном уровнях. Подробно о перечисленных механизмах уже рассказывали на медиафоруме KYIV MEDIA WEEK, а сейчас важно разобраться, что нужно сделать украинским и канадским продюсерам, дабы всем этим воспользоваться.
Чтобы украино-канадский аудиовизуальный продукт получил статус национального в обеих странах, продюсеры должны заключить копродукционный договор и подать заявки каждый в свой орган: для канадцев это Telefilm Canada, а для украинцев - Госкино. Естественно, притом нужно соблюдать законодательство стран, а вопрос языка советуют решать с помощью дубляжа - например, если картина снята на украинском либо крымскотатарском, то для Канады нужно предоставить англо- или франкоязычную дорожку, и наоборот. Кроме того, хоть это и не прописано в Соглашении, Telefilm Canada просит продюсеров подавать документы не позднее, чем за 30 дней до старта съемок, чтобы внезапно появившиеся проблемы можно было решить максимально безболезненно для процесса.
К копродукционному договору также есть определенные требования. Это, во-первых, минимальные финансовые вклады каждой из сторон - и украинский, и канадский продюсеры должны обеспечить не менее 15% от общего производственного бюджета каждый. Но это касается только двухсторонней копродукции: если участников больше, процент опускается до 10. Авторские права притом распределяются пропорционально вложениям, так что все будет максимально справедливо.
Создавать проект нужно на территории стран совместного производства, однако, если того требуют сюжет или другие творческие цели, допускаются исключения. То же касается технических услуг - их должны предоставлять специалисты на территории стран-участниц копродукционного договора, но, если это невозможно и если их стоимость не превышает 25% общего производственного бюджета, можно воспользоваться услугами профессионалов из третьих стран.
Команда каждого конкретного проекта также должна состоять из граждан Украины и Канады, особенно если речь идет о двусторонней копродукции. Исключения допускаются, однако их в обязательном порядке нужно согласовывать с органами власти обеих стран. Жесткие требования главным образом касаются ключевых позиций (для анимации, документальных и игровых картин они разные - подробнее об этом можно почитать в статье 6 самого документа), но также важно, чтобы в производстве помимо продюсера участвовал как минимум еще один представитель страны-участницы. Грубо говоря, нельзя, чтобы от Украины в украино-канадском проекте поработал только продюсер, а остальные были канадцами. Распределение затрат в отношении команды тоже учтено: согласно документу, оно должно быть пропорциональным для обеих сторон.
Соглашение убирает ряд сложностей при пересечении границ каждой из стран для непосредственных участников процесса. А еще им предусмотрена помощь государства во временном ввозе необходимого для съемок оборудования, впрочем, окончательных формулировок в этом моменте пока нет. По словам заместителя главы Госкино Юлии Шевчук, норма прямо сейчас прорабатывается, так что конкретика появится в ближайшее время.
Если все это уже побудило вас на поиски канадских партнеров, запомните еще один важный нюанс. Соглашение всячески способствует совместному производству контента и во многом упрощает продюсерам жизнь, однако в нем прописан перечень событий, о которых необходимо сообщать органам власти, чтобы договор не утратил силу. Это, к примеру, изменение корпоративного статуса одной из производственных компаний, появление в копродукционном процессе новых участников, превращение фильма в телепрограмму (или наоборот), передача анимационной работы субподрядчикам или банкротство одной из сторон. В любом случае представители госорганов обещают идти производителям навстречу и сделать все возможное, чтобы их проекты состоялись.
Поскольку Соглашение между нашими странами еще молодо, похвастать успешными украино-канадскими проектами можно будет со временем. Но у Канады есть подобные соглашения с порядка 60 странами, а один из фильмов, который благодаря им стал возможен, - картина The Maiden Danced to Death, она производилась канадско-словенско-венгерскими силами.
Лента вышла довольно давно - в 2011 году, но и сегодня ее авторам Майклу Доббину и Андре Гулесу есть чем поделиться. Доббин, например, сообщил, что изначально Гулес, который и задумал этот фильм, планировал снимать в Будапеште и Нью-Йорке. Однако знакомство с Майклом все изменило: тот убедил Андре, что Монреаль не хуже американского города, а в некоторых моментах - в основном экономических - даже лучше.
Участие Венгрии в процессе подразумевалось сюжетом: в нем речь идет о двух братьях, один из которых эмигрировал из Венгрии в Канаду, а второй остался, но на момент производства Соглашение о совместном производстве между странами еще не было ратифицировано. Авторы воспользовались лазейкой - такой договор существовал у Словении, поэтому она стала участницей. В итоге фактически за 50% производства отвечала Венгрия, а 20% и 30% выпали на Словению и Канаду соответственно, однако по документам для канадской стороны Венгрия не фигурировала вовсе - за 70% якобы отвечала Словения. Эту историю Доббин и Гулес рассказали, чтобы продемонстрировать: все и всегда находится в ваших руках, а госорганы хотят вас поддержать, даже если на первый взгляд это невозможно.
На том, пожалуй, пока можно поставить точку - пищи для размышлений на мероприятии дали достаточно. Но тема еще не закрыта: с такими вводными совместное производство не заставит себя ждать, и скоро мы наверняка услышим об украино-канадских фильмах, сериалах и других проектах.