В украинской индустрии производства аудиовизуального контента часто можно услышать взаимные упреки и обвинения: мол, сценаристов у нас нет, актеры переигрывают, а режиссеры либо не умеют снимать, либо делают «отсебятину». То продюсеры арку героев требуют где попало, то ищут не сценаристов, а шоураннеров… Когда же битвы между лагерями затихают, все обычно сводится к тому, что образование в отрасли хромает: люди приходят в индустрию неподготовленными, в вузах слишком много теории и мало практики, нет специальности «сценарист», не готовят локейшен-менеджеров, гафферов, вторых режиссеров и т. д. В общем, много чего не так. Конечно, можно относиться к этому как к субъективному мнению отдельных работников индустрии, но, если образование вызывает так много вопросов, наверное, с ним действительно есть проблемы. Какие именно - решили разобраться в Ассоциации киноиндустрии Украины (FIAU), которая в партнерстве с Центром «Соціальні індикатори» при поддержке Украинского культурного фонда в течение нескольких месяцев проводила исследование. И на этой неделе глава FIAU и продюсер Toy Pictures Дмитрий Суханов, продюсер PSB films Белла Терзи и менеджер проектов ОО «Соціальні індикатори» Александр Бевзюк-Волошин презентовали результаты.
Методология
Без нее никуда, потому что уже во время презентации у ряда слушателей возник вопрос: почему в исследовании не приняли участие непосредственно преподаватели. Скажем кратко: эксперты опасались конфликта интересов, ведь преподаватели зачастую дают теорию, а вот практику обычно оценивают уже на местах - работники киноиндустрии, собственно заказавшие исследование.
По словам экспертов, поскольку это первое исследование такого рода, подходить решили с разных сторон.
В первую очередь провели анализ открытых данных и размещенных вакансий в интернете, исследовали вузы и колледжи (всего 13), пообщались с работодателями. Затем провели интервью с двенадцатью работодателями: собственниками студий и продакшенов, продюсерами и т. д. Третий этап - телефонные интервью 107 профессионалов индустрии (в сфере коммерческого и авторского кино, сериального и сервисного производства). И наконец, онлайн-интервью студентов и выпускников профильных вузов и колледжей.
Для исследования рынок условно поделили по типу управления - на коммерческий (студии, продакшены и телеканалы) и независимый. А также по типу конечного продукта: студийное кино, телепродукт, авторское/независимое кино и сервисы (сюда же попала и реклама). Что касается учебных заведений, то в списке оказались как профильные, так и смежные вузы.
Что же из всего этого получилось?
Острая нехватка кадров
Пожалуй, главным шоком стало то, каким профессиям и специальностям учат, а каким - нет. Обратите внимание на слайд:
Иначе говоря, сфера образования поставляет лишь 16% кадров в качественном выражении. Остальные 84% занимаются самообразованием - учатся, уже попав в индустрию. Ну или дополнительно ходят на курсы (об этом чуть позже).
«Сценаристов не готовят, есть драматурги кино и телевидения, - говорит Терзи. - Нет скрипт-супервайзеров, гафферов, кастинг-директоров, постановщиков трюков. Также нет художников по гриму, локейшен-менеджеров, декораторов, постановщиков, администраторов группы, колористов, музыкальных редакторов, сейлз-агентов, агентов актеров. Относительно последних нет института как такового. Это драма. Даже не так, это трагедия».
Кстати, из 107 опрошенных профессионалов у 72% не было специального образования, когда они попали в индустрию. Однако это общий показатель, без привязки к специальности. Если же рассматривать последние по отдельности, то окажется, что, например, операторы - с образованием, а в сфере административного управления просто огромный провал.
London is the capital…
«Английский язык - это проблема для всех творческих дисциплин, - констатирует Дмитрий Суханов. - Это не просто владение, а свободное владение. Актеры должны работать без акцента, если они хотят сниматься на международном рынке. Это касается и копродукций [с Украиной]».
И если бы только актеры. Работа со сценарием, любая деловая переписка с иностранными партнерами, коммуникация на съемочной площадке, общение с дистрибуторами... Английский стал попросту основой основ. Но что примечательно, студенты профильных вузов, потенциально имеющие возможность поработать с иностранцами, к этому не стремятся. 56% опрошенных студентов и выпускников имели возможность поучаствовать в программах по обмену опытом, но больше половины из них отказались:
Всего 21% опрошенных свободно общается на английском. Причем это средний показатель нынешних студентов и уже выпускников. По отдельности их показатели владения разговорным английским составляют 23% и 19% соответственно. А это говорит о том, что, выпускаясь из вуза и не имея практики, они начинают забывать язык. И ведь они еще в большинстве не трудоустроены.
Если копнуть глубже, то окажется, что под обменом опытом студенты подразумевают поездки на кинофестивали. Но если брать во внимание круглые столы и конференции, то почти все они окажутся русскоязычными.
Soft skills и практика
Отдельная, но смежная с языком проблема - отсутствие так называемых soft skills. Если рассмотреть те специальности, которым у нас обучают, то в программе не найдется ничего, связанного с навыками общения. А ведь едва ли не первое, что требуются при приеме на работу (по словам профессионалов индустрии), - это умение слушать, трудиться в команде и заниматься самообразованием. Но даже самый способный выпускник, попадая на съемочную площадку, обычно теряется.
«Когда молодежь приходит из учебных заведений, у них есть представление, что нужно делать как профессионалам. Но они не понимают, как работать в команде. [Опрошенные] специалисты научились этому на площадке», - резюмирует Терзи.
Но где эту практику получить? Ведь даже если вузы начнут этому обучать, все сведется только к теории. Например, Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого уже не первый год обращается с инициативой к Госкино, чтобы как-то задействовать студентов на съемках фильмов, создаваемых при господдержке. Это бы помогло и практикой непосредственно по специальности. Но ответа от Госкино пока не получили.
А теперь посмотрите на диаграмму:
На вопрос, будут ли работать по специальности, 7% студентов не смогли ответить, а 11% - уже говорят, что не планируют. Среди выпускников ситуация еще печальнее: 21% респондентов работали в индустрии, но уже сменили сферу.
По словам экспертов, нынешние игроки киноиндустрии часто недооценивают сторону продвижения и дистрибуции контента. А эта, казалось бы, последняя фаза прямо влияет на продукт еще на этапе препродакшена: сценаристы не очень хорошо ощущают аудиторию. Также сказывается плохая коммуникация между участниками съемочного процесса, особенно когда работа идет дистанционно. Ну и, конечно, главный минус в том, что в вузах не готовят сейлз-агентов, о чем уже говорилось выше.
Умение работать со сценарием на всех его этапах - отдельная сложная дискуссия, которая начинается с простой констатации: в Украине нет вузов с обучением сценарному искусству как таковому. Благо появились школы (например, Ukrainian Film School) или курсы уже состоявшихся, успешных сценаристов.
Где же учатся?
И выпускники (в том числе новоявленных школ и курсов), и уже попавшие в киноиндустрию люди в основном занимаются самообразованием. Но тут опять же все упирается в знание английского, потому что больше всего знаний - на англоязычных сайтах:
По словам Терзи, специализированной литературы на украинском почти нет. Ее не переводят и не издают.
Анимация
Это вообще отдельная тема. Эксперты ее особо не исследовали, но, отвечая на вопрос Анастасии Верлинской, программного директора Международного фестиваля актуальной анимации и медиаискусства Linoleum, украинские вузы и колледжи не обучают специальностям в этой сфере. На помощь приходят исключительно курсы. Ну или самообразование.
А ведь это отдельный пласт кино- и телеиндустрии и, между прочим, одно из направлений, финансируемых Госкино. То есть государство заинтересовано в создании анимации, но в подготовке кадров для ее производства не участвует.
Что дальше?
Сложившиеся условия уже оказывают негативный эффект на кино- и телепроизводство. Из-за нехватки опыта у специалистов-новичков конечная стоимость создания контента может увеличиваться, а качество, наоборот - снижаться. Ввиду слабой маркетинговой стратегии коммерческое кино для широкой аудитории может собирать в прокате существенно меньше ожидаемого, что особенно обидно, когда фильм софинансирован из госбюжета. Ну и, наконец, английский язык. Украина запускает рибейты, заключает соглашения о копродукции (например, с Канадой), но для полноценного сотрудничества не хватает разговорных навыков на уровне каждого члена съемочной команды - как технической ее части, так и административной. Кроме того, возник вопрос отделения или по крайней мере более четкого разделения специальностей кино и театра. Особенно это касается драматургии и сценарного искусства.
Даже если учитывать, что нынешнее исследование - разведывательное, в нем могут быть ошибки или недочеты, государству пора обратить внимание на сферу кинообразования и начинать ее менять, объединив усилия с индустрией.
***
Результаты исследования вызвали много вопросов у зрителей презентации. Были и весьма толковые, оставшиеся без ответа. В частности, о наличии дипломов. Эксперты высчитали, что в большинстве случаев при приеме на работу о дипломе не спрашивают, однако, как правильно заметили слушатели, в частной компании это может быть требованием с привязкой к технической специальности, а к творческой - нет. Или вопрос об объеме рынка в количественном выражении. Очевидно, что это очень сложно посчитать, но так прояснилось бы соотношение спроса и предложения: возможно, специалистов, которых уже готовят вузы, на рынке с избытком. Появилось бы четкое понимание, сколько специалистов нужно среди тех, кого сейчас не готовят.
Впрочем, эксперты надеются, что это лишь первое исследование и в дальнейшем удастся провести новые. А сегодня готовы ответить на любые вопросы по почте: filmedu.research@gmail.com. Ознакомиться же с полным исследованием можно здесь. А тому, как обучают киноспециальностям в Украине, Европе и США, был посвящен один из выпусков подкаста «У нас было» - рекомендуем послушать.